Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
«Память – это важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – ребенка» - И. М. Сеченов. До недавнего времени основное внимание ученых было обращено преимущественно на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые знания, умения и навыки, развивает свои силы и способности, сегодня же можно наблюдать иную картину – в центре стала проблема развития ребенка дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья ребенка.
Актуальность вопроса подчеркивается также и тем, что все больше становится детей с ярким общим интеллектуальным развитием..
Введение 3
ГЛАВА 1. Проблема развития памяти у детей младшего дошкольного возраста в псих-педагогической литературе 6
1.1. Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке 6
1.2. Виды памяти и их особенности 11
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование памяти младших дошкольников 24
2.1. Организация исследования, выбор методик 24
2.2. Результаты исследования памяти младших дошкольников 27
2.3 Рекомендации по проведенной работе 33
Заключение 35
Список литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
30. Соколова Е. Е. Введение в психологию, Издательство – Академия, 2005 – 312с.
31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
32. Сорокун П.А, Основы психологии, Уч. Пособие, 2005г.
33. Сосновского. Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов— М.: Высшее образование, 2008. — 660 с
34. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах - учебное пособие - 2005
35. Шаповаленко И.В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики. — 349 с., 2005
36. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология, Конспект лекций, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Стимульный материал к методике «Узнай фигуры»
Приложение 2
Стимульный материал к методике «Запомни рисунки»
Приложение 3
Рисунок 1. Результаты проведения методики «Узнай фигуры»
Приложение 4
Рисунок 2.
...
1.1. Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке
Память – классическая область психологического знания. Это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.3
Проблемой памяти занимались многие выдающиеся зарубежные и отечественные психологи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, П. Жане, З.М. Истомина, О.С. Лебедева, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.)
В своей работе «Память и мышление» П.П. Блонский проанализировал различные определения памяти в историческом контексте.4
По определению Аристотеля: память есть обладание образом, как подобием того, чего он образ. Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психические изменения, которые могут не исчезнуть, даже когда уже нет налицо вызвавших эти изменения тел. Остается как бы отпечаток, как бы картина.5 по определению Т.М.
...
1.2. Виды памяти и их особенности
При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К видам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.15
Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.
Таким образом, запоминание можно определить как вид памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
В зависимости от места видов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия.
...
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
На разных ступенях дошкольного детства память детей имеет свои особенности. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) не умеют целенаправленно запоминать и припоминать, так как у них еще отсутствуют виды памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание.20 В этом возрасте и запоминание, и припоминание осуществляется ребенком непреднамеренно в процессе выполнения им практической или игровой деятельности. Причем припоминание проявляется преимущественно в форме узнавания или ранее воспринимавшегося, или сходного с тем, что уже знакомо. Воспроизведение определенного, заданного материала в отсутствие предметной ситуации, способствующей этому, осуществляется в очень узких пределах. По данным ряда авторов (А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, П.И.
...
2.1. Организация исследования, выбор методик
Исследование было проведено среди 15 детей в возрасте 3-4 лет. Исследования длились 3 недели. На базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждении "Липковский детский сад № 2 "Колокольчик"
Более подробно половозрастной состав испытуемых представлен в таблице 1.
Таблица 1
Поло-возрастной состав испытуемых
№ п/п
Пол
Возраст
№ п/п
Пол
Возраст
1
Муж
3
9
Муж
3
2
Муж
4
10
Жен
4
3
Жен
4
11
Жен
4
4
Муж
4
12
Муж
3
5
Жен
3
13
Муж
4
6
Муж
3
14
Жен
3
7
Жен
4
15
Жен
4
8
Муж
3
Целью исследования является изучение особенностей развития памяти детей дошкольного возраста, с помощью методик: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Выучи слова». Первая методика основана на узнавание, вторая на объем кратковременной длительной памяти, третья на динамике процесса заучивания.
...
2.2. Результаты исследования памяти младших дошкольников
Среди испытуемых детей нами была проведена методика «Узнай фигуры», результаты проведения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты проведения методики «Узнай фигуры»
№ п/п
Пол
Возраст
Количество набранных баллов
Уровень развития
Чего?
1
Муж
3
3
Низкий
2
Муж
4
6
Средний
3
Жен
4
4
Средний
4
Муж
4
8
Высокий
5
Жен
3
6
Средний
6
Муж
3
5
Средний
7
Жен
4
8
Высокий
8
Муж
3
7
Средний
9
Муж
3
4
Средний
10
Жен
4
5
Средний
11
Жен
4
5
Средний
12
Муж
3
7
Средний
13
Муж
4
9
Высокий
14
Жен
3
5
Средний
15
Жен
4
6
Средний
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
...
2.3 Рекомендации по проведенной работе
После нашего исследования детей по трем методикам, предлагаем, разработанную нами методические рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста:
Развитию памяти дошкольника очень способствует игра. Игра это основная деятельность ребенка. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Игра будет являться средством развития умственных способностей: мышления, воображения, памяти, внимания. Взрослый человек должен умело руководить игрой, он воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, поведение. 35
Множество игр направленно на развитие памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра - это общение ребенка со взрослыми или с другими детьми.36
Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, потому что детям намного проще усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом.
...
Заключение
Таким образом, проанализировав учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период для развития памяти. Согласно Л.С. Выготскому, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Именно в данный период ребенок запоминает с необычайной легкостью самый разнообразный материал. 37
У детей младшего дошкольного возраста доминирующей является непроизвольная память. Ребенок еще не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Наиболее интересные и значимые для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
...
1. Андреева Т.В. Семейная психология. Издательство – речь, 2005г.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие. - М. : Академ. Проект : Альма Матер, 2005. - 702 с.
3. Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: 2007. - 160 с
4. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма, 2007
5. Выготский Л.С.Педагогическая психология «АСТ/Астрель» 2008
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2005. – Т. 3.
7. Вейс Л. Читайте своего ребенка, как книгу : пер. с англ. / Л. Вейс. - М. : Астрель : АСТ, 2005.
8. Головлева И. В. Самоучитель по развитию памяти - М. : Мир книги, 2005. - 320 с.
9. Гамон Д, Брегдон А.Д, Как развить умственные способности, память и внимание, 2009г, Издано: Клуб семейного досуга,ст. 318
10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.
11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М Психология.. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
12. Дружинин В.Н. Психология, 2-е изд. - СПб.: 2009. - 656 с
13. Истомина 3.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2006.
14. Истомина 3.М. Формирование у дошкольников смыслового соотнесения как приема запоминания // Развитие логической памяти детей / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Педагогика, 2005
15. Истомина 3.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2006. Истомина 3.М. Развитие памяти: Учеб.-методическое пособие. М., 2005. – 119 с.
16. Кравцова Елена, Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие, Мозаика-Синтез,2013г
17. Коломинского Я.Л., Е.А. Панько. Детская психология: Учеб. пособие /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др. /. Мн.: Университетское, 2005. - 399 с.
18. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека / Д. Кун. - СПб. : прайм - ЕВРОЗНАК, 2005. - 720 с.
19. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.
20. Лорейн Г. Супер Память - М. : Эксмо, 2005. - 384 с.
21. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка // М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. –547 с.
22. Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В.Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций, 2008
23. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей : учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет) - М. : Дрофа-Плюс, 2005. - 272 с.
24. Макарова И.В. Психология, Конспект лекций, 2010
25. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008 - 583 с.
26. Миллс Дж., Кроули Р. Переводчик: Т. Круглова. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка" Издательство: Независимая фирма "Класс", 2005.
27. Нуркова В. В. Память, 3 том, Издательство - Академия, 2006г-320с.
28. Никифорова Г.С. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2006. - 607 с
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005.
30. Соколова Е. Е. Введение в психологию, Издательство – Академия, 2005 – 312с.
31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
32. Сорокун П.А, Основы психологии, Уч. Пособие, 2005г.
33. Сосновского. Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов— М.: Высшее образование, 2008. — 660 с
34. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах - учебное пособие - 2005
35. Шаповаленко И.В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики. — 349 с., 2005
36. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология, Конспект лекций, 2010.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
«Память – это важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности – ребенка» - И. М. Сеченов. До недавнего времени основное внимание ученых было обращено преимущественно на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые знания, умения и навыки, развивает свои силы и способности, сегодня же можно наблюдать иную картину – в центре стала проблема развития ребенка дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья ребенка.
Актуальность вопроса подчеркивается также и тем, что все больше становится детей с ярким общим интеллектуальным развитием..
Введение 3
ГЛАВА 1. Проблема развития памяти у детей младшего дошкольного возраста в псих-педагогической литературе 6
1.1. Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке 6
1.2. Виды памяти и их особенности 11
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование памяти младших дошкольников 24
2.1. Организация исследования, выбор методик 24
2.2. Результаты исследования памяти младших дошкольников 27
2.3 Рекомендации по проведенной работе 33
Заключение 35
Список литературы 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
30. Соколова Е. Е. Введение в психологию, Издательство – Академия, 2005 – 312с.
31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
32. Сорокун П.А, Основы психологии, Уч. Пособие, 2005г.
33. Сосновского. Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов— М.: Высшее образование, 2008. — 660 с
34. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах - учебное пособие - 2005
35. Шаповаленко И.В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики. — 349 с., 2005
36. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология, Конспект лекций, 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Стимульный материал к методике «Узнай фигуры»
Приложение 2
Стимульный материал к методике «Запомни рисунки»
Приложение 3
Рисунок 1. Результаты проведения методики «Узнай фигуры»
Приложение 4
Рисунок 2.
...
1.1. Основные теоретические представления о феномене памяти в психологической науке
Память – классическая область психологического знания. Это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.3
Проблемой памяти занимались многие выдающиеся зарубежные и отечественные психологи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, П. Жане, З.М. Истомина, О.С. Лебедева, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.)
В своей работе «Память и мышление» П.П. Блонский проанализировал различные определения памяти в историческом контексте.4
По определению Аристотеля: память есть обладание образом, как подобием того, чего он образ. Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психические изменения, которые могут не исчезнуть, даже когда уже нет налицо вызвавших эти изменения тел. Остается как бы отпечаток, как бы картина.5 по определению Т.М.
...
1.2. Виды памяти и их особенности
При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности. К видам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.15
Деятельность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.
Таким образом, запоминание можно определить как вид памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
В зависимости от места видов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия.
...
1.3. Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
На разных ступенях дошкольного детства память детей имеет свои особенности. Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) не умеют целенаправленно запоминать и припоминать, так как у них еще отсутствуют виды памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание.20 В этом возрасте и запоминание, и припоминание осуществляется ребенком непреднамеренно в процессе выполнения им практической или игровой деятельности. Причем припоминание проявляется преимущественно в форме узнавания или ранее воспринимавшегося, или сходного с тем, что уже знакомо. Воспроизведение определенного, заданного материала в отсутствие предметной ситуации, способствующей этому, осуществляется в очень узких пределах. По данным ряда авторов (А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, П.И.
...
2.1. Организация исследования, выбор методик
Исследование было проведено среди 15 детей в возрасте 3-4 лет. Исследования длились 3 недели. На базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждении "Липковский детский сад № 2 "Колокольчик"
Более подробно половозрастной состав испытуемых представлен в таблице 1.
Таблица 1
Поло-возрастной состав испытуемых
№ п/п
Пол
Возраст
№ п/п
Пол
Возраст
1
Муж
3
9
Муж
3
2
Муж
4
10
Жен
4
3
Жен
4
11
Жен
4
4
Муж
4
12
Муж
3
5
Жен
3
13
Муж
4
6
Муж
3
14
Жен
3
7
Жен
4
15
Жен
4
8
Муж
3
Целью исследования является изучение особенностей развития памяти детей дошкольного возраста, с помощью методик: «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Выучи слова». Первая методика основана на узнавание, вторая на объем кратковременной длительной памяти, третья на динамике процесса заучивания.
...
2.2. Результаты исследования памяти младших дошкольников
Среди испытуемых детей нами была проведена методика «Узнай фигуры», результаты проведения представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты проведения методики «Узнай фигуры»
№ п/п
Пол
Возраст
Количество набранных баллов
Уровень развития
Чего?
1
Муж
3
3
Низкий
2
Муж
4
6
Средний
3
Жен
4
4
Средний
4
Муж
4
8
Высокий
5
Жен
3
6
Средний
6
Муж
3
5
Средний
7
Жен
4
8
Высокий
8
Муж
3
7
Средний
9
Муж
3
4
Средний
10
Жен
4
5
Средний
11
Жен
4
5
Средний
12
Муж
3
7
Средний
13
Муж
4
9
Высокий
14
Жен
3
5
Средний
15
Жен
4
6
Средний
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
...
2.3 Рекомендации по проведенной работе
После нашего исследования детей по трем методикам, предлагаем, разработанную нами методические рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста:
Развитию памяти дошкольника очень способствует игра. Игра это основная деятельность ребенка. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции. Игра будет являться средством развития умственных способностей: мышления, воображения, памяти, внимания. Взрослый человек должен умело руководить игрой, он воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, поведение. 35
Множество игр направленно на развитие памяти, которая постепенно становится произвольной. Каждая игра - это общение ребенка со взрослыми или с другими детьми.36
Одним из средств развития произвольной памяти является дидактическая игра, потому что детям намного проще усвоить задачу, запомнить опосредованную игровым мотивом.
...
Заключение
Таким образом, проанализировав учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период для развития памяти. Согласно Л.С. Выготскому, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Именно в данный период ребенок запоминает с необычайной легкостью самый разнообразный материал. 37
У детей младшего дошкольного возраста доминирующей является непроизвольная память. Ребенок еще не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Наиболее интересные и значимые для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик.
...
1. Андреева Т.В. Семейная психология. Издательство – речь, 2005г.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие. - М. : Академ. Проект : Альма Матер, 2005. - 702 с.
3. Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: 2007. - 160 с
4. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма, 2007
5. Выготский Л.С.Педагогическая психология «АСТ/Астрель» 2008
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 2005. – Т. 3.
7. Вейс Л. Читайте своего ребенка, как книгу : пер. с англ. / Л. Вейс. - М. : Астрель : АСТ, 2005.
8. Головлева И. В. Самоучитель по развитию памяти - М. : Мир книги, 2005. - 320 с.
9. Гамон Д, Брегдон А.Д, Как развить умственные способности, память и внимание, 2009г, Издано: Клуб семейного досуга,ст. 318
10. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.
11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М Психология.. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
12. Дружинин В.Н. Психология, 2-е изд. - СПб.: 2009. - 656 с
13. Истомина 3.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2006.
14. Истомина 3.М. Формирование у дошкольников смыслового соотнесения как приема запоминания // Развитие логической памяти детей / Под ред. А.А. Смирнова. - М.: Педагогика, 2005
15. Истомина 3.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном детстве // Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. - М., 2006. Истомина 3.М. Развитие памяти: Учеб.-методическое пособие. М., 2005. – 119 с.
16. Кравцова Елена, Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие, Мозаика-Синтез,2013г
17. Коломинского Я.Л., Е.А. Панько. Детская психология: Учеб. пособие /Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А. Н. Белоус и др. /. Мн.: Университетское, 2005. - 399 с.
18. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека / Д. Кун. - СПб. : прайм - ЕВРОЗНАК, 2005. - 720 с.
19. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2008. - 400 с.
20. Лорейн Г. Супер Память - М. : Эксмо, 2005. - 384 с.
21. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка // М.: Издательство Академии пед. наук. РСФСР. –547 с.
22. Ларина О.А., Каратьян Т.В., Акрушенко А.В.Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций, 2008
23. Ломтева Т. А. Большие игры маленьких детей : учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14 лет) - М. : Дрофа-Плюс, 2005. - 272 с.
24. Макарова И.В. Психология, Конспект лекций, 2010
25. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008 - 583 с.
26. Миллс Дж., Кроули Р. Переводчик: Т. Круглова. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка" Издательство: Независимая фирма "Класс", 2005.
27. Нуркова В. В. Память, 3 том, Издательство - Академия, 2006г-320с.
28. Никифорова Г.С. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2006. - 607 с
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005.
30. Соколова Е. Е. Введение в психологию, Издательство – Академия, 2005 – 312с.
31. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
32. Сорокун П.А, Основы психологии, Уч. Пособие, 2005г.
33. Сосновского. Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов— М.: Высшее образование, 2008. — 660 с
34. Тертель А.Л. Психология в вопросах и ответах - учебное пособие - 2005
35. Шаповаленко И.В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики. — 349 с., 2005
36. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология, Конспект лекций, 2010.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую