Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. Специфика социальных эмоций. 5
1.1. Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями. 6
1.1.1. Жалости и Радость за другого. 6
1.1.2. Зависть и Благодарность 7
1.1.3. Жадность и Щедрость. 8
1.1.4. Злорадство и Доброжелательность. 8
1.2. Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми. 9
1.2.1. Обида и Восторг. 9
1.2.2. Оскорбленность и Обожание. 10
1.2.3. Заискивание и Претенциозность. 11
1.2.4. Подозрительность и Доверчивость. 12
1.3. Эмоции на основе презрения. 12
1.3.1. Горечь и Торжество. 12
1.3.2. Самодовольство и Негодование. 13
1.3.3. Превосходство и Униженность. 14
1.3.4. Лесть и Надменность. 14
Глава II. Культура и эмоции. 16
2.1. Исследование универсальности эмоций. 17
2.2. Исследование различий в выражении эмоций. 18
2.3. Различия в индивидуалистических и коллективистских культурах. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27
Глава I. Специфика социальных эмоций.
Широко известно, что самыми распространенными причинами эмоций являются различные социальные события, что эмоции часто сообщаются другим людям и что социальные процессы подвержены влиянию эмоций. Однако многие теоретики также выделяют особый набор эмоций: стыд, смущение, зависть, восхищение и т.д. как «социальные эмоции».
Исследователи придерживаются различных подходов к проблеме, какие эмоции должны считаться социальными, и по какому критерию они должны классифицироваться.
Несмотря на широкое разнообразие критериев используемых для определения социальных эмоций, общим остается то, что все они имеют важные социальные функции. Для многих авторов корень этих социальных эмоций уходит в эволюционную концепцию. Другие видят основу для классификации в структуре определения вне выполняемых ими функций. А некоторые просто приводят список социальных эмоций без какого-либо критерия классификации [1; стр. 220].
...
1.1. Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями.
1.1.1. Жалость и Радость за другого.
Жалость может возникнуть к другому человеку, попавшему в беду. По мнению Леонтьева, для того чтобы жалость возникла, нужно положительно относиться к человеку, или хотя бы видеть в нем отдельные положительные черты [2; стр. 206]. Однако следует заметить, что зачастую жалость возникает и без как такового положительного отношения к конкретному человеку. Зачастую вполне достаточно определенных черт характера человека, жалость испытывающего, например, доброты или человечности. Отрицательная компонента жалости это отношение к неприятностям человека. По мнению Леонтьева, жалость возникает к человеку, который, как мы считаем, заслуживает лучшего. Заслуживать лучшего можно только соответствуя некоторым общественным нормам. Эмоция, возникающая к человеку соответствующему общественным нормам, по определению будет восхищением.
...
1.1.2. Зависть и Благодарность
Завидуют человеку, у которого есть нечто, некоторая ценность, которой нет у индивида. Зависть толкает индивида на приобретение этой ценности (белая зависть) или на лишение другого человека этой ценности (черная зависть), значит, направлена на объект. Для возникновения зависти необходимо положительное отношение к объекту зависти. Объект должен представлять не только личную, но и общественную ценность, иначе зависть не возникает. Личной ценности объект может вообще не представлять. По определению, при этом возникает эмоция восхищения объектом. Отрицательная компонента зависти возникает в результате установления факта не владения индивидом объектом зависти. По определению, это эмоция гнева, направленного на преодоление препятствия мешающего обладанию объектом или на лишение человека, которому завидуешь объекта зависти.
Благодарность возникает к человеку, который дал нечто необходимое индивиду, т.е. удовлетворил некоторую его потребность.
...
1.1.4. Злорадство и Доброжелательность.
Злорадство возникает в ситуации, когда индивид предупреждает другого человека о его неправильном поведении, но тот, несмотря на предупреждение, продолжает вести себя неправильно, чем вызывает отталкивающее впечатление у индивида. Для возникновения злорадства необходимо первоначально правильное поведение человека. Если первоначально поведение человека неверное, то продолжение такого поведения не вызывает никаких эмоций. Правильное поведение человека означает выполнение им общественных норм, т.е. должно вызывать эмоцию восхищения. После того, как правильно ведущий себя человек, вдруг, начинает вести себя, по мнению индивида, неправильно возникает предчувствие того, что человек не сможет удовлетворить какие-то потребности индивида. Этой эмоцией по определению является пренебрежение.
...
1.2.1. Обида и Восторг.
Обида возникает на человека, который сначала делал для вас что-то хорошее, удовлетворял какие-то ваши потребности, но, вдруг, перестал это делать. Причем, если раньше этот человек никогда не делал для вас ничего хорошего или вы считаете, что он и не должен для вас ничего делать, то обида не возникает, т.е. в эмоции обиды две компоненты. Одна положительная к человеку, который для вас раньше что-то делал или, как вы считаете, должен что-то делать для вас. Другая, отрицательная основана на том, что этот человек все-таки не сделал ожидаемое. Положительная эмоция к человеку, который раньше для вас что-то делал это благодарность. Отрицательная эмоция, возникающая из-за того, что ваша потребность не удовлетворена, это горе.
Обида толкает вас отстраниться от человека, не оправдавшего ожиданий и не рассчитывать на него в дальнейшем, т.е. обида направлена на себя. Очевидно, что обида является констатирующей отрицательной эмоцией.
...
1.2.2. Оскорбленность и Обожание.
Мы чувствуем себя оскорбленными, если мы считаем, что другой человек должен вести себя определенным образом удовлетворяя какую-то нашу потребность, но он этого не делает. Нормы, законы и правила оберегают нас от чужой агрессии, т.е. удовлетворяют нашу потребность в безопасности. Поэтому мы испытываем благодарность к этим нормам. Если кто-то оскорбляет нас, то он не дает возможности удовлетворить потребность в безопасности и уважительном отношении. Эмоция, направленная на устранение такой ситуации будет, по определению, гневом.
Оскорбленность направлена на восстановление наших попранных прав, на принуждение оскорбившего выполнять нормы и правила. Оскорбленность отличается от обиды уверенностью в том, что другой человек должен вести себя определенным образом. Если кто-то многократно удовлетворял ваши потребности, то к нему возникает эмоция благодарности. Если он сделал это еще раз, то возникает удовлетворение, направленное на объект.
...
1.2.3. Заискивание и Претенциозность.
Эмоция, толкающая на заискивающее поведение, возникает к человеку, которому мы обязаны и от которого мы надеетесь еще что-то получить, но не уверены, что он будет это делать. Если этот человек раньше удовлетворял наши потребности, то к нему должна возникнуть благодарность. Если мы не уверены, что он будет это делать в дальнейшем, то возникает страх потерять источник удовлетворения наших потребностей, страх потерять хорошие отношения.
Эмоция заискивания возникает в результате предчувствия потери нужных нам отношений и толкает на стабилизацию или исправление этих отношений любой ценой.
Если же человек удовлетворял наши потребности раньше, и мы предчувствуем, что он будет это делать и в дальнейшем, то возникает эмоция, которую назовем претенциозностью. Мы претендуем на хорошие отношения с человеком сейчас и в будущем. За хорошее отношение к нам в прошлом возникает благодарность. Предчувствие удовлетворения наших потребностей в будущем это надежда.
...
1.2.4. Подозрительность и Доверчивость.
Подозрительность возникает к человеку, который, как нам кажется, готов изменить свое поведение с хорошего на плохое, с правильного на неправильное. Хорошее поведение по отношению к нам означает, что этот человек удовлетворял некоторые наши потребности, в результате чего должна возникнуть к нему благодарность. Кажущаяся готовность человека изменить свое поведение означает предчувствие того, что он не будет удовлетворять наши потребности. Подозрительность повышает внимание к объекту и подготавливает к его неожиданному поведению.
Если человек уже делал для нас что-то хорошее, удовлетворял какие-то наши потребности, и он предлагает нам сделать еще что-то, удовлетворить еще какую-то нашу потребность, мы относимся к нему с доверием. Если он уже удовлетворял нашу потребность, то к нему возникает благодарность. Если мы предчувствуем удовлетворение еще какой-то потребности, то у нас возникает интерес к человеку.
...
1.3.1. Горечь и Торжество.
Под торжеством понимается торжество победы, эмоция, возникающая после победы над презираемым врагом. При анализе эмоции презрения говорилось, что она мотивирует индивида к недопусканию или удалению презираемого человека из своей сферы общения. Эта эмоция естественным образом должна возникать к врагу, с которым не хочется иметь никаких отношений. В результате победы должна возникать эмоция радости, т.к. при этом удовлетворяется потребность в безопасности. Торжество, так же как и радость, закрепляет в памяти правильную последовательность действий, приведшую к победе, повышает самооценку и уверенность в себе.
Горечь поражения возникает, если презираемый нами враг одержал победу над нами. Поражение вызывает эмоцию горя, т.к. при этом не удовлетворяется потребность в безопасности. Эмоция горя приспосабливает психику обходиться без неудовлетворенной потребности. Эмоция горечи приспосабливает человека к существованию в условиях поражения [2; стр. 218].
...
1.3.2. Самодовольство и Негодование.
Самодовольством будем называть эмоцию, возникающую у индивида, достигшего определенных успехов и считающего, что все те, кто не достиг таких же успехов, не достоин уважения. Для такого индивида весь мир сузился до размеров его маленького успеха, границу между успешностью и не успешностью он провел через себя. Тот, кто добился того же, что и он, тот успешен, тот, кто не добился, тот не успешен. Эмоция, возникающая к человеку, не удовлетворяющему личным стандартам и убеждениям, является презрением. Эмоция, возникающая в результате того, что индивид добился успеха, т.е. удовлетворения с помощью других людей или общества своих потребностей, является удовлетворением. Леонтьев утверждает, что самодовольство ведет к прекращению деятельности по достижению успеха и отдалению от неуспешного окружения.
Противоположностью самодовольству сытого является негодование голодного.
...
1.3.3. Превосходство и Униженность.
Если у индивида есть материальное или какое-либо другое превосходство над противником, то у него может возникнуть соответствующая эмоция, которую мы будем называть также превосходством. Имея реальное превосходство над противником, у индивида должна появиться надежда на победу. К врагу, как это уже говорилось при анализе эмоции торжества, должна возникать эмоция презрения. Итак, превосходство это презрение к врагу плюс надежда на победу. Эмоция превосходства подталкивает индивида к уверенности в скорой победе, к ожиданию, что победа наступит сама собой, может снизить активность индивида в борьбе.
Если наоборот, ваш противник имеет реальное превосходство над вами, то у вас может появиться эмоция, которую будем называть униженностью. Если противник имеет реальное превосходство, то у индивида должно появиться предчувствие, что он потерпит поражение, т.е. должна появиться эмоция страха.
...
1.3.4. Лесть и Надменность.
Слово лесть обычно обозначает стиль общения, при котором с помощью комплиментов пытаются добиться от другого человека каких-то своих целей и выгод. Сейчас термин «лесть» будет обозначать не способ поведения, а ту эмоцию, которая при этом может возникать и стимулировать такой вид общения. Лесть возникает, когда от другого человека хотят чего-то добиться, т.е. удовлетворить с его помощью какую-то свою потребность. Причем льстят до того, как эта потребность удовлетворена. Лесть направлена на объект, с целью вызвать у человека ответное действие. Эмоция, возникающая в предчувствии удовлетворения своей потребности и направленная на объект, является интересом, который и будет одной из составляющих лести. По мнению Леонтьева, лесть эффективна только тогда, когда человек, которому льстят, принимает ее за чистую монету. Льстец пытается перехитрить другого человека, т.е. предполагает себя в этой ситуации более хитрым и более умным.
...
Глава II. Культура и эмоции.
Эмоции как важнейшая часть нашей жизни привлекает к себе внимание множества кросс-культурных исследований в области психологии. Эмоции дают нам ключ к пониманию познания, мотивации и человека в целом и в этом качестве представляют собой богатую и многообразную сферу кросс-кульруных исследований. Есть все основания считать эмоции одним из самых важных аспектов нашей жизни, и психологи, философы и специалисты по общественным наукам занимаются ими долгие годы. Эмоции наполняют нашу жизнь смыслом, мотивируют наше поведение и накладывают отпечаток на наше мышление и процесс познания. Эмоции – настоящее психологическое горючие для роста, развития и деятельности.
Эмоции – это универсальное явление. Однако культура оказывает на них влияние.
...
2.1. Исследование универсальности эмоций.
В середине 1960-х годов психолог Сильван Томкинс, первопроходец в области современного изучения человеческих эмоций, объединил усилия с Экманом (хотя и независимо от него) для проведения исследований, известных сегодня как исследования универсальности. Ученые рассматривали эмоции во многих культурах и пришли к выводу, что мимическое выражение эмоций имеет общекультурный характер. Данные этих исследований, по общему мнению, свидетельствовали о существовании шести универсальных выражений лица – гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление [11; стр. 163].
Тем не менее, нам известно, что люди могут видоизменять выражение эмоций в соответствии с культурными нормами проявления эмоций. Они представляют собой усваиваемые в детстве нормы, предписывающие характер проявления универсальных эмоций при определенных обстоятельствах.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции как важнейшая часть нашей жизни привлекает к себе внимание множества кросс-культурных исследований в области психологии. Эмоции дают нам ключ к пониманию познания, мотивации и человека в целом и в этом качестве представляют собой богатую и многообразную сферу кросс-культурных исследований. Есть все основания считать эмоции одним из самых важных аспектов нашей жизни, и психологи, философы и специалисты по общественным наукам занимаются ими долгие годы.
Таким образом, в результате анализа используемой литературы и самостоятельной работы над темой, мы:
1. Изучили специфику социальных эмоций, их отличие от так называемых «базовых» эмоций. Мы раскрыли особенности классификации социальных эмоций по Леонтьеву: эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями, эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми, эмоции на основе презрения.
...
ЛИТЕРАТУРА
1. Изард И. Эмоции человека. М., 1980.
2. Леонтьев А. Д. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
3. Психология и культура / Под. ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер. 2003.
4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1997
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.
6. Cole M., The world beyond our borders: What might our students need to know about it? American Psychologist, #39, 1984.
7. Culture moderates the self-regulation of shame and its effects on performance: The case of salespersons in the Netherlands and the Philippines. Journal of Applied Psychology, 1988.
8. Diener E., E., S. Oishi & H.C Triandis. The shifting basis of life satisfaction judgments across cultures: Emotions versus norms. Journal of personality and Social Psychology, 1998.
9. Eid M., & E. Diener. Norms for experiencing emotions in different cultures: inter- and intranational differences. Journal of personality and Social Psychology, 2001.
10. Ekman P. All emotions are basic. In P. Ekman & R.J. Davidson (Eds.), The nature of emotions: Fundamental questions. New York: Oxford University Press, 1991.
11. Ekman P. Darwin and facial expression. New York: Academic Press. 1973.
12. Kleinberg O. & Hull W.F. At a foreign university: An international study of adaptation and coping. New York: Praeger., 1979.
13. Markus, H.R. and Kitayama, S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion and motivation. Psychological Review, 98, 1991.
14. Mesquita, B., & Frijda, N. H. Cultural variations in emotions: A review. Psychological Bulletin, 112, 1992.
15. Universals and cultural differences in facial expressions of emotion. In J. Cole (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation 1971, Vol. 19, Lincoln, NE: University of Nebraska, 1971.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. Специфика социальных эмоций. 5
1.1. Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями. 6
1.1.1. Жалости и Радость за другого. 6
1.1.2. Зависть и Благодарность 7
1.1.3. Жадность и Щедрость. 8
1.1.4. Злорадство и Доброжелательность. 8
1.2. Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми. 9
1.2.1. Обида и Восторг. 9
1.2.2. Оскорбленность и Обожание. 10
1.2.3. Заискивание и Претенциозность. 11
1.2.4. Подозрительность и Доверчивость. 12
1.3. Эмоции на основе презрения. 12
1.3.1. Горечь и Торжество. 12
1.3.2. Самодовольство и Негодование. 13
1.3.3. Превосходство и Униженность. 14
1.3.4. Лесть и Надменность. 14
Глава II. Культура и эмоции. 16
2.1. Исследование универсальности эмоций. 17
2.2. Исследование различий в выражении эмоций. 18
2.3. Различия в индивидуалистических и коллективистских культурах. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27
Глава I. Специфика социальных эмоций.
Широко известно, что самыми распространенными причинами эмоций являются различные социальные события, что эмоции часто сообщаются другим людям и что социальные процессы подвержены влиянию эмоций. Однако многие теоретики также выделяют особый набор эмоций: стыд, смущение, зависть, восхищение и т.д. как «социальные эмоции».
Исследователи придерживаются различных подходов к проблеме, какие эмоции должны считаться социальными, и по какому критерию они должны классифицироваться.
Несмотря на широкое разнообразие критериев используемых для определения социальных эмоций, общим остается то, что все они имеют важные социальные функции. Для многих авторов корень этих социальных эмоций уходит в эволюционную концепцию. Другие видят основу для классификации в структуре определения вне выполняемых ими функций. А некоторые просто приводят список социальных эмоций без какого-либо критерия классификации [1; стр. 220].
...
1.1. Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями.
1.1.1. Жалость и Радость за другого.
Жалость может возникнуть к другому человеку, попавшему в беду. По мнению Леонтьева, для того чтобы жалость возникла, нужно положительно относиться к человеку, или хотя бы видеть в нем отдельные положительные черты [2; стр. 206]. Однако следует заметить, что зачастую жалость возникает и без как такового положительного отношения к конкретному человеку. Зачастую вполне достаточно определенных черт характера человека, жалость испытывающего, например, доброты или человечности. Отрицательная компонента жалости это отношение к неприятностям человека. По мнению Леонтьева, жалость возникает к человеку, который, как мы считаем, заслуживает лучшего. Заслуживать лучшего можно только соответствуя некоторым общественным нормам. Эмоция, возникающая к человеку соответствующему общественным нормам, по определению будет восхищением.
...
1.1.2. Зависть и Благодарность
Завидуют человеку, у которого есть нечто, некоторая ценность, которой нет у индивида. Зависть толкает индивида на приобретение этой ценности (белая зависть) или на лишение другого человека этой ценности (черная зависть), значит, направлена на объект. Для возникновения зависти необходимо положительное отношение к объекту зависти. Объект должен представлять не только личную, но и общественную ценность, иначе зависть не возникает. Личной ценности объект может вообще не представлять. По определению, при этом возникает эмоция восхищения объектом. Отрицательная компонента зависти возникает в результате установления факта не владения индивидом объектом зависти. По определению, это эмоция гнева, направленного на преодоление препятствия мешающего обладанию объектом или на лишение человека, которому завидуешь объекта зависти.
Благодарность возникает к человеку, который дал нечто необходимое индивиду, т.е. удовлетворил некоторую его потребность.
...
1.1.4. Злорадство и Доброжелательность.
Злорадство возникает в ситуации, когда индивид предупреждает другого человека о его неправильном поведении, но тот, несмотря на предупреждение, продолжает вести себя неправильно, чем вызывает отталкивающее впечатление у индивида. Для возникновения злорадства необходимо первоначально правильное поведение человека. Если первоначально поведение человека неверное, то продолжение такого поведения не вызывает никаких эмоций. Правильное поведение человека означает выполнение им общественных норм, т.е. должно вызывать эмоцию восхищения. После того, как правильно ведущий себя человек, вдруг, начинает вести себя, по мнению индивида, неправильно возникает предчувствие того, что человек не сможет удовлетворить какие-то потребности индивида. Этой эмоцией по определению является пренебрежение.
...
1.2.1. Обида и Восторг.
Обида возникает на человека, который сначала делал для вас что-то хорошее, удовлетворял какие-то ваши потребности, но, вдруг, перестал это делать. Причем, если раньше этот человек никогда не делал для вас ничего хорошего или вы считаете, что он и не должен для вас ничего делать, то обида не возникает, т.е. в эмоции обиды две компоненты. Одна положительная к человеку, который для вас раньше что-то делал или, как вы считаете, должен что-то делать для вас. Другая, отрицательная основана на том, что этот человек все-таки не сделал ожидаемое. Положительная эмоция к человеку, который раньше для вас что-то делал это благодарность. Отрицательная эмоция, возникающая из-за того, что ваша потребность не удовлетворена, это горе.
Обида толкает вас отстраниться от человека, не оправдавшего ожиданий и не рассчитывать на него в дальнейшем, т.е. обида направлена на себя. Очевидно, что обида является констатирующей отрицательной эмоцией.
...
1.2.2. Оскорбленность и Обожание.
Мы чувствуем себя оскорбленными, если мы считаем, что другой человек должен вести себя определенным образом удовлетворяя какую-то нашу потребность, но он этого не делает. Нормы, законы и правила оберегают нас от чужой агрессии, т.е. удовлетворяют нашу потребность в безопасности. Поэтому мы испытываем благодарность к этим нормам. Если кто-то оскорбляет нас, то он не дает возможности удовлетворить потребность в безопасности и уважительном отношении. Эмоция, направленная на устранение такой ситуации будет, по определению, гневом.
Оскорбленность направлена на восстановление наших попранных прав, на принуждение оскорбившего выполнять нормы и правила. Оскорбленность отличается от обиды уверенностью в том, что другой человек должен вести себя определенным образом. Если кто-то многократно удовлетворял ваши потребности, то к нему возникает эмоция благодарности. Если он сделал это еще раз, то возникает удовлетворение, направленное на объект.
...
1.2.3. Заискивание и Претенциозность.
Эмоция, толкающая на заискивающее поведение, возникает к человеку, которому мы обязаны и от которого мы надеетесь еще что-то получить, но не уверены, что он будет это делать. Если этот человек раньше удовлетворял наши потребности, то к нему должна возникнуть благодарность. Если мы не уверены, что он будет это делать в дальнейшем, то возникает страх потерять источник удовлетворения наших потребностей, страх потерять хорошие отношения.
Эмоция заискивания возникает в результате предчувствия потери нужных нам отношений и толкает на стабилизацию или исправление этих отношений любой ценой.
Если же человек удовлетворял наши потребности раньше, и мы предчувствуем, что он будет это делать и в дальнейшем, то возникает эмоция, которую назовем претенциозностью. Мы претендуем на хорошие отношения с человеком сейчас и в будущем. За хорошее отношение к нам в прошлом возникает благодарность. Предчувствие удовлетворения наших потребностей в будущем это надежда.
...
1.2.4. Подозрительность и Доверчивость.
Подозрительность возникает к человеку, который, как нам кажется, готов изменить свое поведение с хорошего на плохое, с правильного на неправильное. Хорошее поведение по отношению к нам означает, что этот человек удовлетворял некоторые наши потребности, в результате чего должна возникнуть к нему благодарность. Кажущаяся готовность человека изменить свое поведение означает предчувствие того, что он не будет удовлетворять наши потребности. Подозрительность повышает внимание к объекту и подготавливает к его неожиданному поведению.
Если человек уже делал для нас что-то хорошее, удовлетворял какие-то наши потребности, и он предлагает нам сделать еще что-то, удовлетворить еще какую-то нашу потребность, мы относимся к нему с доверием. Если он уже удовлетворял нашу потребность, то к нему возникает благодарность. Если мы предчувствуем удовлетворение еще какой-то потребности, то у нас возникает интерес к человеку.
...
1.3.1. Горечь и Торжество.
Под торжеством понимается торжество победы, эмоция, возникающая после победы над презираемым врагом. При анализе эмоции презрения говорилось, что она мотивирует индивида к недопусканию или удалению презираемого человека из своей сферы общения. Эта эмоция естественным образом должна возникать к врагу, с которым не хочется иметь никаких отношений. В результате победы должна возникать эмоция радости, т.к. при этом удовлетворяется потребность в безопасности. Торжество, так же как и радость, закрепляет в памяти правильную последовательность действий, приведшую к победе, повышает самооценку и уверенность в себе.
Горечь поражения возникает, если презираемый нами враг одержал победу над нами. Поражение вызывает эмоцию горя, т.к. при этом не удовлетворяется потребность в безопасности. Эмоция горя приспосабливает психику обходиться без неудовлетворенной потребности. Эмоция горечи приспосабливает человека к существованию в условиях поражения [2; стр. 218].
...
1.3.2. Самодовольство и Негодование.
Самодовольством будем называть эмоцию, возникающую у индивида, достигшего определенных успехов и считающего, что все те, кто не достиг таких же успехов, не достоин уважения. Для такого индивида весь мир сузился до размеров его маленького успеха, границу между успешностью и не успешностью он провел через себя. Тот, кто добился того же, что и он, тот успешен, тот, кто не добился, тот не успешен. Эмоция, возникающая к человеку, не удовлетворяющему личным стандартам и убеждениям, является презрением. Эмоция, возникающая в результате того, что индивид добился успеха, т.е. удовлетворения с помощью других людей или общества своих потребностей, является удовлетворением. Леонтьев утверждает, что самодовольство ведет к прекращению деятельности по достижению успеха и отдалению от неуспешного окружения.
Противоположностью самодовольству сытого является негодование голодного.
...
1.3.3. Превосходство и Униженность.
Если у индивида есть материальное или какое-либо другое превосходство над противником, то у него может возникнуть соответствующая эмоция, которую мы будем называть также превосходством. Имея реальное превосходство над противником, у индивида должна появиться надежда на победу. К врагу, как это уже говорилось при анализе эмоции торжества, должна возникать эмоция презрения. Итак, превосходство это презрение к врагу плюс надежда на победу. Эмоция превосходства подталкивает индивида к уверенности в скорой победе, к ожиданию, что победа наступит сама собой, может снизить активность индивида в борьбе.
Если наоборот, ваш противник имеет реальное превосходство над вами, то у вас может появиться эмоция, которую будем называть униженностью. Если противник имеет реальное превосходство, то у индивида должно появиться предчувствие, что он потерпит поражение, т.е. должна появиться эмоция страха.
...
1.3.4. Лесть и Надменность.
Слово лесть обычно обозначает стиль общения, при котором с помощью комплиментов пытаются добиться от другого человека каких-то своих целей и выгод. Сейчас термин «лесть» будет обозначать не способ поведения, а ту эмоцию, которая при этом может возникать и стимулировать такой вид общения. Лесть возникает, когда от другого человека хотят чего-то добиться, т.е. удовлетворить с его помощью какую-то свою потребность. Причем льстят до того, как эта потребность удовлетворена. Лесть направлена на объект, с целью вызвать у человека ответное действие. Эмоция, возникающая в предчувствии удовлетворения своей потребности и направленная на объект, является интересом, который и будет одной из составляющих лести. По мнению Леонтьева, лесть эффективна только тогда, когда человек, которому льстят, принимает ее за чистую монету. Льстец пытается перехитрить другого человека, т.е. предполагает себя в этой ситуации более хитрым и более умным.
...
Глава II. Культура и эмоции.
Эмоции как важнейшая часть нашей жизни привлекает к себе внимание множества кросс-культурных исследований в области психологии. Эмоции дают нам ключ к пониманию познания, мотивации и человека в целом и в этом качестве представляют собой богатую и многообразную сферу кросс-кульруных исследований. Есть все основания считать эмоции одним из самых важных аспектов нашей жизни, и психологи, философы и специалисты по общественным наукам занимаются ими долгие годы. Эмоции наполняют нашу жизнь смыслом, мотивируют наше поведение и накладывают отпечаток на наше мышление и процесс познания. Эмоции – настоящее психологическое горючие для роста, развития и деятельности.
Эмоции – это универсальное явление. Однако культура оказывает на них влияние.
...
2.1. Исследование универсальности эмоций.
В середине 1960-х годов психолог Сильван Томкинс, первопроходец в области современного изучения человеческих эмоций, объединил усилия с Экманом (хотя и независимо от него) для проведения исследований, известных сегодня как исследования универсальности. Ученые рассматривали эмоции во многих культурах и пришли к выводу, что мимическое выражение эмоций имеет общекультурный характер. Данные этих исследований, по общему мнению, свидетельствовали о существовании шести универсальных выражений лица – гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление [11; стр. 163].
Тем не менее, нам известно, что люди могут видоизменять выражение эмоций в соответствии с культурными нормами проявления эмоций. Они представляют собой усваиваемые в детстве нормы, предписывающие характер проявления универсальных эмоций при определенных обстоятельствах.
...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эмоции как важнейшая часть нашей жизни привлекает к себе внимание множества кросс-культурных исследований в области психологии. Эмоции дают нам ключ к пониманию познания, мотивации и человека в целом и в этом качестве представляют собой богатую и многообразную сферу кросс-культурных исследований. Есть все основания считать эмоции одним из самых важных аспектов нашей жизни, и психологи, философы и специалисты по общественным наукам занимаются ими долгие годы.
Таким образом, в результате анализа используемой литературы и самостоятельной работы над темой, мы:
1. Изучили специфику социальных эмоций, их отличие от так называемых «базовых» эмоций. Мы раскрыли особенности классификации социальных эмоций по Леонтьеву: эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями, эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми, эмоции на основе презрения.
...
ЛИТЕРАТУРА
1. Изард И. Эмоции человека. М., 1980.
2. Леонтьев А. Д. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
3. Психология и культура / Под. ред. Д. Мацумото. – СПб.: Питер. 2003.
4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1997
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.
6. Cole M., The world beyond our borders: What might our students need to know about it? American Psychologist, #39, 1984.
7. Culture moderates the self-regulation of shame and its effects on performance: The case of salespersons in the Netherlands and the Philippines. Journal of Applied Psychology, 1988.
8. Diener E., E., S. Oishi & H.C Triandis. The shifting basis of life satisfaction judgments across cultures: Emotions versus norms. Journal of personality and Social Psychology, 1998.
9. Eid M., & E. Diener. Norms for experiencing emotions in different cultures: inter- and intranational differences. Journal of personality and Social Psychology, 2001.
10. Ekman P. All emotions are basic. In P. Ekman & R.J. Davidson (Eds.), The nature of emotions: Fundamental questions. New York: Oxford University Press, 1991.
11. Ekman P. Darwin and facial expression. New York: Academic Press. 1973.
12. Kleinberg O. & Hull W.F. At a foreign university: An international study of adaptation and coping. New York: Praeger., 1979.
13. Markus, H.R. and Kitayama, S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion and motivation. Psychological Review, 98, 1991.
14. Mesquita, B., & Frijda, N. H. Cultural variations in emotions: A review. Psychological Bulletin, 112, 1992.
15. Universals and cultural differences in facial expressions of emotion. In J. Cole (Ed.), Nebraska Symposium on Motivation 1971, Vol. 19, Lincoln, NE: University of Nebraska, 1971.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
400 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую