ЗАКАЗ ВЫПОЛНЕН В СРОК. РАБОТА СДЕЛАНА НА ОТЛИЧНО
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вставьте пропущенные буквы или напишите слитно, через дефис, раздельно.
1.ряженка 6.некуда податься 11.навзничь
надоедливый семьдесят дым пожарищ
кривизна от ребячьего визга клич
запечатлевать не сидится на месте уничтожьте
старшинство каменщик насущные проблемы
2.соловьиная трель 7.панцирь 12.погорелец
безаварийность далёкие страницы оснащение
безъязыкий жираф повзрослевший
предутренний цифры сравнять счёт
подъезд птицы освоение целины
3.обречённый 8.значок 13.ветреный
протереть окно кумачовый флаг современник
вытирать бережённый революционный
постижение истины щёлкать орехи орлиный взгляд
обдерёт как липку причёска говорить взволнованно
4.полкилометра 9.ландшафт 14.привратник
пол-лета властвовать над.. презабавный анекдот
пол-ящика костный мозг приоритетный
пол-Иркутска иссякнуть преклонный возраст
полчайника устный ответ принижать достоинства
5.они полют огород 10.недозрелый арбуз 15.в высь поднебесную
вяжущее средство ещё не оттаявшая надеть шляпу набок
заклеенный конверт не снимая пальто наряду с остальными
они держатся хорошо телефон не установлен без оглядки
слышатся напевы ничего не говорил иметь в виду
ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях
16.1.Отец, по специальности химик-практик, не получил ни среднего, ни высшего образования.
2.Великий русский полководец М.И.Кутузов похоронен в Петербурге, в Казанском соборе.
3.Рассчистив скважину и поставив новые штанги, бригада начала бурение.
4.Лодка, толкнувшись, остановилась в песчаном заливчике.
5.Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие.
17.1.У околицы горит распахнутое в звёзды окошко.
2.Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.
3.Беспокойный и немного странный, он работой бредил во сне.
4.Она отнеслась к несчастью совершенно спокойно.
5.Пожалуй, самыми заметными жителями посёлка были мальчишки.
18.1.Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима.
2.Стали его искать, а он как в воду канул.
3.Этот человек славился в городе как знаток старины.
4.Он не слышал, как тихо отворилась дверь и вошёл отец.
5.Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час.
19.1.Я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
2.Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слёз - ничего не испытал он.
3.Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.
4.Комедия «Горе от ума» актуальна и поучительна.
5.Знание - самая надёжная защита.
20.1.Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори и тишина.
2.Лишнее говорить - только делу вредить.
3.Нравится рисовать - рисуй на здоровье.
4.Острый язык – дарованье, длинный - наказанье.
5.Трус не любит жизни: он только боится её потерять.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
21.Расставьте ударение в следующих словах
атлЕт, Августовский, баловАть, вероисповЕдание, дОсыта, дремОта, договОр, дефИс, знАчимый, индустрИя, красИвее, каучУк, кУхонный, киломЕтр, му`соропровОд, обеспЕчение, облегчИть, придАное, прибЫть, позвонИшь, свЁкла, тефтЕли, твОрог и творОг, удОбнее, фенОмен, шофЁр, щавЕль.
22.Объедините слова с твёрдым согласным перед /э/ в одну группу, с мягким согласным – в другую, в третью выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Слова, имеющие варианты Слова с твёрдым Слова с мягким
произношения согласным согласным
декан /д’ э/ /дэ/ антенна /тэ/ берет /р’э/
Альтернатива, академия, анестезия, бактерия, бандероль, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, дебют, индекс, кларнет, модель, нейрохирург,
панель, рейд, рельс, сервис, терапевт, федерация, шедевр, экземпляр, эстет.
Слова, имеющие варианты произношения Слова с твёрдым согласным Слова с мягким согласным
23.Приведённые ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении звуков, однако нормативным является только один вариант:
Афера, блеклый, бревенчатый, белесый, бытие, гололед, гололедица, гелиокоптер, иноплеменный, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.
24.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов:
Бюллютень, будующее, дермантин, инциндент, летосчисление, компентентный, константировать, прецендент, светопредставление, чесунча, явства.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
25.Определите значение следующих иноязычных слов:
Слово Значение слова
Альянс
Аншлаг
Бартер
Бизнес
Вакансия
Дилер
Конфронтация
Лизинг
Менталитет
26.Дайте толкование следующих фразеологизмов:
Фразеологизм Толкование
Бить баклуши
Вавилонское столпотворение
Козёл отпущения
Знать на зубок
Потерять голову
Узнать всю подноготную
Хлеб насущный
27.Объясните разницу в значении слов. Как называются эти слова?
Данные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Адресант —
Адресат —
Абонемент —
Абонент —
Болотистый —
Болотный —
Будний —
Будничный —
Хозяйский —
Хозяйственный —
Эффективный —
Эффектный —
28.Продолжите синонимические ряды. Охарактеризуйте каждое слово в синонимическом ряду, его стилистические и семантические свойства:
Глаза(нейтр.) – очи (высок.) – гляделки (прост.); - шары, бельма, зенки, глазищи.
Смотреть (нейтр.) – глядеть (нейтр.) - взирать (высок.);- глазеть, присматриваться.
Есть (нейтр.) – вкушать (высок.) – питаться (нейтр.); - кушать, хавать, объедаться.
Работать (нейтр.) – трудиться (нейтр.) – халтурить (жарг.); - вкалывать, ворочать, ишачить.
Большой (нейтр.) – огромный (нейтр.) – грандиозный (высок.). – крупный, гигантский, великий.
29.Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. Какие сочетания невозможны? Почему? Словарями какого типа вы пользовались при выполнении задания?
(Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, доставлять) горе, (иметь, играть) значение, (сделать, совершить) поступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисовать) картину, (дать, задать) вопрос, (делать, приносить) пользу.
При выполнении задания использовался словарь ....................Словарь грамматических трудностей русского языка. –М., ........
30.0бъясните возникновение фразеологизмов:
Гол как сокол –
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день –
Узнать всю подноготную –
Ни кола ни двора -
Кричать во всю Ивановскую –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
31.Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность
заимствованных и сложносоставных слов:
Громадное цунами, зеленая авеню, новый аэрозоль, стеклянный кафе-бар, старинный музей-усадьба, черный кофе, компактный диван-кровать, еженедельный вагон-лавка, свежая салями, розоватый шампунь, старое танго, городской театр-студия, погоны генерал-майора, разведённое какао, жёлтое такси.
32.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:
Апельсин - апельсинов, ампер - ампер, грамм - граммов, гусар - гусар, килограмм - килограммов, гектар - гектар, яблоко - яблок, помидор - помидоров, чулок - чулок, носок - носков, солдат- солдат, сапог - сапог, рельс – рельс и рельсов, партизан - партизан, абрикос - абрикосов, торт - тортов, погон - погон, туфля - туфель, грабли – граблей и грабель, бревно - брёвен, обе - обеих, полотенце - полотенец, простыня - простыней, серьги - серёг, свеча – свечей и свеч, кочерга - кочерёг, метла - мётел, ясли - яслей.
33.Поставьте существительные в форме множественного числа. Каким образом их можно сгруппировать?
Водитель - водители, шофёр - шофёры, профессор - профессора, купол - купола, паспорт - паспорта, остров - острова, редактор - редакторы, фронт - фронты, цех - цеха, договор - договоры, лектор - лекторы, катер -катера, сторож - сторожа, приговор - приговоры, текст - тексты, рост – не образуется, вексель - векселя, выбор - выборы, округ – округа, порт - порты, город - города, офицер - офицеры, инженер - инженеры, бухгалтер - бухгалтеры, трактор – тракторы, директор - директора.
34.Запишите цифры словами, поставив их в нужном падеже:
«Крогер» управляет 1 235 супермаркетами, 958 магазинами. -
На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолётом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125. -
Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. -
Дмитрий располагал уже 38 000 людей. -
Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии. -
35.Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1.Заинтересовавшись в игре, подсел прохожий. -
2.Судебная экспертиза играет в этом большое значение. - роль.
3.Останки великого писателя возвращаются на родину. - родину.
5.Мы, конечно, не тронули, даже не коснулись до гнёздышка. -
6.Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления. -
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вставьте пропущенные буквы или напишите слитно, через дефис, раздельно.
1.ряженка 6.некуда податься 11.навзничь
надоедливый семьдесят дым пожарищ
кривизна от ребячьего визга клич
запечатлевать не сидится на месте уничтожьте
старшинство каменщик насущные проблемы
2.соловьиная трель 7.панцирь 12.погорелец
безаварийность далёкие страницы оснащение
безъязыкий жираф повзрослевший
предутренний цифры сравнять счёт
подъезд птицы освоение целины
3.обречённый 8.значок 13.ветреный
протереть окно кумачовый флаг современник
вытирать бережённый революционный
постижение истины щёлкать орехи орлиный взгляд
обдерёт как липку причёска говорить взволнованно
4.полкилометра 9.ландшафт 14.привратник
пол-лета властвовать над.. презабавный анекдот
пол-ящика костный мозг приоритетный
пол-Иркутска иссякнуть преклонный возраст
полчайника устный ответ принижать достоинства
5.они полют огород 10.недозрелый арбуз 15.в высь поднебесную
вяжущее средство ещё не оттаявшая надеть шляпу набок
заклеенный конверт не снимая пальто наряду с остальными
они держатся хорошо телефон не установлен без оглядки
слышатся напевы ничего не говорил иметь в виду
ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях
16.1.Отец, по специальности химик-практик, не получил ни среднего, ни высшего образования.
2.Великий русский полководец М.И.Кутузов похоронен в Петербурге, в Казанском соборе.
3.Рассчистив скважину и поставив новые штанги, бригада начала бурение.
4.Лодка, толкнувшись, остановилась в песчаном заливчике.
5.Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие.
17.1.У околицы горит распахнутое в звёзды окошко.
2.Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.
3.Беспокойный и немного странный, он работой бредил во сне.
4.Она отнеслась к несчастью совершенно спокойно.
5.Пожалуй, самыми заметными жителями посёлка были мальчишки.
18.1.Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима.
2.Стали его искать, а он как в воду канул.
3.Этот человек славился в городе как знаток старины.
4.Он не слышал, как тихо отворилась дверь и вошёл отец.
5.Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час.
19.1.Я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
2.Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слёз - ничего не испытал он.
3.Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.
4.Комедия «Горе от ума» актуальна и поучительна.
5.Знание - самая надёжная защита.
20.1.Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори и тишина.
2.Лишнее говорить - только делу вредить.
3.Нравится рисовать - рисуй на здоровье.
4.Острый язык – дарованье, длинный - наказанье.
5.Трус не любит жизни: он только боится её потерять.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
21.Расставьте ударение в следующих словах
атлЕт, Августовский, баловАть, вероисповЕдание, дОсыта, дремОта, договОр, дефИс, знАчимый, индустрИя, красИвее, каучУк, кУхонный, киломЕтр, му`соропровОд, обеспЕчение, облегчИть, придАное, прибЫть, позвонИшь, свЁкла, тефтЕли, твОрог и творОг, удОбнее, фенОмен, шофЁр, щавЕль.
22.Объедините слова с твёрдым согласным перед /э/ в одну группу, с мягким согласным – в другую, в третью выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Слова, имеющие варианты Слова с твёрдым Слова с мягким
произношения согласным согласным
декан /д’ э/ /дэ/ антенна /тэ/ берет /р’э/
Альтернатива, академия, анестезия, бактерия, бандероль, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, дебют, индекс, кларнет, модель, нейрохирург,
панель, рейд, рельс, сервис, терапевт, федерация, шедевр, экземпляр, эстет.
Слова, имеющие варианты произношения Слова с твёрдым согласным Слова с мягким согласным
23.Приведённые ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении звуков, однако нормативным является только один вариант:
Афера, блеклый, бревенчатый, белесый, бытие, гололед, гололедица, гелиокоптер, иноплеменный, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.
24.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов:
Бюллютень, будующее, дермантин, инциндент, летосчисление, компентентный, константировать, прецендент, светопредставление, чесунча, явства.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
25.Определите значение следующих иноязычных слов:
Слово Значение слова
Альянс
Аншлаг
Бартер
Бизнес
Вакансия
Дилер
Конфронтация
Лизинг
Менталитет
26.Дайте толкование следующих фразеологизмов:
Фразеологизм Толкование
Бить баклуши
Вавилонское столпотворение
Козёл отпущения
Знать на зубок
Потерять голову
Узнать всю подноготную
Хлеб насущный
27.Объясните разницу в значении слов. Как называются эти слова?
Данные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Адресант —
Адресат —
Абонемент —
Абонент —
Болотистый —
Болотный —
Будний —
Будничный —
Хозяйский —
Хозяйственный —
Эффективный —
Эффектный —
28.Продолжите синонимические ряды. Охарактеризуйте каждое слово в синонимическом ряду, его стилистические и семантические свойства:
Глаза(нейтр.) – очи (высок.) – гляделки (прост.); - шары, бельма, зенки, глазищи.
Смотреть (нейтр.) – глядеть (нейтр.) - взирать (высок.);- глазеть, присматриваться.
Есть (нейтр.) – вкушать (высок.) – питаться (нейтр.); - кушать, хавать, объедаться.
Работать (нейтр.) – трудиться (нейтр.) – халтурить (жарг.); - вкалывать, ворочать, ишачить.
Большой (нейтр.) – огромный (нейтр.) – грандиозный (высок.). – крупный, гигантский, великий.
29.Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. Какие сочетания невозможны? Почему? Словарями какого типа вы пользовались при выполнении задания?
(Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, доставлять) горе, (иметь, играть) значение, (сделать, совершить) поступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисовать) картину, (дать, задать) вопрос, (делать, приносить) пользу.
При выполнении задания использовался словарь ....................Словарь грамматических трудностей русского языка. –М., ........
30.0бъясните возникновение фразеологизмов:
Гол как сокол –
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день –
Узнать всю подноготную –
Ни кола ни двора -
Кричать во всю Ивановскую –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
31.Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность
заимствованных и сложносоставных слов:
Громадное цунами, зеленая авеню, новый аэрозоль, стеклянный кафе-бар, старинный музей-усадьба, черный кофе, компактный диван-кровать, еженедельный вагон-лавка, свежая салями, розоватый шампунь, старое танго, городской театр-студия, погоны генерал-майора, разведённое какао, жёлтое такси.
32.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:
Апельсин - апельсинов, ампер - ампер, грамм - граммов, гусар - гусар, килограмм - килограммов, гектар - гектар, яблоко - яблок, помидор - помидоров, чулок - чулок, носок - носков, солдат- солдат, сапог - сапог, рельс – рельс и рельсов, партизан - партизан, абрикос - абрикосов, торт - тортов, погон - погон, туфля - туфель, грабли – граблей и грабель, бревно - брёвен, обе - обеих, полотенце - полотенец, простыня - простыней, серьги - серёг, свеча – свечей и свеч, кочерга - кочерёг, метла - мётел, ясли - яслей.
33.Поставьте существительные в форме множественного числа. Каким образом их можно сгруппировать?
Водитель - водители, шофёр - шофёры, профессор - профессора, купол - купола, паспорт - паспорта, остров - острова, редактор - редакторы, фронт - фронты, цех - цеха, договор - договоры, лектор - лекторы, катер -катера, сторож - сторожа, приговор - приговоры, текст - тексты, рост – не образуется, вексель - векселя, выбор - выборы, округ – округа, порт - порты, город - города, офицер - офицеры, инженер - инженеры, бухгалтер - бухгалтеры, трактор – тракторы, директор - директора.
34.Запишите цифры словами, поставив их в нужном падеже:
«Крогер» управляет 1 235 супермаркетами, 958 магазинами. -
На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолётом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125. -
Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. -
Дмитрий располагал уже 38 000 людей. -
Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии. -
35.Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1.Заинтересовавшись в игре, подсел прохожий. -
2.Судебная экспертиза играет в этом большое значение. - роль.
3.Останки великого писателя возвращаются на родину. - родину.
5.Мы, конечно, не тронули, даже не коснулись до гнёздышка. -
6.Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления. -
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вставьте пропущенные буквы или напишите слитно, через дефис, раздельно.
1.ряженка 6.некуда податься 11.навзничь
надоедливый семьдесят дым пожарищ
кривизна от ребячьего визга клич
запечатлевать не сидится на месте уничтожьте
старшинство каменщик насущные проблемы
2.соловьиная трель 7.панцирь 12.погорелец
безаварийность далёкие страницы оснащение
безъязыкий жираф повзрослевший
предутренний цифры сравнять счёт
подъезд птицы освоение целины
3.обречённый 8.значок 13.ветреный
протереть окно кумачовый флаг современник
вытирать бережённый революционный
постижение истины щёлкать орехи орлиный взгляд
обдерёт как липку причёска говорить взволнованно
4.полкилометра 9.ландшафт 14.привратник
пол-лета властвовать над.. презабавный анекдот
пол-ящика костный мозг приоритетный
пол-Иркутска иссякнуть преклонный возраст
полчайника устный ответ принижать достоинства
5.они полют огород 10.недозрелый арбуз 15.в высь поднебесную
вяжущее средство ещё не оттаявшая надеть шляпу набок
заклеенный конверт не снимая пальто наряду с остальными
они держатся хорошо телефон не установлен без оглядки
слышатся напевы ничего не говорил иметь в виду
ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях
16.1.Отец, по специальности химик-практик, не получил ни среднего, ни высшего образования.
2.Великий русский полководец М.И.Кутузов похоронен в Петербурге, в Казанском соборе.
3.Рассчистив скважину и поставив новые штанги, бригада начала бурение.
4.Лодка, толкнувшись, остановилась в песчаном заливчике.
5.Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие.
17.1.У околицы горит распахнутое в звёзды окошко.
2.Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.
3.Беспокойный и немного странный, он работой бредил во сне.
4.Она отнеслась к несчастью совершенно спокойно.
5.Пожалуй, самыми заметными жителями посёлка были мальчишки.
18.1.Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима.
2.Стали его искать, а он как в воду канул.
3.Этот человек славился в городе как знаток старины.
4.Он не слышал, как тихо отворилась дверь и вошёл отец.
5.Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час.
19.1.Я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
2.Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слёз - ничего не испытал он.
3.Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.
4.Комедия «Горе от ума» актуальна и поучительна.
5.Знание - самая надёжная защита.
20.1.Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори и тишина.
2.Лишнее говорить - только делу вредить.
3.Нравится рисовать - рисуй на здоровье.
4.Острый язык – дарованье, длинный - наказанье.
5.Трус не любит жизни: он только боится её потерять.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
21.Расставьте ударение в следующих словах
атлЕт, Августовский, баловАть, вероисповЕдание, дОсыта, дремОта, договОр, дефИс, знАчимый, индустрИя, красИвее, каучУк, кУхонный, киломЕтр, му`соропровОд, обеспЕчение, облегчИть, придАное, прибЫть, позвонИшь, свЁкла, тефтЕли, твОрог и творОг, удОбнее, фенОмен, шофЁр, щавЕль.
22.Объедините слова с твёрдым согласным перед /э/ в одну группу, с мягким согласным – в другую, в третью выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Слова, имеющие варианты Слова с твёрдым Слова с мягким
произношения согласным согласным
декан /д’ э/ /дэ/ антенна /тэ/ берет /р’э/
Альтернатива, академия, анестезия, бактерия, бандероль, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, дебют, индекс, кларнет, модель, нейрохирург,
панель, рейд, рельс, сервис, терапевт, федерация, шедевр, экземпляр, эстет.
Слова, имеющие варианты произношения Слова с твёрдым согласным Слова с мягким согласным
23.Приведённые ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении звуков, однако нормативным является только один вариант:
Афера, блеклый, бревенчатый, белесый, бытие, гололед, гололедица, гелиокоптер, иноплеменный, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.
24.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов:
Бюллютень, будующее, дермантин, инциндент, летосчисление, компентентный, константировать, прецендент, светопредставление, чесунча, явства.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
25.Определите значение следующих иноязычных слов:
Слово Значение слова
Альянс
Аншлаг
Бартер
Бизнес
Вакансия
Дилер
Конфронтация
Лизинг
Менталитет
26.Дайте толкование следующих фразеологизмов:
Фразеологизм Толкование
Бить баклуши
Вавилонское столпотворение
Козёл отпущения
Знать на зубок
Потерять голову
Узнать всю подноготную
Хлеб насущный
27.Объясните разницу в значении слов. Как называются эти слова?
Данные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Адресант —
Адресат —
Абонемент —
Абонент —
Болотистый —
Болотный —
Будний —
Будничный —
Хозяйский —
Хозяйственный —
Эффективный —
Эффектный —
28.Продолжите синонимические ряды. Охарактеризуйте каждое слово в синонимическом ряду, его стилистические и семантические свойства:
Глаза(нейтр.) – очи (высок.) – гляделки (прост.); - шары, бельма, зенки, глазищи.
Смотреть (нейтр.) – глядеть (нейтр.) - взирать (высок.);- глазеть, присматриваться.
Есть (нейтр.) – вкушать (высок.) – питаться (нейтр.); - кушать, хавать, объедаться.
Работать (нейтр.) – трудиться (нейтр.) – халтурить (жарг.); - вкалывать, ворочать, ишачить.
Большой (нейтр.) – огромный (нейтр.) – грандиозный (высок.). – крупный, гигантский, великий.
29.Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. Какие сочетания невозможны? Почему? Словарями какого типа вы пользовались при выполнении задания?
(Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, доставлять) горе, (иметь, играть) значение, (сделать, совершить) поступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисовать) картину, (дать, задать) вопрос, (делать, приносить) пользу.
При выполнении задания использовался словарь ....................Словарь грамматических трудностей русского языка. –М., ........
30.0бъясните возникновение фразеологизмов:
Гол как сокол –
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день –
Узнать всю подноготную –
Ни кола ни двора -
Кричать во всю Ивановскую –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
31.Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность
заимствованных и сложносоставных слов:
Громадное цунами, зеленая авеню, новый аэрозоль, стеклянный кафе-бар, старинный музей-усадьба, черный кофе, компактный диван-кровать, еженедельный вагон-лавка, свежая салями, розоватый шампунь, старое танго, городской театр-студия, погоны генерал-майора, разведённое какао, жёлтое такси.
32.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:
Апельсин - апельсинов, ампер - ампер, грамм - граммов, гусар - гусар, килограмм - килограммов, гектар - гектар, яблоко - яблок, помидор - помидоров, чулок - чулок, носок - носков, солдат- солдат, сапог - сапог, рельс – рельс и рельсов, партизан - партизан, абрикос - абрикосов, торт - тортов, погон - погон, туфля - туфель, грабли – граблей и грабель, бревно - брёвен, обе - обеих, полотенце - полотенец, простыня - простыней, серьги - серёг, свеча – свечей и свеч, кочерга - кочерёг, метла - мётел, ясли - яслей.
33.Поставьте существительные в форме множественного числа. Каким образом их можно сгруппировать?
Водитель - водители, шофёр - шофёры, профессор - профессора, купол - купола, паспорт - паспорта, остров - острова, редактор - редакторы, фронт - фронты, цех - цеха, договор - договоры, лектор - лекторы, катер -катера, сторож - сторожа, приговор - приговоры, текст - тексты, рост – не образуется, вексель - векселя, выбор - выборы, округ – округа, порт - порты, город - города, офицер - офицеры, инженер - инженеры, бухгалтер - бухгалтеры, трактор – тракторы, директор - директора.
34.Запишите цифры словами, поставив их в нужном падеже:
«Крогер» управляет 1 235 супермаркетами, 958 магазинами. -
На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолётом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125. -
Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. -
Дмитрий располагал уже 38 000 людей. -
Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии. -
35.Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1.Заинтересовавшись в игре, подсел прохожий. -
2.Судебная экспертиза играет в этом большое значение. - роль.
3.Останки великого писателя возвращаются на родину. - родину.
5.Мы, конечно, не тронули, даже не коснулись до гнёздышка. -
6.Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления. -
Список литературы
1.Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. –320с.
2.Культура русской речи. Учебник для вузов. /Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. –М., 1999
3.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А.
Словари и справочники
1.Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.
2.Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. –М., 2000.
3.Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. –М., 1994.
4.Большой орфографический словарь русского языка. /Ред. С.Г.Бархударов и др. –М., 1999.
5.Ефремов Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. –М., 1999.
6.Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. –М., 1998.
7.Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. –М., 1999.
8.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. –М., 1999
9.Словарь омонимов русского языка. –М., 1974.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вставьте пропущенные буквы или напишите слитно, через дефис, раздельно.
1.ряженка 6.некуда податься 11.навзничь
надоедливый семьдесят дым пожарищ
кривизна от ребячьего визга клич
запечатлевать не сидится на месте уничтожьте
старшинство каменщик насущные проблемы
2.соловьиная трель 7.панцирь 12.погорелец
безаварийность далёкие страницы оснащение
безъязыкий жираф повзрослевший
предутренний цифры сравнять счёт
подъезд птицы освоение целины
3.обречённый 8.значок 13.ветреный
протереть окно кумачовый флаг современник
вытирать бережённый революционный
постижение истины щёлкать орехи орлиный взгляд
обдерёт как липку причёска говорить взволнованно
4.полкилометра 9.ландшафт 14.привратник
пол-лета властвовать над.. презабавный анекдот
пол-ящика костный мозг приоритетный
пол-Иркутска иссякнуть преклонный возраст
полчайника устный ответ принижать достоинства
5.они полют огород 10.недозрелый арбуз 15.в высь поднебесную
вяжущее средство ещё не оттаявшая надеть шляпу набок
заклеенный конверт не снимая пальто наряду с остальными
они держатся хорошо телефон не установлен без оглядки
слышатся напевы ничего не говорил иметь в виду
ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях
16.1.Отец, по специальности химик-практик, не получил ни среднего, ни высшего образования.
2.Великий русский полководец М.И.Кутузов похоронен в Петербурге, в Казанском соборе.
3.Рассчистив скважину и поставив новые штанги, бригада начала бурение.
4.Лодка, толкнувшись, остановилась в песчаном заливчике.
5.Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие.
17.1.У околицы горит распахнутое в звёзды окошко.
2.Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.
3.Беспокойный и немного странный, он работой бредил во сне.
4.Она отнеслась к несчастью совершенно спокойно.
5.Пожалуй, самыми заметными жителями посёлка были мальчишки.
18.1.Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима.
2.Стали его искать, а он как в воду канул.
3.Этот человек славился в городе как знаток старины.
4.Он не слышал, как тихо отворилась дверь и вошёл отец.
5.Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час.
19.1.Я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
2.Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слёз - ничего не испытал он.
3.Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.
4.Комедия «Горе от ума» актуальна и поучительна.
5.Знание - самая надёжная защита.
20.1.Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори и тишина.
2.Лишнее говорить - только делу вредить.
3.Нравится рисовать - рисуй на здоровье.
4.Острый язык – дарованье, длинный - наказанье.
5.Трус не любит жизни: он только боится её потерять.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
21.Расставьте ударение в следующих словах
атлЕт, Августовский, баловАть, вероисповЕдание, дОсыта, дремОта, договОр, дефИс, знАчимый, индустрИя, красИвее, каучУк, кУхонный, киломЕтр, му`соропровОд, обеспЕчение, облегчИть, придАное, прибЫть, позвонИшь, свЁкла, тефтЕли, твОрог и творОг, удОбнее, фенОмен, шофЁр, щавЕль.
22.Объедините слова с твёрдым согласным перед /э/ в одну группу, с мягким согласным – в другую, в третью выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Слова, имеющие варианты Слова с твёрдым Слова с мягким
произношения согласным согласным
декан /д’ э/ /дэ/ антенна /тэ/ берет /р’э/
Альтернатива, академия, анестезия, бактерия, бандероль, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, дебют, индекс, кларнет, модель, нейрохирург,
панель, рейд, рельс, сервис, терапевт, федерация, шедевр, экземпляр, эстет.
Слова, имеющие варианты произношения Слова с твёрдым согласным Слова с мягким согласным
23.Приведённые ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении звуков, однако нормативным является только один вариант:
Афера, блеклый, бревенчатый, белесый, бытие, гололед, гололедица, гелиокоптер, иноплеменный, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.
24.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов:
Бюллютень, будующее, дермантин, инциндент, летосчисление, компентентный, константировать, прецендент, светопредставление, чесунча, явства.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
25.Определите значение следующих иноязычных слов:
Слово Значение слова
Альянс
Аншлаг
Бартер
Бизнес
Вакансия
Дилер
Конфронтация
Лизинг
Менталитет
26.Дайте толкование следующих фразеологизмов:
Фразеологизм Толкование
Бить баклуши
Вавилонское столпотворение
Козёл отпущения
Знать на зубок
Потерять голову
Узнать всю подноготную
Хлеб насущный
27.Объясните разницу в значении слов. Как называются эти слова?
Данные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Адресант —
Адресат —
Абонемент —
Абонент —
Болотистый —
Болотный —
Будний —
Будничный —
Хозяйский —
Хозяйственный —
Эффективный —
Эффектный —
28.Продолжите синонимические ряды. Охарактеризуйте каждое слово в синонимическом ряду, его стилистические и семантические свойства:
Глаза(нейтр.) – очи (высок.) – гляделки (прост.); - шары, бельма, зенки, глазищи.
Смотреть (нейтр.) – глядеть (нейтр.) - взирать (высок.);- глазеть, присматриваться.
Есть (нейтр.) – вкушать (высок.) – питаться (нейтр.); - кушать, хавать, объедаться.
Работать (нейтр.) – трудиться (нейтр.) – халтурить (жарг.); - вкалывать, ворочать, ишачить.
Большой (нейтр.) – огромный (нейтр.) – грандиозный (высок.). – крупный, гигантский, великий.
29.Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. Какие сочетания невозможны? Почему? Словарями какого типа вы пользовались при выполнении задания?
(Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, доставлять) горе, (иметь, играть) значение, (сделать, совершить) поступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисовать) картину, (дать, задать) вопрос, (делать, приносить) пользу.
При выполнении задания использовался словарь ....................Словарь грамматических трудностей русского языка. –М., ........
30.0бъясните возникновение фразеологизмов:
Гол как сокол –
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день –
Узнать всю подноготную –
Ни кола ни двора -
Кричать во всю Ивановскую –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
31.Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность
заимствованных и сложносоставных слов:
Громадное цунами, зеленая авеню, новый аэрозоль, стеклянный кафе-бар, старинный музей-усадьба, черный кофе, компактный диван-кровать, еженедельный вагон-лавка, свежая салями, розоватый шампунь, старое танго, городской театр-студия, погоны генерал-майора, разведённое какао, жёлтое такси.
32.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:
Апельсин - апельсинов, ампер - ампер, грамм - граммов, гусар - гусар, килограмм - килограммов, гектар - гектар, яблоко - яблок, помидор - помидоров, чулок - чулок, носок - носков, солдат- солдат, сапог - сапог, рельс – рельс и рельсов, партизан - партизан, абрикос - абрикосов, торт - тортов, погон - погон, туфля - туфель, грабли – граблей и грабель, бревно - брёвен, обе - обеих, полотенце - полотенец, простыня - простыней, серьги - серёг, свеча – свечей и свеч, кочерга - кочерёг, метла - мётел, ясли - яслей.
33.Поставьте существительные в форме множественного числа. Каким образом их можно сгруппировать?
Водитель - водители, шофёр - шофёры, профессор - профессора, купол - купола, паспорт - паспорта, остров - острова, редактор - редакторы, фронт - фронты, цех - цеха, договор - договоры, лектор - лекторы, катер -катера, сторож - сторожа, приговор - приговоры, текст - тексты, рост – не образуется, вексель - векселя, выбор - выборы, округ – округа, порт - порты, город - города, офицер - офицеры, инженер - инженеры, бухгалтер - бухгалтеры, трактор – тракторы, директор - директора.
34.Запишите цифры словами, поставив их в нужном падеже:
«Крогер» управляет 1 235 супермаркетами, 958 магазинами. -
На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолётом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125. -
Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. -
Дмитрий располагал уже 38 000 людей. -
Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии. -
35.Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1.Заинтересовавшись в игре, подсел прохожий. -
2.Судебная экспертиза играет в этом большое значение. - роль.
3.Останки великого писателя возвращаются на родину. - родину.
5.Мы, конечно, не тронули, даже не коснулись до гнёздышка. -
6.Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления. -
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вставьте пропущенные буквы или напишите слитно, через дефис, раздельно.
1.ряженка 6.некуда податься 11.навзничь
надоедливый семьдесят дым пожарищ
кривизна от ребячьего визга клич
запечатлевать не сидится на месте уничтожьте
старшинство каменщик насущные проблемы
2.соловьиная трель 7.панцирь 12.погорелец
безаварийность далёкие страницы оснащение
безъязыкий жираф повзрослевший
предутренний цифры сравнять счёт
подъезд птицы освоение целины
3.обречённый 8.значок 13.ветреный
протереть окно кумачовый флаг современник
вытирать бережённый революционный
постижение истины щёлкать орехи орлиный взгляд
обдерёт как липку причёска говорить взволнованно
4.полкилометра 9.ландшафт 14.привратник
пол-лета властвовать над.. презабавный анекдот
пол-ящика костный мозг приоритетный
пол-Иркутска иссякнуть преклонный возраст
полчайника устный ответ принижать достоинства
5.они полют огород 10.недозрелый арбуз 15.в высь поднебесную
вяжущее средство ещё не оттаявшая надеть шляпу набок
заклеенный конверт не снимая пальто наряду с остальными
они держатся хорошо телефон не установлен без оглядки
слышатся напевы ничего не говорил иметь в виду
ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях
16.1.Отец, по специальности химик-практик, не получил ни среднего, ни высшего образования.
2.Великий русский полководец М.И.Кутузов похоронен в Петербурге, в Казанском соборе.
3.Рассчистив скважину и поставив новые штанги, бригада начала бурение.
4.Лодка, толкнувшись, остановилась в песчаном заливчике.
5.Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие.
17.1.У околицы горит распахнутое в звёзды окошко.
2.Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.
3.Беспокойный и немного странный, он работой бредил во сне.
4.Она отнеслась к несчастью совершенно спокойно.
5.Пожалуй, самыми заметными жителями посёлка были мальчишки.
18.1.Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима.
2.Стали его искать, а он как в воду канул.
3.Этот человек славился в городе как знаток старины.
4.Он не слышал, как тихо отворилась дверь и вошёл отец.
5.Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час.
19.1.Я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
2.Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слёз - ничего не испытал он.
3.Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.
4.Комедия «Горе от ума» актуальна и поучительна.
5.Знание - самая надёжная защита.
20.1.Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори и тишина.
2.Лишнее говорить - только делу вредить.
3.Нравится рисовать - рисуй на здоровье.
4.Острый язык – дарованье, длинный - наказанье.
5.Трус не любит жизни: он только боится её потерять.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
21.Расставьте ударение в следующих словах
атлЕт, Августовский, баловАть, вероисповЕдание, дОсыта, дремОта, договОр, дефИс, знАчимый, индустрИя, красИвее, каучУк, кУхонный, киломЕтр, му`соропровОд, обеспЕчение, облегчИть, придАное, прибЫть, позвонИшь, свЁкла, тефтЕли, твОрог и творОг, удОбнее, фенОмен, шофЁр, щавЕль.
22.Объедините слова с твёрдым согласным перед /э/ в одну группу, с мягким согласным – в другую, в третью выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Слова, имеющие варианты Слова с твёрдым Слова с мягким
произношения согласным согласным
декан /д’ э/ /дэ/ антенна /тэ/ берет /р’э/
Альтернатива, академия, анестезия, бактерия, бандероль, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, дебют, индекс, кларнет, модель, нейрохирург,
панель, рейд, рельс, сервис, терапевт, федерация, шедевр, экземпляр, эстет.
Слова, имеющие варианты произношения Слова с твёрдым согласным Слова с мягким согласным
23.Приведённые ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении звуков, однако нормативным является только один вариант:
Афера, блеклый, бревенчатый, белесый, бытие, гололед, гололедица, гелиокоптер, иноплеменный, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.
24.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов:
Бюллютень, будующее, дермантин, инциндент, летосчисление, компентентный, константировать, прецендент, светопредставление, чесунча, явства.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
25.Определите значение следующих иноязычных слов:
Слово Значение слова
Альянс
Аншлаг
Бартер
Бизнес
Вакансия
Дилер
Конфронтация
Лизинг
Менталитет
26.Дайте толкование следующих фразеологизмов:
Фразеологизм Толкование
Бить баклуши
Вавилонское столпотворение
Козёл отпущения
Знать на зубок
Потерять голову
Узнать всю подноготную
Хлеб насущный
27.Объясните разницу в значении слов. Как называются эти слова?
Данные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Адресант —
Адресат —
Абонемент —
Абонент —
Болотистый —
Болотный —
Будний —
Будничный —
Хозяйский —
Хозяйственный —
Эффективный —
Эффектный —
28.Продолжите синонимические ряды. Охарактеризуйте каждое слово в синонимическом ряду, его стилистические и семантические свойства:
Глаза(нейтр.) – очи (высок.) – гляделки (прост.); - шары, бельма, зенки, глазищи.
Смотреть (нейтр.) – глядеть (нейтр.) - взирать (высок.);- глазеть, присматриваться.
Есть (нейтр.) – вкушать (высок.) – питаться (нейтр.); - кушать, хавать, объедаться.
Работать (нейтр.) – трудиться (нейтр.) – халтурить (жарг.); - вкалывать, ворочать, ишачить.
Большой (нейтр.) – огромный (нейтр.) – грандиозный (высок.). – крупный, гигантский, великий.
29.Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. Какие сочетания невозможны? Почему? Словарями какого типа вы пользовались при выполнении задания?
(Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, доставлять) горе, (иметь, играть) значение, (сделать, совершить) поступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисовать) картину, (дать, задать) вопрос, (делать, приносить) пользу.
При выполнении задания использовался словарь ....................Словарь грамматических трудностей русского языка. –М., ........
30.0бъясните возникновение фразеологизмов:
Гол как сокол –
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день –
Узнать всю подноготную –
Ни кола ни двора -
Кричать во всю Ивановскую –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
31.Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность
заимствованных и сложносоставных слов:
Громадное цунами, зеленая авеню, новый аэрозоль, стеклянный кафе-бар, старинный музей-усадьба, черный кофе, компактный диван-кровать, еженедельный вагон-лавка, свежая салями, розоватый шампунь, старое танго, городской театр-студия, погоны генерал-майора, разведённое какао, жёлтое такси.
32.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:
Апельсин - апельсинов, ампер - ампер, грамм - граммов, гусар - гусар, килограмм - килограммов, гектар - гектар, яблоко - яблок, помидор - помидоров, чулок - чулок, носок - носков, солдат- солдат, сапог - сапог, рельс – рельс и рельсов, партизан - партизан, абрикос - абрикосов, торт - тортов, погон - погон, туфля - туфель, грабли – граблей и грабель, бревно - брёвен, обе - обеих, полотенце - полотенец, простыня - простыней, серьги - серёг, свеча – свечей и свеч, кочерга - кочерёг, метла - мётел, ясли - яслей.
33.Поставьте существительные в форме множественного числа. Каким образом их можно сгруппировать?
Водитель - водители, шофёр - шофёры, профессор - профессора, купол - купола, паспорт - паспорта, остров - острова, редактор - редакторы, фронт - фронты, цех - цеха, договор - договоры, лектор - лекторы, катер -катера, сторож - сторожа, приговор - приговоры, текст - тексты, рост – не образуется, вексель - векселя, выбор - выборы, округ – округа, порт - порты, город - города, офицер - офицеры, инженер - инженеры, бухгалтер - бухгалтеры, трактор – тракторы, директор - директора.
34.Запишите цифры словами, поставив их в нужном падеже:
«Крогер» управляет 1 235 супермаркетами, 958 магазинами. -
На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолётом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125. -
Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. -
Дмитрий располагал уже 38 000 людей. -
Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии. -
35.Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1.Заинтересовавшись в игре, подсел прохожий. -
2.Судебная экспертиза играет в этом большое значение. - роль.
3.Останки великого писателя возвращаются на родину. - родину.
5.Мы, конечно, не тронули, даже не коснулись до гнёздышка. -
6.Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления. -
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Вставьте пропущенные буквы или напишите слитно, через дефис, раздельно.
1.ряженка 6.некуда податься 11.навзничь
надоедливый семьдесят дым пожарищ
кривизна от ребячьего визга клич
запечатлевать не сидится на месте уничтожьте
старшинство каменщик насущные проблемы
2.соловьиная трель 7.панцирь 12.погорелец
безаварийность далёкие страницы оснащение
безъязыкий жираф повзрослевший
предутренний цифры сравнять счёт
подъезд птицы освоение целины
3.обречённый 8.значок 13.ветреный
протереть окно кумачовый флаг современник
вытирать бережённый революционный
постижение истины щёлкать орехи орлиный взгляд
обдерёт как липку причёска говорить взволнованно
4.полкилометра 9.ландшафт 14.привратник
пол-лета властвовать над.. презабавный анекдот
пол-ящика костный мозг приоритетный
пол-Иркутска иссякнуть преклонный возраст
полчайника устный ответ принижать достоинства
5.они полют огород 10.недозрелый арбуз 15.в высь поднебесную
вяжущее средство ещё не оттаявшая надеть шляпу набок
заклеенный конверт не снимая пальто наряду с остальными
они держатся хорошо телефон не установлен без оглядки
слышатся напевы ничего не говорил иметь в виду
ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ
Расставьте знаки препинания в следующих предложениях
16.1.Отец, по специальности химик-практик, не получил ни среднего, ни высшего образования.
2.Великий русский полководец М.И.Кутузов похоронен в Петербурге, в Казанском соборе.
3.Рассчистив скважину и поставив новые штанги, бригада начала бурение.
4.Лодка, толкнувшись, остановилась в песчаном заливчике.
5.Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие.
17.1.У околицы горит распахнутое в звёзды окошко.
2.Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.
3.Беспокойный и немного странный, он работой бредил во сне.
4.Она отнеслась к несчастью совершенно спокойно.
5.Пожалуй, самыми заметными жителями посёлка были мальчишки.
18.1.Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима.
2.Стали его искать, а он как в воду канул.
3.Этот человек славился в городе как знаток старины.
4.Он не слышал, как тихо отворилась дверь и вошёл отец.
5.Редко бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час.
19.1.Я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
2.Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слёз - ничего не испытал он.
3.Точность и краткость - вот первые достоинства прозы.
4.Комедия «Горе от ума» актуальна и поучительна.
5.Знание - самая надёжная защита.
20.1.Настоящему рыбаку нужно многое: река, цветы, утренние зори и тишина.
2.Лишнее говорить - только делу вредить.
3.Нравится рисовать - рисуй на здоровье.
4.Острый язык – дарованье, длинный - наказанье.
5.Трус не любит жизни: он только боится её потерять.
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
21.Расставьте ударение в следующих словах
атлЕт, Августовский, баловАть, вероисповЕдание, дОсыта, дремОта, договОр, дефИс, знАчимый, индустрИя, красИвее, каучУк, кУхонный, киломЕтр, му`соропровОд, обеспЕчение, облегчИть, придАное, прибЫть, позвонИшь, свЁкла, тефтЕли, твОрог и творОг, удОбнее, фенОмен, шофЁр, щавЕль.
22.Объедините слова с твёрдым согласным перед /э/ в одну группу, с мягким согласным – в другую, в третью выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ
Слова, имеющие варианты Слова с твёрдым Слова с мягким
произношения согласным согласным
декан /д’ э/ /дэ/ антенна /тэ/ берет /р’э/
Альтернатива, академия, анестезия, бактерия, бандероль, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, дебют, индекс, кларнет, модель, нейрохирург,
панель, рейд, рельс, сервис, терапевт, федерация, шедевр, экземпляр, эстет.
Слова, имеющие варианты произношения Слова с твёрдым согласным Слова с мягким согласным
23.Приведённые ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении звуков, однако нормативным является только один вариант:
Афера, блеклый, бревенчатый, белесый, бытие, гололед, гололедица, гелиокоптер, иноплеменный, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.
24.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов:
Бюллютень, будующее, дермантин, инциндент, летосчисление, компентентный, константировать, прецендент, светопредставление, чесунча, явства.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
25.Определите значение следующих иноязычных слов:
Слово Значение слова
Альянс
Аншлаг
Бартер
Бизнес
Вакансия
Дилер
Конфронтация
Лизинг
Менталитет
26.Дайте толкование следующих фразеологизмов:
Фразеологизм Толкование
Бить баклуши
Вавилонское столпотворение
Козёл отпущения
Знать на зубок
Потерять голову
Узнать всю подноготную
Хлеб насущный
27.Объясните разницу в значении слов. Как называются эти слова?
Данные слова называются ПАРОНИМАМИ.
Адресант —
Адресат —
Абонемент —
Абонент —
Болотистый —
Болотный —
Будний —
Будничный —
Хозяйский —
Хозяйственный —
Эффективный —
Эффектный —
28.Продолжите синонимические ряды. Охарактеризуйте каждое слово в синонимическом ряду, его стилистические и семантические свойства:
Глаза(нейтр.) – очи (высок.) – гляделки (прост.); - шары, бельма, зенки, глазищи.
Смотреть (нейтр.) – глядеть (нейтр.) - взирать (высок.);- глазеть, присматриваться.
Есть (нейтр.) – вкушать (высок.) – питаться (нейтр.); - кушать, хавать, объедаться.
Работать (нейтр.) – трудиться (нейтр.) – халтурить (жарг.); - вкалывать, ворочать, ишачить.
Большой (нейтр.) – огромный (нейтр.) – грандиозный (высок.). – крупный, гигантский, великий.
29.Составьте возможные словосочетания, раскрыв скобки. Какие сочетания невозможны? Почему? Словарями какого типа вы пользовались при выполнении задания?
(Удешевить, снизить) себестоимость, (сделать, доставлять) горе, (иметь, играть) значение, (сделать, совершить) поступок, (сдерживать, удерживать) противника, (написать, нарисовать) картину, (дать, задать) вопрос, (делать, приносить) пользу.
При выполнении задания использовался словарь ....................Словарь грамматических трудностей русского языка. –М., ........
30.0бъясните возникновение фразеологизмов:
Гол как сокол –
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день –
Узнать всю подноготную –
Ни кола ни двора -
Кричать во всю Ивановскую –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
31.Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность
заимствованных и сложносоставных слов:
Громадное цунами, зеленая авеню, новый аэрозоль, стеклянный кафе-бар, старинный музей-усадьба, черный кофе, компактный диван-кровать, еженедельный вагон-лавка, свежая салями, розоватый шампунь, старое танго, городской театр-студия, погоны генерал-майора, разведённое какао, жёлтое такси.
32.Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:
Апельсин - апельсинов, ампер - ампер, грамм - граммов, гусар - гусар, килограмм - килограммов, гектар - гектар, яблоко - яблок, помидор - помидоров, чулок - чулок, носок - носков, солдат- солдат, сапог - сапог, рельс – рельс и рельсов, партизан - партизан, абрикос - абрикосов, торт - тортов, погон - погон, туфля - туфель, грабли – граблей и грабель, бревно - брёвен, обе - обеих, полотенце - полотенец, простыня - простыней, серьги - серёг, свеча – свечей и свеч, кочерга - кочерёг, метла - мётел, ясли - яслей.
33.Поставьте существительные в форме множественного числа. Каким образом их можно сгруппировать?
Водитель - водители, шофёр - шофёры, профессор - профессора, купол - купола, паспорт - паспорта, остров - острова, редактор - редакторы, фронт - фронты, цех - цеха, договор - договоры, лектор - лекторы, катер -катера, сторож - сторожа, приговор - приговоры, текст - тексты, рост – не образуется, вексель - векселя, выбор - выборы, округ – округа, порт - порты, город - города, офицер - офицеры, инженер - инженеры, бухгалтер - бухгалтеры, трактор – тракторы, директор - директора.
34.Запишите цифры словами, поставив их в нужном падеже:
«Крогер» управляет 1 235 супермаркетами, 958 магазинами. -
На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолётом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125. -
Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. -
Дмитрий располагал уже 38 000 людей. -
Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии. -
35.Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.
1.Заинтересовавшись в игре, подсел прохожий. -
2.Судебная экспертиза играет в этом большое значение. - роль.
3.Останки великого писателя возвращаются на родину. - родину.
5.Мы, конечно, не тронули, даже не коснулись до гнёздышка. -
6.Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления. -
Список литературы
1.Данцев А.А., Нефёдова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. –320с.
2.Культура русской речи. Учебник для вузов. /Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. –М., 1999
3.Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А.
Словари и справочники
1.Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.
2.Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. –М., 2000.
3.Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. –М., 1994.
4.Большой орфографический словарь русского языка. /Ред. С.Г.Бархударов и др. –М., 1999.
5.Ефремов Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. –М., 1999.
6.Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. –М., 1998.
7.Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. –М., 1999.
8.Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. –М., 1999
9.Словарь омонимов русского языка. –М., 1974.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—5 дней |
200 ₽ | Цена | от 200 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 51749 Контрольных работ — поможем найти подходящую