Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических ре-шений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоя-тельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается ко-личество детей с различными нарушениями в психическом и физическом раз-витии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обучения таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных учрежде-ний, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процес-сом обучения и развития без должного организационного, теоретического и методического обеспечения.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение, и оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами.
Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сбли-зить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет спо-собствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям. Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психическом развитии [Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.,1987, с. 45]. Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительного восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.
Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указывается на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей во многом определяется скоорди-нированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволяет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как психического процесса.
Проблемы зрительного восприятия в психолого-педагогической
литературе
Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в ок-ружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедея-тельности. В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболева-ниях.
В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях. Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции.
За последнее время получила значительное распространение миопия (близорукость), кроме того, существует гиперметропия (дальнозоркость) и ас-тигматизм. Среди других глазных патологий следует назвать катаракту, атро-фию зрительных нервов, глаукому, ретинопатию и др. Значительную группу детей охватывает такое заболевание, как косоглазие и амблиопия.
При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия. Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются [Плаксина Л.И. Пси-холого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999, с. 5].
Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туло-вища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.
В зависимости от структуры зрительного дефекта, времени его возникновения, своевременности его выявления и организации соответствующей медико-психолого-педагогической коррекционно-компенсаторной помощи. Уровень отклонений в психофизическом развитии может проявляться по-разному. Для правильной организации вышеуказанной помощи необходимо знать, какие функции выпадают из акта зрения.
Одной из ведущих функций зрения и зрительного является стимульно-различительная, направленная на активное взаимодействие с окружающим ми-ром на уровне ориентировочной деятельности для установления контакта. Стимульно-различительная функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром.
В результате перцептивных действий выделяются качественные характе-ристики в предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя мозг к аналитико-синтетической деятельности [Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999, с. 6-8].
Объектом нашего исследования является процесс зрительного восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предметом исследования является особенности процесса зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Целью дипломной работы является изучение особенностей процесса зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить виды и основные свойства восприятия.
3. Выявить особенности развития процесса восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
4. Экспериментально исследовать эффективность способов коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1984. - С. 64
2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.,1968. - С. 333
3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - С. 304
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. По-пулярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия раз-вития, 1997. - С. 240
5. Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4.
6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. - С. 547
7. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста//вопросы психологии, 1961.-№3.
8. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - С. 418
9. Веккер Л.М. Психологические процессы. В 2-х т. - М., 1974. - С. 325
10. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.,1973. - С. 133
11. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. - С. 336
12. Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии.-1983.-№ 2.- С. 43-50.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,1973. - С. 173
14. Воспитание и обучение слепого дошкольника/Под ред. Л.И.Солнцевой. - М.: Просвещение, 1967. - С. 389
15. Восприятие и деятельность./ Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 1964. - С. 550
16. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - СПб: СОЮЗ,1997. - С. 321
17. Головина Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков //Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980. - С.176
18. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в про-странстве учащихся школ слепых и слабовидящих детей. - Уфа, 1996. - С. 440
19. Дети с глубокими нарушениями зрения. Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1967.- С. 166
20. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - С. 63
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность поиска новых теоретических подходов и практических ре-шений к проблеме обучения аномальных детей обусловлена рядом обстоя-тельств. Во-первых, в последние годы в России непрерывно увеличивается ко-личество детей с различными нарушениями в психическом и физическом раз-витии, что приводит к созданию специальных учреждений и программ для их обучения. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика обучения таких детей и их развития. В-третьих, расширение сети специальных учрежде-ний, приводит к тому, что воспитатели, учителя пытаются руководить процес-сом обучения и развития без должного организационного, теоретического и методического обеспечения.
В настоящее время перед психологией слепых и слабовидящих среди ряда задач на первый план выступает разработка проблемы управления психическим развитием ребенка. До недавнего времени вопросы развития аномальных детей решались преимущественно в плане коррекции и компенсации дефекта. На современном уровне развития тифлопсихологии во главу угла следует, очевидно, ставить задачу управления психическим развитием. Эта задача имеет огромное значение, и оно возрастает при наличии отклонений и недоразвитии психических функций у аномальных детей в тех случаях, когда многочисленные психогенные факторы утрачивают свое значение и становится необходимым управление компенсаторными процессами.
Такое управление возможно и, что еще более важно, это поможет сбли-зить пути развития аномальных и нормальных детей. Такой подход будет спо-собствовать реабилитации инвалидов по зрению, их интеграции в обществе зрячих. В основе такого утверждения лежит высказанная еще в начале века идея известного русского дефектолога Г.И.Трошина, согласно которой, между нормальными и аномальными детьми нет принципиальной разницы. Развитие тех и других подчинено одним и тем же закономерностям. Успех развития и социальной реабилитации детей с нарушениями зрения в большей степени зависит от своевременного предупреждения отклонений в их психическом развитии [Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.,1987, с. 45]. Этот вопрос тесно связан с проблемой развития зрительного восприятия (обучения видению) слабовидящих детей. Практика обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное воздействие первичного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.
Система педагогической работы по развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте разработана достаточно полно. В трудах Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.А.Венгер, Л.И.Плаксиной и др. указывается на то, что эффективность коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей во многом определяется скоорди-нированностью психолого-педагогической и лечебно- восстановительной работ, что позволяет обеспечить воздействие на все стороны зрительного восприятия как психического процесса.
Проблемы зрительного восприятия в психолого-педагогической
литературе
Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в ок-ружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедея-тельности. В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболева-ниях.
В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях. Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции.
За последнее время получила значительное распространение миопия (близорукость), кроме того, существует гиперметропия (дальнозоркость) и ас-тигматизм. Среди других глазных патологий следует назвать катаракту, атро-фию зрительных нервов, глаукому, ретинопатию и др. Значительную группу детей охватывает такое заболевание, как косоглазие и амблиопия.
При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия. Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются [Плаксина Л.И. Пси-холого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999, с. 5].
Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туло-вища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.
В зависимости от структуры зрительного дефекта, времени его возникновения, своевременности его выявления и организации соответствующей медико-психолого-педагогической коррекционно-компенсаторной помощи. Уровень отклонений в психофизическом развитии может проявляться по-разному. Для правильной организации вышеуказанной помощи необходимо знать, какие функции выпадают из акта зрения.
Одной из ведущих функций зрения и зрительного является стимульно-различительная, направленная на активное взаимодействие с окружающим ми-ром на уровне ориентировочной деятельности для установления контакта. Стимульно-различительная функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром.
В результате перцептивных действий выделяются качественные характе-ристики в предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя мозг к аналитико-синтетической деятельности [Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999, с. 6-8].
Объектом нашего исследования является процесс зрительного восприятия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предметом исследования является особенности процесса зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Целью дипломной работы является изучение особенностей процесса зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к понятию восприятия в современной психолого-педагогической литературе.
2. Изучить виды и основные свойства восприятия.
3. Выявить особенности развития процесса восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
4. Экспериментально исследовать эффективность способов коррекции зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,1984. - С. 64
2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.,1968. - С. 333
3. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964. - С. 304
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. По-пулярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия раз-вития, 1997. - С. 240
5. Белопольская Н.Л., Лубовский В.И. Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4.
6. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. - С. 547
7. Богуславская З.М. Особенности ориентировочно-исследовательской деятельности в процессе зрительного восприятия формы у детей дошкольного возраста//вопросы психологии, 1961.-№3.
8. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - С. 418
9. Веккер Л.М. Психологические процессы. В 2-х т. - М., 1974. - С. 325
10. Величковский Б.М. Психология восприятия. - М.,1973. - С. 133
11. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982. - С. 336
12. Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии.-1983.-№ 2.- С. 43-50.
13. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,1973. - С. 173
14. Воспитание и обучение слепого дошкольника/Под ред. Л.И.Солнцевой. - М.: Просвещение, 1967. - С. 389
15. Восприятие и деятельность./ Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: МГУ, 1964. - С. 550
16. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Лекции по психологии. - СПб: СОЮЗ,1997. - С. 321
17. Головина Т.Н. Развитие пространственного анализа у умственно отсталых детей и некоторые пути коррекции его недостатков //Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1980. - С.176
18. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в про-странстве учащихся школ слепых и слабовидящих детей. - Уфа, 1996. - С. 440
19. Дети с глубокими нарушениями зрения. Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1967.- С. 166
20. Ермаков В.П. Обучение слабовидящих детей чтению графических изображений. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - С. 63
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1650 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую