Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Глава 1. Структура, функции и динамика самооценки
1.1 Самооценка: содержание и соотношение понятий
Исследования самосознания ведутся давно и в разных направлениях [13]: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.), исследование структуры самосознания и анализ отдельных составляющих, в том числе самооценки (О.Н. Молчанова, В.С. Мухина, Л.В. Бороздина и др.), рассмотрение самосознания как социально-психологической и философской проблемы существования и развития личности (И.С. Кон, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др).
Для обозначения самосознания психологи используют разные понятия: «Эго», «Я», «Самость», «Система-Я», «Я-концепция», «Образ Я», «Репрезентация-Я» и другие.
С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - понятия Я, собственной индивидуальности [13].
Категория «Я» - одно из старейших философско-психологических понятий. Проблема «Я» стала предметом многих теоретических и практических исследований. В своих работах И.С.Кон рассматривает этимологию слова «Я», приводи классификацию психологических теорий, изучающих разные аспекты проблемы личности и человеческого «Я» [29]. В структурной модели «Самости» он выделяет личную идентичность (или эго-идентичность) как единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость». Эго-идентичность включает: экзистенциальное «Я» (субъективно-деятельностное начало), переживаемое «Я» (чувство «самости», не отливающееся в понятийные формы) и категориальное «Я» (представления индивида о самом себе, его «образ Я» или «Я-концепция»). Каждому из названных элементов соответствуют определенные психические процессы. Экзистенциальному «Я» - саморегуляция и самоконтроль; переживаемому «Я» - самоощущение; категориальному «Я» - самопознание, самооценка и т.д.
Е.С. Шильштейн в своей работе дает теоретический анализ существующих подходов к проблеме Я, рассматривая эволюцию взглядов на «Я» как смену ключевых метафор: Я познаваемое и Я познающее (У. Джемс); Я как система интериоризированных оценок значимых других (Ч. Кули, Дж. Мид); Я как сознательная часть личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер); Я как идентичность (Э. Эриксон); Я как часть опыта (К. Роджерс, Дж. Келли); Я как повествование (И. Гофман, Э. Берн, К. Герген); Я как диалог (М. Бубер, Х. Херманс, В.В. Столин).
С.Л. Рубинштейн соотносит категории «Я», «личность» и «самосознание» [58]. ««Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.
1.1 Самооценка: содержание и соотношение понятий
Исследования самосознания ведутся давно и в разных направлениях [13]: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.), исследование структуры самосознания и анализ отдельных составляющих, в том числе самооценки (О.Н. Молчанова, В.С. Мухина, Л.В. Бороздина и др.), рассмотрение самосознания как социально-психологической и философской проблемы существования и развития личности (И.С. Кон, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др).
Для обозначения самосознания психологи используют разные понятия: «Эго», «Я», «Самость», «Система-Я», «Я-концепция», «Образ Я», «Репрезентация-Я» и другие.
...
1.2 Образ физического Я, место и роль в самооценке
Осознание человеком своей телесной сущности (что обычно включает осознание схемы тела, внешности и половой принадлежности) представляет собой такой же познавательный процесс, что и познание (отражение) объектов внешнего мира и других людей.
Неудовлетворенность какими-то своими физическими данными, фиксация на физическом дефекте - реальном или мнимом, повышенная значимость определенных частей тела или телесного облика в целом неизбежно влияют на представление о своем физическом Я, на общий уровень самоприятия. В то же время само содержание образа физического Я, качества, его составляющие, его формально-структурные характеристики (степень когнитивной дифференцированности, в частности), определяют как частные самооценки, так и глобальное отношение к себе в виде самоприятия или самоотвержения.
Тесное единство телесного опыта и Я образа было показано еще З.
...
1.3. Фототерапия: цели, функции, методы
Фототерапия связана с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Можно отметить, что фототерапия предполагает как работу с готовыми фотоматериалами, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественные описания и т.д.
Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом) и другими людьми (участниками психотерапевтической или тренинговой группы).
...
2.1 Организация эксперимента
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
a. Структурированное интервью (анализ самооценки личности).
b. Психодиагностические методики (опросники, шкальные техники).
c. Фотосесии.
d. Методика самостоятельной работы с фотографиями участников исследования.
e. Анкетный опрос.
f. Методы математической статистики.
Структурированное интервью применялось с целью выявления ожиданий участников от участия в данном экспериментальном проекте. Включает 5 открытых вопросов:
- Почему Вы согласились на участие в данном экспериментальном проекте?
- Какие у Вас ожидания в связи с этим?
- Довольны ли Вы своей самооценкой?
- Хотели бы Вы, чтобы в Вашей самооценке что-либо изменилось, и если «да», то, что и в какую сторону?
- Что для Вас будет показателем того, что в Вашей самооценке что-либо изменилось?
Психодиагностические методики:
1. Личностный тест-опросник самоотношения. Авторы В.В. Столин и С.Р. Пантелеев.
...
2.2 Анализ и обсуждение результатов
До начала сравнительного анализа были сопоставлены результаты экспериментальной и контрольной групп по всем психодиагностическим методикам по критерию Манна-Уитни (см. Приложения №№1-4):
Таблица №3 Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по используемым психодиагностическим методикам до начала исследования
Психодиагностические методики
Показатели U-критерия Манна-Уитни
1.
Личностный опросник самоотношения (В.В. Столина и С.Р. Пантелеева)
Uэмп 196 > Uкр.= 138 (p?0,05)
2.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн
Uэмп 182 > Uкр.= 138 (p?0,05)
3.
Тест локуса контроля
Д. Роттера
По критерию экстернальности Uэмп 175,5 > Uкр.= 138 (p?0,05)
По критерию интернальности
Uэмп 188,5 > Uкр.= 138 (p?0,05)
4.
Методика диагностики телесного «Я» И.В. Лыбко
По фактору №1 Uэмп 165 > Uкр.= 138 (p?0,05)
По фактору №2 Uэмп 173 > Uкр.
...
Заключение
С точки зрения дальнейшего развития и использования данного метода можно говорить о больших возможностях. Во-первых, потому что тема адекватной высокой самооценки исключительно актуальна для большого количества людей. Во-вторых, терапевтические и коррекционные возможности данного метода позволяют его использовать в рамках многих психологических школ и направлений. В-третьих, широкое распространение цифровой фототехники, легкой и простой в обращении, позволяет сделать этот метод работы с самооценкой доступным для широкого круга людей.
Наряду с этим нельзя не отметить, что данный метод требует многогранного дальнейшего изучения. Нераскрытыми остаются многие вопросы.
...
1. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии, 1990, №3.
2. Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я-концепции руководителя. Учебно-методическое пособие. - М.: Гос. ун-т управления, 1999. - 25 с.
3. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. - Казань, 2000. - 24 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
5. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. - Л., 1984. - 17 с.
6. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
7. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис.... канд. психол. наук. - М.; 1996. - 119 с.
8. Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных / Отв. ред. О.В. Лаврова. - Самара, 2001. - 44 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
10. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
11. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб. М.: Знание, 2001. - С.45-53.
12. Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза: Автореф. канд. дис. - М., 1989.
13. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии //2006, №2
14. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 1992. - Т.13, №4.- С. 99-101.
15. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах. - М.: Проект, 2001.
16. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии, 1989, №1.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М. 1982. - Т. 2. - С.56-69.
18. Гусева А.Г. Особенности восприятия своей внешности студентами // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознание. - Краснодар: КГУ, 1977. - С.52-56.
19. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.413-417.
20. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. - М., 1989.
21. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. - Таллин, 1980. - С. 11-14.
22. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
23. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.5-14.
24. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 90-99.
25. Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 1 (34). - С. 41-43.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Глава 1. Структура, функции и динамика самооценки
1.1 Самооценка: содержание и соотношение понятий
Исследования самосознания ведутся давно и в разных направлениях [13]: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.), исследование структуры самосознания и анализ отдельных составляющих, в том числе самооценки (О.Н. Молчанова, В.С. Мухина, Л.В. Бороздина и др.), рассмотрение самосознания как социально-психологической и философской проблемы существования и развития личности (И.С. Кон, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др).
Для обозначения самосознания психологи используют разные понятия: «Эго», «Я», «Самость», «Система-Я», «Я-концепция», «Образ Я», «Репрезентация-Я» и другие.
С точки зрения психологического анализа самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование - понятия Я, собственной индивидуальности [13].
Категория «Я» - одно из старейших философско-психологических понятий. Проблема «Я» стала предметом многих теоретических и практических исследований. В своих работах И.С.Кон рассматривает этимологию слова «Я», приводи классификацию психологических теорий, изучающих разные аспекты проблемы личности и человеческого «Я» [29]. В структурной модели «Самости» он выделяет личную идентичность (или эго-идентичность) как единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость». Эго-идентичность включает: экзистенциальное «Я» (субъективно-деятельностное начало), переживаемое «Я» (чувство «самости», не отливающееся в понятийные формы) и категориальное «Я» (представления индивида о самом себе, его «образ Я» или «Я-концепция»). Каждому из названных элементов соответствуют определенные психические процессы. Экзистенциальному «Я» - саморегуляция и самоконтроль; переживаемому «Я» - самоощущение; категориальному «Я» - самопознание, самооценка и т.д.
Е.С. Шильштейн в своей работе дает теоретический анализ существующих подходов к проблеме Я, рассматривая эволюцию взглядов на «Я» как смену ключевых метафор: Я познаваемое и Я познающее (У. Джемс); Я как система интериоризированных оценок значимых других (Ч. Кули, Дж. Мид); Я как сознательная часть личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер); Я как идентичность (Э. Эриксон); Я как часть опыта (К. Роджерс, Дж. Келли); Я как повествование (И. Гофман, Э. Берн, К. Герген); Я как диалог (М. Бубер, Х. Херманс, В.В. Столин).
С.Л. Рубинштейн соотносит категории «Я», «личность» и «самосознание» [58]. ««Я» - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.
1.1 Самооценка: содержание и соотношение понятий
Исследования самосознания ведутся давно и в разных направлениях [13]: изучение самосознания в общетеоретическом и методологическом аспектах (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.), исследование структуры самосознания и анализ отдельных составляющих, в том числе самооценки (О.Н. Молчанова, В.С. Мухина, Л.В. Бороздина и др.), рассмотрение самосознания как социально-психологической и философской проблемы существования и развития личности (И.С. Кон, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и др).
Для обозначения самосознания психологи используют разные понятия: «Эго», «Я», «Самость», «Система-Я», «Я-концепция», «Образ Я», «Репрезентация-Я» и другие.
...
1.2 Образ физического Я, место и роль в самооценке
Осознание человеком своей телесной сущности (что обычно включает осознание схемы тела, внешности и половой принадлежности) представляет собой такой же познавательный процесс, что и познание (отражение) объектов внешнего мира и других людей.
Неудовлетворенность какими-то своими физическими данными, фиксация на физическом дефекте - реальном или мнимом, повышенная значимость определенных частей тела или телесного облика в целом неизбежно влияют на представление о своем физическом Я, на общий уровень самоприятия. В то же время само содержание образа физического Я, качества, его составляющие, его формально-структурные характеристики (степень когнитивной дифференцированности, в частности), определяют как частные самооценки, так и глобальное отношение к себе в виде самоприятия или самоотвержения.
Тесное единство телесного опыта и Я образа было показано еще З.
...
1.3. Фототерапия: цели, функции, методы
Фототерапия связана с применением фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Можно отметить, что фототерапия предполагает как работу с готовыми фотоматериалами, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение и танец, драматическое исполнение, художественные описания и т.д.
Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при самостоятельных занятиях, так и при создании и обсуждении фотоснимков совместно со специалистом (психологом, врачом-психотерапевтом) и другими людьми (участниками психотерапевтической или тренинговой группы).
...
2.1 Организация эксперимента
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
a. Структурированное интервью (анализ самооценки личности).
b. Психодиагностические методики (опросники, шкальные техники).
c. Фотосесии.
d. Методика самостоятельной работы с фотографиями участников исследования.
e. Анкетный опрос.
f. Методы математической статистики.
Структурированное интервью применялось с целью выявления ожиданий участников от участия в данном экспериментальном проекте. Включает 5 открытых вопросов:
- Почему Вы согласились на участие в данном экспериментальном проекте?
- Какие у Вас ожидания в связи с этим?
- Довольны ли Вы своей самооценкой?
- Хотели бы Вы, чтобы в Вашей самооценке что-либо изменилось, и если «да», то, что и в какую сторону?
- Что для Вас будет показателем того, что в Вашей самооценке что-либо изменилось?
Психодиагностические методики:
1. Личностный тест-опросник самоотношения. Авторы В.В. Столин и С.Р. Пантелеев.
...
2.2 Анализ и обсуждение результатов
До начала сравнительного анализа были сопоставлены результаты экспериментальной и контрольной групп по всем психодиагностическим методикам по критерию Манна-Уитни (см. Приложения №№1-4):
Таблица №3 Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по используемым психодиагностическим методикам до начала исследования
Психодиагностические методики
Показатели U-критерия Манна-Уитни
1.
Личностный опросник самоотношения (В.В. Столина и С.Р. Пантелеева)
Uэмп 196 > Uкр.= 138 (p?0,05)
2.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубенштейн
Uэмп 182 > Uкр.= 138 (p?0,05)
3.
Тест локуса контроля
Д. Роттера
По критерию экстернальности Uэмп 175,5 > Uкр.= 138 (p?0,05)
По критерию интернальности
Uэмп 188,5 > Uкр.= 138 (p?0,05)
4.
Методика диагностики телесного «Я» И.В. Лыбко
По фактору №1 Uэмп 165 > Uкр.= 138 (p?0,05)
По фактору №2 Uэмп 173 > Uкр.
...
Заключение
С точки зрения дальнейшего развития и использования данного метода можно говорить о больших возможностях. Во-первых, потому что тема адекватной высокой самооценки исключительно актуальна для большого количества людей. Во-вторых, терапевтические и коррекционные возможности данного метода позволяют его использовать в рамках многих психологических школ и направлений. В-третьих, широкое распространение цифровой фототехники, легкой и простой в обращении, позволяет сделать этот метод работы с самооценкой доступным для широкого круга людей.
Наряду с этим нельзя не отметить, что данный метод требует многогранного дальнейшего изучения. Нераскрытыми остаются многие вопросы.
...
1. Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии, 1990, №3.
2. Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я-концепции руководителя. Учебно-методическое пособие. - М.: Гос. ун-т управления, 1999. - 25 с.
3. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. … к. психол. н. - Казань, 2000. - 24 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
5. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. - Л., 1984. - 17 с.
6. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
7. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис.... канд. психол. наук. - М.; 1996. - 119 с.
8. Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных / Отв. ред. О.В. Лаврова. - Самара, 2001. - 44 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
10. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
11. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб. М.: Знание, 2001. - С.45-53.
12. Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза: Автореф. канд. дис. - М., 1989.
13. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии //2006, №2
14. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 1992. - Т.13, №4.- С. 99-101.
15. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах. - М.: Проект, 2001.
16. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии, 1989, №1.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М. 1982. - Т. 2. - С.56-69.
18. Гусева А.Г. Особенности восприятия своей внешности студентами // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознание. - Краснодар: КГУ, 1977. - С.52-56.
19. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.413-417.
20. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. - М., 1989.
21. Захарова А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. - Таллин, 1980. - С. 11-14.
22. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
23. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.5-14.
24. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С. 90-99.
25. Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. - 1986. - № 1 (34). - С. 41-43.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1650 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую