Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В настоящее время в жизни общества происходят интенсивные изменения, приводящие к возрастанию требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, которая осуществляется за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания условий для полноценного развития учащихся. Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Сейчас необходимость решения этой проблемы возрастает особенно: растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой.
Поэтому проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на успешность учебной деятельности, но и на состояние их психического и физического здоровья, что обуславливает ее актуальность.
Начало в изучении тревожности было положено З.Фрейдом. С тех пор и до настоящего времени проблема тревожности относится к числу нерешенных проблем, несмотря на то, что является предметом исследования многих ученых, работающих в разных областях научных знаний и принадлежащих к различным психологическим течениям.
Степень разработанности темы. Изучение состояния тревоги как эмоциональное состояние описаны в работах авторов: Ханин Ю.Л Спилбергер Ч.Д., Прихожан A.M. и др.; структура тревоги изложена в трудах: Р.Лазарус и В.К.Вилюнас, А.М.
В отечественной и зарубежной психологии понятию «тревога» как эмоционального состояния противопоставляется понятие «тревожность» как свойство личности. Тревожность как устойчивое личностное образование рассмотрена в работах: Ю.Л.Ханина, Ю.М.Забродина, А.М.Прихожан и др.
Изучением тревожности как свойства личности занимались - Ханин Ю.Л., Спилбергер Ч.Д. и др.
В психологических трудах рассмотрены различные виды частной тревожности: оценочная (экзаменационная) тревожность - Хекхаузен X., Доскин В.А.; межличностная тревожность - Кисловская В.Р., Гордецова Н.М.; компьютерная тревожность - Доронина О.В., Прохоров А.О; соревновательная тревожность - Ханин Ю.Л., Алексеев А.В., Вяткин Б.А., Карольчак-Бернацка Б.Б.; школьная тревожность - Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Прихожан A.M. и др.
Дезорганизующее действие высокой тревожности на познавательную деятельность нашло свое отражение в работах авторов: Забродина Ю.М., Бороздиной Л.В., Мусиной И.А., Пасынковой, Н.Б., Лукасик А.В., Шкуратовой И.П. и др.
Тревожность как свойство личности, имеющее взаимосвязь с другими личностными особенностями рассмотрена: Сафиным В.Ф., Залученовой Е.А., Ишутиной Е.И, Бакеев В. А., Прихожан A.M., Вязовец Н.В.
Цель работы: исследовать уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста (1 класс), прошедших начальную подготовку в ДОУ и учащихся, не имеющих опыта обучения в подготовительной группе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
1. Экспериментально исследовать уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.
2. Провести анализ результатов исследования и предложить практические рекомендации.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: существуют различия в уровне тревожности учащихся младшего школьного возраста, прошедших начальную подготовку и учащихся, не имеющих опыта обучения в подготовительной группе.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие тридцать учащиеся 1-го класса средней школы №110 Советского района г. Казани, а именно: пятнадцать учащихся (8 девочек, 7 мальчиков) посещавших подготовительные занятия и пятнадцать, учащихся, не имеющих опыта обучения в подготовительной группе (8 девочек, 7 мальчиков). Исследование проводилось с 14.10.2008 по 17.10.2008.
Методы исследования:
1. Обзорно-аналитический метод
2. Тестирование.
• «Шкала явной тревожности для детей (CMAS)» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Разработана американскими психологами A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo, для России адаптирована А.М. Прихожан.
3. Метод математико-статистической обработки информации:
• Математическая обработка параметрических данных и выявление достоверности их различий по критерию Стьюдента.
Структура работы: введение, основная часть, включающая две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Введение 3
Глава 1.Тревожность, как черта личности. Личностные особенности младшего школьного возраста 6
1.1. Понятия «тревога» и тревожность в психологической науке 6
1.2. Психологические особенности младшего школьника 12
1.3. Адаптация к школе и школьная тревожность 15
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста 22
2.1. Организация и проведение исследования 22
2.2. Интерпретация полученных результатов и их анализ 24
2.3. Практические рекомендации по работе с учащимися для оптимизации уровня тревожности 28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение
В теоретической части курсовой работы раскрыта сущность понятий тревоги и тревожности, особенности школьной тревожности и адаптация к школе, рассмотрены возрастные особенности младших школьников.
В практической части работы: представлены организационные аспекты исследования , проведен сравнительный результатов исследования уровня тревожности учащихся 1-го класса, проходивших подготовку к школе и непроходивших с применением t- критерий Стьюдента, даны практические рекомендации по снижению тревожности школьников.
1. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. - М., 1998. С 23-27.
2. Альманах 5. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. С. 34-37.
4. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.//Психологический журнал. 1992. № 5.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989. 268с.
6. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2003. - 24 с.
7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. - М. : Просвещение, 2002. -288с.
9. Детская психодиагностика и профориентация. / ред. Сост. Л.Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -384с.
10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: «Флинта», 2004. -336 с.
11. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. «Эмоциональная устойчивость школьника». М., 1999. 214с.
12. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195
13. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. - М., 2006. 189с.
14. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1999. -216с.
15. Мухина В.С. Детская психология: / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 2000г. - 324с.
16. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1998г. -576с.
17. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика.– М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
18. Овчарова Р.В. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников // Практическая психология в начальной школе. - М., 1998. - С. 30-50.
19. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 1994. С. 32-37.
20. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А. В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1994. – 186 с.
21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн.– кн.1. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001:- 480 с
22. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. “Дошкольное воспитание”, 1996 г., №4.
23. Сережкина А.Е. основы математической обработки данных в психологии. Казань, 2007. – 156с.
24. Усакова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический проект, 2004. – 144с.
25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника и младшего школьника. - М., 2001.
26. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - C.3-17.
27. ЦукерманГ.А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.
28. Шаповаленко В.И. возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – Гардарики, 2005. -349 с.
29. ЭльконинД.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 241 — 251.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В настоящее время в жизни общества происходят интенсивные изменения, приводящие к возрастанию требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, которая осуществляется за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания условий для полноценного развития учащихся. Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Сейчас необходимость решения этой проблемы возрастает особенно: растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой.
Поэтому проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на успешность учебной деятельности, но и на состояние их психического и физического здоровья, что обуславливает ее актуальность.
Начало в изучении тревожности было положено З.Фрейдом. С тех пор и до настоящего времени проблема тревожности относится к числу нерешенных проблем, несмотря на то, что является предметом исследования многих ученых, работающих в разных областях научных знаний и принадлежащих к различным психологическим течениям.
Степень разработанности темы. Изучение состояния тревоги как эмоциональное состояние описаны в работах авторов: Ханин Ю.Л Спилбергер Ч.Д., Прихожан A.M. и др.; структура тревоги изложена в трудах: Р.Лазарус и В.К.Вилюнас, А.М.
В отечественной и зарубежной психологии понятию «тревога» как эмоционального состояния противопоставляется понятие «тревожность» как свойство личности. Тревожность как устойчивое личностное образование рассмотрена в работах: Ю.Л.Ханина, Ю.М.Забродина, А.М.Прихожан и др.
Изучением тревожности как свойства личности занимались - Ханин Ю.Л., Спилбергер Ч.Д. и др.
В психологических трудах рассмотрены различные виды частной тревожности: оценочная (экзаменационная) тревожность - Хекхаузен X., Доскин В.А.; межличностная тревожность - Кисловская В.Р., Гордецова Н.М.; компьютерная тревожность - Доронина О.В., Прохоров А.О; соревновательная тревожность - Ханин Ю.Л., Алексеев А.В., Вяткин Б.А., Карольчак-Бернацка Б.Б.; школьная тревожность - Кочубей Б.И., Новикова Е.В., Прихожан A.M. и др.
Дезорганизующее действие высокой тревожности на познавательную деятельность нашло свое отражение в работах авторов: Забродина Ю.М., Бороздиной Л.В., Мусиной И.А., Пасынковой, Н.Б., Лукасик А.В., Шкуратовой И.П. и др.
Тревожность как свойство личности, имеющее взаимосвязь с другими личностными особенностями рассмотрена: Сафиным В.Ф., Залученовой Е.А., Ишутиной Е.И, Бакеев В. А., Прихожан A.M., Вязовец Н.В.
Цель работы: исследовать уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста (1 класс), прошедших начальную подготовку в ДОУ и учащихся, не имеющих опыта обучения в подготовительной группе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
1. Экспериментально исследовать уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.
2. Провести анализ результатов исследования и предложить практические рекомендации.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза: существуют различия в уровне тревожности учащихся младшего школьного возраста, прошедших начальную подготовку и учащихся, не имеющих опыта обучения в подготовительной группе.
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие тридцать учащиеся 1-го класса средней школы №110 Советского района г. Казани, а именно: пятнадцать учащихся (8 девочек, 7 мальчиков) посещавших подготовительные занятия и пятнадцать, учащихся, не имеющих опыта обучения в подготовительной группе (8 девочек, 7 мальчиков). Исследование проводилось с 14.10.2008 по 17.10.2008.
Методы исследования:
1. Обзорно-аналитический метод
2. Тестирование.
• «Шкала явной тревожности для детей (CMAS)» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Разработана американскими психологами A.Castaneda, B.R.McCandless, D.S.Palermo, для России адаптирована А.М. Прихожан.
3. Метод математико-статистической обработки информации:
• Математическая обработка параметрических данных и выявление достоверности их различий по критерию Стьюдента.
Структура работы: введение, основная часть, включающая две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Введение 3
Глава 1.Тревожность, как черта личности. Личностные особенности младшего школьного возраста 6
1.1. Понятия «тревога» и тревожность в психологической науке 6
1.2. Психологические особенности младшего школьника 12
1.3. Адаптация к школе и школьная тревожность 15
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста 22
2.1. Организация и проведение исследования 22
2.2. Интерпретация полученных результатов и их анализ 24
2.3. Практические рекомендации по работе с учащимися для оптимизации уровня тревожности 28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение
В теоретической части курсовой работы раскрыта сущность понятий тревоги и тревожности, особенности школьной тревожности и адаптация к школе, рассмотрены возрастные особенности младших школьников.
В практической части работы: представлены организационные аспекты исследования , проведен сравнительный результатов исследования уровня тревожности учащихся 1-го класса, проходивших подготовку к школе и непроходивших с применением t- критерий Стьюдента, даны практические рекомендации по снижению тревожности школьников.
1. Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении // Психология учебной деятельности школьников. - М., 1998. С 23-27.
2. Альманах 5. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. С. 34-37.
4. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.//Психологический журнал. 1992. № 5.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989. 268с.
6. Болотникова О.П. Развитие рефлексивных действий как условие становления личностных новообразований младшего школьного возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2003. - 24 с.
7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. - М. : Просвещение, 2002. -288с.
9. Детская психодиагностика и профориентация. / ред. Сост. Л.Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. -384с.
10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: «Флинта», 2004. -336 с.
11. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. «Эмоциональная устойчивость школьника». М., 1999. 214с.
12. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко;под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.-М.,с.195
13. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. - М., 2006. 189с.
14. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1999. -216с.
15. Мухина В.С. Детская психология: / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 2000г. - 324с.
16. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. -М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1998г. -576с.
17. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика.– М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
18. Овчарова Р.В. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников // Практическая психология в начальной школе. - М., 1998. - С. 30-50.
19. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 1994. С. 32-37.
20. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А. В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1994. – 186 с.
21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн.– кн.1. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001:- 480 с
22. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. “Дошкольное воспитание”, 1996 г., №4.
23. Сережкина А.Е. основы математической обработки данных в психологии. Казань, 2007. – 156с.
24. Усакова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический проект, 2004. – 144с.
25. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника и младшего школьника. - М., 2001.
26. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - C.3-17.
27. ЦукерманГ.А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.
28. Шаповаленко В.И. возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – Гардарики, 2005. -349 с.
29. ЭльконинД.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 241 — 251.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
2 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
550 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую