ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию эмоционального концепта «страх» в английской художественной литературе на примере рассказов Эдгара Аллана По.
Актуальность данного исследования объясняется тем, что тесна связь концепта и культуры языка привела в конце 20 века к возникновению лингвокультурологии как самостоятельной лингвистической дисциплины. С этого времени вопросы лингвокульторологии не выходят из поля зрения и ученых, которые занимаются в том числе изучением эмоциональной сферы и ее вербального представления в различно города текстах. Исследование, проводимое в этом русле, позволяет проанализировать уникальную логику, которая характерна той или иной лингвокультуре.
В этом плане наибольший интерес представляют собой концепты, которые занимают важное место в жизни любого этноса. Тем не менее, некоторые концепты настолько многообразны и сложны, что их изучение представляет собой определенные сложности. При их анализе от исследователя требуется глубокое проникновение в самую его сущность. Концепт «страх», как одно из проявлений человеческих эмоций и неотъемлемая часть жизни любого человека, начиная с самых древних времени, относится к числу таких концептов.
Необходимо подчеркнуть, что чувство страха относится к первичным чувствам человека, которое присутствует во всех сферах жизни человека без исключения. По этой причине его вербализацию можно проследить на самом разнообразном материале.
Объектом исследования в дипломной работе является эмоциональный концепт «Страх» в английском языке.
Предмет исследования – особенности актуализации концепта «страх» в произведениях Эдгара Аллана По «Чёрный кот» и «Овальный портрет».
Целью дипломной работы является исследование эмоционального концепта «Страх» в английской художественной литературе на примере рассказов Э. А. По.
Достижение поставленной цели потребовало последовательного решения следующего ряда практических задач :
- дать определение понятию «концепт» и обозначить его как основную единицу лингвокультурологии
- провести обзор понятия «концепт» в современной отечественнйо и зарубежной лингвистике,
- провести анализ структуры концепта и представить его классификацию,
- осветить поэтологический контекст анализируемых произведений и охарактеризовать идиостиль автора;
- рассмотреть поэтическое творчество Эдгара Аллана По с точки зрения актуализации в нем концепта «страх».
- проанализировать вербализацию эмоционального концепта «страх» на примере произведения Эдгара Аллана По «Черный кот»;
- провести анализ выражения концепта «страх» на примере произведения Эдгара Аллана По «Овальный портрет».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы и приемы исследования: описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, метод концептуального анализа, метод корреляции языковых и социальных явлений, метод анализа словарных дефиниций, элементы метода количественного анализа.
Теоретической базой данного исследования явились труды таких исследователей, как И. В. Арнольд, Н. Д. Арутюнова, С. А. Аскольдов, А. Вежбицкая, А. А. Залевская, А. М. Зверев, В. И. Карасик, В. В. Колесов, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, С. X. Ляпин, В. А. Маслова, С. Е. Никитина, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Г. Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, В. Н. Телия, О.Е. Филимонова, В.И. Шаховский, J.G Kennedy и др.
Научная новизна работы состоит в том, что творчество Эдгара Аллана По впервые получает комплексное освещение в аспекте актуализации в нем концепта «страх», который очень типичен практически для всех произведений писателя.
Теоретическая ценность работы состоит в том, что в ней в обобщенном виде представлены наработки ученых, которые занимались вопросами изучения лингвокультурологии и концептов.
Практическая ценность работы состоит в том, что отдельные ее положения могут быть использованы на практических занятиях по стилистике языка .литературе английского языка, лексикологии.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении объясняется актуальность работы, определяется предмет и объект исследования, формулируется цель и задачи исследования.
В первой главе «Научно-теоретические основы изучения эмоциональных концептов в лингвистике», которая носит теоретический характер, освещаются базовые понятия исследования – концепт, лингвокультурология, эмотивная лингвистика. В разделе дается подробное описание понятия «концепт» с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей, рассматривается его структура и классификация. Также дается определение эмотивной лексики и подробно рассматривается чувство страха с точки зрения психологии и его выражения в художественной литературе.
Во второй главе «Выражение концепта «страх» в произведениях Эдгара Аллана По», которая носит практический характер, проводится анализ презентации концепта «страх» на примере поэтических произведений Эдгара Аллана По, а также его рассказов «Черный кот» и «Овальный портрет». В ходе исследования показывается за счет чего концепт «страх» актуализируется в художественных произведениях.
В заключении формулируются выводы, полученные в ходе исследования.
Список использованной литературы представляет собой перечень книг, пособий и статей, которые были использованы в ходе написания данной работы и содержит 59 источников, 5 из которых на английском языке.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОНЦЕПТОВ В ЛИНГВИСТИКЕ 7
1.2 Концепт как основная единица лингвокультурологии 7
1.1.1 Исследования понятия «концепт» в современной лингвистике 11
1.1.2 Структура и классификация концепта 19
1.2 Когнитивный подход к изучению эмоций в лингвистике 24
1.2.1 Эмотивная ситуация 24
1.2.2 История изучения эмоций в лингвистике 29
1.2 Эмотивная лексика и различные подходы к ее классификации 33
1.3 Чувство страха в психологии и художественной литературе 35
Выводы по 1 главе 43
ГЛАВА 2 ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «СТРАХ» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО 46
2.1 Поэтологический контекст анализируемых произведений и идиостиль автора 46
2.2 Актуализация концепта «страх» в поэзии Эдгара Аллана По 53
2.3 Концепт «страх» в произведении «Овальный портрет» 56
2.4 Концепт «страх» в произведении «Черный кот» 62
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
Концепт является основным понятием лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Это понятие находит сегодня широкое применение в лингвистической науке, многие лингвистические исследования оперируют им. Несмотря на такое широкое распространение, в языкознании не сложилось единого мнения по вопросу дефиниции этого термина.
В работе был проведен обзор понятия «концепт» в современной лингвистике. Основные положения в вопросе исследования понятия «концепт» нашли свое отражение в работах Ю.С. Степанова, В.И. Карасик, Г. Г. Слышкина, Н. Д. Арутюновой, В. Н. Телии, А. Вержбицкой, С. Т. Воркачева, Н. А. Красавского.
Чувство страха, которое относится к базовым чувствам человека, находит свое активное отражение в произведениях Эгара Аланна По.
В проанализированных произведениях концепт «страх» выражается разными способами. В поэтических произведениях и рассказе «Овальный портрет» концепт «страх» реализуется за счет мистической составляющей – смерти, таинственности, страха героев и пр.
В произведении «Черный кот» страх вербализуется прямо за счет эмотивных лексических единиц, которые выражают концепт «страх» не опосредованно, а прямо. Были отмечены следующие эмотивные лексические единицы - horror, cry, death, destroy и др., которые за счет своей эмотивности презентуют концепт страх.
Отличительными чертами актуализации концепта «страх» в произведениях Эдгара Аллана По является то, что у писателя формируется особое представление о смерти, которое противопоставляется красоте, причем, как правило, женской красоте. Во многих его произведениях в центре повествования стоит смерть прекрасной девушки. В общем и целом было отмечено, что непростая судьба Эдгара Аллана По наложила свой отпечаток на его творчество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев М. П. Английская литература: очерки и исследования / М. П. Алексеева. - Л. : Наука, 1991. - С. 267
2. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. / М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685с.
3. Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. Антология/ Под общ. ред. проф. В. Н. Нерознака. - М: Academia, 1997. - С. 267- 279.
4. Ахмедова У. Эдгар По – мастер новеллы / У. Ахмедова // Советский Дагестан. – 1980. - № 5. - С. 69.
5. Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа / Л. Г. Бабенко. - М., 2004.
6. Балли Ш. Французская стилистика / Ш. Балли. - М., 1961. – С.182-183
7. Барт Р. S/Z / Р. Барт; пер. с франц., под ред. Г. Косикова. – 2-е изд., испр. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 14 – 17
8. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н. А. Бердяев. – М., 1986.
9. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного / Э. Бёрк. – М. : Искусство, 1979. – С. 73
10. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбицкая. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 780 с.
11. Воркачев С. Г. Эталонность в сопоставительной семантике / С. Г. Воркачев // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 25. -М., 2003. - С. 6-15.
12. Гопман В. Л. Литература серьезная, значительная, нужная.../ В. Л. Гопман // Антология ужасов, т. 1 : сб. худ. пр. / Черкесск, 1991. – С. 5 - 9
13. Гуревич А. Я. Диалектика судьбы у германцев и древних скандинавов // Понятие судьбы в контексте разных культур:[Сб. ст.] – М. : Наука, 1994. - С. 148-156.
14. Жаринов Е. В. Историко-литературные корни массовой беллетристики [Текст]: дис. … докт. филол. Наук / Жаринов Евгений Викторович. – М., 1999
15. Залевская А. А. Виды знания и их взаимодействие в коммуникации / А. А. Залевская // Мышление и коммуникация. М.: Ин-т языкознания АН СССР, 1990. - С. 85.
16. Заломкина Г. Специфика фантастического в литературе готики / Г. Заломкина // Фантастика и технологии: сбр. науч. тр. / Самар. гос. аэкосм. ун-т - Самара, 2009. – С. 130 - 131
17. Зверев А. М. Эдгар Аллан По / А. М. Зверев / История литературы США. Т. Наследие. – М., 2014. – С. 114-171, 172-221
18. Карасик В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / Под ред. И. А. Стернина / Воронеж: ВГУ , 2001. - С. 76.
19. Ковалев Ю. В. От «Шпиона» до «Шарлатана». Статьи, очерки, заметки по истории американского романтизма / Ю. В. Ковалев. - СПб., 2003. - 59 – 108 с.
20. Колесов В. В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2004. – С. 23
21. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова. — М. : МГУ, 1996.
22. Литература ужасов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.rfwiki.org
23. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М. : Academia, 1997. - С. 280-287.
24. Ляпин С. X. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центрконцепта. Вып.4. - Архангельск: Изд-во Поморского гос., университета, 1997. - с. 11-35.
25. Мартемьянова Е. А. Репрезентация эмотивных ситуаций с множественным субъектом состояния / Е. А. Мартемьянова: Герценовские чтения: материалы Всерос. межвуз. науч. конф., 23–24 апреля 2012 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – С. 66–67.
26. Маслова В. А. Лингвокультурология / В. А. Маслова: Учеб. пособие. - М,: Academia, 2001.-202 с.
27. Напцок Б. Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра / Б. Р. Напцок // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. – Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2008. – С. 140
28. Нефедова Т. Некоторые особенности сюжетных ситуаций в новеллах Э. По. Проблемы поэтики и истории литературы / Т. Нефелова. - Саранск, 1973. – 248 с.
29. Никитина С. Е. Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике (Автоматическая обработка текста) / С. Е. Никитина. - М. : Наука, 1978. - 375 с.
30. Ожегов С. И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.:[4] Рус. яз., 1987.- 797с.
31. Попова З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001. - 191 с.
32. Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование // Г.Г. Слышкин. – Вестн. ВГУ. Сер. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - 2004. - № 1. – С. 29-33.
33. Снитко Т. Н. Предельные понятия в Западной и Восточной лингвокультурах / Т. Н. Снитко. — Пятигорск: Пятиг. гос. лингв. ун-т, 1999. — С. 23
34. Соломоник А. Семиотика и лингвистика / А. Соломоник. – Москва, 1995.
35. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М. : Языки славянских культур, 2007. – С. 71
36. Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю.С. Степанов. - М., 1975. – С. 15
37. Стернин И. А. Наведение сем в значении слова / И. А. Стернин // Исследования по семантике. - Уфа, 1988, с.13-17.
38. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурный аспекты / В. Н. Телия. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. - 288 с.
39. Токарев Г. В. Проблемы лингвокультурологического описания концепта (на примере концепта «Трудовая деятельность») / Г. В. Токарев. Учебное пособие. - Тула: Изд-во Тульского гос. Педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2000. - 92 с.
40. Филимонова О. Е. Категория эмотивности в английском тексте (когнитивные и эмотивные аспекты): Дис. … докт. филол. наук / О.Е. Филимонова. – СПб., 2001.
41. Филимонова О.Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте: учебное пособие / О. Е. Филимонова. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 448 с.
42. Хапаева Д. Кошмар: литература и жизнь / Д. Хапаева. - М.: Текст, 2010. –С. 264
43. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. – М., 2007. – 192 с.
44. Шаховский В. И. Когнитивные ресурсы эмоциональной языковой личности / В.И. Шаховский // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации. – Волгоград, 2001. – С. 11-16.
45. Шаховский В. И. Лингвистика эмоций / В. И. Шаховский // Филологические науки. – 2007. – № 5. – С. 7-13
46. Шаховский В. И. Эмоции – мысли в художественной коммуникации / В.И. Шаховский // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. – Волгоград-Саратов, 1998. – 118 с.
47. Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. Э. По, Г. Мелвилл, Д. Гарднер / Н. А. Шогенцукова. – М. : Наследие, 1995. – 20 с.
48. Щербатых Ю. В. Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фо¬бий / Ю В. Щербатых, Е. И. Ивлева. - Воронеж: Истоки, 1998 - 292 с.
49. Pое Е.А. Tales and Sketches / Ed. bу Thomas 0llive Mabbott - Chicago, 2000. - Vol. l., 65 p.
50. Sammon P. M. Outlaws. / P. M. Sammon // Splatterpunks., N.Y., 1990. - P. 300.
51. Thompson G. R. Poe's Fiction: Romantic Irony in the Gothic Tales – Madison / G. R. Thompson: Univ. of Wisc. Pr., 1973.
52. http://www.merriam-webster.com/dictionary/mad
53. http://www.merriam-webster.com/dictionary/wild