Под человеческим капиталом следует понимать запас знаний, способностей, навыков и мотиваций человека, имеющих экономическую ценность. Они составляют особый капитал, в связи с тем, что могут служить источником будущих доходов и выгод как материальных, так и психологических. Этот особенный капитал воплощается в личности отдельного человека и всей нации в целом.
Под воздействием физического или морального износа человеческий капитал может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от инвестирования на его развитие денежных средств и временных затрат. К основным типам инвестиций в человеческий капитал относятся качественное образование, профессиональная подготовка, здравоохранение, рождение и воспитание детей. Образование и профессиональная подготовка обогащают будущего специалиста необходимыми знаниями и умениями, при этом увеличивают объём его человеческого капитала, охрана здоровья продлевает человеческую жизнь и способствует становлению здоровья всей нации, рождение и уход за детьми воспроизводят человеческий капитал в следующем поколении [5].
...
На кадровую политику, содержание и специфику управления персоналом влияют как внешние по отношению к организации, так и внутренние факторы.
Из внешних факторов это:
политическая, экономическая обстановка в стране и за рубежом;
законодательство - налоговое, трудовое, гражданское, др.;
уровень конкуренции в сфере деятельности организации;
покупательная способность потребителей товаров и услуг;
ситуация на рынке труда (профессионально-квалификационный состав претендентов на свободные рабочие места, наличие конкуренции, цена рабочей силы и др.);
деятельность профессиональных и общественных объединений работников (их инициатива и настойчивость во взаимоотношениях с работодателями по отстаиванию прав в обеспечении занятости и оплаты труда, действенность региональных и отраслевых тарифных соглашений и др.).
Таким образом, целью функционирования служб управления персоналом во внешней сфере организации является поиск кандидатов на трудоустройство, обладающих высокой квалификацией, чьи жизненные ценности полностью вписываются в систему ценностей организации. Это чрезвычайно сложный процесс, и в нем субъект кадровой работы (служба управления персоналом).
...
Управление персоналом - это преднамеренное воздействие на персонал с целью максимально раскрыть его потенциал. Чтобы воспользоваться этим потенциалом, необходимо создавать материальные (заработная плата), духовные и социальные условия и своевременно обучать персонал новым технологиям.
Управление персоналом - очень сложное и деликатное дело, и зачастую со временем проблем становится все больше и больше. На самом деле, чтобы руководить, необходимо обладать знаниями в самых разных областях (менеджмент, психология, стратегическое планирование и т. д.). Важно выстроить в компании систему управления персоналом, которая помогает решать проблемы компании и устранять некоторые проблемы управления персоналом. Управление человеческими ресурсами компании - это комплекс мероприятий по созданию и развитию квалифицированного персонала, способного достигать бизнес-целей.
Компанию следует рассматривать не только как организационную, техническую, информационную систему, но также как экономическую и социальную, в которой важнейшим элементом является творчески активный человек со своими достоинствами и недостатками. Личностный потенциал человека, его деловые качества являются источником и исходными принципами развития организации. В этом смысле управление персоналом - универсальная задача и основная функция руководителя. Часто лидер действует на основе интуиции, опыта или личных убеждений, которые не всегда верны. Прежде всего, он должен обращать внимание на способности своих подчиненных, конфликты, поведение и проблемы. Управление персоналом призвано содействовать решению таких проблем, и в этом его сущность [6, с.96-98].
...
Управление, если сказать простыми словами, ‒ это управление людей людьми. Поэтому работники стоящие вверху иерархии, должны умело воздействовать на своих подчиненных. Не только выплачивать зарплату вовремя, но и предоставить возможность карьерного роста, развития, усовершенствования навыков. Также необходимо перед работниками выстроить цели и логически расположенные задачи. Обязательно предоставить мотивацию и поддерживать дисциплину. [4, С. 105]
Для поднятия корпоративного духа следует предусмотреть дополнительные выплаты, сверх заработной планы: премии, процентное начисление от объема выполненной работы. [3, С. 176]
Эффективность работы и повышение прибыли напрямую зависит от человеческих ресурсов (умений и знаний персонала). В России пренебрегают этим фактором. В нашей стране человеческий ресурс используется менее чем на 25%. Это очень маленькая цифра для такого значимого показателя, который является главным в построении конкурентоспособности. Для сравнения, в США человеческий ресурс используется на 80%. Персонал ‒ главный инструмент развития предприятия. [7, С. 34]
...
Руководитель выдвигает ряд вопросов в области производственных проблем и ждет от специалистов предложений по решению этих вопросов. Каждый сотрудник, выступая, вносит свои предложения по улучшению производственных показателей в своей проффесиональной области.
Талант руководителя состоит из определённых качеств, которыми должен обладать лидер. Так, он должен уметь сформулировать проблему, которая имеет отношение к организации анализа текущей ситуации, в том числе обеспечить решение экономических потребностей, поиск, сбор и обработку всех типов данных и информации.
Руководитель принимает участие в обсуждении вопросов и постоянно задает вопросы, чтобы получить ответ от подчиненных о ситуации и методах ее разрешения. Обсудив в процессе несколько вариантов и выслушав все альтернативные идеи из которых следует сделать выбор, руководитель должен приступить к обеспечению лучших условий работы подчиненным.
В целях повышения эффективности принятого решения рекомендуется пригласить независимых сторонних высококвалифицированных специалистов в данной области производства. Успешный вариант принятого решения руководитель доводит до сведения сотрудников - почему надо сделать именно так, а не иначе и на сколько этот вариант отвечает интересам производства и всех работников [2, с. 46].
...
Также важно обратить внимание на само понятие «управление», которое широко используется как одна из ведущих категорий в ряде научных дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте разрабатываемых ими теорий и обладает самостоятельным полем исследования тех или иных аспектов управления. Операционный анализ проблемы управления развивается в русле кибернетики, теории систем, теории автоматов, теории информации, методологии. В методологическом контексте управление понимается как деятельность, объектом которой является другая деятельность. Ряд выработанных в этой связи категорий, концепций и схем, связанных с управлением, получил определённое методологическое значение. Но сам по себе термин «управление» многозначен и включает в себя множество различных воздействии на субъект и объект, поскольку управление является направленным процессом. Поэтому можно говорить о том, что управление – это изначально ничем не обусловленная связь между разными субъектами, связь, которая поддерживает отношение общности, соединения или согласованности социальных систем [5, с. 88].
Для эффективного ведения управленческой деятельности нужно четко понимать структуру организации, принципы взаимодействия ее составляющих и связи организации с внешней средой. Существующие в настоящее время организации отличаются огромным разнообразием, которое заключается как в направлениях деятельности, так в форме собственности, масштабах, других параметрах. При этом каждая организация имеет свою уникальность.
...