Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Индивидуально-типологические факторы психического развития младшего школьника

  • 78 страниц
  • 2018 год
  • 78 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

ViktorPetrovich

преподаватель ВУЗа

1650 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения из-за экономических, экологических, социальных и других причин. По данным научного Центра здоровья РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития. Увеличивается число детей с пограничными нарушениями развития, которые нельзя с достаточной определённостью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (3. М. Дунаева, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко). Проводимые исследования показывают, что около 60% детей относятся к «группе риска» и нуждаются в коррекционно-педагогической помощи в связи с минимальными нарушениями психического развития. Они могут успешно развиваться при создании им условий в обычных, массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то, что для этих детей не требуется коррекционно-педагогическая работа в условиях специализированного учреждения (Т. В. Ахутина, Т.Н. Доронова и др.), отсутствие своевременной помощи силами школы и семьи может привести к такому варианту развития, когда у ребенка появляется множество нарушений, сопутствующих ведущему: учебной деятельности, поведения, общения и др. Имеющиеся у школьников особенности развития требуют от учителя применения в обучении и воспитании коррекционного подхода. Для этого, кроме общепедагогических знаний и умений, ему необходимо владеть специальным технологическим инструментарием, позволяющим выстраивать и осуществлять педагогический процесс с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.
Есть вопрос, который традиционно задают ученые, занимающиеся проблемами общей психологии, при обсуждении работ своих коллег — детских психологов. Они спрашивают, не являются ли изложенные в статье, докладе или личном сообщении факты и закономерности проявлениями не возрастных, а индивидуальных особенностей испытуемых. Если речь идет о формирующем эксперименте или лонгитюде, когда с очевидностью выступает обусловленность полученных данных факторами обучения и развития, то вопрос звучит несколько по-иному и сводится к выяснению возможных индивидуальных вариантов или типологий полученных результатов.
Почти любая характерная психологическая черта того или иного из детских возрастов может быть найдена в качестве индивидуально-типологической у взрослых людей. Поэтому психолог, занимающийся динамикой, механизмами и закономерностями психической жизни у взрослых, невольно склонен расценивать наличие или отсутствие такой черты у детей не как показатель достижения или недостижения ими определенного этапа онтогенеза, а как индивидуально-типологическое проявление. Действительно, даже такие очевидно возрастные явления, как, например, феномены Пиаже, можно наблюдать и у взрослых людей, только не на том повседневном материале, как у маленьких детей, а на малознакомом, новом, таком, где человек не набрал еще достаточный опыт для уверенного выделения существенных признаков и причинно-следственных связей.

Анализ работ зарубежных и отечественных авторов

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
Между тем, научные исследования свидетельствуют, что в личностном и интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста скрыты огромные неиспользованные резервы, связанные в первую очередь с темпом созревания или скоростью возрастных преобразований, которая в ходе онтогенеза может изменяться (Л.С. Выготский; Л.И. Божович, 1972; А. Валлои, 1967; Д.Б Эльконии и Т.В. Драгунова,. 1967, 1973; У. Глассер,1991; П.Я. Гальперин, 1966, Н.С. Лейтес, 1972; Б. Ливер, 1995; B.C. Мухина, 1998; К.Н.Поливанова, 1994, Х. Ремшмидт,1994; Е.И. Савонько, 1972; Г.А. Цукерман, 1992 и др.). В связи с этим, особо актуальным является изучение психологических особенностей детей данной возрастной группы; их обучаемости, как ведущего показателя успешности учебной деятельности, ее познавательных компонентов.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания. В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение.

Цель работы: рассмотреть индивидуально-психологические факторы психического развития младшего школьного возраста.
Объект исследования: индивидуально-психологические факторы психического развития учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические закономерности обучения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: индивидуально-психологические факторы психического развития младших школьников связаны с общей успеваемостью школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие трактовки центрального психологических факторов младшего школьного периода развития.
2. Выявить ведущий фактор нарушения и индивидуально-типологические особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников с минимальными недостатками психического развития.
3. Рассмотреть условия формирования индивидуально-психологических факторов.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
2. Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. // Блонский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – С.104-161.
3. Блонский П.П. О некоторых встречающихся у педологов ошибках. // На путях к новой школе, 1931, № 6. – С. 50.
4. Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. - М.: Изд-во МКЛ № 1310, 2002. – 96 с.
5. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью. Т 2, Ростов-на-Дону, изд-во РГПУ,2006.-504
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте //Собр. соч., т.2, - М.: Педагогика, 1982. - С. 436-454.
7. Давыдов В.В., Лебедева В.П. Новому времени – новое образование. // Учителю о психологии. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова, - М., 1996.
8. Зеньковский В.В. Педагогика. – Париж-М.: Православный Свято Тихоновский Богословский институт, 1996. – с.45
9. Калинина Н.В., Лукьянова М.И., Барбитова А.Д. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения. Методические рекомендации. Для учителей и школьных психологов. Ульяновск.1999г.
10. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. – СПб., 1877. – С.631.
11. Квалификация учителя для ИП С. 69: Блонский П.П. Учитель трудовой школы. // Блонский. – М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – С. 63-70.
12. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985 г. - 112с.
13. Кочетов А.Н. Перевоспитание подростка, М., 1972.
14. Лернер П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании учащихся старших классов. // Профильная школа Москвы: опыт, проблемы перспективы: Матер. н.-пр. конф. г. Москвы (14-15 мая 2003 г.). – М: НИИРО, 2003. – С. 10-26.
15. Макаров С.П Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. - 1994г.-№1.-с.2-10.
16. Махова И.Ю. Зависимость успешности прогнозирования в педагогической деятельности от активности личности студентов: Автореф. … канд. психол. наук. – М., 1989. – 18 с.
17. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М.: "Эйдос", 1996. и др.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Дипломную работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

В настоящее время отмечается значительное ухудшение психофизического здоровья детского населения из-за экономических, экологических, социальных и других причин. По данным научного Центра здоровья РАМН, 85% детей рождаются с недостатками развития. Увеличивается число детей с пограничными нарушениями развития, которые нельзя с достаточной определённостью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (3. М. Дунаева, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко). Проводимые исследования показывают, что около 60% детей относятся к «группе риска» и нуждаются в коррекционно-педагогической помощи в связи с минимальными нарушениями психического развития. Они могут успешно развиваться при создании им условий в обычных, массовых образовательных учреждениях. Несмотря на то, что для этих детей не требуется коррекционно-педагогическая работа в условиях специализированного учреждения (Т. В. Ахутина, Т.Н. Доронова и др.), отсутствие своевременной помощи силами школы и семьи может привести к такому варианту развития, когда у ребенка появляется множество нарушений, сопутствующих ведущему: учебной деятельности, поведения, общения и др. Имеющиеся у школьников особенности развития требуют от учителя применения в обучении и воспитании коррекционного подхода. Для этого, кроме общепедагогических знаний и умений, ему необходимо владеть специальным технологическим инструментарием, позволяющим выстраивать и осуществлять педагогический процесс с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.
Есть вопрос, который традиционно задают ученые, занимающиеся проблемами общей психологии, при обсуждении работ своих коллег — детских психологов. Они спрашивают, не являются ли изложенные в статье, докладе или личном сообщении факты и закономерности проявлениями не возрастных, а индивидуальных особенностей испытуемых. Если речь идет о формирующем эксперименте или лонгитюде, когда с очевидностью выступает обусловленность полученных данных факторами обучения и развития, то вопрос звучит несколько по-иному и сводится к выяснению возможных индивидуальных вариантов или типологий полученных результатов.
Почти любая характерная психологическая черта того или иного из детских возрастов может быть найдена в качестве индивидуально-типологической у взрослых людей. Поэтому психолог, занимающийся динамикой, механизмами и закономерностями психической жизни у взрослых, невольно склонен расценивать наличие или отсутствие такой черты у детей не как показатель достижения или недостижения ими определенного этапа онтогенеза, а как индивидуально-типологическое проявление. Действительно, даже такие очевидно возрастные явления, как, например, феномены Пиаже, можно наблюдать и у взрослых людей, только не на том повседневном материале, как у маленьких детей, а на малознакомом, новом, таком, где человек не набрал еще достаточный опыт для уверенного выделения существенных признаков и причинно-следственных связей.

Анализ работ зарубежных и отечественных авторов

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
Между тем, научные исследования свидетельствуют, что в личностном и интеллектуальном развитии детей младшего школьного возраста скрыты огромные неиспользованные резервы, связанные в первую очередь с темпом созревания или скоростью возрастных преобразований, которая в ходе онтогенеза может изменяться (Л.С. Выготский; Л.И. Божович, 1972; А. Валлои, 1967; Д.Б Эльконии и Т.В. Драгунова,. 1967, 1973; У. Глассер,1991; П.Я. Гальперин, 1966, Н.С. Лейтес, 1972; Б. Ливер, 1995; B.C. Мухина, 1998; К.Н.Поливанова, 1994, Х. Ремшмидт,1994; Е.И. Савонько, 1972; Г.А. Цукерман, 1992 и др.). В связи с этим, особо актуальным является изучение психологических особенностей детей данной возрастной группы; их обучаемости, как ведущего показателя успешности учебной деятельности, ее познавательных компонентов.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей). Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания. В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение.

Цель работы: рассмотреть индивидуально-психологические факторы психического развития младшего школьного возраста.
Объект исследования: индивидуально-психологические факторы психического развития учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: психологические закономерности обучения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: индивидуально-психологические факторы психического развития младших школьников связаны с общей успеваемостью школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие трактовки центрального психологических факторов младшего школьного периода развития.
2. Выявить ведущий фактор нарушения и индивидуально-типологические особенности учебно-познавательной деятельности младших школьников с минимальными недостатками психического развития.
3. Рассмотреть условия формирования индивидуально-психологических факторов.
Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.

1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
2. Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. // Блонский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – С.104-161.
3. Блонский П.П. О некоторых встречающихся у педологов ошибках. // На путях к новой школе, 1931, № 6. – С. 50.
4. Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX-XX веков. - М.: Изд-во МКЛ № 1310, 2002. – 96 с.
5. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью. Т 2, Ростов-на-Дону, изд-во РГПУ,2006.-504
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте //Собр. соч., т.2, - М.: Педагогика, 1982. - С. 436-454.
7. Давыдов В.В., Лебедева В.П. Новому времени – новое образование. // Учителю о психологии. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова, - М., 1996.
8. Зеньковский В.В. Педагогика. – Париж-М.: Православный Свято Тихоновский Богословский институт, 1996. – с.45
9. Калинина Н.В., Лукьянова М.И., Барбитова А.Д. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения. Методические рекомендации. Для учителей и школьных психологов. Ульяновск.1999г.
10. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. – СПб., 1877. – С.631.
11. Квалификация учителя для ИП С. 69: Блонский П.П. Учитель трудовой школы. // Блонский. – М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – С. 63-70.
12. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985 г. - 112с.
13. Кочетов А.Н. Перевоспитание подростка, М., 1972.
14. Лернер П.С. Бифуркации педагогической парадигмы в профильном образовании учащихся старших классов. // Профильная школа Москвы: опыт, проблемы перспективы: Матер. н.-пр. конф. г. Москвы (14-15 мая 2003 г.). – М: НИИРО, 2003. – С. 10-26.
15. Макаров С.П Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. - 1994г.-№1.-с.2-10.
16. Махова И.Ю. Зависимость успешности прогнозирования в педагогической деятельности от активности личности студентов: Автореф. … канд. психол. наук. – М., 1989. – 18 с.
17. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М.: "Эйдос", 1996. и др.

Купить эту работу

Индивидуально-типологические факторы психического развития младшего школьника

1650 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 3000 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

17 декабря 2019 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
ViktorPetrovich
4
преподаватель ВУЗа
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
1650 ₽ Цена от 3000 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Raze об авторе ViktorPetrovich 2016-03-11
Дипломная работа

Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)

Общая оценка 5
Отзыв psycholog))) об авторе ViktorPetrovich 2014-05-02
Дипломная работа

Спасибо, хорошая работа и раньше срока) Рекомендую автора, отличный специалист)

Общая оценка 5
Отзыв Фантазерка об авторе ViktorPetrovich 2015-01-20
Дипломная работа

Автор, как всегда, на высоте.

Общая оценка 5
Отзыв Анна об авторе ViktorPetrovich 2015-01-30
Дипломная работа

Отличный автор. Рекомендую

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Психологические условия реабилитации лиц, получивших тяжелую травму

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Личносные факторы профессиональной деятельности продавцов продовольственных товаров

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию произношения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Психологическая готовность молодых к браку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Типы этнической толерантности у этнических студентов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
27500 ₽
Готовая работа

Восприятие подростками особенности сверстников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Условия формирования познавательного интереса к математике детей старшего дошкольного возраста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1500 ₽
Готовая работа

Индивидуально-психологические факторы склонности подростков к девиантному поведению

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Консультирование специалистов строительного контроля по проблеме когнитивных эвристик (на примере строительной компании)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

ЧАСТЬ диплома: Тип детско-родительских отношений как условие становления самооценки ребенка старшего дошкольного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Взаимосвязь ценностных ориентаций с характером межличностных отношений у юношей и девушек

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3900 ₽
Готовая работа

Навыки эффективного руководства:как добиться от сотрудников максимального результата.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽