Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Проблема понимания является междисциплинарной проблемой, которая вследствие своей сложности и многогранности является предметом анализа сразу в нескольких областях.
В современной научной литературе выделяют семь основных контекстов, в которых сегодня употребляется термин «понимание»: когнитивный, методологический, логический, лингвистический, семантический, коммуникативный и психологический.
Особенность изучения понимания в психологии состоит в том, что в нем выделяются две ветви:
Во-первых, это работы психологов, которые выполнены под влиянием идей одного или нескольких указанных выше непсихологических подходов к проблеме.
Во-вторых, это собственно психологический подход, где постановка проблемы в исследованиях не должна выходить за пределы психологической проблематики.
Актуальность данной работы состоит в том, что в современном информационно насыщенном пространстве социума понимание является важным элементом в цепочке принятия решения и выполнения конкретных действий индивидуумом в социуме.
Понимание сегодня является ключевым этапом в коммуникации на самых разных уровнях.
Объектом данного исследования является представление о понимании сформировавшееся в рамках психологических исследований.
Предметом данного исследования является понимание как психологический процесс в коммуникативном аспекте.
Целью данной работы является выделение основных черт, в представлении о понимании в зарубежной и отечественной психологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «понимание».
2. Проанализировать изучение понимания в отечественной психологии
3. Проанализировать изучение понимания в зарубежной психологии
4. Рассмотреть постановки эмпирического исследования в изучении понимания
5. Провести описание методик и методов исследования в изучении понимания
6. Сделать психологический анализ полученных результатов в подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы
Гипотеза данного исследования состоит в том, что в что в современной зарубежной и отечественной психологии проблема понимания рассматривается с различных точек зрения.
Прежде всего, в отечественной психологии рассматривается герменевтическая традиция, которая рассматривает понимание как интерпретацию фактов и явлений, а с точки зрения западных исследователей во главу угла ставиться когнитивная и экзистенциальные традиций, которые расширяют взгляд на понимание с самых разных позиций, по причине того, что исследователи данной проблематики, по-разному, отталкиваются от междисциплинарного характера предмета изучения можно считать доказанной.
Методы исследования, которые использованы в данной работе это анализ теоретической литературы и синтез на его основе ключевых представлений о понимании в современной зарубежной и отечественной психологии.
По своей структуре данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы изучение феномена понимания с позиций отечественной и западной науки, а также те подходы, которые являются наиболее популярными у исследователей.
Во второй главе рассматриваются эмпирические подходы к исследованию понимания в западной и отечественной психологии исследования проблемы понимания, а также проверяется гипотеза исследования в ходе сравнения ключевых теорий. В заключении приведены краткие итоги исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучение феномена понимания 6
1.1 Сущность и содержание понятия «понимание» 6
1.2 Изучение понимания в отечественной психологии 9
1.3. Изучение понимания в зарубежной психологии 12
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы понимания 16
2.1 Постановка эмпирического исследования 16
2.2 Описание методик и методов исследования 18
2.3 Психологический анализ полученных результатов 19
Заключение 24
Список литературы 27
Таким образом, в ходе данного исследования удалось установить, что понимание является частью процессов мышления и восприятия, поэтому оно не является самостоятельным психическим процессом.
Понимание в современной психологии как отечественной, так и зарубежной воспринимается как компонент мышления и восприятия, то есть неразрывно связано с потом поступающей к человеку информации.
Понимание обеспечивает для человека установление связи для раскрытия новых свойств объекта познания и сопоставления их с уже известными субъекту, что в свою очередь влияет на формирование операционального смысла различных новых свойств объекта и дальнейшего определение их места в структуре мыслительной деятельности личности.
Таким образом, для понимания различного нового информационного материала человек всегда решает определенную мыслительную задачу, так как понимание нового происходит исключительно в процессе мыслительной деятельности.
Когда субъекту мыслительной деятельности нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается уже без актуального участия мышления — это уже понимание-вспоминание, а в дальнейшем при повторном обращении субъекта к познавательной ситуации превращается понимание претерпевает преобразование в понимание -вспоминание.
Таким образом, одни и те же формы понимания, которые мы выделили в ходе исследования проявляются во всех видах мыслительной деятельности, и, поэтому, понимание составляет основное психологическое содержание как в коммуникативном, так и деятельностном аспекте существования личности.
Ещё один вывод можно сделать о том, что и отечественной и зарубежной психологии отмечается, что понимание является всегда компонентом деятельности.
Понимание возникает у субъекта в определенной и конкретной ситуации, что обусловлено, прежде всего, характером мыслительной деятельности человека, то есть тем, в какие обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую конкретную задачу он решает в этих обстоятельствах.
С точки зрения отечественной психологии, как мы выяснили в ходе исследования, во главу угла ставиться герменевтическая традиция, согласно которой истолкование и интерпретация являются главенствующими в понимании, и понимание – один из возможных способов интерпретации, толкования.
Объективность знания, безусловно, включает и субъективные компонент, и, таким образом, правильность или неправильность рассматривается как некое согласованное мнение людей о должном.
С точки зрения зарубежной психологии во главе угла находиться когнитивная традиция, где понимание – знание, и поэтому, чем знание более полное, тем лучше понимание.
Дополняет её традиция экзистенциальная, где понимание – это постижение, понимание сути и скрытого смысла.
Это достаточно широкий спектр исследований, который включает этический компонент, а также исследования в области психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания критических точек.
Таким образом, в ходе данного исследования гипотезу, которая состоит в том, что в современной зарубежной и отечественной психологии проблема понимания рассматривается с различных точек зрения.
Прежде всего, в отечественной психологии рассматривается герменевтическая традиция, которая рассматривает понимание как интерпретацию фактов и явлений, а с точки зрения западных исследователей во главу угла ставиться когнитивная и экзистенциальные традиций, которые расширяют взгляд на понимание с самых разных позиций, по причине того, что исследователи данной проблематики, по-разному, отталкиваются от междисциплинарного характера предмета изучения можно считать доказанной.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, - СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Беребин М. А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Методол. проблемы современной психол.: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16–18 сентября 2004 г. Томск: Томский гос. ун-т, 2004. С. 341–345.
3. Брудный А.А. Понимание и текст. / Загадка человеческого понимания. М.: «Политиздат», 1991.
4. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. / Вопросы психологии № 10. 1975
5. Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, - М.: Смысл, 2005. – 403 с.
6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. МГУ, 1982
7. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания. / Язык и интеллект. Под ред. В.В. Петрова. М.: «Прогресс», 1996. С. 185-229.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, - М.: Смысл, 2005. – 1136 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 1996.
10. Габитова Р.М. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: «Прогресс», 1988.
12. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание. / Вопросы психологии. № 5,1994.
13. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественных текстов. / Вопросы психологии № 3, 1996
14. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. М.: «Знание», 1987.
15. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: НПО «Образование», 1995.
16. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. – 512 с.
17. Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности. / Мышление, общение, практика. Ярославль,1986.
18. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985.
19. ван Дейк Т.А., Кинч У. Стратегии понимания связного текста. / Новое в зарубежной лингвистике. М.: «Прогресс», 1988 вып. XXIII.
20. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
21. Доблаев Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста. / Вопросы психологии. № 3, 1983.
22. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текстов. Саратов: Саратовский Ун-т.,1987
23. Ерчак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. / Вопросы психологии. № 3, 1994.
24. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
25. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 45-54.
26. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал, 2000, Том 21, №5, стр. 16-22.
27. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 448 с.
28. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000.
29. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Смысл, 2002. – 167 с.
30. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон, - М.: Академия, 2002. – 428 с.
31. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.
32. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев, - М.: Смысл, 2003. – 487 с.
33. Менчинская А.Н. Понимание. / Психология. Учебник для пед. институтов. Под ред. Смирнова А.А. М.: Учпедгиз, 1962.
35. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. / Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991.
36. Одуев С.Ф. Герменевтика и описательная психология в «Философии жизни» Вильгельма Дильтея. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль»,1985
37. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 393 с.
38. Психолого-педагогические проблемы создания и использования учебников. [круглый стол]. / Вопросы психологии. № 4, 1983.
39. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал 2001 № 1
40. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти М. 1966 (гл.4 Роль понимания в запоминании. гл.5 Влияние запоминания на понимание)
41. Харитонов А.Н. Переопосредование как аспект понимания в диалоге. / Познание и общение. М.: Наука, 1988.
42. Шуварикова Е.В. Исследование понимания текстов средств массовой информации учащимися старших классов. / Вопросы психологии. № 2, 1995.
43. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
44. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. М.: «Энергия», 1980.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Проблема понимания является междисциплинарной проблемой, которая вследствие своей сложности и многогранности является предметом анализа сразу в нескольких областях.
В современной научной литературе выделяют семь основных контекстов, в которых сегодня употребляется термин «понимание»: когнитивный, методологический, логический, лингвистический, семантический, коммуникативный и психологический.
Особенность изучения понимания в психологии состоит в том, что в нем выделяются две ветви:
Во-первых, это работы психологов, которые выполнены под влиянием идей одного или нескольких указанных выше непсихологических подходов к проблеме.
Во-вторых, это собственно психологический подход, где постановка проблемы в исследованиях не должна выходить за пределы психологической проблематики.
Актуальность данной работы состоит в том, что в современном информационно насыщенном пространстве социума понимание является важным элементом в цепочке принятия решения и выполнения конкретных действий индивидуумом в социуме.
Понимание сегодня является ключевым этапом в коммуникации на самых разных уровнях.
Объектом данного исследования является представление о понимании сформировавшееся в рамках психологических исследований.
Предметом данного исследования является понимание как психологический процесс в коммуникативном аспекте.
Целью данной работы является выделение основных черт, в представлении о понимании в зарубежной и отечественной психологии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «понимание».
2. Проанализировать изучение понимания в отечественной психологии
3. Проанализировать изучение понимания в зарубежной психологии
4. Рассмотреть постановки эмпирического исследования в изучении понимания
5. Провести описание методик и методов исследования в изучении понимания
6. Сделать психологический анализ полученных результатов в подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы
Гипотеза данного исследования состоит в том, что в что в современной зарубежной и отечественной психологии проблема понимания рассматривается с различных точек зрения.
Прежде всего, в отечественной психологии рассматривается герменевтическая традиция, которая рассматривает понимание как интерпретацию фактов и явлений, а с точки зрения западных исследователей во главу угла ставиться когнитивная и экзистенциальные традиций, которые расширяют взгляд на понимание с самых разных позиций, по причине того, что исследователи данной проблематики, по-разному, отталкиваются от междисциплинарного характера предмета изучения можно считать доказанной.
Методы исследования, которые использованы в данной работе это анализ теоретической литературы и синтез на его основе ключевых представлений о понимании в современной зарубежной и отечественной психологии.
По своей структуре данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы изучение феномена понимания с позиций отечественной и западной науки, а также те подходы, которые являются наиболее популярными у исследователей.
Во второй главе рассматриваются эмпирические подходы к исследованию понимания в западной и отечественной психологии исследования проблемы понимания, а также проверяется гипотеза исследования в ходе сравнения ключевых теорий. В заключении приведены краткие итоги исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучение феномена понимания 6
1.1 Сущность и содержание понятия «понимание» 6
1.2 Изучение понимания в отечественной психологии 9
1.3. Изучение понимания в зарубежной психологии 12
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы понимания 16
2.1 Постановка эмпирического исследования 16
2.2 Описание методик и методов исследования 18
2.3 Психологический анализ полученных результатов 19
Заключение 24
Список литературы 27
Таким образом, в ходе данного исследования удалось установить, что понимание является частью процессов мышления и восприятия, поэтому оно не является самостоятельным психическим процессом.
Понимание в современной психологии как отечественной, так и зарубежной воспринимается как компонент мышления и восприятия, то есть неразрывно связано с потом поступающей к человеку информации.
Понимание обеспечивает для человека установление связи для раскрытия новых свойств объекта познания и сопоставления их с уже известными субъекту, что в свою очередь влияет на формирование операционального смысла различных новых свойств объекта и дальнейшего определение их места в структуре мыслительной деятельности личности.
Таким образом, для понимания различного нового информационного материала человек всегда решает определенную мыслительную задачу, так как понимание нового происходит исключительно в процессе мыслительной деятельности.
Когда субъекту мыслительной деятельности нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается уже без актуального участия мышления — это уже понимание-вспоминание, а в дальнейшем при повторном обращении субъекта к познавательной ситуации превращается понимание претерпевает преобразование в понимание -вспоминание.
Таким образом, одни и те же формы понимания, которые мы выделили в ходе исследования проявляются во всех видах мыслительной деятельности, и, поэтому, понимание составляет основное психологическое содержание как в коммуникативном, так и деятельностном аспекте существования личности.
Ещё один вывод можно сделать о том, что и отечественной и зарубежной психологии отмечается, что понимание является всегда компонентом деятельности.
Понимание возникает у субъекта в определенной и конкретной ситуации, что обусловлено, прежде всего, характером мыслительной деятельности человека, то есть тем, в какие обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую конкретную задачу он решает в этих обстоятельствах.
С точки зрения отечественной психологии, как мы выяснили в ходе исследования, во главу угла ставиться герменевтическая традиция, согласно которой истолкование и интерпретация являются главенствующими в понимании, и понимание – один из возможных способов интерпретации, толкования.
Объективность знания, безусловно, включает и субъективные компонент, и, таким образом, правильность или неправильность рассматривается как некое согласованное мнение людей о должном.
С точки зрения зарубежной психологии во главе угла находиться когнитивная традиция, где понимание – знание, и поэтому, чем знание более полное, тем лучше понимание.
Дополняет её традиция экзистенциальная, где понимание – это постижение, понимание сути и скрытого смысла.
Это достаточно широкий спектр исследований, который включает этический компонент, а также исследования в области психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания критических точек.
Таким образом, в ходе данного исследования гипотезу, которая состоит в том, что в современной зарубежной и отечественной психологии проблема понимания рассматривается с различных точек зрения.
Прежде всего, в отечественной психологии рассматривается герменевтическая традиция, которая рассматривает понимание как интерпретацию фактов и явлений, а с точки зрения западных исследователей во главу угла ставиться когнитивная и экзистенциальные традиций, которые расширяют взгляд на понимание с самых разных позиций, по причине того, что исследователи данной проблематики, по-разному, отталкиваются от междисциплинарного характера предмета изучения можно считать доказанной.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев, - СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Беребин М. А. К вопросу о терминах, связанных с феноменологией психической адаптации // Методол. проблемы современной психол.: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16–18 сентября 2004 г. Томск: Томский гос. ун-т, 2004. С. 341–345.
3. Брудный А.А. Понимание и текст. / Загадка человеческого понимания. М.: «Политиздат», 1991.
4. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. / Вопросы психологии № 10. 1975
5. Бугера В.Е. Сущность человека / В.Е. Бугера, - М.: Смысл, 2005. – 403 с.
6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. МГУ, 1982
7. Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания. / Язык и интеллект. Под ред. В.В. Петрова. М.: «Прогресс», 1996. С. 185-229.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский, - М.: Смысл, 2005. – 1136 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 1996.
10. Габитова Р.М. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985.
11. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: «Прогресс», 1988.
12. Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание. / Вопросы психологии. № 5,1994.
13. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественных текстов. / Вопросы психологии № 3, 1996
14. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. М.: «Знание», 1987.
15. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: НПО «Образование», 1995.
16. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева, - Дубна: Феникс, 2005. – 512 с.
17. Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности. / Мышление, общение, практика. Ярославль,1986.
18. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985.
19. ван Дейк Т.А., Кинч У. Стратегии понимания связного текста. / Новое в зарубежной лингвистике. М.: «Прогресс», 1988 вып. XXIII.
20. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Т.4: Герменевтика и теория литературы / Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова / Пер. с нем. под ред. В.В. Бибихина и Н.С. Плотникова. — Научное издание. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2001.
21. Доблаев Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста. / Вопросы психологии. № 3, 1983.
22. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текстов. Саратов: Саратовский Ун-т.,1987
23. Ерчак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. / Вопросы психологии. № 3, 1994.
24. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
25. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 45-54.
26. Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал, 2000, Том 21, №5, стр. 16-22.
27. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2005 – 448 с.
28. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000.
29. Карпинский К.В. Психология жизненного пути / К.В. Карпинский, - М.: Смысл, 2002. – 167 с.
30. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон, - М.: Академия, 2002. – 428 с.
31. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1979.
32. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение, и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев, - М.: Смысл, 2003. – 487 с.
33. Менчинская А.Н. Понимание. / Психология. Учебник для пед. институтов. Под ред. Смирнова А.А. М.: Учпедгиз, 1962.
35. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания. / Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991.
36. Одуев С.Ф. Герменевтика и описательная психология в «Философии жизни» Вильгельма Дильтея. / Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль»,1985
37. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: субъектный подход: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2001. 393 с.
38. Психолого-педагогические проблемы создания и использования учебников. [круглый стол]. / Вопросы психологии. № 4, 1983.
39. Романова И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал 2001 № 1
40. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти М. 1966 (гл.4 Роль понимания в запоминании. гл.5 Влияние запоминания на понимание)
41. Харитонов А.Н. Переопосредование как аспект понимания в диалоге. / Познание и общение. М.: Наука, 1988.
42. Шуварикова Е.В. Исследование понимания текстов средств массовой информации учащимися старших классов. / Вопросы психологии. № 2, 1995.
43. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.
44. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. М.: «Энергия», 1980.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147420 Курсовых работ — поможем найти подходящую