Современные технические средства коммуникации в последние несколько лет претерпели революционное развитие, которое сказалось на многих сферах преподавательской деятельности. В частности, пользовались популярностью дистанционные уроки посредством видеокассет и дисков, то сегодня преподавание стало возможно в режиме обратной связи при помощи современных средств связи и развития доступа к сети интернет.
Актуальность данной работы состоит в том, что сегодня дистанционное обучение английскому языку среди взрослых особенно популярно и экономически эффективно как для преподавателей, так и обучающегося.
Научная разработанность проблемы на современном этапе констатирует, что мировой опыт развития дистанционного обучения свидетельствует о разнообразии его моделей в развитых и развивающихся странах, что обусловлено различием подходов, образовательной политики, национальных традиций. Первые важные исследования в данной области, а именно в области дистанционного компьютерного обучения иностранным языкам в русской традиции и обучения языку при поддержке компьютерных технологий в западной традиции относятся к шестидесятым годам XX века. Сегодня теоретические, а особенно практические вопросы внедрения компьютерных и коммуникативных технологий в процесс обучения иностранным языкам разрабатываются в самых различных аспектах. Так разработку эргономического и психолого-педагогическоого подхода мы находим в работах Е. Энгланд, М. А. Акоповой, В. Я. Ляудис, Н. Ф. Талызиной, Е.И. Машбиц. Разработки в направлении технического и программно-информационного походов разработаны в работах М.Ю. Бухаркиной, А. М. Довгялло, В. Денинг, Е. С. Полат. В аспекте данного исследования интерес представляют разработки лингвометодического и дидактического аспектов в работах Е.И.Дмитриевой, Э.Л. Носенко, М.М. Кеннинг, Р.Г. Пиотровского, A.A. Петуховой, А.Ю. Трутнева, JI.B. Турбиной, Дж. Хиггинса. Однако нужно отметить, что при всем разнообразии подходов к её изучению, методика обучения иностранному языку с использованием современных коммуникационных средств и технологий не получила пока полного системного рассмотрения в комплексе входящих в нее сегодня проблем и заслуживает весьма детального изучения и практического дальнейшего развития.
Цель данного исследования состоит в совершенствовании методик дистанционного обучения английскому языку для взрослых на современном этапе технического и языкового развития.
Задачи
1. Рассмотреть сущность дистанционного обучения английскому языку, его дидактические возможности.
2. Провести анализ лексики, использующейся в практике дистанционного обучения английскому языку.
3. Исследовать методические системы дистанционного обучения английскому языку
4. Определить методические принципы обучения лексике английского языка с использованием методики дистанционного обучения
5. Выявить роль лексических задач в процессе дистанционного обучения
6. Провести анализ лексических задач в процессе активации речевых навыков обучающегося в ходе дистанционного обучения
Объектом исследования является изучение современных методик дистанционного обучения английскому языку для взрослых.
Предмет исследования это методики дистанционного преподавания делового английского языка и технология проектирования интерактивного учебного курса.
Методы исследования, которые применялись в ходе исследования включают в себя анализ научной литературы по методике преподавания английского языка для взрослых, педагогике, лингвистике, психологии; изучение опыта дистанционного обучения; анализ ресурсов сети интернет по обучению иностранным языкам; анкетный опрос, беседу, тестирование; а также экспериментальное обучение.
Теоретическая база основана на исследованиях личностно-деятельностного подхода к обучению (С.Л.Рубинштейн, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.В. Рубцов), системно-структурного подхода (И.Л. Бим), психологических и лингводидактических аспектов обучения (Т.С.Серова), психологии обучения пониманию речевого сообщения (З.И. Клычникова), теоретических и прикладных аспектов исследования учебной деятельности в дистанционном обучении (A.A. Андреев, Е.И. Дмитриева, Е.И. Машбиц).
Эмпирическая база исследования состоит из двух блоков. Первый блок это изучение отношения к дистанционному обучению и его эффективности. Второй блок включает в себя экспериментальное обучение по разработанной методике при непосредственном участии автора исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в создании дополнительных возможностей для обновления содержания обучения, методов преподавания английского языка, расширения доступа ко всем уровням обучения английскому языку, реализации возможности обучения английскому языку для большого количества людей, включая тех, кто не может учиться в высших учебных заведениях с традиционными формами обучения из-за отсутствия финансовых или физических возможностей, профессиональной занятости и других причин.
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается лексика делового общения в процессе изучения английского языка дистанционно. Во второй главе изучаются методические принципы обучения лексике с использованием методики дистанционного обучения. В третьей главе проводится анализ лексических заданий, направленных на активацию речевых навыков обучающегося в системе дистанционного обучения. В заключении приведены краткие итоги исследования.
Введение 3
Глава 1. Лексика делового общения в процессе изучения английского языка дистанционно 6
1.1 Особенности дистанционного обучения английскому языку и его дидактические возможности 6
1.2 Лексика делового общения в практике дистанционного обучения английскому языку 13
Глава 2. Методические принципы современной методики дистанционного обучения английскому языку 23
2.1 Методические принципы обучения лексике с использованием методики дистанционного обучения 23
2.2 Анализ технологии 28
Глава 3. Анализ лексических заданий, направленных на активацию речевых навыков обучающегося в системе дистанционного обучения 33
3.1 Основные направления в подготовке лексических заданий в системе дистанционного обучения 33
3.2 Ключевые формы и методы преподавания лексики английского языка при дистанционном обучении 36
3.3 Рекомендации к изучению лексики английского языка методом дистанционного обучения 48
Заключение 60
Список литературы 63
Глобальная информатизация коммуникационных процессов в современном обществе, а также широкое использование в постоянном развитии и усложнении информационно-коммуникационных технологий сегодня ведет к значительному росту значимости информатизации системы образования как таковой.
Организованность, удобство, технологичность и другие достоинства современных средств интерактивного обучения уже оценены педагогами, так как современные технологии и методы обучения позволяют представить большой объем сведений в организованном виде, который будет удобен для просматривающего её ученика и педагога, который организует процесс познания. Быстрое распространение сегодня новейших коммуникационных технологий, а также стремительное развитие глобальной сети Internet активно способствуют быстрому формированию совершенно новой среды общения и, конечно, научного познания. Мировые информационные ресурсы стали обще доступными уже для большинства образовательных учреждений, кроме того, появились новые средства, а также методики обучения с применением электронных учебных комплексов.
Постоянное совершенствование систем дистанционного образования, которое в современных условиях является особенно актуальным, так как позволяет сделать процесс образования более гибким и привязанным к графику обучаемых, что повышает уровень их мотивации в обучении иностранному языку. Кроме того, методически грамотно обоснованное использование различных информационно-коммуникационных технологий, начиная от построения урока с применением определенных электронных образовательных ресурсов до реализации программ индивидуализированного дистанционного обучения, позволяет в современных условиях добиваться повышения общего качества обучения иностранным языкам.
Соответственно сегодня необходим общий комплексный подход к решению проблем целостной разработки методических систем дистанционного обучения английскому языку. Обучение английскому языку с позиций использования дистанционных технологий может существенно улучшиться, за счет того, что в нем будут обеспечены:
Во-первых, непосредственная вербальная коммуникация на английском языке, которая реализуется в форме диалоговых взаимодействий обучающегося как с компьютером, так и носителями языка;
Во-вторых, это создание определенных аутентичных, ориентированных коммуникативно ситуаций общения;
В-третьих, это обеспечение инструментария информационной поддержки, то есть организация получения, переработки, хранения и передачи информации в образовательной деятельности обучающегося;
В-четвертых, это формирование грамматических навыков на всех этапах обучения, начиная с введения, и заканчивая закреплением и тренировкой в применении учебного материала;
В-пятых, это осуществление непосредственного управления обучением, путем оказания корригирующего воздействия.
Таким образом, в программах дистанционного обучения английскому языку сегодня должны постоянно присутствовать несколько функций, которые обеспечат ее интерактивность:
1. Уроки-чаты с преподавателем и другими обучающимися;
2. Форум, где обсуждаются различные темы с носителями языка;
3. Переписка по электронной почте с учителем и носителями языка
4. Наличие самых разнообразных творческих заданий,
5. Систематическая организация конкурсов с целью контроля обучающегося,
6. Проверка как письменных, так и устных заданий в режиме on-line;
7. Создание табеля успеваемости на балльно-рейтинговой основе.
В результате проведенного исследования удалось прийти к следующим выводам, что принципы, которые сегодня применяются в методике дистанционного обучения английскому языку, подразумевают:
-Комплексность в подходах к обучению.
-Ведение единой базы данных.
-Четкую структурированность всех материалов
-Систематическую компьютерную поддержку, как в процессе управления, так и в процессе обучения.
-Систематическая обработка данных при подготовке отчетов, справок, запросов.
-Возможность постоянного наращивания и создания информационных и образовательных ресурсов, пополнение мультимедийных учебных приложений, отбор методических разработок, а также ресурсов Интернет.
-Обеспечение постоянного электронного общения между пользователями, в том числе и в группах.
-Открытость для интеграции различных направлений образовательного назначения, а также наличие инструментария для саморазвития (пополнение новых рубрик, постоянное структурирование информации, формирование новых запросов).
Кроме того, важно отметить, что содержание дистанционного обучения иностранному языку должно ориентироваться на опережение развития общества, а также личностного развития, которое предполагает преемственность как общего, так и профессионального образования на уровне личностного опыта коммуникации.
В ходе данного исследования были рассмотрены различные способы организации обучения, которые сегодня способствуют осознанию ценности дистанционного образования в современных условиях.
1. Акулова и др. Современная школа: опыт модернизации / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицина – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 290 с.
2. Алексеева, Л. Е. Методика обучения профессионально-ориентированному иностранному языку / – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2007. – 25 с.
3. Арыкова, О.Б. Мотивация успешной деятельности обучающихся посредством совершенствования профессиональной компетенции учителя // Инновационные проекты в языковом образовании: сбор. научных статей / О. Б. Арыкова; под ред. Ю. Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯР МГУим. М. В. Ломоносова,2007.–С.136– 145.
4. Бекасов И.К. Интернет-телефония как средство совершенствования коммуникативной компетенции студентов-лингвистов / И.К. Бекасов // Университетские чтения 2006, Пятигорск. – Режим доступа: http://pn.pglu.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=1912.
5. Бутырин Г.Н. Дистанционное образование по оценкам экспертов / Г.Н. Бутырин, Н.Н. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика: учеб. пособие. Изд-е 6-е. М.: Кнорус, 2012.
6. Вайсбруд, М. А. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М. А. Вайсбруд. – Об-нинск : Изд-во Титул, 2001. – 126 с.
7. Васильева, Ю. С. Основания для выбора методов обучения иностранным языкам в современных условиях // Современные модели преподавания иностранных языков и культур в контексте менеджмента качества : сборник материалов III Всероссийской (с международным участием) конференции / Ю. С. Васильева. – М. : РГСУ, 2009. – 394 с. – С. 200-205.
8. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку / И.Б. Ворожцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2008.
9. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2004., с. 209
10. Гусарова, Е. Н. Современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств / Е. Н. Гусарова. ‒ М. : АПК и ПРО, 2004. – 174 с.
11. Джонсон, Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. ‒ С-Петербург, 2001. – 256 с.
12. Европейский языковой портфель для России – М., МГЛУ, СПб., Златоуст, 2006. – С. 5, 32, 56.
13. Ефимов, В.Я. Нечаев // Матер. 4-й конференции по дистанционному образованию. – М., 2006.
14. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34-42.
15. Карамышева, Т. В. Обучение иностранным языкам с помощью компьютера / Т. В. Карамышева. – СПб. : Союз, 2001. – 192 с.
16. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
17. Личностно-ориентированное обучение : хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / сост. Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М. : СГУ, 2005. – 263 с.
18. Медведева Г. П. Деловая культура: учебник. Изд-е 3-е. М.: Академия, 2012
19. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе / отв. ред. М. К. Колкова // Обучение иностранным языкам. ‒ СПб. : КАРО, 2003. – 320 с.
20. Назаренко А . Л . Преподавание иностранных языков на дистанционной форме // Открытое образование. - 2004. - N 2. - С. 65-68
21. Назаренко А.Л. Проблемы оптимизации понимания и преподавания языка для специальных целей. 2-е изд., испр. — М.: 2009.
22. Назаренко А.Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования// Теория и методика преподавания. – М. 2010.
23. Новикова, Т. Г., Прутченков, А. С. Портфолио как инструмент осознания собственных целей образования [электронный ресурс]. – Режим доступа – http://www.eidos.ru
24. Павлова С. И., Чухарева О.В. Современные автоматизированные обучающие системы в дистанционном образовании [Эл. ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.chyhareva.ru/pabl/obych_v_obrz_1/index.html
25. Пассов Е.И. Новая концепция иноязычного образования. – М., 2008.
26. Пассов, Е.И. Программа-концепция иноязычного коммуникативного образования Е. И.Пассова / Е. И. Пассов. ‒ М. :«Просвещение», 2000. – 173 с.
27. Рыльцева Е.В. Автоматизированные системы дистанционного обучения: электронное учебное пособие. Томск, 2010. [Эл. ресурс]. Электрон. дан. URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/218/tpl/index.html
28. Рыжова, С. В. Педагогические системы модели и техноло-гии личностно-ориентированного образования / С. В. Рыжова. – Н. Новгород : Нижегор. гуманитар. центр, 1998. – 96 с.
29. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. – Воронеж : Исток, 1996. – 237 с.
30. Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. – М. : Высш ГК., Амскорт Интернешенл, 1991. – 311 с.
31. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
32. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. – 2-е изд.,исправл. и доп./Под редакцией Ю.В.Позняка -.Мн.: БГУ, 2003.,с. 43
33. Тер-Минасова С. Г. Традиции и инновации языкового образования в России / С. Г. Тер-Минасова // Инновационные проекты в языковом образовании : сборник научных статей / под ред. Ю. Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия куль-тур ФИЯР МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. – С. 5-10.
34. Трайнев В.А. Дистанционное обучение и его развитие / М., 2007.
35. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. М.: Астрель, 2010
36. Фурманова, В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. – Саранск : Изд-во Мордовского университета, 1993.–124 с.
37. Цатурова И.А. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам. М, 2004.
38. Цатурова, И. А. Формирование медиакомпетенции как инновационной составляющей языкового образования в XXI веке / И. А. Цатурова // Инновационные проекты в языковом образовании : сборник научных статей / под ред. Ю. Б. Кузьменковой. – М. : Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯР МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. – С. 290-294.
39. Щемелева И. Ю. Об использовании интернет-ресурсов при обучении аудированию // Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков : сборник научных статей / под ред. И. Ю. Щемелевой. – Выпуск 1. – СПб : Из-дательство Ютас, 2009. – С.158-166.
40. Шульгина Е.М. Номенклатура коммуникативно-речевых умений. Презентация. Томск, 2012.
41. Шульгина Е.М. Особенности методики обучения иностранному языку одаренных детей. Подходы и методы. Презентация. Томск, 2012.
42. Шульгина Е.М. Развитие аудитивных умений и умений говорения на основе интернет-ресурсов. Презентация. Томск, 2012.
43. Якушев, М. В. Научно обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка / М. В. Якушев // Иностранные языки в школе. ‒ 2000. ‒ № 1.
44. Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [эл. ресурс].- Режим доступа.– http://www.eidos.ru
45. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. ‒ М. : Издательство «Смысл», 2001. ‒ 365 с.
46. Comfort, J. Effective Presentations [Text and video] / J. Com-fort, D. Utley. – Oxford University Press, 1995
47. Dudeney, G., Hockley, N. How to teach English with technology [Text] / G. Dudeney, N. Hockley. – Pearson Longman, 2007. – 192 c.
48. Fried-Booth, D.L. Project Work [Text] / D. L. Fried-Booth. – Oxford Univ.Press, 1993.
49. Global Education: From thought to Action [Text] / Ed. By K. A. Tye. – Alexandria: ASCD,1990.
50. Lier L. van. Language Awareness // The Cambridge Guide to Teaching English to Speakers of Other Languages / ed. by R. Carter, D. Nunan. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
51. Harmer J. How to teach English [Text] / J. Harmer. – Pearson Longman, 2007. – 288 c.
52. Nixon, C.Tomlinson,M. Kid’s Box / C. Nixon, M. Tomlinson. – CUP, 2008.
53. Malouf, D. How to create and deliver a dynamic presentation, 2nd edn [Text] / D. Malouf. – Business and Publishing, Warriewood, NSW, 2001.
54. Sykes J., Oskoz A., & Thome S. L. Web 2.0, Synthetic Immersive Environments, and Mobile Resources for Language Education // CALICO Journal. 2008. № 25 (3).