Актуальность исследования определяется необходимостью проанализировать семантические особенности ментальных глаголов, существительных, причастий, деепричастий, прилагательных и наречий, обозначающих мыслительную деятельность с позиции таких современных лингвистических направлений, как прагматика, прагмалингвистика, когнитивная лингвистика.
Объектом нашей дипломной работы является ментальная лексика современного немецкого языка, предметом – ее парадигматические характеристики и в особенности прагматические свойства ментальных глаголов.
Материалом нашего исследования являются стихотворные тексты немецкоязычных поэтов-модернистов (Г. Бенн, П. Шербарт, Х.фон Хофманншталь, Р.М. Рильке), написанные в конце XIX – начале XX века.
Основной целью работы является изучение феномена экспликации ментальности на материале произведений таких немецкоязычных символистов, как Готфрид Бенн, Райнер Мария Рильке, Пауль Шербарт и Хьюго фон Хофманншталь.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
1. представить теоретические предпосылки изучения ментальной лексики;
2. выявить речевые средства экспликации ментальности;
3. обозначить свойства ментальной лексики;
4. провести частотный анализ экспликации ментальной лексики в произведениях Готфрида Бенна, Райнер Мария Рильке, Пауля Шербарта и Хьюго фон Хофманншталь.
Методы исследования. В нашем дипломе используются общенаучные методы, адаптированные к изучению лингвистического материала (гипотетико-дедуктивный, статистический, методы наблюдения и эксперимента), а так же частнонаучный метод прагмалингвистики (метод объективного прагмалингвистического эксперимента) и методы лингвистической статистики (метод группировки и сведения результатов исследования в таблицы, метод оценивания неизвестных параметров, метод проверки статистических гипотез, метод контент-анализа). Метод группировки и сведения результатов исследования в таблицы применяется при составлении сводных таблиц. Метод оценивания неизвестных параметров необходим для прогнозирования актуализации в стихотворных текстах скрытых речевых сигналов, метод проверки статистических гипотез – для сопоставления данных, полученных опытным путем, с характеристиками речевого поведения отправителей стихотворных текстов современников и литературоведов. Метод контент-анализа используется в ходе регистрации в стихотворных текстах маркеров дихотомий речевого поведения и их последующей интерпретации.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение………………………………………………………………стр. 3-6
II. Глава 1. Теоретические предпосылки изучения ментальной лексики
1.1. К понятию ментальной лексики…………………………стр. 7-10
1.2. Символизм как материал исследования…………………стр. 10-13
1.3. Речевые средства экспликации ментальности…………стр. 14-24
1.4. Функционально-семантические свойства ментальных глаголов……………………………………………………………….стр. 25-26
1.5. Полисемия…………………………………………………стр. 26-28
III. Выводы к главе 1…………………………………………………стр. 29-30
IV. Глава 2. Практический анализ актуализации ментальной лексики
2.1. Методы изучения ментальной лексики…………………стр. 31-33
2.2. Анализ ментальных речевых средств в стихотворных текстах
поэтов-символистов…………………………………………стр. 33-45
2.3. Лексикографический портрет глагола «понимать»……стр. 45-47
V. Выводы к главе 2………………...………………………………стр. 48-49
VI. Заключение………………………………………………………стр. 50-51
VII. Список теоретической литературы……………………………стр. 52-53
VII. Список цитированной литературы……………………………стр. 53-54
Дипломная работа написана на двух языках - на русском теоретическая часть, на немецком - примеры экспликальных частей речи. При покупке ВКР речь к выступлению в подарок. Работа написана в 2008 году самостоятельно, защищена на отлично с большим плюсом. В то время, когда писалась дипломная, работы никуда в сеть не выкладывались, поэтому 100% антиплагиат.
СПИСОК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Будагов, Р.Л. Проблемы реформирования языка. - М., 1965 г.
2. Будагов, Р.Л. Сравнительно-семантические исследования. - М., 1963 г.
3. Виноградов, В.П. Лексикология немецкого языка. - М., 2003 г.
4. Виноградов, В.П. Русский язык. - М., 1972 г.
5. Гак, В.Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов ментального поля) // Логический анализ языка: ментальные действия, М., 1993 г., стр. 22-40
6. Гвишиани, Н.Б. Полуфункциональные слова в языке и речи. - М., 1979 г.
7. Горло, Е.А. Поэтический дискурс. Перформативность. Интенциональность. Медийность. - Ростов-на-Дону, 2007 г.
8. Ивлева, Г.Г. Сравнительно-семасиологические исследования. - М.: МГУ, 1963 г.
9. Колесов, В.В. Жизнь происходит от слова… СПб., 1999 г.
10. Кусов, В.Г. Категории ментальности в социологическом измерении. № 9, М., 2000 г., стр. 132-135
11. Лопушанская, С.П. Семантическая модуляция как речемыслительный процесс //Научные школы Волгоградского государственного университета. Русский глагол: история и современное состояние. - Волгоград, 2000 г., стр. 20-29
12. Марр, Н.Я. Сумерки лингвистики. Из истории отечественного языкознания. Литология. - М., 2001 г.
13. Миллер, Дж. Психолингвисты. Теория речевой деятельности. - М., 1968 г.
14. Парахонская, Г.А. Контент-анализ документов. – Тверь., изд. ТГУ, 2004 г.
15. Пиотровский, Р.Г., Рахубо Н.П., Хажинская М.С. Системное исследование лексики научного текста. - Кишинев, 1981 г.
16. Рябцева, Н.К. Теоретическое и лексикографическое описание научного изложения. Межъязыковой аспект. Научный доклад докт. филол. наук. - М., 1996 г.
17. Хоцей, А. Теория общества, т. 1, Казань, 1999 г., стр. 177-184
18. Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. - М., 1973 г., стр. 74-89, 160-191
19. Этингоф, Е.Б. Исторический лексикон XVIII в. //Энциклопедический справочник, М., 1997 г.