Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. Основное содержание внутренней психической жизни человека составляют его отношения с другими людьми, которые порождают разнообразные переживания, чувства, поступки. Вследствие этого, межличностные отношения можно расценивать как важную ценность личности.
Время становления и интенсивного развития межличностных отношений относится к детскому возрасту и именно этот первоначальный коммуникативный опыт становится основой для формирования самосознания человека, его отношения к окружающей действительности, моделей и стиля его поведения в социальной среде. Это актуализирует изучение развития межличностных отношений личности на всех этапах онтогенеза, с целью выявления их возрастных закономерностей, а также психологической природы возникающих коммуникативных проблем.
Межличностные отношения, возникающие на основе определенных чувств людей по отношению друг к другу, в перспективе определяют жизненную и профессиональную успешность, реализованность личности.
Актуальность проблемы развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте состоит в том, что на фоне первоначального развития индивидуальности в деятельности ребенка формируется совокупность норм, правил и форм поведения, происходит осознание и утверждение своего места в социуме.
Проблема взаимоотношений между сверстниками младшего школьного возраста берет свое начало из работ Ж. Пиаже, который впервые обратил внимание на ее важность для психического развития и социализации ребенка. В отечественной психологии межличностные отношения исследовались В.Н. Мясищевым, разработавшим теорию отношений во взаимосвязи с эмоциональными переживаниями; А.А. Бодалевым, обосновавшим закономерности их формирования; Я.Л. Коломинским, определившим специфику межличностных отношений как информационного и предметного взаимодействия между людьми; а также другими исследователями.
Также вопросы становления и развития межличностных отношений младших школьников находятся в поле внимания как психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено значительное количество теоретических и экспериментальных исследований А.Я. Анцупова, Г.В. Бороздиной, И.П. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой, Н.А. Кормновой, К.В. Монаховой, и др.
Важность периода младшего школьного возраста для межличностных отношений актуализирует проведение мониторинга их развития с использованием разнообразных, адекватных возрасту детей диагностических методик.
Цель исследования - выявить особенности благоприятного развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Объект исследования – межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования – развитие благоприятных межличностных отношений младших школьников.
Задачи работы:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников.
2. Выявить особенности межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
1.1 Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема
Проблема межличностных отношений достаточно хорошо изучена как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
В отечественной науке фундаментальными являются труды Б.Г. Ананьева [3] и В.Н. Мясищева [47], исследовавших природу межличностного взаимодействия. В нем были выделены три компонента, в единстве которых формируются межличностные отношения:
- познание друг друга;
- эмоциональное отношение друг к другу;
- взаимодействие человека с человеком в процессе общения.
Категория «общение» рассматривается Б.Г. Ананьевым в единстве социального и индивидуального и определяется как «информация, коммуникация и преобразование внутреннего мира человека, которое происходит в различных конкретных ситуациях общения и взаимодействия людей» [3, с.287]. Из этого определения следует, что существует связь между внешними условиями и межличностным общением, а также влияние общения на формирование психических процессов, внутреннего мира личности, а, следовательно, и деятельности человека.
С точки зрения В.Н. Мясищева, общение также является процессом взаимодействия и взаимовлияния людей, однако, он считал необходимым специальное исследование условий, как способствующих, так и препятствующих межличностным отношениям [47]. Кроме того, В.Н. Мясищевым начато изучение роли общения в развитии личности человека, в особенности его самосознания.
Эту же идею разделял С.Л. Рубинштейн, который в работе «Человек и мир» утверждал, что «Я» не может быть раскрыто как объект непосредственного осознания, через отношения к самому себе, обособлено от других людей. Исходным условием моего существования является существование личности, субъектов, обладающих сознанием, существование психики, сознание других людей» [59, с.137].
Идеи С.Л. Рубинштейна были продолжены и развиты К.А. Альбухановой-Славской, которая обосновала в качестве важной цели общения – становление самоопределения личности, осознанное стремление занять определенную позицию в системе отношений. При этом автором обнаружена взаимосвязь системы отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам) с самоопределением и общественной активностью личности [2].
Изучение влияния эмоций и чувств человека на межличностные отношения (И.С Кона, Н.Д. Левитова, Ю.А. Менджерицкой, И.М. Палея) привело в выделению, в качестве специальной проблематики, исследования стилевых особенностей межличностного взаимодействия (Т.Е. Аргентова, Г.А. Берулава, В.А. Горянина, Е.А. Климов, В.Н. Куницына, В.С. Мерлин).
Далее, изучение межличностных отношений в отечественной психологии велось на уровне междисциплинарных исследований, позволивших выявить новые аспекты проблемы.
В работе выявляются особенности благоприятного развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Абраменкова В. Социальная психология детства / В. Абраменкова. – М.: Когито центр, 2008. – 500 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств / К.А. Абульханова-Славская // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. – Ч. 1. М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 49-62.
3. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность/ Б.Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2008.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
5. Анцупов А.Я. Оценка межличностных отношений в группе / А.Я. Анцупов, К.В. Монахова // Акмеология. – 2011. – № 2. – С. 58-69.
6. Архипова В.Ф. Психология межличностных отношений / В.Ф. Архипова, А.В. Голумидова. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2010. – 124 с.
7. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
9. Белкин А.С. Учитель и ученики: стиль отношений / А.С. Белкин // Воспитание школьников. – 1996. – №1. – С. 10-12.
10. Берикханова А.Е. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса / А.Е. Берикханова // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. №5 (40). – Новосибирск: СибАК, 2014.
11. Бернс Р. Я концепция и Я-образы / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 656 с. – С. 133-219.
12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
13. Божко Н.М. Особенности категориальных структур профессиональных знаний учителя о личности ученика / Н.М. Божко // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителей. – Горький, 1989. – С.10-21.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Изд. 3-е доп. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2004. – 342 с.
15. Бороздина Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – Люберцы: ЮРАЙТ, 2016. – 463 c.
16. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Ин-т психологии РАН, 1994. – 109 с.
17. Волков Б.С. Психология педагогического общения : Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 335 c.
18. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2004. – 220 с.
19. Галузо П.Р. Стиль педагогического общения как объект психологического исследования / П.Р. Галузо // Психология. – 2002. - №1. – С.54 – 63.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. Основное содержание внутренней психической жизни человека составляют его отношения с другими людьми, которые порождают разнообразные переживания, чувства, поступки. Вследствие этого, межличностные отношения можно расценивать как важную ценность личности.
Время становления и интенсивного развития межличностных отношений относится к детскому возрасту и именно этот первоначальный коммуникативный опыт становится основой для формирования самосознания человека, его отношения к окружающей действительности, моделей и стиля его поведения в социальной среде. Это актуализирует изучение развития межличностных отношений личности на всех этапах онтогенеза, с целью выявления их возрастных закономерностей, а также психологической природы возникающих коммуникативных проблем.
Межличностные отношения, возникающие на основе определенных чувств людей по отношению друг к другу, в перспективе определяют жизненную и профессиональную успешность, реализованность личности.
Актуальность проблемы развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте состоит в том, что на фоне первоначального развития индивидуальности в деятельности ребенка формируется совокупность норм, правил и форм поведения, происходит осознание и утверждение своего места в социуме.
Проблема взаимоотношений между сверстниками младшего школьного возраста берет свое начало из работ Ж. Пиаже, который впервые обратил внимание на ее важность для психического развития и социализации ребенка. В отечественной психологии межличностные отношения исследовались В.Н. Мясищевым, разработавшим теорию отношений во взаимосвязи с эмоциональными переживаниями; А.А. Бодалевым, обосновавшим закономерности их формирования; Я.Л. Коломинским, определившим специфику межличностных отношений как информационного и предметного взаимодействия между людьми; а также другими исследователями.
Также вопросы становления и развития межличностных отношений младших школьников находятся в поле внимания как психологов, так и педагогов. Этой теме посвящено значительное количество теоретических и экспериментальных исследований А.Я. Анцупова, Г.В. Бороздиной, И.П. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой, Н.А. Кормновой, К.В. Монаховой, и др.
Важность периода младшего школьного возраста для межличностных отношений актуализирует проведение мониторинга их развития с использованием разнообразных, адекватных возрасту детей диагностических методик.
Цель исследования - выявить особенности благоприятного развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности.
Объект исследования – межличностные отношения младших школьников.
Предмет исследования – развитие благоприятных межличностных отношений младших школьников.
Задачи работы:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межличностных отношений младших школьников.
2. Выявить особенности межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
1.1 Межличностные отношения как психолого-педагогическая проблема
Проблема межличностных отношений достаточно хорошо изучена как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
В отечественной науке фундаментальными являются труды Б.Г. Ананьева [3] и В.Н. Мясищева [47], исследовавших природу межличностного взаимодействия. В нем были выделены три компонента, в единстве которых формируются межличностные отношения:
- познание друг друга;
- эмоциональное отношение друг к другу;
- взаимодействие человека с человеком в процессе общения.
Категория «общение» рассматривается Б.Г. Ананьевым в единстве социального и индивидуального и определяется как «информация, коммуникация и преобразование внутреннего мира человека, которое происходит в различных конкретных ситуациях общения и взаимодействия людей» [3, с.287]. Из этого определения следует, что существует связь между внешними условиями и межличностным общением, а также влияние общения на формирование психических процессов, внутреннего мира личности, а, следовательно, и деятельности человека.
С точки зрения В.Н. Мясищева, общение также является процессом взаимодействия и взаимовлияния людей, однако, он считал необходимым специальное исследование условий, как способствующих, так и препятствующих межличностным отношениям [47]. Кроме того, В.Н. Мясищевым начато изучение роли общения в развитии личности человека, в особенности его самосознания.
Эту же идею разделял С.Л. Рубинштейн, который в работе «Человек и мир» утверждал, что «Я» не может быть раскрыто как объект непосредственного осознания, через отношения к самому себе, обособлено от других людей. Исходным условием моего существования является существование личности, субъектов, обладающих сознанием, существование психики, сознание других людей» [59, с.137].
Идеи С.Л. Рубинштейна были продолжены и развиты К.А. Альбухановой-Славской, которая обосновала в качестве важной цели общения – становление самоопределения личности, осознанное стремление занять определенную позицию в системе отношений. При этом автором обнаружена взаимосвязь системы отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам) с самоопределением и общественной активностью личности [2].
Изучение влияния эмоций и чувств человека на межличностные отношения (И.С Кона, Н.Д. Левитова, Ю.А. Менджерицкой, И.М. Палея) привело в выделению, в качестве специальной проблематики, исследования стилевых особенностей межличностного взаимодействия (Т.Е. Аргентова, Г.А. Берулава, В.А. Горянина, Е.А. Климов, В.Н. Куницына, В.С. Мерлин).
Далее, изучение межличностных отношений в отечественной психологии велось на уровне междисциплинарных исследований, позволивших выявить новые аспекты проблемы.
В работе выявляются особенности благоприятного развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Абраменкова В. Социальная психология детства / В. Абраменкова. – М.: Когито центр, 2008. – 500 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Субъект и субъектность: проблема определения качеств / К.А. Абульханова-Славская // Развитие психологии в системе комплексного человекознания / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. – Ч. 1. М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 49-62.
3. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность/ Б.Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2008.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
5. Анцупов А.Я. Оценка межличностных отношений в группе / А.Я. Анцупов, К.В. Монахова // Акмеология. – 2011. – № 2. – С. 58-69.
6. Архипова В.Ф. Психология межличностных отношений / В.Ф. Архипова, А.В. Голумидова. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2010. – 124 с.
7. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.
9. Белкин А.С. Учитель и ученики: стиль отношений / А.С. Белкин // Воспитание школьников. – 1996. – №1. – С. 10-12.
10. Берикханова А.Е. Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса / А.Е. Берикханова // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. №5 (40). – Новосибирск: СибАК, 2014.
11. Бернс Р. Я концепция и Я-образы / Р. Бернс // Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. – 656 с. – С. 133-219.
12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
13. Божко Н.М. Особенности категориальных структур профессиональных знаний учителя о личности ученика / Н.М. Божко // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителей. – Горький, 1989. – С.10-21.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Изд. 3-е доп. / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2004. – 342 с.
15. Бороздина Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – Люберцы: ЮРАЙТ, 2016. – 463 c.
16. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. – М.: Ин-т психологии РАН, 1994. – 109 с.
17. Волков Б.С. Психология педагогического общения : Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 335 c.
18. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2004. – 220 с.
19. Галузо П.Р. Стиль педагогического общения как объект психологического исследования / П.Р. Галузо // Психология. – 2002. - №1. – С.54 – 63.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1650 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую