Благодарю за работу! Качество и взаимодействие выше всяких похвал!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Глава 1. Формирование субъективной оценки и ее средства представления в авторском тексте
1.1. Лингвистические аспекты формирования положительной и отрицательной оценки
1.2. Функции оценки в художественном тексте
1.3. Основные языковые средства выражения субъективной оценки в тексте
1.4. Типология оценок в литературном тексте, соотношение понятий
1.5. Категория субъективной оценки автора и особенности ее реализации в литературном тексте
Глава 2. Специфика формирования оценочного смысла в авторских текстах
2.1 Оценка в произведении З. Прилепина «Книгочет»
2.2 Оценка в произведении Е. Водолазкина «Инструмент языка»
2.3. Композиционно-речевая форма авторского текста как способ выражения субъективной оценки
Глава 3. Специфика формирования оценочного смысла и субъективность ее представление в авторских текстах
3.1. Лингвистические аспекты формирования и представления оценочного смысла
3.2. Композиционно-речевые характеристики представления субъективного оценочного смысла авторского текста
3.3 Субъективное отражение оценочного смысла как проявление специфической особенности оценки стиля автора в авторском тексте
Заключение
Список использованных источников литературы
1.1. Лингвистические аспекты формирования положительной и отрицательной оценки
Оценочные аспекты языка позволяют передавать чувства, оценки людей, ситуации и объекты, а также поделиться и противопоставить эти мнения. Оценка, как многогранный термин использования в разных научных областях, всегда была предметом интереса в лингвистике. К сожалению, до настоящего времени, не была предпринята теоретическая основа глубокого изучения всего спектра оценочных устройств, доступных в языке.
В русской научной школе анализ и научный обоснование проявления субъективной оценки в речевых формулировках было положено М.В.Ломоносовым в труде «Российская грамматика». В нем им впервые описывается использование существительных и прилагательных с наличием в них уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. Далее словообразованию субъективной оценки посредством таких слов, а также анализу имен и частиц были посвящены работы А.А. Барсова, Н.И. Греча, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, К.С. Аксакова, А.
...
1.2. Функции оценки в художественном тексте
S. Hunston и G. Thompson14 утверждают, что оценка имеет три основных функции: выражать мнение автора, строить и поддерживать отношения между автором и читателем, организовать дискурс.
Первые две функции по-разному обсуждаются в литературе о чувствах, с акцентом на первую и некоторые подходы ко второй с точки зрения того, как автор представляет, излагает или обобщает информацию. Эта область представляет систему взаимодействия в оценке. Но это третья функция в наименьшей степени изучена при анализе оценочного языка, возможно, потому что это является наиболее сложной для информационной обработки.
В использовании оценочного языка, писатель не только выражает мнение, но и взаимодействует с читателем, он также представляет аргументы в определенном порядке и с определенной структурной организацией.
...
1.3. Основные языковые средства выражения субъективной оценки в тексте
Субъективность иногда передается одним словом, иногда фразой, а иногда целая грамматическая структура усиливающая значение оценки.
Работа над оценочным языком в лингвистике получила устойчивую значимость, особенно в контексте ее использования в смысловых характеристиках текста, оценка пронизывает все аспекты языка:
- фонологический уровень через интонацию и высоту звука;
- морфологический с суффиксами в морфологически богатых языках;
- лексический уровень, анализ настроений сосредоточен в словах;
- синтаксический уровень. Системы модальности, порядок слов и структурные аспекты;
- семантический уровень. Это самый сложный аспект и включает в себя также прагматику и относится к некомпозиционному характеру некоторых оценочных выражения и их контекст-зависимость. Долгий обед может быть положительным, если проходит с друзьями, но, может быть негативным в деловых отношениях.
...
1.4. Типология оценок в литературном тексте, соотношение понятий
Самый обобщенный вид классификации оценочных значений заключается в подразделении оценочных значений, на положительные и отрицательные. Условно как отмечалось выше этот подход можно определить, основываясь на концепте «хорошо – плохо». Основывается это деление на аксиологическом, то есть ценностном подходе к авторскому тексту и дает возможность выявить, как автор относится к тому, о чем говорит, положительно или отрицательно, как он определяет его ценность.
Как нами отмечалось выше, оценка считается аксиологическим аспектом жизнедеятельности человека, в любом языке мира имеются языковые выражения, относящиеся к категориям «хорошо/плохо»25. Исходя из этого, формируются типологические аспекты оценки значимости описываемых объектов/явлений для авторов произведений26.
На основании этого значимость положительной ценности, по мнению А.А. Ивина27 и Н.В.
...
1.5. Категория субъективной оценки автора и особенности ее реализации в литературном тексте
Как отмечалось ранее, рассмотрение авторской субъективной оценки происходит в ключе преобразование слов и модификация их смыслового применения. На основании этого С.Г. Шейдаева словообразовательное значение субъективной опенки формулирует как «обобщенное языковое значение, которое выявляется в рядах производных слов с разными формантами и разными способами словообразования»38. При этом автор выделяет, что при определении субъективно-оценочных формулировок в русском языке базовыми считаются морфемы: суффиксы, -ик, -нький, -чком, -нуть и др.; приставки: - пре, -вы ( высидеть целый день), и конфиксы: лежать - разлежаться. Именно они играют ключевую роль для определения отношения автора к «производящей основе» или объекту оценки.
...
2.1 Оценка в произведении З. Прилепина «Книгочет»
Рассмотрим специфику языкового использования средств субъективной оценки через призму лингвистических уровней современного русского литературного языка на примере книги З. Прилепина «Книгочет»55 и Е.Г. Водолазкина «Инструмент языка. О людях и словах»56.
С самого начала рассмотрения следует отметить, что фонетические единицы языка сами по себе не способны содержать оценку. Они лишь могут способствовать передачи, усиливать восприятие какого-либо отношения автора к объекту речи.
Тем не менее, лингвисты отмечают, что на фонетическом уровне важное оценочное значение имеет звукоподражание, различные фонетические каламбуры, аллитерации, ассонанс. Все это наполняет высказывание определенной психоэмоциональной семантикой. Использование этих приемов более характерно для поэтической речи, но и в тексте З.
...
2.2 Оценка в произведении Е. Водолазкина «Инструмент языка»
Е. Водолазкин, для подобного выделения использует не столь категоричные формулировки, в его языке слышится легкость и ирония при констатации невозможности: «Описав факты внебюджетного финансирования науки, я хотел бы сообщить нашему государству и об отдельных проблемах. Одна из них состоит в том, что отпускаемые научному сообществу деньги – по свойству, очевидно, легких материалов – сосредоточиваются преимущественно в верхних его слоях».
Интонация может передать малейшие оценочные оттенки авторского замысла, наряду с прочими фонетическими средствами языка. Бытует мнение, что передача авторской оценки на фонетическом уровне скорее свойственна поэзии, он иллюстрируется на ее примерах, однако творчество З. Прилепина и Е. Водолазкина убеждает нас в противоположном. В прозаике авторов есть место выражения авторского видения и таким способом.
...
2.3. Композиционно-речевая форма авторского текста как способ выражения субъективной оценки
Исследование авторского текста на предмет его языковых компонентов ведет к анализу вариантов их использования в выражении оценки, зачастую проявляемой в многообразии использования языковых средств. Комбинаторность или композиция используемых языковых средств зависит от целей их применения автором речи позволяя окрасить известные смыслы их применения новыми вариантами значений.
Вариативность речевого оформления авторской позиции в тексте построено на принципах стилистической и лексической образности отражения авторских смыслов как основы определения и следования жанровому стилю текста как форме искусства. Искусство толкует, передает действительность, и вызывает иллюзию, всегда субъективную, если речь идет о творчестве60. Прямая речь автора, является ядром текста, его «направляющей», непосредственной коммуникацией автора и читателя - собственно-авторская речевая партия61.
...
3.1. Лингвистические аспекты формирования и представления оценочного смысла
Как отмечалось в предыдущих главах проблемой формирования и восприятия смысла текста занимались и занимаются многие российские и зарубежные ученые-лингвисты. Этот вопрос актуален в науке и по сей день, так как до сих пор не сформировано единое определение понятия. Так в словаре С.И. Ожегова понятие смысла определяется как «внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом»63. Другой вариант дает словарь справочник по анализу текста: «Преображенная в сознании читателя текстовая информация… Субъективное отражение содержательного плана текста в сознании адресата на основе его информационного тезауруса и ценностных ориентиров. Смысл текста может быть шире и объемнее, чем его семантика из-за субъективных и объективных факторов»64.
Ряд лингвистов, в частности И.Р.
...
3.2. Композиционно-речевые характеристики представления субъективного оценочного смысла авторского текста
Идея авторской субъектности отражается в работах исследователей в понятиях «образ автора», «авторский контекст», «авторское начало», «авторская модальность», «авторская картина мира». Термин «образ автора» ввёл в научный обиход В.В. Виноградов и дал ему следующее определение: «Образ автора – это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это – концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся средоточием, фокусом целого»68.
Любой авторский текст литературного содержания вне зависимости от жанра, видится как уникальное, эстетическое явление, рожденное автором, как коммуникативное намерение и субъективная модальность.
...
3.3 Субъективное отражение оценочного смысла как проявление специфической особенности оценки стиля автора в авторском тексте
Взяв за основу классификационные признаки, основанные на оценке значимости ценности объекта, по месту оценке компонента, в контексте применения и описание оценки за счет мотивации, нами определены основные оценочные категории с позиции хорошо/плохо, используемые авторами в своих произведениях.
З. Прилепин нечасто использует положительные оценки. Более всего распространено и интересна позиция хорошо в интерпретации З. Прилепина воплощенная через одобрение или восхищение и чаще оно всего касается описания мастерства писателей, поэтов, музыкантов: самый остроумный парень в русском рэпе, оригинальный мелодист, как никто другой. Также для З. Прилепина свойственна положительная оценка, проявляемая в сопереживании и гордости, часто неся оттенок семантики: именно там она выживала и выжила; создано столько шедевров, что пересчитывать их – пальцев не хватит. З.
...
....
55. Токарева, Е. Н. Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе (на материале современного английского языка) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.04 - германские языки./ Елена Николаевна Токарева - Уфа, 2005. - 208 с.
56. Токмакова, С.Е. Эволюция языковых средств передачи оценки и эмоций: на материале литературной сказки XVIII-XXI веков: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Токмакова Светлана Евгеньевна - Воронеж, 2015. - 211 с.
...
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Глава 1. Формирование субъективной оценки и ее средства представления в авторском тексте
1.1. Лингвистические аспекты формирования положительной и отрицательной оценки
1.2. Функции оценки в художественном тексте
1.3. Основные языковые средства выражения субъективной оценки в тексте
1.4. Типология оценок в литературном тексте, соотношение понятий
1.5. Категория субъективной оценки автора и особенности ее реализации в литературном тексте
Глава 2. Специфика формирования оценочного смысла в авторских текстах
2.1 Оценка в произведении З. Прилепина «Книгочет»
2.2 Оценка в произведении Е. Водолазкина «Инструмент языка»
2.3. Композиционно-речевая форма авторского текста как способ выражения субъективной оценки
Глава 3. Специфика формирования оценочного смысла и субъективность ее представление в авторских текстах
3.1. Лингвистические аспекты формирования и представления оценочного смысла
3.2. Композиционно-речевые характеристики представления субъективного оценочного смысла авторского текста
3.3 Субъективное отражение оценочного смысла как проявление специфической особенности оценки стиля автора в авторском тексте
Заключение
Список использованных источников литературы
1.1. Лингвистические аспекты формирования положительной и отрицательной оценки
Оценочные аспекты языка позволяют передавать чувства, оценки людей, ситуации и объекты, а также поделиться и противопоставить эти мнения. Оценка, как многогранный термин использования в разных научных областях, всегда была предметом интереса в лингвистике. К сожалению, до настоящего времени, не была предпринята теоретическая основа глубокого изучения всего спектра оценочных устройств, доступных в языке.
В русской научной школе анализ и научный обоснование проявления субъективной оценки в речевых формулировках было положено М.В.Ломоносовым в труде «Российская грамматика». В нем им впервые описывается использование существительных и прилагательных с наличием в них уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. Далее словообразованию субъективной оценки посредством таких слов, а также анализу имен и частиц были посвящены работы А.А. Барсова, Н.И. Греча, А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, К.С. Аксакова, А.
...
1.2. Функции оценки в художественном тексте
S. Hunston и G. Thompson14 утверждают, что оценка имеет три основных функции: выражать мнение автора, строить и поддерживать отношения между автором и читателем, организовать дискурс.
Первые две функции по-разному обсуждаются в литературе о чувствах, с акцентом на первую и некоторые подходы ко второй с точки зрения того, как автор представляет, излагает или обобщает информацию. Эта область представляет систему взаимодействия в оценке. Но это третья функция в наименьшей степени изучена при анализе оценочного языка, возможно, потому что это является наиболее сложной для информационной обработки.
В использовании оценочного языка, писатель не только выражает мнение, но и взаимодействует с читателем, он также представляет аргументы в определенном порядке и с определенной структурной организацией.
...
1.3. Основные языковые средства выражения субъективной оценки в тексте
Субъективность иногда передается одним словом, иногда фразой, а иногда целая грамматическая структура усиливающая значение оценки.
Работа над оценочным языком в лингвистике получила устойчивую значимость, особенно в контексте ее использования в смысловых характеристиках текста, оценка пронизывает все аспекты языка:
- фонологический уровень через интонацию и высоту звука;
- морфологический с суффиксами в морфологически богатых языках;
- лексический уровень, анализ настроений сосредоточен в словах;
- синтаксический уровень. Системы модальности, порядок слов и структурные аспекты;
- семантический уровень. Это самый сложный аспект и включает в себя также прагматику и относится к некомпозиционному характеру некоторых оценочных выражения и их контекст-зависимость. Долгий обед может быть положительным, если проходит с друзьями, но, может быть негативным в деловых отношениях.
...
1.4. Типология оценок в литературном тексте, соотношение понятий
Самый обобщенный вид классификации оценочных значений заключается в подразделении оценочных значений, на положительные и отрицательные. Условно как отмечалось выше этот подход можно определить, основываясь на концепте «хорошо – плохо». Основывается это деление на аксиологическом, то есть ценностном подходе к авторскому тексту и дает возможность выявить, как автор относится к тому, о чем говорит, положительно или отрицательно, как он определяет его ценность.
Как нами отмечалось выше, оценка считается аксиологическим аспектом жизнедеятельности человека, в любом языке мира имеются языковые выражения, относящиеся к категориям «хорошо/плохо»25. Исходя из этого, формируются типологические аспекты оценки значимости описываемых объектов/явлений для авторов произведений26.
На основании этого значимость положительной ценности, по мнению А.А. Ивина27 и Н.В.
...
1.5. Категория субъективной оценки автора и особенности ее реализации в литературном тексте
Как отмечалось ранее, рассмотрение авторской субъективной оценки происходит в ключе преобразование слов и модификация их смыслового применения. На основании этого С.Г. Шейдаева словообразовательное значение субъективной опенки формулирует как «обобщенное языковое значение, которое выявляется в рядах производных слов с разными формантами и разными способами словообразования»38. При этом автор выделяет, что при определении субъективно-оценочных формулировок в русском языке базовыми считаются морфемы: суффиксы, -ик, -нький, -чком, -нуть и др.; приставки: - пре, -вы ( высидеть целый день), и конфиксы: лежать - разлежаться. Именно они играют ключевую роль для определения отношения автора к «производящей основе» или объекту оценки.
...
2.1 Оценка в произведении З. Прилепина «Книгочет»
Рассмотрим специфику языкового использования средств субъективной оценки через призму лингвистических уровней современного русского литературного языка на примере книги З. Прилепина «Книгочет»55 и Е.Г. Водолазкина «Инструмент языка. О людях и словах»56.
С самого начала рассмотрения следует отметить, что фонетические единицы языка сами по себе не способны содержать оценку. Они лишь могут способствовать передачи, усиливать восприятие какого-либо отношения автора к объекту речи.
Тем не менее, лингвисты отмечают, что на фонетическом уровне важное оценочное значение имеет звукоподражание, различные фонетические каламбуры, аллитерации, ассонанс. Все это наполняет высказывание определенной психоэмоциональной семантикой. Использование этих приемов более характерно для поэтической речи, но и в тексте З.
...
2.2 Оценка в произведении Е. Водолазкина «Инструмент языка»
Е. Водолазкин, для подобного выделения использует не столь категоричные формулировки, в его языке слышится легкость и ирония при констатации невозможности: «Описав факты внебюджетного финансирования науки, я хотел бы сообщить нашему государству и об отдельных проблемах. Одна из них состоит в том, что отпускаемые научному сообществу деньги – по свойству, очевидно, легких материалов – сосредоточиваются преимущественно в верхних его слоях».
Интонация может передать малейшие оценочные оттенки авторского замысла, наряду с прочими фонетическими средствами языка. Бытует мнение, что передача авторской оценки на фонетическом уровне скорее свойственна поэзии, он иллюстрируется на ее примерах, однако творчество З. Прилепина и Е. Водолазкина убеждает нас в противоположном. В прозаике авторов есть место выражения авторского видения и таким способом.
...
2.3. Композиционно-речевая форма авторского текста как способ выражения субъективной оценки
Исследование авторского текста на предмет его языковых компонентов ведет к анализу вариантов их использования в выражении оценки, зачастую проявляемой в многообразии использования языковых средств. Комбинаторность или композиция используемых языковых средств зависит от целей их применения автором речи позволяя окрасить известные смыслы их применения новыми вариантами значений.
Вариативность речевого оформления авторской позиции в тексте построено на принципах стилистической и лексической образности отражения авторских смыслов как основы определения и следования жанровому стилю текста как форме искусства. Искусство толкует, передает действительность, и вызывает иллюзию, всегда субъективную, если речь идет о творчестве60. Прямая речь автора, является ядром текста, его «направляющей», непосредственной коммуникацией автора и читателя - собственно-авторская речевая партия61.
...
3.1. Лингвистические аспекты формирования и представления оценочного смысла
Как отмечалось в предыдущих главах проблемой формирования и восприятия смысла текста занимались и занимаются многие российские и зарубежные ученые-лингвисты. Этот вопрос актуален в науке и по сей день, так как до сих пор не сформировано единое определение понятия. Так в словаре С.И. Ожегова понятие смысла определяется как «внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом»63. Другой вариант дает словарь справочник по анализу текста: «Преображенная в сознании читателя текстовая информация… Субъективное отражение содержательного плана текста в сознании адресата на основе его информационного тезауруса и ценностных ориентиров. Смысл текста может быть шире и объемнее, чем его семантика из-за субъективных и объективных факторов»64.
Ряд лингвистов, в частности И.Р.
...
3.2. Композиционно-речевые характеристики представления субъективного оценочного смысла авторского текста
Идея авторской субъектности отражается в работах исследователей в понятиях «образ автора», «авторский контекст», «авторское начало», «авторская модальность», «авторская картина мира». Термин «образ автора» ввёл в научный обиход В.В. Виноградов и дал ему следующее определение: «Образ автора – это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это – концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся средоточием, фокусом целого»68.
Любой авторский текст литературного содержания вне зависимости от жанра, видится как уникальное, эстетическое явление, рожденное автором, как коммуникативное намерение и субъективная модальность.
...
3.3 Субъективное отражение оценочного смысла как проявление специфической особенности оценки стиля автора в авторском тексте
Взяв за основу классификационные признаки, основанные на оценке значимости ценности объекта, по месту оценке компонента, в контексте применения и описание оценки за счет мотивации, нами определены основные оценочные категории с позиции хорошо/плохо, используемые авторами в своих произведениях.
З. Прилепин нечасто использует положительные оценки. Более всего распространено и интересна позиция хорошо в интерпретации З. Прилепина воплощенная через одобрение или восхищение и чаще оно всего касается описания мастерства писателей, поэтов, музыкантов: самый остроумный парень в русском рэпе, оригинальный мелодист, как никто другой. Также для З. Прилепина свойственна положительная оценка, проявляемая в сопереживании и гордости, часто неся оттенок семантики: именно там она выживала и выжила; создано столько шедевров, что пересчитывать их – пальцев не хватит. З.
...
....
55. Токарева, Е. Н. Специфика выражения оценки в гендерном дискурсе (на материале современного английского языка) Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.04 - германские языки./ Елена Николаевна Токарева - Уфа, 2005. - 208 с.
56. Токмакова, С.Е. Эволюция языковых средств передачи оценки и эмоций: на материале литературной сказки XVIII-XXI веков: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Токмакова Светлана Евгеньевна - Воронеж, 2015. - 211 с.
...
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
3000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 55690 Дипломных работ — поможем найти подходящую