Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте у детей про-исходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Именно в этот период закладываются основные черты лич-ности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, интенсивно развиваются познавательные процессы, в том числе и их про-извольность. Память является важнейшей познавательной функцией, ле-жащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.
Необходимым условием умственного развития человека является по-стоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который фор-мируется в процессах восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности. Сложные преобразования поступающей ин-формации в большом объеме непосредственным образом связаны с про-цессами фиксации и актуализации в системе памяти. Память является инди-катором состояния многих психических процессов, отражая особенности развития психических функций и функционального развития мозга.
Исследованием памяти занимались ученые Л.В. Занков, П.И. Зинчен-ко, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, К.П. Мальцева, Н.А. Рыбникова, А.А. Смирнова, Н.И. Чуприков и др.
Процесс развития памяти у детей индивидуален, непрерывно изменя-ется, и в значительной степени может быть подвержен влиянию различных факторов. Нарушения развития памяти часто наблюдаются у детей, име-ющих отдаленные последствия перинатального поражения центральной нервной системы, а также у детей с общим недоразвитием речи. Большин-ство этих детей после окончания специальных учреждений обучается по массовой школьной программе. Усложнение и интенсификация школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в ре-чевом развитии. Пытаясь выяснить причины школьной неуспеваемости, специалисты все чаще обращают внимание на детей дошкольного возрас-та, которым предстоит начать обучение. К числу детей, представляющих группу риска в начале обучения, можно отнести детей с общим недоразви-тием речи. Поэтому актуальным является изучение особенностей различ-ных видов памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучение особенностей памяти старших до-школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности памяти у детей старшего до-школьного возраста.
Предмет исследования: особенности памяти у детей старшего до-школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у детей с ОНР уровень различных видов памяти значительно ниже, чем у их сверстников без ре-чевых нарушений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития памяти у дете й сОНР.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование памяти у дошкольников с ОНР
3. Провести сравнительный анализ особенностей памяти у досшкольников с ОНР и у детей без речевых нарушений.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпири-ческие и статистические методы.
Эмпирическая база исследования Исследование проводилось в ГБ ДОУ 1524 (школа 962) г. Москвы. В исследовании приняли участие 15 дошкольников 6 – 7 лет с ОНР и 15 дошкольников 6 – 7 лет без наруше-ний речи.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей памяти у дошкольников с ОНР 5
1.1. Характеристика памяти как психического процесса 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 9
1.3. Особенности познавательной сферы у детей с ОНР. Особенности памяти у дошкольников с ОНР 14
Глава II. Эмпирическое исследование памяти у дошкольников с ОНР 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 33
Заключение
Целью данного исследования являлось изучение особенностей памя-ти старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчерк-нуто, что память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забыва-нии информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процесса-ми и функциями.
Под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирова-ния всех компонентов речевой системы при первично сохранном слухе и интеллекте. У детей с ОНР отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемооб-разования. Для детей с ОНР характерны такие нарушения в речи как про-пуск звуков, слогов, ассимиляция, редупликация, смешение звуков, нере-гулярные замены звуков, сокращение максимальной длины фраз, домини-рование простых синтаксических конструкций; нарушения согласования и т.п.
Функциональное единство различных психических функций человека проявляется в том, что формирование какой - либо функции способствует развитию другой и наоборот. Поэтому для детей с общим недоразвитием речи, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, общения, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У детей снижена вербальная память, наруше-на продуктивность запоминания притом, что смысловая, логическая па-мять относительно сохранна. Дошкольникам с ОНР свойственно забывать сложные инструкции, последовательность заданий и их элементы. Более слабые дети сочетают низкую активность запоминания и ограниченные возможности развития познавательной деятельности.
Результаты эмпирического исследования показали, что объем крат-ковременной слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речи низкий и составляет 3 – 4 элемента. Трудности запоминания на слух могут быть связаны с нарушениями речи – проблемами с фонетическим слухом, неразвитостью слухового восприятия. Объем кратковременной зрительной памяти у детей – в норме (5 – 6 элементов), объем образной памяти – на нижней границе нормы (5 элементов). Уровень развития долговременной памяти на вербальном материале у детей с нарушением речи, в целом, низкий и составляет в среднем, 3 – 4 объекта. Сниженный объем памяти может быть связан с тем, что стимульный материал предъявляется на слух. Уровень памяти на осмысленном материале у детей с ОНР в пределах нормы. В среднем они могут воспроизвести 5 – 6 слов, объединенных од-ной тематикой. Если сравнивать с методикой диагностики кратковремен-ной памяти на бессмысленном материале, то дети могут воспроизвести на 1 – 2 слова больше. То есть они могут применять мненомические техники, строить ассоциативные связи при запоминании материала, хотя и недоста-точно хорошо.
Результаты статистического анализа показали значимые различия всех видов и типов памяти между детьми с нарушениями и без нарушений речи.
У дошкольников с ОНР значительно ниже, чем у детей без ОНР: объ-ем кратковременной слухоречевой, зрительной и образной памяти, долго-временной памяти и смысловой памяти.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у детей с ОНР уровень различных видов памяти значительно ниже, чем у их сверстников без речевых нарушений. Несмотря на то, что объем кратковременной зри-тельной, образной и смысловой памяти у детей с ОНР в среднем достигает нормы, они значительно отстают от своих сверстников без речевых нару-шений.
Список литературы
1. Альманах психологических тестов. – М., 1995. – 397с.
2. Беккер Р. Речевые и познавательные способности детей с отставанием в речевом развитии, с дисграфией и дислексией и детей без наруше-ний / Р.Беккер // Проблемы патологии речи: Тез. Всесоюзного симпо-зиума, 16-21 октября, 1989 г., г. Москва. – М., 1989. – С.90.
3. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обоб-щенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. – Харьков, 2003. – С. 20-30.
4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
5. Выготский Л.С. Культурное развитие специальных функций: память / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – 475с., С. 224.
6. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В. Психологический практикум «Па-мять»: Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. – 124с.
7. Запорожец А.В. Развитие памяти у детей. – М.: Знание, 2002. – 320с.
8. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 717с.
9. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М.: Наука, 2001. – 276с.
10. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятель-ности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: МПГУ, 2005, с.43-47.
11. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском воз-расте / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
12. Леханова О.Л. Особенности невербального кодирования информа-ции детьми с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета: Науч. журнал. – 2007. – № 1. – С. 166–169.
13. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2002. – 677с.
14. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольни-ков: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева. – М., 1999. – 320с.
15. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей (в норме и па-тологии). – М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
16. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания. – М.: Рипол Классик, 2007. – 112с.
17. Основы логопатологии детского возраста / Под ред. Корнева А.Н. – СПб., 2006.
18. Пашукова, Т.И. Психологические исследования. Практикум по об-щей психологии. Учеб. пособие. / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2005. – 127с.
19. Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического раз-вития / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова // Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 3 - 10.
20. Рожкова Л.А. Особенности ориентировочной реакции как диагно-стический показатель уровня сформированности нейрофизиологиче-ских механизмов внимания и памяти у детей с нарушениями познава-тельной деятельности / Л.А. Рожкова, Л.П. Григорьева, Л.И. Филь-чикова, З.С. Алиева и др. // Дети с проблемами в развитии: ком-плексная диагностика и коррекция. – М.: Академкнига, 2002. – С. 238 – 303.
21. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
22. Усманова О.Н. Особенности зрительного восприятия детей 6-летнего возраста с речевой патологией / О.Н. Усманова, З.З. Фигередо // Па-тология речи органического и функционального генеза (клинико-психологический аспект и терапия).- М.: Министерство Здравоохра-нения РСФСР, 1985. - С. 120 - 128.
23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Изда-тельство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, практическое пособие. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2008.
25. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2002. – 266 с.
26. Шипицина Л. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. –1999.– № 5. –С.3 –10.
27. Шипицина Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова // Дефектология. - 1993.- № 4. - С. 8 - 13.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
Актуальность исследования. В дошкольном возрасте у детей про-исходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. Именно в этот период закладываются основные черты лич-ности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, интенсивно развиваются познавательные процессы, в том числе и их про-извольность. Память является важнейшей познавательной функцией, ле-жащей в основе развития и обучения. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.
Необходимым условием умственного развития человека является по-стоянное накопление и обогащение его чувственного опыта, который фор-мируется в процессах восприятия и переработки внешней информации о реальной действительности. Сложные преобразования поступающей ин-формации в большом объеме непосредственным образом связаны с про-цессами фиксации и актуализации в системе памяти. Память является инди-катором состояния многих психических процессов, отражая особенности развития психических функций и функционального развития мозга.
Исследованием памяти занимались ученые Л.В. Занков, П.И. Зинчен-ко, З.М. Истомина, Н.А. Корниенко, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, К.П. Мальцева, Н.А. Рыбникова, А.А. Смирнова, Н.И. Чуприков и др.
Процесс развития памяти у детей индивидуален, непрерывно изменя-ется, и в значительной степени может быть подвержен влиянию различных факторов. Нарушения развития памяти часто наблюдаются у детей, име-ющих отдаленные последствия перинатального поражения центральной нервной системы, а также у детей с общим недоразвитием речи. Большин-ство этих детей после окончания специальных учреждений обучается по массовой школьной программе. Усложнение и интенсификация школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в ре-чевом развитии. Пытаясь выяснить причины школьной неуспеваемости, специалисты все чаще обращают внимание на детей дошкольного возрас-та, которым предстоит начать обучение. К числу детей, представляющих группу риска в начале обучения, можно отнести детей с общим недоразви-тием речи. Поэтому актуальным является изучение особенностей различ-ных видов памяти у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучение особенностей памяти старших до-школьников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности памяти у детей старшего до-школьного возраста.
Предмет исследования: особенности памяти у детей старшего до-школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у детей с ОНР уровень различных видов памяти значительно ниже, чем у их сверстников без ре-чевых нарушений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития памяти у дете й сОНР.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование памяти у дошкольников с ОНР
3. Провести сравнительный анализ особенностей памяти у досшкольников с ОНР и у детей без речевых нарушений.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, эмпири-ческие и статистические методы.
Эмпирическая база исследования Исследование проводилось в ГБ ДОУ 1524 (школа 962) г. Москвы. В исследовании приняли участие 15 дошкольников 6 – 7 лет с ОНР и 15 дошкольников 6 – 7 лет без наруше-ний речи.
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование особенностей памяти у дошкольников с ОНР 5
1.1. Характеристика памяти как психического процесса 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 9
1.3. Особенности познавательной сферы у детей с ОНР. Особенности памяти у дошкольников с ОНР 14
Глава II. Эмпирическое исследование памяти у дошкольников с ОНР 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 22
Заключение 28
Список литературы 30
Приложения 33
Заключение
Целью данного исследования являлось изучение особенностей памя-ти старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчерк-нуто, что память – это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, удерживании, воспроизведении и забыва-нии информации. Память взаимосвязана со всеми психическими процесса-ми и функциями.
Под общим недоразвитием речи понимается нарушение формирова-ния всех компонентов речевой системы при первично сохранном слухе и интеллекте. У детей с ОНР отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемооб-разования. Для детей с ОНР характерны такие нарушения в речи как про-пуск звуков, слогов, ассимиляция, редупликация, смешение звуков, нере-гулярные замены звуков, сокращение максимальной длины фраз, домини-рование простых синтаксических конструкций; нарушения согласования и т.п.
Функциональное единство различных психических функций человека проявляется в том, что формирование какой - либо функции способствует развитию другой и наоборот. Поэтому для детей с общим недоразвитием речи, кроме специфического речевого дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, общения, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У детей снижена вербальная память, наруше-на продуктивность запоминания притом, что смысловая, логическая па-мять относительно сохранна. Дошкольникам с ОНР свойственно забывать сложные инструкции, последовательность заданий и их элементы. Более слабые дети сочетают низкую активность запоминания и ограниченные возможности развития познавательной деятельности.
Результаты эмпирического исследования показали, что объем крат-ковременной слухоречевой памяти у дошкольников с нарушениями речи низкий и составляет 3 – 4 элемента. Трудности запоминания на слух могут быть связаны с нарушениями речи – проблемами с фонетическим слухом, неразвитостью слухового восприятия. Объем кратковременной зрительной памяти у детей – в норме (5 – 6 элементов), объем образной памяти – на нижней границе нормы (5 элементов). Уровень развития долговременной памяти на вербальном материале у детей с нарушением речи, в целом, низкий и составляет в среднем, 3 – 4 объекта. Сниженный объем памяти может быть связан с тем, что стимульный материал предъявляется на слух. Уровень памяти на осмысленном материале у детей с ОНР в пределах нормы. В среднем они могут воспроизвести 5 – 6 слов, объединенных од-ной тематикой. Если сравнивать с методикой диагностики кратковремен-ной памяти на бессмысленном материале, то дети могут воспроизвести на 1 – 2 слова больше. То есть они могут применять мненомические техники, строить ассоциативные связи при запоминании материала, хотя и недоста-точно хорошо.
Результаты статистического анализа показали значимые различия всех видов и типов памяти между детьми с нарушениями и без нарушений речи.
У дошкольников с ОНР значительно ниже, чем у детей без ОНР: объ-ем кратковременной слухоречевой, зрительной и образной памяти, долго-временной памяти и смысловой памяти.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: у детей с ОНР уровень различных видов памяти значительно ниже, чем у их сверстников без речевых нарушений. Несмотря на то, что объем кратковременной зри-тельной, образной и смысловой памяти у детей с ОНР в среднем достигает нормы, они значительно отстают от своих сверстников без речевых нару-шений.
Список литературы
1. Альманах психологических тестов. – М., 1995. – 397с.
2. Беккер Р. Речевые и познавательные способности детей с отставанием в речевом развитии, с дисграфией и дислексией и детей без наруше-ний / Р.Беккер // Проблемы патологии речи: Тез. Всесоюзного симпо-зиума, 16-21 октября, 1989 г., г. Москва. – М., 1989. – С.90.
3. Веккер Л.М., Лещинский М.В. Современная теория памяти и обоб-щенность представлений // Материалы симпозиума по памяти. – Харьков, 2003. – С. 20-30.
4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
5. Выготский Л.С. Культурное развитие специальных функций: память / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М.: ЧеРо, 2000. – 475с., С. 224.
6. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В. Психологический практикум «Па-мять»: Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. – 124с.
7. Запорожец А.В. Развитие памяти у детей. – М.: Знание, 2002. – 320с.
8. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 717с.
9. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. – М.: Наука, 2001. – 276с.
10. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) // Онтогенез речевой деятель-ности: норма и патология. Монографический сборник. – М.: МПГУ, 2005, с.43-47.
11. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском воз-расте / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
12. Леханова О.Л. Особенности невербального кодирования информа-ции детьми с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета: Науч. журнал. – 2007. – № 1. – С. 166–169.
13. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2002. – 677с.
14. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольни-ков: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева. – М., 1999. – 320с.
15. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей (в норме и па-тологии). – М.: Педагогика, 1978. - 224 с.
16. Матюгин И.Ю. Развитие памяти и внимания. – М.: Рипол Классик, 2007. – 112с.
17. Основы логопатологии детского возраста / Под ред. Корнева А.Н. – СПб., 2006.
18. Пашукова, Т.И. Психологические исследования. Практикум по об-щей психологии. Учеб. пособие. / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2005. – 127с.
19. Переслени Л.И. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического раз-вития / Л.И. Переслени, Т.А. Фотекова // Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 3 - 10.
20. Рожкова Л.А. Особенности ориентировочной реакции как диагно-стический показатель уровня сформированности нейрофизиологиче-ских механизмов внимания и памяти у детей с нарушениями познава-тельной деятельности / Л.А. Рожкова, Л.П. Григорьева, Л.И. Филь-чикова, З.С. Алиева и др. // Дети с проблемами в развитии: ком-плексная диагностика и коррекция. – М.: Академкнига, 2002. – С. 238 – 303.
21. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
22. Усманова О.Н. Особенности зрительного восприятия детей 6-летнего возраста с речевой патологией / О.Н. Усманова, З.З. Фигередо // Па-тология речи органического и функционального генеза (клинико-психологический аспект и терапия).- М.: Министерство Здравоохра-нения РСФСР, 1985. - С. 120 - 128.
23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Изда-тельство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, практическое пособие. [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2008.
25. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2002. – 266 с.
26. Шипицина Л. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. –1999.– № 5. –С.3 –10.
27. Шипицина Л.М. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова // Дефектология. - 1993.- № 4. - С. 8 - 13.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 660 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147590 Курсовых работ — поможем найти подходящую