Спасибо вам за работу!!! Диплом защитился на отлично!!!! Удачи вам процветания вашей работе!)
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования. В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижающие риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.
На сегодняшний день изучение понятия эмоциональное выгорание в Казахстане и во всем мире только начинает развиваться. Исследователями в области профессионального выгорания педагогов были зарубежные психологи К. Кондо, Г. Фрейденбергер, Г. Селье, К.Л. Маслач, В. Куликов, О.А. Михайлова, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, Л.М. Митина, С.О. Филина и казахстанские ученые А.К. Садыкова, С.М. Джакупова, З.Б. Мадалиева, А.К. Мынбаева, Г.К. Ахметова.
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социально-экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце XX - начале XXI века - века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии. Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности [1].
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек - человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации [2].
Цель исследования – изучить синдром профессионального выгорания педагогов коррекционных классов.
Задачи исследования:
- проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблемам эмоционального выгорания;
2.1 Проведение первичной диагностики эмоционального выгорания у педагогов коррекционных классов
Полагаясь на поставленную цель, задачи, для подтверждения гипотезы данного исследования, была проведена экспериментальная работа с педагогами коррекционных классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Подготовительный этап: (ноябрь – декабрь 2016г.) анализ психoлoгo-пeдaгoгичeскoй литературы пo проблеме исследования.
2.Констатирующий этап: (январь – февраль 2017г.) – определение методик исследования, формирование первичной выборки, проведение психoлoгo-пeдaгoгичeскoй диагностики, анализ результатов исследования.
3. Психокоррекционный этап: (март – апрель 2017 г.) Разработка и реализация коррекционной программы. Проведение пcихoкoррeкциoннoй работы на формирующем этапе эксперимента.
4. Проведение вторичной диагностики, цель которой - выявление эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы с испытуемыми. (апрель 2017 г.)
5. Формулирование выводов, подготовка рекомендаций пo проблеме исследования. (апрель 2017 г.)
В исследовании приняли участие педагоги коррекционных классов средней общеобразовательной школы №13, в общем количестве 20 человек. Для сравнения результатов были созданы 2 группы: контрольная группа - 10 человек и экспериментальная группа - 10 человек.
На 1 этапе исследования была проведена первичная диагностика в контрольной и экспериментальной группах, направленная на определение самочувствия, активности и настроения, на выявление компонентов «выгорания», а также измерение степени «выгорания» у педагогов коррекционных классов (январь – февраль 2017 г).
Для определения самочувствия, активности и настроения была выбрана методика САН, разработанная сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г., методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, а также опросник на выгорание MBI, адаптированный Н.Е. Водопьяновой.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….6
1. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционных классов
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на его возникновение ………………………………………………………………8 1.2 Профессиональные требования к личностным качествам педагога ……16
1.3 Особенности развития эмоционального выгорания педагогов коррекционных классов…………………………………………………………21
2. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционных классов
2.1 Проведение первичной диагностики эмоционального выгорания у педагогов коррекционных классов ……………………………………………31
2.2 Коррекционная и профилактическая работа с педагогами по преодолению эмоционального выгорания ……………………………………………………44
2.3 Сравнительные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента, выводы и рекомендации ……………………………………….71
Заключение ……………………………………………………………………82
Список использованных источников……………………………………...84
Приложения……………………………………………………………………87
Список использованных источников
1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 2005. №6. - 261с.
2. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. -сер.14, Психология. - 2000. №1. - 291с.
3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / Опытные измерения выгорания/ 1978
4. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов/Борисова М.В. Вопросы психологии. -2005. -№ 2.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. –190 с.
6. Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974.
7. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970.
8. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 512 с.
9. Маслач К. A. Теория многомерности выгорания//Теория организационного стресса, Оксфорд, 1994.
10. Маслач К., Лейтер М. Правда о выгорании, Сан-Франциско, 1997.
11. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/kip/2010/n1/29159_full.shtml [Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) - Культурно-историческая психология - 2010. № 1]
12. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- с.99-105.
13. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст]: Психологический журнал. /Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4. с. 56-72
14. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / Бойко В.В.– М.: Наука. - 1997. – с.115-154.
15. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. с.85–95.
16. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34561_full.shtml [Экспериментальное исследование эмоционального выгорания, самоотношения и самоактуализации практических психологов - Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы]
17. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.с. 212
18. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст]: Вопросы психологии. / Аминов Н.А.- №5. - 1988- с.32-40
19. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. [Текст] / Безносов С.П.- СПб: Речь. -2004. с.272.
20. Орел В.Е. синдром психического выгорания личности: монография / Орел В.Е.- Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН». 2005-330с.
21. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых[Текст] Мир психологии. /Бодалев А.А.-1999. -№2.-с.6-11.
22. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания // Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2006.
23. Маслач К. Выгорание. Стоимость ухода. Энглвуд Клифс: Прентис-Холл, 1982.
24. Большой психологический словарь [Текст]/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. -СПб.: Прайм-Еврознак.-2003-с. - 381
25. Китаев-Смык Л.А., Боброва Э.С. Социально-психологические проявления стресса и синдром «выгорания личности» // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 1989. - с.24-25.
26. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. //Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - с. 57-63.
27. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. [Текст]/Залевский Г.В.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.с. 272
28. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Львова Ю.Л.- М.- 1988.с.362
29. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя/Антилогова Л.Н.- Омск. - 1992 -с. 215
30. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования [Текст] Вопросы психологии.-1997.-№5.-с.26-44с.
31. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы// Российский журнал социальной работы.- 2005.- №1.-54с.
32. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения.- Барнаул,2003.-65с.
33. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя [Текст]: Вопросы психологии.-N4.- 1994.с.52-57
34. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
35. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью [Текст]/ Гордиенко В.Н.- Монография.-Иркутск.- 2009. с.382
36. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону:«Феникс», 2000.-672с.
37. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании [Текст]: Психологическая наука и образование.-2001.№1.-с.89-100.
38. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет (2003г.)
39. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. [Текст] / Аболдин Л.М - Казань: КГУ.- 1987.-240 с.
40. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., Ось-89. 2003. с. 44-56, 172-175
41. Дефектология: Словарь-справочник. / Под ред. Б.П.Пузанова; Сост. С.С.Степанов. – М., Новая школа, 1996.
42. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., Педагогика, 1988, с.23-35
43. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.
44. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973 – с.93.
45. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. // Школьная пресса – 2002. - №2. – с. 19.
46. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М, Просвещение, 1981. 97 с.
47. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под. Ред. Воронковой В.В. – М., Школа-Пресс., 1994. с. 19- 256.
48. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25
49. Леднёв В.С. Содержание образования. – М., 1989, с. 47.
50. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. [Текст]/ Ильин Е.П.- Питер, С.-Петербург.-2002.- с.221.
51. Хуторский А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017. – 720 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования. В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижающие риск формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.
На сегодняшний день изучение понятия эмоциональное выгорание в Казахстане и во всем мире только начинает развиваться. Исследователями в области профессионального выгорания педагогов были зарубежные психологи К. Кондо, Г. Фрейденбергер, Г. Селье, К.Л. Маслач, В. Куликов, О.А. Михайлова, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, Л.М. Митина, С.О. Филина и казахстанские ученые А.К. Садыкова, С.М. Джакупова, З.Б. Мадалиева, А.К. Мынбаева, Г.К. Ахметова.
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социально-экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце XX - начале XXI века - века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии. Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности [1].
Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек - человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса. Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, реализация гуманистической парадигмы, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации [2].
Цель исследования – изучить синдром профессионального выгорания педагогов коррекционных классов.
Задачи исследования:
- проанализировать научную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблемам эмоционального выгорания;
2.1 Проведение первичной диагностики эмоционального выгорания у педагогов коррекционных классов
Полагаясь на поставленную цель, задачи, для подтверждения гипотезы данного исследования, была проведена экспериментальная работа с педагогами коррекционных классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Подготовительный этап: (ноябрь – декабрь 2016г.) анализ психoлoгo-пeдaгoгичeскoй литературы пo проблеме исследования.
2.Констатирующий этап: (январь – февраль 2017г.) – определение методик исследования, формирование первичной выборки, проведение психoлoгo-пeдaгoгичeскoй диагностики, анализ результатов исследования.
3. Психокоррекционный этап: (март – апрель 2017 г.) Разработка и реализация коррекционной программы. Проведение пcихoкoррeкциoннoй работы на формирующем этапе эксперимента.
4. Проведение вторичной диагностики, цель которой - выявление эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы с испытуемыми. (апрель 2017 г.)
5. Формулирование выводов, подготовка рекомендаций пo проблеме исследования. (апрель 2017 г.)
В исследовании приняли участие педагоги коррекционных классов средней общеобразовательной школы №13, в общем количестве 20 человек. Для сравнения результатов были созданы 2 группы: контрольная группа - 10 человек и экспериментальная группа - 10 человек.
На 1 этапе исследования была проведена первичная диагностика в контрольной и экспериментальной группах, направленная на определение самочувствия, активности и настроения, на выявление компонентов «выгорания», а также измерение степени «выгорания» у педагогов коррекционных классов (январь – февраль 2017 г).
Для определения самочувствия, активности и настроения была выбрана методика САН, разработанная сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в 1973 г., методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, а также опросник на выгорание MBI, адаптированный Н.Е. Водопьяновой.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….6
1. Теоретические основы исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционных классов
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на его возникновение ………………………………………………………………8 1.2 Профессиональные требования к личностным качествам педагога ……16
1.3 Особенности развития эмоционального выгорания педагогов коррекционных классов…………………………………………………………21
2. Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов коррекционных классов
2.1 Проведение первичной диагностики эмоционального выгорания у педагогов коррекционных классов ……………………………………………31
2.2 Коррекционная и профилактическая работа с педагогами по преодолению эмоционального выгорания ……………………………………………………44
2.3 Сравнительные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента, выводы и рекомендации ……………………………………….71
Заключение ……………………………………………………………………82
Список использованных источников……………………………………...84
Приложения……………………………………………………………………87
Список использованных источников
1. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 2005. №6. - 261с.
2. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. -сер.14, Психология. - 2000. №1. - 291с.
3. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / Опытные измерения выгорания/ 1978
4. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов/Борисова М.В. Вопросы психологии. -2005. -№ 2.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 1993. –190 с.
6. Freudenberger H. J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974.
7. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970.
8. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 512 с.
9. Маслач К. A. Теория многомерности выгорания//Теория организационного стресса, Оксфорд, 1994.
10. Маслач К., Лейтер М. Правда о выгорании, Сан-Франциско, 1997.
11. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/kip/2010/n1/29159_full.shtml [Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) - Культурно-историческая психология - 2010. № 1]
12. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- с.99-105.
13. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст]: Психологический журнал. /Акиндинова И.А.- 2001. Том 17. -№ 4. с. 56-72
14. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / Бойко В.В.– М.: Наука. - 1997. – с.115-154.
15. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. с.85–95.
16. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/exp_collection/issue/34561_full.shtml [Экспериментальное исследование эмоционального выгорания, самоотношения и самоактуализации практических психологов - Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы]
17. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.с. 212
18. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст]: Вопросы психологии. / Аминов Н.А.- №5. - 1988- с.32-40
19. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. [Текст] / Безносов С.П.- СПб: Речь. -2004. с.272.
20. Орел В.Е. синдром психического выгорания личности: монография / Орел В.Е.- Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН». 2005-330с.
21. Бодалев А.А. Актуальные проблемы изучения взрослых[Текст] Мир психологии. /Бодалев А.А.-1999. -№2.-с.6-11.
22. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания // Дисс. ... д-ра психол. наук. М., 2006.
23. Маслач К. Выгорание. Стоимость ухода. Энглвуд Клифс: Прентис-Холл, 1982.
24. Большой психологический словарь [Текст]/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. -СПб.: Прайм-Еврознак.-2003-с. - 381
25. Китаев-Смык Л.А., Боброва Э.С. Социально-психологические проявления стресса и синдром «выгорания личности» // Активизация личности в системе общественных отношений. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 1989. - с.24-25.
26. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. //Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс, 1994. - № 6. - с. 57-63.
27. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. [Текст]/Залевский Г.В.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993.с. 272
28. Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Львова Ю.Л.- М.- 1988.с.362
29. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя/Антилогова Л.Н.- Омск. - 1992 -с. 215
30. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования [Текст] Вопросы психологии.-1997.-№5.-с.26-44с.
31. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы// Российский журнал социальной работы.- 2005.- №1.-54с.
32. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения.- Барнаул,2003.-65с.
33. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя [Текст]: Вопросы психологии.-N4.- 1994.с.52-57
34. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
35. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью [Текст]/ Гордиенко В.Н.- Монография.-Иркутск.- 2009. с.382
36. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону:«Феникс», 2000.-672с.
37. Юдина Е.Г. Профессиональное сознание педагога: опыт постановки проблемы в современном образовании [Текст]: Психологическая наука и образование.-2001.№1.-с.89-100.
38. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет (2003г.)
39. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. [Текст] / Аболдин Л.М - Казань: КГУ.- 1987.-240 с.
40. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., Ось-89. 2003. с. 44-56, 172-175
41. Дефектология: Словарь-справочник. / Под ред. Б.П.Пузанова; Сост. С.С.Степанов. – М., Новая школа, 1996.
42. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., Педагогика, 1988, с.23-35
43. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.
44. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1973 – с.93.
45. Воспитание и обучение детей с нарушением развития. // Школьная пресса – 2002. - №2. – с. 19.
46. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М, Просвещение, 1981. 97 с.
47. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под. Ред. Воронковой В.В. – М., Школа-Пресс., 1994. с. 19- 256.
48. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25
49. Леднёв В.С. Содержание образования. – М., 1989, с. 47.
50. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. [Текст]/ Ильин Е.П.- Питер, С.-Петербург.-2002.- с.221.
51. Хуторский А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017. – 720 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»)
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
2500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55695 Дипломных работ — поможем найти подходящую