Один из эффективных приемов обучения является использование стихотворных и песенных материалов на уроках иностранного языка. Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения отводят большое место поэтическим текстам и песням при изучении иностранного языка. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании поэтических текстов: или аутентичных, или специально сочиненных. Проблема использования стихов и песен волновала людей с давних времен. Как утверждают историки, в школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас.
Актуальность работы определяется рядом факторов. Во-первых, недостаточно изученной является проблема формирования лексических навыков на основе материала песен и стихотворений. Во-вторых, актуальной остаётся проблема отбора песен и стихотворений для формирования лексических навыков. Учителя часто пренебрегают стихами и песнями на уроках английского языка. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызывает пренебрежительное отношение учащихся к стихам и песням. Или же для многих преподавателей вся работа с песней [стихом] сводится к "прослушиванию" и "заучиванию", поэтому ученики часто даже не понимают смысла заученной ими песни или стихотворения. Из всего вышесказанного можно сказать о том, что на практике использованию стихов и песен на уроках иностранного языка уделяется недостаточное внимание.
Объектом моего исследования является использование стихов и песен для развития лексических навыков на среднем этапе обучения.
Предмет исследования - стихи и песни при обучении лексике на среднем этапе.
Цель исследования - выявление наиболее эффективных приемов и методов работы со стихами и песнями на уроках английского языка при обучении лексике учащихся.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические основы обучения лексической стороне иностранной речи
-выявить формирование навыков использования песен и стихов при работе с поэтическим материалом
-проанализировать.особенности использования песенного и поэтического материала [стихов и рифмовок] как средства повышения эффективности урока английского языка
- разработать и организовать пробное обучение с применением песен и стихов, направленное на формирование лексических навыков.
Цели и задачи настоящей работы определили следующие методы исследования:
-изучение научно-методической литературы, ее анализ; обобщение и сравнение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов; наблюдение; пробное обучение.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что была обоснована необходимость применения стихов и песен для обучения лексики на среднем этапе обучения.
Определенную практическую значимость представляет песенный и стихотворный материал, который проводится на разных этапах работы с новым лексическим материалом с целью успешного формирования лексических навыков у школьников.
Научная новизна дипломной работы заключается в раскрытии и обосновании вопроса использования материала песен и стихотворений для формирования лексических навыков у учащихся основной школы.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОСТРАННОЙ РЕЧИ
1.1 Цели обучения лексике английского языка на средней ступени обучения 7
1.2 Характеристика понятия лексического навыка говорения при обучении школьников 8
1.3 Содержание обучения лексической стороне английской речи на среднем этапе обучения 12
1.4 Критерии отбора стихотворений и песен 15
2. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕН И СТИХОВ ПРИ РАБОТЕ С ПОЭТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
2.1Формирование произносительных навыков при работе с поэтическим материалом 26
2.2Формирование грамматических навыков при работе с поэтическим материалом 27
2.3 Развитие лексических умений посредством поэтического материала 31
3.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО И ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
3.1 Организация пробного обучения лексике с применением песен и стихов на уроках иностранного языка 39
3.2Анализ итогов проведения пробного обучения и практические рекомендации по организации и проведению песен и стихов при обучении лексике 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
В ведении актуальность, цель, задачи. Заключение состоит из кратких выводов по всем пунктам курсовой работы.
ВНИМАНИЕ: работа прошла проверку по системе ЕТХТ!!!
Если нужно повысить оригинальность по системе http://www.antiplagiat.ru, то пишите лично Неназванный – повышу БЕСПЛАТНО (техническая оригинальность)
1. Китайгородская Г.А., Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам, Москва: Издательство МГУ, 1986 – 176 с.
2. Колкер Я. М., Практическая методика обучения иностранному языку, Москва: Академия, 2000 – 264 с.
3. Комарова Ю. А., Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов, ИЯШ №4 2008, с. 40-41
4. Маркова А. К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва: Просвещение, 1983 – 96 с.
5. Пассов Е. И., Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностр.яз., Москва: Просвещение, 1991 – 223 с.
6. Пассов Е. И., Основы коммуникативной методики, Москва: Русский язык, 1989 – 276 с.
7. Пассов Е. И., Кузнецова, Формирование лексических навыков, Воронеж: Интрелингва, 2002 – 40 с.
8. Рогова Г. В., Верещагина И. Н., Методика обучения английскому языку на среднем этапе средней школы, Москва: Просвещение, 1988 – 224 с.
9. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е., Методика обучения иностранным языка в средней школе, Москва: Просвещение, 1991 – 287 с.
10. Риске И. Э., Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения: на материале английской поэзии, Дис. канд. пед. наук : 13.00.02, СПб., 2000 - 259 c.
11. Романова Н.Н., Филиппов А.В., Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010: http://vocabulary.ru/dictionary/890
12. Соловова Е. Н., Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций, Москва: Просвещение, 2002 – 239 с.
13. Формирование стилистической компетенции, ИЯШ №4 2008г., с. 92-94
14. Ярцева В. Н., Лингвистический энциклопедический словарь, Советская энциклопедия, 1998 – 687 с.
15. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка/С.Ф. Гебель//Иностранные языки в школе. – 2009. - №5. – с.28-31.
16. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко// Педагогический вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.
17. Комаров А.С. Игры и пьесы в обучении английскому языку/ А.С. Комаров. – Ростов н/Д.: Феникс, - 2007. – 222 с.
18. Лосева С.В. Английский в рифмах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ТОО «Новина», 1995. – 136 с., ил.
19. Михайлова Е.А. Работа над песней на уроке английского языка/ Е.А. Михайлова// Иностранные языки в школе. – 2006. - №1 – с.37-39.
20. Нестандартные уроки английского языка в школе/ [А.С. Любченко [и др.];под общ. ред. С. Н. Смоленского]. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 301с.: илл.
21. Нехорошева А.В. Rhyme your English: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие – М: АРКТИ, 2006. – 80с.
22. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. Миролюбова А.А., Рахманова И.В., Цетлин В.С. /Институт общего и политехнического образования// Академия Педагогических наук// - М.: «Просвещение», 1967. – 490 с.
23. Павлова Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка/ Елена Павлова. – М.: Чистые Пруды, - 2007. – 29с.;21см.
24. Петрова С.В. Нескучная фонетика английского языка: учебник/ Петрова С.В., Рудавин О.Н., Бенина А.Е. – М.: АСТ: Торсинг, - 2005. – 254 с.:илл.
25. Пригоцкая И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английского языка в V-VII классах// Иностранные языки в школе. – 1998. - №2. – с.37-40.
26. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на среднем этапе и в средней школе: пособие для учителя/ Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: «Просвещение», 1988. – 224с.
27. Сахарова Н.Г. Эффективный подход к обучению фонетике английского языка/ Н.Г. Сахарова//Школа. – 2005. - №1. – с.56-60.
28. Азимов, Э.Г Словарь методических терминов [теория и практика преподавания языков]/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 1999.
29. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка. Классы 2-4. М.: Дрофа, 2003.
30. Английские стихи для детей . Сост. В.А.Верхогляд – М.:Рольф,2001.
31. Барышников Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
32. Бычковская Е.В. Развитие интереса к иностранному языку у школьников / Е.В.Бычковская, А.Л.Гончаренко // Иностр. яз.вшк.- 2008.- № 1.- c.51-53.
33. Веренинова Ж.Б. Роль песни при обучении английскому произношению.// Иностранные языки в школе. - 1998. - № 6, С. 65 - 70.
34. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка/С.Ф. Гебель//Иностранные языки в школе. – 2009. - №5. – с.28-31.
35. Дербаремдикер А.И. Песни на уроках английского языка и упражнения к ним [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М. : 2012. - URL: http://festival.1september.ru/articles/310075/ [17.09.12].
36. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка./Н.П.Дьяченко// Педагогический вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.
37. Gimson A.C. A Pronunciation of English. - London, 1980. - 289 p.
38. Graham C. Jass Chants: Phythms of American English as a Second Language. - N.Y. : Oxford University Press, 1978. - 280 p.
39. Music and you. - N.Y.: Macmillan, 1988. - 290 p.
40. SorokovikovaR. Приёмы активизации лексики на среднем этапе обучения / R.Sorokovikova // English.- 2010.- № 11.- с.11-15.