Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.
Актуальность проблемы изучения возрастных особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [9].
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [4].
Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие
основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной деятельности детей в школе.
Проблеме развития внимания посвящено большое количество исследований, как в зарубежной ,так и в отечественной науке , обзоры которых представлены в работах Смирнова А.А, Зинченко П.И , Истоминой З.М .,Чуприковой Н.И.
Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).
Развитие ребенка идет очень быстро : сегодня он не похож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. Несмотря на различия в развитии отдельных детей, на их индивидуальные особенности , всегда можно найти то . что объединяет на всех : все дети , в процессе своего развития , проходят определенные этапы или стадии.
Младший школьник – уже маленький член общества. Перед ним открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился согласовывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищам в затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения простейших норм общественной морали. Ему стали доступны человеческие переживания. Ребенок теперь способен не только выполнять весьма сложные действия , но и самостоятельно воплощать свои замыслы в играх , рисовании . конструировании. Он овладел значительным кругом знаний. Умений и навыков – научился считать, решать элементарные арифметические задачи , познакомился с буквами. Его внимание , восприятие, память , мышление начали приобретать произвольность , управляемость : появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать . обдумывать не только то , что само по себе интересно , привлекательно . но и то , что нужно понять . усвоить ради достижения той или иной цели.
Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер , имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития, поиск обусловливающих его причин – важная задача детской психологии.
Цель исследования: изучить особенности внимания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: внимание младшего школьника.
Предмет исследования: свойства внимания младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить понятие внимания, его виды и свойства.
3. Определить особенности развития внимания в период младшего школьного возраста.
4. Подобрать методики для определения уровня объема и переключаемости внимания младшего школьника.
5. Провести диагностическое обследование младших школьников на выявление уровня объема и переключаемости внимания.
Гипотеза исследования: объем внимания выше у девочек, а переключаемость - выше у мальчиков младшего школьного возраста
Методы исследования:
- анализ психолого - педагогической литературы;
- метод тестирования;
- метод наблюдения;
- метод математической обработки
База исследования: Эксперимент проводился в п. Дружинино, Свердловской области, на базе Муниципального образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 6»
Испытуемые : учащиеся 2 класса.
Возраст – 7-8 лет
Количество человек -30
Данная курсовая работа включает две части : теоретические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста и экспериментальное исследование особенностей внимания младших школьников.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие внимания, его виды и свойства…………………………7
1.1.1 Функция и виды внимания…………………………………………12
1.1.2 Психологические теории внимания ………………………………15
1.2 Возрастные особенности развития внимания детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………..20
1.3 Половые различия младших школьников по свойствам внимания: объему и переключаемости………………………………………………28
Выводы по первой главе…………………………………………………..30
Глава 2 . Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников…………………………………………………………32
2.1 Программа исследования, используемые методики………………32
2.2 Представление результатов исследования…………………………35
2.3. Качественное описание…………………………………………….37
Выводы по второй главе……………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………42
Список литературы …………………………………………………….44
Приложение …………………………………………………………….46
Курсовая работа написана на тему Развитие внимания и его основные характеристики у младших школьников , защита на отлично.. Есть презентация к защите.
Список литературы
1.Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2006.
3. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М., 1996. - 376 с.
4. Выготский Л.С . Собрание сочинений : В 6 т. – Т.3. –М ., 1983.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского .- М., 1979.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
8. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии - М.: Академия, 1999.
9. Дубровина И.В ., Прихожан А.Н., Зацепин В.В. Возростная и педагогическая психология – М., 1974.
10. Ермолаев О. Ю. и др. Внимание школьников. - М., 1987.
11. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.: Просвещение, 1987.
12. И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, Н.Н. Березина, А.Ф.Березин /Основы психологии/Феникс 2002.
13.Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.
14. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.
16. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А.Д. Наследов.-Спб.: Речь, 2004.-392 с.
17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Владос, 2001.
18. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.
19. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М.: Владос 1990 СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
20. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
21. Я.Л. Коломинский «Человек: психология» ст.177.
22. http://www.uspeh centr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=439&Itemid=10- Внимание младших школьников.
23. http://azps.ru/tests/pozn/tochki.html- методики.
24. http://www.psihologu.info/content/view/266/35/- методики.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению.
Актуальность проблемы изучения возрастных особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности [9].
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии [4].
Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие
основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной деятельности детей в школе.
Проблеме развития внимания посвящено большое количество исследований, как в зарубежной ,так и в отечественной науке , обзоры которых представлены в работах Смирнова А.А, Зинченко П.И , Истоминой З.М .,Чуприковой Н.И.
Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).
Развитие ребенка идет очень быстро : сегодня он не похож на вчерашнего, а завтра не будет похож на сегодняшнего. Несмотря на различия в развитии отдельных детей, на их индивидуальные особенности , всегда можно найти то . что объединяет на всех : все дети , в процессе своего развития , проходят определенные этапы или стадии.
Младший школьник – уже маленький член общества. Перед ним открылся широкий мир человеческих поступков и взаимоотношений. Он научился согласовывать свои действия с действиями сверстников, помогать товарищам в затруднительных ситуациях, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения простейших норм общественной морали. Ему стали доступны человеческие переживания. Ребенок теперь способен не только выполнять весьма сложные действия , но и самостоятельно воплощать свои замыслы в играх , рисовании . конструировании. Он овладел значительным кругом знаний. Умений и навыков – научился считать, решать элементарные арифметические задачи , познакомился с буквами. Его внимание , восприятие, память , мышление начали приобретать произвольность , управляемость : появилась возможность слушать, рассматривать, запоминать . обдумывать не только то , что само по себе интересно , привлекательно . но и то , что нужно понять . усвоить ради достижения той или иной цели.
Все эти изменения носят не случайный, а закономерный характер , имеют свои причины. Выяснение закономерностей развития, поиск обусловливающих его причин – важная задача детской психологии.
Цель исследования: изучить особенности внимания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: внимание младшего школьника.
Предмет исследования: свойства внимания младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить понятие внимания, его виды и свойства.
3. Определить особенности развития внимания в период младшего школьного возраста.
4. Подобрать методики для определения уровня объема и переключаемости внимания младшего школьника.
5. Провести диагностическое обследование младших школьников на выявление уровня объема и переключаемости внимания.
Гипотеза исследования: объем внимания выше у девочек, а переключаемость - выше у мальчиков младшего школьного возраста
Методы исследования:
- анализ психолого - педагогической литературы;
- метод тестирования;
- метод наблюдения;
- метод математической обработки
База исследования: Эксперимент проводился в п. Дружинино, Свердловской области, на базе Муниципального образовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа № 6»
Испытуемые : учащиеся 2 класса.
Возраст – 7-8 лет
Количество человек -30
Данная курсовая работа включает две части : теоретические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста и экспериментальное исследование особенностей внимания младших школьников.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты развития внимания у детей младшего школьного возраста……………………………………………………….7
1.1 Понятие внимания, его виды и свойства…………………………7
1.1.1 Функция и виды внимания…………………………………………12
1.1.2 Психологические теории внимания ………………………………15
1.2 Возрастные особенности развития внимания детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………..20
1.3 Половые различия младших школьников по свойствам внимания: объему и переключаемости………………………………………………28
Выводы по первой главе…………………………………………………..30
Глава 2 . Эмпирическое исследование особенностей внимания младших школьников…………………………………………………………32
2.1 Программа исследования, используемые методики………………32
2.2 Представление результатов исследования…………………………35
2.3. Качественное описание…………………………………………….37
Выводы по второй главе……………………………………………….41
Заключение………………………………………………………………42
Список литературы …………………………………………………….44
Приложение …………………………………………………………….46
Курсовая работа написана на тему Развитие внимания и его основные характеристики у младших школьников , защита на отлично.. Есть презентация к защите.
Список литературы
1.Акимова М.Н. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 1992.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология - СПб.: Питер, 2006.
3. Бурменская Г.В. Хрестоматия по детской психологии. - М., 1996. - 376 с.
4. Выготский Л.С . Собрание сочинений : В 6 т. – Т.3. –М ., 1983.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского .- М., 1979.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1991.
7. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
8. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии - М.: Академия, 1999.
9. Дубровина И.В ., Прихожан А.Н., Зацепин В.В. Возростная и педагогическая психология – М., 1974.
10. Ермолаев О. Ю. и др. Внимание школьников. - М., 1987.
11. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М.: Просвещение, 1987.
12. И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, Н.Н. Березина, А.Ф.Березин /Основы психологии/Феникс 2002.
13.Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1988.
14. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002.
16. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А.Д. Наследов.-Спб.: Речь, 2004.-392 с.
17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 4-е изд. – М.: Владос, 2001.
18. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.
19. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. - М.: Владос 1990 СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
20. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
21. Я.Л. Коломинский «Человек: психология» ст.177.
22. http://www.uspeh centr.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=439&Itemid=10- Внимание младших школьников.
23. http://azps.ru/tests/pozn/tochki.html- методики.
24. http://www.psihologu.info/content/view/266/35/- методики.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
5 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
500 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую