Изменения в общественной, политической и экономической жизни нашей страны за последнее десятилетие вызвали преобразования в различных соц и альных сферах, в том числе в системе высшего и среднего образования и, в частности, в о бласти преподавания иностранных языков. Интернационализ а ция всех сфер общественной жизни, расширение международных контактов и сотрудничества, политика интеграции России в европейское и мировое сообщес т во, вхождение России в общеевропейское образование ставит перед отечественной высшей и средней школой задачу р еализации идеи п люроли н гвизма, т.е. организации образования такого уровня, при котором обучающиеся имеют возможность изучать не один, а два или даже три иностранных языка. Иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Основное назначение профессионально ориентированного преподавания и из у чения иностранных языков заключается в овладении общением, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование ли ч ности обучающегося, достижение достаточного уровня коммуникативной компетенции, которая должна стать основой для формирования, становления и развития професси о нальной компетентности будущего специалиста. Таким образом, актуальность исследования определяется тем, что социально-экономические перемены обусловили вполне закономерное возвращ е ние к человеку, деятельность и взаимодействие которого с миром и с людьми разв о рачиваются в режиме диалога с «другим». Попытка построения открытого, д е мократического общества связана с гармонизацией отношений между разн ы ми людьми, являющимися и субъектами другой культуры. Решение данной задачи в условиях модернизации высшего профессионал ь ного образования, становления новой системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, смены образовательной парадигмы, связано с поиском таких подходов и методов обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку в условиях гуманизации образовательного пр о цесса, реализация которых выводит будущего специалиста на межкультурное взаим о действие. Благодаря этому он строит конструктивные отношения с другими людьми в контексте своей профессионально й деятельности, осо з нанно познаё т социум, людей и себя в этом многоликом, быстро изменяющемся мире, пон и мающе сохраняет то ценное, что есть в своей и «чужой» культуре, объясняет, интерпретирует познаваемое и познанное через человека, через его вхо ж дение во «множественность» существующих культур. Объект исследования – процесс профессиональной подготовки студе н тов вузов в аспекте изучения иностранного языка. Предмет исследования – формирование коммуникативной компетентн о сти студентов неязыковых вузов как основы творческой самореализации в пр о фессиональной сфере. Цель исследования – конструирование модели коммуникативной компетентности студентов вузов средствами иностранного языка и выявление пед а гогических условий её реализации. Задачи исследования: проанализировать философскую, историческую, педагогическую, психологическую и лингводидактическую литературу по проблеме коммуник а тивного моделирования в процессе обучения студентов иностранному яз ы ку; расс мотреть историю становления и сущность коммуникативно-ориент и рованного обучения иностранному языку студентов вузов ; раскрыть сущность и структуру понятия «коммуникативная компетен т ность студентов неязыковых вузов» ; отобрать содержание иноязычного образования в аспекте формирования коммуникативной комп етентности студентов вузов с учё том специфики их специальности. Методы исследования: В ходе исследования применялся комплекс взаимод ополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретич е ский анализ и синтез философской, исторической, педагогической, психологич е ской, лингводидактической литературы для выявления подходов к обучению студе н тов неязыковых вузов иностранному языку специальности; моделирование; праксиметрический метод (изучение и обобщение опыта обучения языкам, ан а лиз рабочих и учебных программ). Цели и задачи данного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литер а туры и двух приложений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы коммуникативного подхода к обучению иностранному языку
1.1. История становления и сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку студентов вузов
1.2. Коммуникация и общение
1.3. Содержание, виды и структура коммуникативной компетентности личности будущего специалиста
Выводы по первой главе
Глава 2. Концептуальные подходы к Коммуникативному моделированию компетентности студентов на примере изучения темы «Путешествия»
2.1. Анализ коммуникативного потенциала учебного материала
2.2. Разработка системы заданий с элементами коммуникативного моделирования
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Данные, полученные в результате исследования проблемы коммуник а тивного моделирования в обучении иностранному языку в ВУЗе позволяет сд е лать основные выводы. В ходе исследования выделены основные концептуальные положения организации учебного процесса, обеспечивающего формирование коммуникати в ной компетентности студентов вузов на уровне творческой самореализации личности. Основные принципы коммуникативно-ориентированного подхода в обуч е нии иностранному языку: автономность овладения общением на иностранном языке специальн о сти; доминирование коммуникативности в диалогической и монологической формах учебного общения; гармонизация баланса осознаваемой и неосознаваемой психической де я тельности обучающихся; развитие установки, ценностных ориентации учения; активизация учебно-познавательной (синтетико-аналитической и ан а литико-синтетической) творческой деятельности студентов; диалогизация аутентичных профориентированных учебных материалов и учет родного языка в процессе усвоения иностранного языка специальности. Исследование открывает перспективу для дальнейшего развития теории усвоения иностранного языка специальности с позиций коммуникативного мод е лиро в ания. Обобщение результатов процесса формирования коммуникативной комп е тентности студентов вузов позволяет сформулировать основные выводы: Творческая самореализация личности, как важнейшая потребность совр е менного специалиста, вызывает необходимость пересмотра подходов к профе с сиональной подготовке студентов вузов. История обучения иностранному языку в вузе свидетельствует о том, что отбор, распределение, организация учебного материала способствуют реализ а ции цели – освоению студентами иноязычной информации, а методы направл я ются не только на освоение ее объемов, но и на становление готовности буд у щих специалистов к их профессиональному применению на практ и ке. Готовность личности к профессиональной деятельности может опис ы ваться лингводидактической, лингвокоммуникативной и лингвострановедческой компетенциями в силу их адекватности уровням творческой самореал и зации, но их формирование возможно при опоре на идеи гуманистической педагогики и при разработке методологических основ интенс ивно-коммуникативного обучении, что будет представляться в виде модели формирования коммуникативной ко м петентности студентов вузов, имеющей блочное построение. Коммуникативная компетентность, являясь значимым профессионал ь ным свойством специалиста, формируется в единстве с развитием потребности в творческой самореализации, чему будет способствовать специально отобранное содержание в виде аутентичного учебника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Clare A., Wilson JJ. SpeakOut. Pre-Intermediate. – Harlow: Pearson Longman, 2010
2.Баграмова Н.В. Коммуникативно-интерактивный подход как способ повышения овладения иностранным языком// Материалы XXXI Всероссийской научно-методической конференции преподавателей и аспирантов. - Вып 18. - с. 3-6.
3.Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. С. 281–307.
4.Беришвили Н.И. Взаимосвязанное развитие умений смысловой переработки информации при чтении и говорении на иностранном языке в неязыковом вузе // Тр. МГПИИЯ им. М.Тореза. - М., 1987. - Вып. 302. - С.13-21.
5.Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр. яз. в школе. - 2002. - № 2. - С. 11-15.
6.Брушлинский А. В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал, 2000. Т. 21, № 6. С. 59–118.
7.Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. – М.: Мысль, 1978.
8.Вербицкий А.А. Учебно-ролевая игра // Современная высшая школа. — М., 1982.-№3 (39).-С. 129-142.
9.Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. - М.: Знание, 1990. - 63 с.
10.Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке. - Иностр. яз. в школе. - 2001. -№ 2. - 23-29, 61.
11.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
12.Вьюнова Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования. - М.; Воронеж: МПГУ, ВГУ, ВРИ, МОСУ, 1999.- 236 с.
13.Гальскова Н.Д., Соловцова Э.И; К проблеме содержания обучения иностранным языкам на современном этапе развития школы // Иностр. языки в школе. - 1991.-№3.- С. 31-35.
14. Гегечкори Л.Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностр. языкам. - М.: МП ШИЯ им М.Тореза, 1979.-Вып. 5.-С. 63-76.
15. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект
зарубежных методических исследований // Иностр яз. в школе. — 1985. - № 2.- С. 17-24.
16. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., А.А.Миролюбов и др. Методика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Высш. школа, 1982. — 373 с.
17. Дик Ю.И., Хуторской А.В. Развитие общего и среднего образования // Методологии управления инновационными процессами в науке и образовании: Сб. науч. тр. - Вып. I. - Тольятти: МОУДПОС - Центр информац. технологий; ОАОПП "Современник". - 2001. - С. 8-27.
18. Добрович А. Б. О психологии и психогигиене общения. – М., 1987.
19. Зимняя И.А. Речевая деятельность и речевое поведение в обучении иностранным языкам // Речевое поведение и речевая деятельность студентов на иностр. языке. - М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984. Вып. 242. С. 3-11.
20.Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1976.
21.Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988.
22.Каменская Л.С. Коммуникативно ориентированное обучение. Основные характеристики и актуальные проблемы // Коммуникативная ориентированность обучения иностр. языкам в неяз. вузе. — М.: МГЛУ, 1998; -С. 7-22.
23.Китайгородская Г.А. Психолого-педагогические принципы метода активизации резервных возможностей обучаемого // Активизация учеб. деятельности. - М.: Изд-во Москов; ун-та, 1981. - С. 5 -17.
24. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку - М., 2000.
25.Концов А.И., Тонких В.А. Личность: Идеалы и ценности (социально-психологический аспект). — Воронеж: Издат.-полиграф, центр Воронеж, пед. унта, 1997.- 134 с.
26.Курбатов В. И. Социально-политическая аргументация (Логико-мето-дологический анализ). – Ростов н/Д, 1991.
27.Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1979.
28.Леонтьев А.Н., Панов Д.Ю. Психология человека и технический прогресс // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. - М., 1963. С. 415.
29.Лозанов Г. Суггестопедия в преподавании иностранных языков // Методы интенсивного обучения иностр. языкам. - М:: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1979. Вып. 5. С. 53-62.
30.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
31.Майорова М.А. Некоторые психолого-педагогические особенности отбора, объема и распределения учебного материала в интенсивном курсе обучения по методу активизации резервных возможностей личности учащегося (на материале английского языка) // Активизация учеб. деятельности. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1981.-С. 18-31.
32.Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А.Миролюбов. - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. 448 с.
33.Мусницкая Е.В. Речевые умения, формируемые при коммуникативно направленном обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Коммуникативная ориентированность обучения иностр. языкам в неяз. вузе. - М.: МГЛУ, 1998. - С. 50-72.
34.Основы теории коммуникации / Под ред. М. А. Василика. – М., 2003.
35.Панферов В. Н. Психология общения // Вопросы философии. 1972. № 7.
36.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. – М.: Мысль, 1971.
37.Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи: Учеб. пособие. — Воронеж: ВГГОТ, 1974. - 164 с.
38.Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А.Лады-женской и А.К. Михальской; Сост. А.А.Князьков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинга: Наука, 1998.
39.Рубинштейн С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 1982. – С. 127–132.
40.Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Минск: Беларусская наука, 1998.-319 с.
41.Рябикина З. И., Сомова Е. Г. Личность и ее самоактуализация в общении с другим // Мир психологии. – 2001. – № 3. С. 83–88.
42.Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Рус. яз;, 1987.-248 с.
43.Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом
вузе. - М.: Высш. школа, 1987. - 208 с.
44.Шварц И.Е. Психогигиена школьника как педагогическая проблема // Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в пед. процессе. - Пермь: ПГПИ, 1979. - С. 3-10.
45.Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.