Спасибо!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение...............................................................................................................3
1. Свободные экономические зоны и их характеристики.....................5
1.1. Определение свободной экономической зоны...............................5
1.2. Типы свободных экономических зон.............................................10
1.3. Оффшорные зоны............................................................................12
1.4. Характеристики свободных экономических зон..........................17
1.5. Хозяйственный режим и цели СЭЗ................................................19
2. Современное состояние и проблемы развития отечественных
СЭЗ......................................................................................................................24
2.1. История создания свободных экономических зон России..........24
2.2. Экономические характеристики СЭЗ на территории РФ.............26
2.3. Причины неудач в создании СЭЗ на территории РФ....................30
2.4. Современное состояние СЭЗ в России..........................................................32
3. Тенденции развития СЭЗ....................................................................35
Заключение.........................................................................................................39
Список использованных источников ..............................................................41
Введение
Свободные экономические зоны как особые хозяйственные образования прочно вошли в экономики многих стран мира.
На протяжении многих веков некоторые страны создавали на части своей территории льготные условия, желая привлечь иностранный капитал и развивать отдельные виды хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны прошли длительный путь развития: от свободных портов и гаваней до транснациональных зон, объединяющих в себе несколько стран. Уходя своими корнями в глубокую старину, СЭЗ в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. Эволюция СЭЗ идет постоянно, при этом она не осуществляется в жестких однажды заданных рамках.
Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
На данный момент в мире действует, по разным оценкам, от 500 до 1500 СЭЗ.
...
1.1 Определение свободной экономической зоны
Термин "свободная экономическая зона" и его модификации, которых известно довольно много, в разных странах и обстоятельствах подчас используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которым они служат. Используемые в литературе понятия: зона совместного предпринимательства, особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, специальная экономическая зона и ряд других – часто квалифицируются как тождественные. Множество терминов объясняется отсутствием в настоящее время общепринятой классификации свободных зон. В процессе своего развития и распространения они приобретали новые черты и особенности в зависимости от национальной специфики, экономических, политических и социальных условий страны. Поэтому, необходимо прежде всего определить каждое из этих понятий, выявить общее и особенное в них с позиций подходов к системе управления.
...
1.2 Типы свободных экономических зон
При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства (внешнеторговые) и комплексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава):
• внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
• функциональные, или отраслевые;
• комплексные зоны производственного характера.
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками:
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
...
1.3 Оффшорные зоны
Специфическую, по существу крайнюю позицию в общей совокупности свободных экономических зон занимают оффшорные зоны (англ. offshore zones). Первоначально они ориентировались на развитие туризма. Однако затем понятие оффшорной зоны расширилось и часто используется как синоним свободной экономической зоны, в связи с чем возникают терминологические разночтения и противоречия. Так как понятия "свободная экономическая зона" и "оффшорная зона" не тождественны, то остановимся подробнее на оффшорных зонах.
Оффшорные зоны следует понимать как специфические, существующие наряду со свободными экономическими зонами. Английское слово "offshore" переводится как "вне берега", "за пределами морской границы". Первоначально слово "offshore" использовалось как обобщенное название небольших островов у берегов Европы и Северной Америки. Для активного освоения этих территорий на них отсутствовали или устанавливались относительно невысокие налоги, чем привлекали иностранный капитал.
...
1.4 Характеристики свободных экономических зон
Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ – хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.
Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо территориальных изменений, передвижения границ как в пределах какого-либо государства, так и вне его.
В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района и т.д.
...
1.5 Хозяйственный режим и цели СЭЗ
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.
...
2.1 История создания свободных экономических зон России
Россия значительно позже многих других стран мира стала на путь создания СЭЗ, осознав значение этого направления для своего экономического развития. В то же время нельзя не заметить, что еще в XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования статуса так называемых «свободных портов», обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов различных товаров на время поиска оптовых покупателей, или же в ожидании конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми (с 1878 г.)7. Однако, в связи со значительным усилением к концу 19 века государственной политики протекционизма, практика «свободных портов» стала затухать, уступая место идеям создания более эффективных свободных экономических зон.
Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в конце 80-х гг.
...
2.2 Экономические характеристики СЭЗ на территории РФ
С 1 сентября 1991 г. введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о СЭЗ. По этому закону, СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием; упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение по льготным ставкам до 50%, установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; понижение ставки платы за пользованием землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижение таможенных пошлин на ввоз-вывоз товаров; упрощенный порядок при пересечении границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового.
...
2.3 Причины неудач в создании СЭЗ на территории РФ
Анализируя причины неудач в создании СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые моменты:
• Особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые европейские страны. Это важно, поскольку граница СЭЗ должна быть обустроена не хуже государственной (правда, там обходятся без пограничников, но колючая проволока по периметру зоны бывает — на Кипре, например). На обустройство одного квадратного километра СЭЗ в развитых странах уходит от 20 до 70 млн. долларов.
• Отсутствие до настоящего времени четкой законодательной базы создания СЭЗ и ОЭЗ на территории России. Прежде всего, необходим достаточно полно разработанный закон о СЭЗ и корректировка в соответствии с ним других нормативно-правовых актов в области валютного регулирования, таможни и прочего. Все эти нерешенные вопросы ведут к экономической нестабильности в сфере создания и функционирования СЭЗ.
...
2.4 Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее
Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям.
...
3 Тенденции развития СЭЗ
Несмотря на то, что СЭЗ в России однозначно ассоциируется с "черной дырой" бюджета, Минэкономразвития оптимизма не теряет. Министерство подготовило законопроект, на основании которого будут созданы реально эффективные свободные экономические зоны. Которые, опять же, по мнению МЭРТа, позволят ускорить экономический рост хотя бы в отдельных регионах. Законопроект, по словам чиновников МЭРТа, уже согласован с заинтересованными ведомствами – Минпромнауки, МНС, ГТК, и др. Правда, пока на пути проекта закона встал Минфин, традиционно критически относящийся к любым исключениям из общего налогового режима.12
Следует отметить, что проект закона носит название "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
• Общая идея Минэкономразвития такова: предполагается создавать два типа СЭЗ:
1. промышленно-производственные зоны – создаются на участках не более 10 кв. км, статус такой зоны действует в течение 20 лет;
1. Авдокушин Е. «Свободные (специальные) экономические зоны». – М., 1993.
2. Белокрылова О.С., Киселева Н.Н., Хубулова В.В. Региональная экономика и управление. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика. Основной курс: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2011.
4. Виноградов В. «Экономика России»: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001.
5. Дмитриев.Е., Галкин Б. Инвестиционное иглоукалывание // Профиль. 2003, №27.
6. Дробовецкий К. «Почему в России не работают свободные экономические зоны?» // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002 г. (электронная версия).
7. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. Методические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89, 1997.
8. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М. Региональная экономика и управление: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2008.
9. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) // Право и экономика. 1995, №8.
10. Семенов К.А. Международные экономические отношения.М., 1998.
11. Смородинская Н., Капустин А. «Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы». - Вопросы экономики, 1994, N 12.
12. Ушаков Д. «Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков». – Юристъ, 2001. (Сер. Practica)
13. LENTA.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.ru/economy/2003/06/02/zelenograd/. – Загл.с экрана.
14. Финансовые Известия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finiz.ru/. – Загл.с экрана.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение...............................................................................................................3
1. Свободные экономические зоны и их характеристики.....................5
1.1. Определение свободной экономической зоны...............................5
1.2. Типы свободных экономических зон.............................................10
1.3. Оффшорные зоны............................................................................12
1.4. Характеристики свободных экономических зон..........................17
1.5. Хозяйственный режим и цели СЭЗ................................................19
2. Современное состояние и проблемы развития отечественных
СЭЗ......................................................................................................................24
2.1. История создания свободных экономических зон России..........24
2.2. Экономические характеристики СЭЗ на территории РФ.............26
2.3. Причины неудач в создании СЭЗ на территории РФ....................30
2.4. Современное состояние СЭЗ в России..........................................................32
3. Тенденции развития СЭЗ....................................................................35
Заключение.........................................................................................................39
Список использованных источников ..............................................................41
Введение
Свободные экономические зоны как особые хозяйственные образования прочно вошли в экономики многих стран мира.
На протяжении многих веков некоторые страны создавали на части своей территории льготные условия, желая привлечь иностранный капитал и развивать отдельные виды хозяйственной деятельности. Свободные экономические зоны прошли длительный путь развития: от свободных портов и гаваней до транснациональных зон, объединяющих в себе несколько стран. Уходя своими корнями в глубокую старину, СЭЗ в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. Эволюция СЭЗ идет постоянно, при этом она не осуществляется в жестких однажды заданных рамках.
Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
На данный момент в мире действует, по разным оценкам, от 500 до 1500 СЭЗ.
...
1.1 Определение свободной экономической зоны
Термин "свободная экономическая зона" и его модификации, которых известно довольно много, в разных странах и обстоятельствах подчас используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которым они служат. Используемые в литературе понятия: зона совместного предпринимательства, особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, специальная экономическая зона и ряд других – часто квалифицируются как тождественные. Множество терминов объясняется отсутствием в настоящее время общепринятой классификации свободных зон. В процессе своего развития и распространения они приобретали новые черты и особенности в зависимости от национальной специфики, экономических, политических и социальных условий страны. Поэтому, необходимо прежде всего определить каждое из этих понятий, выявить общее и особенное в них с позиций подходов к системе управления.
...
1.2 Типы свободных экономических зон
При всем разнообразии в основном созданные зоны можно свести к нескольким основным типам: таможенной, зоне экспортного производства (внешнеторговые) и комплексной (наиболее успешный пример последней дает зона вокруг ирландского аэропорта Шеннона, аналогичная зона была создана в Японии на острове Окинава):
• внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);
• функциональные, или отраслевые;
• комплексные зоны производственного характера.
Эти типы зон могут быть охарактеризованы следующими основными признаками:
Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.
...
1.3 Оффшорные зоны
Специфическую, по существу крайнюю позицию в общей совокупности свободных экономических зон занимают оффшорные зоны (англ. offshore zones). Первоначально они ориентировались на развитие туризма. Однако затем понятие оффшорной зоны расширилось и часто используется как синоним свободной экономической зоны, в связи с чем возникают терминологические разночтения и противоречия. Так как понятия "свободная экономическая зона" и "оффшорная зона" не тождественны, то остановимся подробнее на оффшорных зонах.
Оффшорные зоны следует понимать как специфические, существующие наряду со свободными экономическими зонами. Английское слово "offshore" переводится как "вне берега", "за пределами морской границы". Первоначально слово "offshore" использовалось как обобщенное название небольших островов у берегов Европы и Северной Америки. Для активного освоения этих территорий на них отсутствовали или устанавливались относительно невысокие налоги, чем привлекали иностранный капитал.
...
1.4 Характеристики свободных экономических зон
Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ – хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Распространено ошибочное мнение, будто при создании зон какая-то часть государственной территории будет сдаваться в аренду, даже продаваться иностранным государствам или фирмам.
Таким образом, создание СЭЗ не предполагает каких-либо территориальных изменений, передвижения границ как в пределах какого-либо государства, так и вне его.
В наиболее частых случаях, когда территория зоны полностью совпадает с территорией области, города, района и т.д.
...
1.5 Хозяйственный режим и цели СЭЗ
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.
...
2.1 История создания свободных экономических зон России
Россия значительно позже многих других стран мира стала на путь создания СЭЗ, осознав значение этого направления для своего экономического развития. В то же время нельзя не заметить, что еще в XIX веке по опыту западных стран в России делаются попытки формирования статуса так называемых «свободных портов», обеспечивающих беспошлинное хранение на их территориях значительных объемов различных товаров на время поиска оптовых покупателей, или же в ожидании конъюнктурного срока их выгодной продажи. Такой статус был введен для портов Одессы (с 1817 г.), Владивостока (с 1862 г.), Батуми (с 1878 г.)7. Однако, в связи со значительным усилением к концу 19 века государственной политики протекционизма, практика «свободных портов» стала затухать, уступая место идеям создания более эффективных свободных экономических зон.
Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в конце 80-х гг.
...
2.2 Экономические характеристики СЭЗ на территории РФ
С 1 сентября 1991 г. введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о СЭЗ. По этому закону, СЭЗ создаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием; упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение по льготным ставкам до 50%, установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; понижение ставки платы за пользованием землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижение таможенных пошлин на ввоз-вывоз товаров; упрощенный порядок при пересечении границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового.
...
2.3 Причины неудач в создании СЭЗ на территории РФ
Анализируя причины неудач в создании СЭЗ в России в период 1990-1998 гг. и торможения этого процесса, следует отметить главные узловые моменты:
• Особый статус получали территории, по размерам превосходящие некоторые европейские страны. Это важно, поскольку граница СЭЗ должна быть обустроена не хуже государственной (правда, там обходятся без пограничников, но колючая проволока по периметру зоны бывает — на Кипре, например). На обустройство одного квадратного километра СЭЗ в развитых странах уходит от 20 до 70 млн. долларов.
• Отсутствие до настоящего времени четкой законодательной базы создания СЭЗ и ОЭЗ на территории России. Прежде всего, необходим достаточно полно разработанный закон о СЭЗ и корректировка в соответствии с ним других нормативно-правовых актов в области валютного регулирования, таможни и прочего. Все эти нерешенные вопросы ведут к экономической нестабильности в сфере создания и функционирования СЭЗ.
...
2.4 Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее
Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.
Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям.
...
3 Тенденции развития СЭЗ
Несмотря на то, что СЭЗ в России однозначно ассоциируется с "черной дырой" бюджета, Минэкономразвития оптимизма не теряет. Министерство подготовило законопроект, на основании которого будут созданы реально эффективные свободные экономические зоны. Которые, опять же, по мнению МЭРТа, позволят ускорить экономический рост хотя бы в отдельных регионах. Законопроект, по словам чиновников МЭРТа, уже согласован с заинтересованными ведомствами – Минпромнауки, МНС, ГТК, и др. Правда, пока на пути проекта закона встал Минфин, традиционно критически относящийся к любым исключениям из общего налогового режима.12
Следует отметить, что проект закона носит название "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
• Общая идея Минэкономразвития такова: предполагается создавать два типа СЭЗ:
1. промышленно-производственные зоны – создаются на участках не более 10 кв. км, статус такой зоны действует в течение 20 лет;
1. Авдокушин Е. «Свободные (специальные) экономические зоны». – М., 1993.
2. Белокрылова О.С., Киселева Н.Н., Хубулова В.В. Региональная экономика и управление. – М.: ИНФРА-М, 2011.
3. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика. Основной курс: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2011.
4. Виноградов В. «Экономика России»: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001.
5. Дмитриев.Е., Галкин Б. Инвестиционное иглоукалывание // Профиль. 2003, №27.
6. Дробовецкий К. «Почему в России не работают свободные экономические зоны?» // Проблемы теории и практики управления, № 3, 2002 г. (электронная версия).
7. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. Методические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89, 1997.
8. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М. Региональная экономика и управление: Учебное пособие.- СПб: Питер, 2008.
9. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) // Право и экономика. 1995, №8.
10. Семенов К.А. Международные экономические отношения.М., 1998.
11. Смородинская Н., Капустин А. «Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы». - Вопросы экономики, 1994, N 12.
12. Ушаков Д. «Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков». – Юристъ, 2001. (Сер. Practica)
13. LENTA.RU [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.ru/economy/2003/06/02/zelenograd/. – Загл.с экрана.
14. Финансовые Известия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finiz.ru/. – Загл.с экрана.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
150 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149252 Курсовой работы — поможем найти подходящую