Актуальность исследования. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. Одним из видов такой деятельности является игра.
Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
Игра позволяет включить обучаемых в повседневное общение, в ходе которого используется разговорный язык. Кроме того, обучение разговорной речи соответствует запросам обучаемых. Для развития и совершенствования речевых умений учащихся мы используем различные виды деятельности, но наиболее эффективным нам представляется использование ролевой игры на уроке.
Ролевая игра ставит учащихся в ситуации в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в работе социальных взаимоотношений, которыми так часто пренебрегают наши учителя.
Некоторые люди часто учат английский для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружеском окружении классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.
Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской" за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.
Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.
Поэтому тема нашего исследования «Ролевые игры на уроках иностранного языка» является актуальной.
Проблема использования ролевых игр на уроке рассматривалась Е.Г. Ананьевым, В.Е. Алексеевым, С.БЮ. Губенковым, А.К. Быковым, А.А. Вербитским, Н.В. Борисовой, Димент Л.Г., И.С. Ладенко и др. В частности на уроке английского языка – В.П. Гашковой, Е.М. Диановой, Л.Т. Костиной, В.А. Доборович, И.Г. Дегтярь, О.В. Калимулиной, О.А. Колесниковой, К. Ливингстоун, Перкас С.В. и др.
Цель исследования – изучение возможностей ролевых игр в обучении иностранному языку.
Объект исследования – ролевая игра как метод обучения.
Предмет исследования – организация и значение ролевых игр на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
2) Разработать и провести ролевую игру на уроке иностранного языка в средних классах.
3) Оценить эффективность использования ролевых игр на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использования ролевых игр на уроках иностранного языка повышает эффективность обучения.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- анализ журнала успеваемости.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОЛЕВОЙ ИГРЫ 6
1.1. Исторические и психологические аспект игры 6
1.2. Значение ролевых игр на уроках иностранного языка 17
1.3. Особенности разработки и методика проведения ролевых игр на уроках иностранного языка 20
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 38
2.1. Констатирующий эксперимент 38
2.2. Опыт проведения ролевых игр на уроке английского языка 39
2.3. Контрольный эксперимент 47
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Диплом Ролевые игры в изучении английского
1. Ананьева Е.Г., Алексеев В.Е., Губенков С.Ю. и др. Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. М.,2001.
2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., Педагогика, 1975. С. 16-78.
3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. -Мн.:Современный литератор,2004.-96с.
4. Блонский П.П. Педология. М.,1934.
5. Быков А.К Методы активного социально-психологического обучения: учеб. Пособие. – М.:Сфера, 2005. – 160 с.
6. Венгер Л.А.Игра как вид деятельности// Вопр.псих. №3. 1978, стр. 163-165.
7. Вербитский А.А., Борисова Н.В. "Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М., 2000.
8. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
9. Гашкова В.П. Ролевые игры и задания на уроках английского языка в 4 классе // Иностранные языки в школе. – 1985. – №1. – С.53-56 .
10. Гроос К. Душевная жизнь ребенка / Пер. с нем. Киев, 1916, с. 70-71.
11. Дзагания Н. Б.Урок-телемост "Москва- Лондон".Иностранные языки в школе,2009г.№ 2.
12. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1988. – №3. – С.90-92.
13. Димент Л. Г. Организация игр на уроке // Иностранные языки в школе, 1987. № 3.
14. Доборович В.А., Дегтярь И.Г. Об использовании ролевой игры в работе клуба страноведения // Иностранные языки в школе. – 1987. – №6. – С.69-70.
15. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание - 2002.- № 4.
16. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка / В кн. «Психология и педагогика игры дошкольника». – М.: Просвещение, 1966.
17. Игровое моделирование: методология и практика. - СПб. Рук. Ладенко И.С., Новосибирск: Наука, 1987.
18. Игровое моделирование: методология и практика./ Сб.п.рук. Ладенко И.С. - Новосибирск: Наука, 1987.
19. Игры - обучение, тренинг, досуг/ Под ред. Петрусинского В.В.. – М., 2004.
20. Калаева Г. Г. Интенсификация обучения французскому языку при помощи учебных языковых игр // Иностранные языки в школе, 2005. № 6.
21. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. – 2003. – №3. – С.17-18.
22. Китайгородская Г. А.,Бухбиндер В.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. Киев, 1988г.
23. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки. – 1989. – №4. – С.14-16.
24. Коновалова Л.В. Средства повышения эффективности урока // Иностранные языки в школе. – 2000. – №4. – С.61-63.
25. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам . М., 1988.
26. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 2005.
27. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. – М.: Высшая школа, 1981. – 159 с.
28. Маслыко Е.А.,П.К.Бабинская Настольная книга преподавателя иностранного языка. Игровое обучение иностранным языкам и иноязычному общению. Минск, " Вышейная школа", 2009г.
29. Методика преподавания иностранного языка в средне специальных учебных заведениях / под. ред. Миролюбова А.А., Парахиной А.В. – М.: Высшая школа, 1984.
30. Никитин И.Г., Шубина Л.С. и др.Педагогические игры. - Пермь, 2000.
31. Оганесян Н. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М.: Ось-89, 2002.
32. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников // Иностранные языки в школе. – 1989. – №1 – С.27-31.
33. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. - М.: Просвещение, 1988г.
34. Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2009. – №4. – С.23-26.
35. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии - М.: Педагогика, 2006.
36. Размыслова Е.Ф. Учебно-речевые ситуации на уроке // Иностранные языки в школе. – 1987. – №3. – С. 33-35.
37. Рацимор А.Е. Ролевые игры как средство профориентации учащихся на уроках английского языка в условиях сельской школы // Иностранные языки в школе. – 1985. – №2. – С.43-46.
38. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1975. – 312 с.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М.,1949, с.593-594
40. Скляренко Н. К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи в школе// Иностранные языки в школе.- 1985. № 1.
41. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: просвещение, 2006. – 240 с.