Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Четыре распева «Херувимской песни» в певческой рукописи последней четверти XVII века: РГБ, ф. 379, № 19. Характеристика и особенности расшифровки

  • 33 страниц
  • 2020 год
  • 16 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

user2637281

кандидат наук, доцент

500 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Оглавление
Введение 1
Характеристика и сравнительный анализ 4-х списков песнопения «Херувимская песнь» 5
Сравнение Херувимской песни «Киевской» из рукописи РГБ ф. 379 № 19 с другими списками Херувимской «киевского напева», выявленными И. В. Герасимовой 12
Заключение 17
Литература: 18
Дополнения к описанию рукописи. Сведения о многороспевности. 29
РГБ ф. 379, № 19 певческий сборник (Азбуки, Обиход, Праздники) конец XVII века 29

Характеристика и сравнительный анализ 4-х списков песнопения «Херувимская песнь»
Прежде чем начать характеризовать и сравнивать варианты «Херувимской песни», обозначу важный момент. Поскольку все списки имеют практически одинаковый поэтический текст4, будет удобно разделить объём текста на музыкально-поэтические «блоки» (строфы): «Иже херувимы», «Тайно образующе», «И животворящей Троице» «Трисвятую песнь припевающе», «Всякое ныне житейское», «Отложим попечение», «Яко да Царя всех подымем», «Ангельскими невидимо», «Дориносима чинми» и «Аллилуйя». Расшифровки песнопений помещены в приложении.
1.


Первый изучаемый список не имеет самоназвания в рукописи, но, в силу того, что вариант имеет сходство с Херувимской (роспев преводне) из «Литургии св. Иоанна Златоуста»5, мы условно обозначим его в данном контексте как «Обиходный». Распев этого песнопения – знаменный, силлабо-мелизматический.
...

Заключение

Исходя из результатов проведённого исследования четырёх вариантов песнопения Херувимская песнь, можно сделать следующие выводы:
1. Существует множество распевов Херувимской песни, различных по форме, структуре и стилю. Однако проанализированные мною списки объединяют развитый внутрислоговой распев, широкий диапазон и «избыточные» пометы. Преобладающей формой является строфическая («Киевская», «Корсунская», «Воскресенская»). Аналогов напевов «Корсунской» и «Воскресенской» Херувимских найти не удалось.
2. Несмотря на распространённые названия напевов некоторых списков Херувимской (например «Киевская»), версии одного и того же напева могут весьма существенно отличаться друг от друга. Нередки также случаи своеобразной «подмены» названий распевов (например «Киевский» - «Слуцкий»).
...

Литература:

1. Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной русской церкви: II болгарский роспев» Киев, 1891.
2. Герасимова И. В. Могилёвский древний напев XVII в. «Плотию уснув»: отдельная редакция или локальный вариант? // История Могилёва: прошлое и современность. Сборник научных работ участников IX Международной научной конфренции. Могилёв, 2015.
3. Герасимова И. В. Проблема адаптации текста и напева песнопений Литургии Киевской митрополии в рукописях Московского патриархата в XVII – 1-й пол. XVIII вв. // Материалы XV Международного съезда славистов. М., 2013.
4. Герасимова И. В. "Скитский" напев: пути трансмиссии песнопений Киевской митрополии в Московскую богослужебную практику в конце XVII - первой половине XVIII вв. Украинский католический университет. Львов, 2016.
5. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги. Типология, пути эволюции. Дис. …доктора искусствоведения. М., 2006.
6. Кондрашкова Л. В.
...

Литература:

1. Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной русской церкви: II болгарский роспев» Киев, 1891.
2. Герасимова И. В. Могилёвский древний напев XVII в. «Плотию уснув»: отдельная редакция или локальный вариант? // История Могилёва: прошлое и современность. Сборник научных работ участников IX Международной научной конфренции. Могилёв, 2015.
3. Герасимова И. В. Проблема адаптации текста и напева песнопений Литургии Киевской митрополии в рукописях Московского патриархата в XVII – 1-й пол. XVIII вв. // Материалы XV Международного съезда славистов. М., 2013.
4. Герасимова И. В. "Скитский" напев: пути трансмиссии песнопений Киевской митрополии в Московскую богослужебную практику в конце XVII - первой половине XVIII вв. Украинский католический университет. Львов, 2016.
5. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги. Типология, пути эволюции. Дис. …доктора искусствоведения. М., 2006.
6. Кондрашкова Л. В. Партесное и безлинейное многоголосие: проблемы взаимодействия // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы международной научной конференции. Вып. 1. М., 2016. С. 65–78.
7. Кудрявцев И. М. Собрания Д.В. Разумовского и В.Ф. Одоевского. Описания / Под ред. И.М. Кудрявцева. М., 1960. С. 60-62.
8. Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного распева. Пореформенная редакция / Сост. М. Макаровская, П. Коротких. М.: Музыкальное издательство Данилова ставропигиального мужского монастыря, 2005.
9. Мазуркевич Л.Е. Об одной композиционной структуре в Херувимской песни знаменного роспева // Древнерусская литература: Источниковедение : Сб. научных трудов. Л., 1984. С. 195-203.
10. Макаровская М. В. Херувимская песнь знаменного распева в наонной традиции: проблемы прочтения // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства : наука и практика ( к 120-летию кончины Д.В. Разумовского) : Материалы международной конференции 12-16 мая 2009 года : сборник статей / сост., отв. ред. И.Е. Лозовая. М., 2011. (Гимнология; выпуск 6). С. 290-300.
11. Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях Литургии знаменного распева // Историко-теоретические проблемы музыкознания. Межвузовский сборник статей аспирантов и соискателей. Вып. 156. М., 1999. С. 24-49.
12. Мельников Ф. К. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999
13. Парфентьева Н. В. Херувимская песнь «иргизкого напева» на Урале. // Вестник ЮУрГУ № 9 (226). Серия «социально-гуманитарные науки», выпуск 16. Челябинск, 2011.
14. Перелешина В. Г. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура: на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2008.
15. Соколовский А. А. Значение и история Херувимской песни [Электронный ресурс]. http://www.blagobor.by/article/liturgia/cherub
16. Уминский А. Херувимская песнь [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminskij/bozhestvennaja-liturgija-ob-jasnenie-smysla-znachenija-soderzhanija/#0_15
17. Швец Т. В. Певческая книга Обиход: многожанровость и многораспевность. Дипломная работа. СПб., СПбГК, 2000
18. Шевчук Е. Ю. Об атрибуции песнопений Киевского распева в многораспевном контексте украинской певческой культуры XVII-XVIII вв. //Гимнология. Материалы Международной научной конференции "Памяти протоиерея Димитрия Разумовского" ( к 130-летию Московской консерватории) 3-8 сентября 1996. Вып.1. Кн. 1. Отв. ред., сост. - И. Лозовая. М., 2000

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Оглавление
Введение 1
Характеристика и сравнительный анализ 4-х списков песнопения «Херувимская песнь» 5
Сравнение Херувимской песни «Киевской» из рукописи РГБ ф. 379 № 19 с другими списками Херувимской «киевского напева», выявленными И. В. Герасимовой 12
Заключение 17
Литература: 18
Дополнения к описанию рукописи. Сведения о многороспевности. 29
РГБ ф. 379, № 19 певческий сборник (Азбуки, Обиход, Праздники) конец XVII века 29

Характеристика и сравнительный анализ 4-х списков песнопения «Херувимская песнь»
Прежде чем начать характеризовать и сравнивать варианты «Херувимской песни», обозначу важный момент. Поскольку все списки имеют практически одинаковый поэтический текст4, будет удобно разделить объём текста на музыкально-поэтические «блоки» (строфы): «Иже херувимы», «Тайно образующе», «И животворящей Троице» «Трисвятую песнь припевающе», «Всякое ныне житейское», «Отложим попечение», «Яко да Царя всех подымем», «Ангельскими невидимо», «Дориносима чинми» и «Аллилуйя». Расшифровки песнопений помещены в приложении.
1.


Первый изучаемый список не имеет самоназвания в рукописи, но, в силу того, что вариант имеет сходство с Херувимской (роспев преводне) из «Литургии св. Иоанна Златоуста»5, мы условно обозначим его в данном контексте как «Обиходный». Распев этого песнопения – знаменный, силлабо-мелизматический.
...

Заключение

Исходя из результатов проведённого исследования четырёх вариантов песнопения Херувимская песнь, можно сделать следующие выводы:
1. Существует множество распевов Херувимской песни, различных по форме, структуре и стилю. Однако проанализированные мною списки объединяют развитый внутрислоговой распев, широкий диапазон и «избыточные» пометы. Преобладающей формой является строфическая («Киевская», «Корсунская», «Воскресенская»). Аналогов напевов «Корсунской» и «Воскресенской» Херувимских найти не удалось.
2. Несмотря на распространённые названия напевов некоторых списков Херувимской (например «Киевская»), версии одного и того же напева могут весьма существенно отличаться друг от друга. Нередки также случаи своеобразной «подмены» названий распевов (например «Киевский» - «Слуцкий»).
...

Литература:

1. Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной русской церкви: II болгарский роспев» Киев, 1891.
2. Герасимова И. В. Могилёвский древний напев XVII в. «Плотию уснув»: отдельная редакция или локальный вариант? // История Могилёва: прошлое и современность. Сборник научных работ участников IX Международной научной конфренции. Могилёв, 2015.
3. Герасимова И. В. Проблема адаптации текста и напева песнопений Литургии Киевской митрополии в рукописях Московского патриархата в XVII – 1-й пол. XVIII вв. // Материалы XV Международного съезда славистов. М., 2013.
4. Герасимова И. В. "Скитский" напев: пути трансмиссии песнопений Киевской митрополии в Московскую богослужебную практику в конце XVII - первой половине XVIII вв. Украинский католический университет. Львов, 2016.
5. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги. Типология, пути эволюции. Дис. …доктора искусствоведения. М., 2006.
6. Кондрашкова Л. В.
...

Литература:

1. Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков Православной русской церкви: II болгарский роспев» Киев, 1891.
2. Герасимова И. В. Могилёвский древний напев XVII в. «Плотию уснув»: отдельная редакция или локальный вариант? // История Могилёва: прошлое и современность. Сборник научных работ участников IX Международной научной конфренции. Могилёв, 2015.
3. Герасимова И. В. Проблема адаптации текста и напева песнопений Литургии Киевской митрополии в рукописях Московского патриархата в XVII – 1-й пол. XVIII вв. // Материалы XV Международного съезда славистов. М., 2013.
4. Герасимова И. В. "Скитский" напев: пути трансмиссии песнопений Киевской митрополии в Московскую богослужебную практику в конце XVII - первой половине XVIII вв. Украинский католический университет. Львов, 2016.
5. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги. Типология, пути эволюции. Дис. …доктора искусствоведения. М., 2006.
6. Кондрашкова Л. В. Партесное и безлинейное многоголосие: проблемы взаимодействия // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы международной научной конференции. Вып. 1. М., 2016. С. 65–78.
7. Кудрявцев И. М. Собрания Д.В. Разумовского и В.Ф. Одоевского. Описания / Под ред. И.М. Кудрявцева. М., 1960. С. 60-62.
8. Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного распева. Пореформенная редакция / Сост. М. Макаровская, П. Коротких. М.: Музыкальное издательство Данилова ставропигиального мужского монастыря, 2005.
9. Мазуркевич Л.Е. Об одной композиционной структуре в Херувимской песни знаменного роспева // Древнерусская литература: Источниковедение : Сб. научных трудов. Л., 1984. С. 195-203.
10. Макаровская М. В. Херувимская песнь знаменного распева в наонной традиции: проблемы прочтения // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства : наука и практика ( к 120-летию кончины Д.В. Разумовского) : Материалы международной конференции 12-16 мая 2009 года : сборник статей / сост., отв. ред. И.Е. Лозовая. М., 2011. (Гимнология; выпуск 6). С. 290-300.
11. Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях Литургии знаменного распева // Историко-теоретические проблемы музыкознания. Межвузовский сборник статей аспирантов и соискателей. Вып. 156. М., 1999. С. 24-49.
12. Мельников Ф. К. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999
13. Парфентьева Н. В. Херувимская песнь «иргизкого напева» на Урале. // Вестник ЮУрГУ № 9 (226). Серия «социально-гуманитарные науки», выпуск 16. Челябинск, 2011.
14. Перелешина В. Г. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура: на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря. Дис. … канд. искусствоведения. М., 2008.
15. Соколовский А. А. Значение и история Херувимской песни [Электронный ресурс]. http://www.blagobor.by/article/liturgia/cherub
16. Уминский А. Херувимская песнь [Электронный ресурс]. https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminskij/bozhestvennaja-liturgija-ob-jasnenie-smysla-znachenija-soderzhanija/#0_15
17. Швец Т. В. Певческая книга Обиход: многожанровость и многораспевность. Дипломная работа. СПб., СПбГК, 2000
18. Шевчук Е. Ю. Об атрибуции песнопений Киевского распева в многораспевном контексте украинской певческой культуры XVII-XVIII вв. //Гимнология. Материалы Международной научной конференции "Памяти протоиерея Димитрия Разумовского" ( к 130-летию Московской консерватории) 3-8 сентября 1996. Вып.1. Кн. 1. Отв. ред., сост. - И. Лозовая. М., 2000

Купить эту работу

Четыре распева «Херувимской песни» в певческой рукописи последней четверти XVII века: РГБ, ф. 379, № 19. Характеристика и особенности расшифровки

500 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

27 июня 2020 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
user2637281
4.1
кандидат наук, доцент
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
500 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Выразительные средства классического танца

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
600 ₽
Курсовая работа

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
400 ₽
Курсовая работа

Несформулированна.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Курсовая работа

Роль музыки в фильме Мемуары гейши

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽
Курсовая работа

Музыкальные жанры в характерном танце

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
490 ₽

Отзывы студентов

Отзыв Евгений Минаев об авторе user2637281 2016-01-16
Курсовая работа

Работа сделана грамотно! Очень хороший материал. Спасибо автору, за его обратную связь в любое время дня и ночи! Оформлено по правилам, ошибок в тексте нет. Выполнено немного раньше срока, что даже очень хорошо, есть время подготовиться и изучить работу! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество!

Общая оценка 5
Отзыв svetikk82 об авторе user2637281 2017-05-16
Курсовая работа

Отличная работа. Автору огромное спасибо. Курсовую приняли.

Общая оценка 5
Отзыв Роза Латыпова об авторе user2637281 2014-12-04
Курсовая работа

Прекрасно выполнена работа в срок. Благодарна за аккуратность, отзывчивость и сотрудничество. Надеюсь на дальнейшее совместную работу. Спасибо автору!

Общая оценка 5
Отзыв onezhko2013 об авторе user2637281 2014-06-30
Курсовая работа

Очень рада! Спасибо Алене Игоревне, Очень чуткий и умный человек! Обязательно обращусь еще раз!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Математическое моделирование в музыке

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

ОСОБЕННОСТИ АРМЯНСКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН И ДО НАШИХ ДНЕЙ: ТРАДИЦИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

Мюзиклы Эндрю Ллойда Уэббера. Жанровые особенности. Призрак оперы

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1800 ₽
Готовая работа

Развитие Китайской песни с 1945 г. до сегодняшнего дня.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽
Готовая работа

История музыки - обзор христианских композиторов

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Соната №8 «Патетическая» как концентрация раннего стиля Бетховена

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2800 ₽
Готовая работа

Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

Формирование навыков выразительного пения дошкольников на вокальном кружке.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

музицирование на синтезаторе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Музыкально-педагогические системы в вокально-хоровом воспитании детей в зарубежных странах

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3300 ₽
Готовая работа

Особенности работы над интонационными трудностями музыкальных произведений в студенческом народном хоровом коллективе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1650 ₽
Готовая работа

Особенности камерно-инструментальных сочинений П. И. Чайковского в учебном процессе»

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2240 ₽