Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение ………………………………………………………………..……3
1. Теоретико – методологический анализ особенностей внимания детей дошкольного возраста……………………………………………………..….…….6
1.1. Основные подходы и исследованию внимания………………….....6
1.2. Виды и свойства внимания у детей дошкольного возраста……….9
1.3. Речь как универсальное средство развития внимания………..….13
2. Эмпирическое изучение развития внимания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..15
2.1. Организация психодиагностического обследования……………..15
2.2. Характеристика применяемых психодиагностических методов и методик ……………………………………………………..…………...16
2.3.Изложение и анализ эмпирических данных ………………………18
2.3.1. Описательная статистика ……………………………….18
2.3.2. Сравнительный анализ результатов ……………………20
2.3.3. Корреляционный анализ результатов ………………….22
Заключение ………………………………………………………..……….23
Литература…………………………………………..…………….…..……25
Приложение 1. Описание методик исследования…………..……………26
Приложение 2. Матрица первичных данных…………………………….28
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных….…….29
Приложение 4. Примерные упражнения для развития внимания у дошкольников…………………………………………………………………….31
Тема: «Психологические особенности развития внимания детей дошкольного возраста»
Актуальность: Многолетняя практика показывает, что большинство проблем, которые возникают в обучении, связаны с низким уровнем развития внимания у ребенка, дети не умеющие концентрировать и удерживать внимание на задании испытывают серьезные трудности в обучении: отвлекаясь, не усваивают базовый уровень знаний по предмету, что в свою очередь ведет к большим пробелам в преобретаемых знаниях на уроке, а как следствие низкий уровень мотивации к обучению. Именно поэтому от знаний педагога-психолога об особенностях развития внимания в дошкольном возрасте, от умений вовремя и правильно диагностировать отклонения в развитии внимании и их причины, умения правильно подобрать игры и упражнения направленные на коррекцию внимания зависит успешность ребенка при дальнейшем обучении в школе. На мой взгляд одной из причин нарушений свойств внимания в дошкольном возрасте может стать повышенная тревожность ребенка.
...
Введение
Тема: «Психологические особенности развития внимания детей дошкольного возраста»
Актуальность: Многолетняя практика показывает, что большинство проблем, которые возникают в обучении, связаны с низким уровнем развития внимания у ребенка, дети не умеющие концентрировать и удерживать внимание на задании испытывают серьезные трудности в обучении: отвлекаясь, не усваивают базовый уровень знаний по предмету, что в свою очередь ведет к большим пробелам в преобретаемых знаниях на уроке, а как следствие низкий уровень мотивации к обучению. Именно поэтому от знаний педагога-психолога об особенностях развития внимания в дошкольном возрасте, от умений вовремя и правильно диагностировать отклонения в развитии внимании и их причины, умения правильно подобрать игры и упражнения направленные на коррекцию внимания зависит успешность ребенка при дальнейшем обучении в школе.
...
1. Теоретико – методологический анализ особенностей внимания детей дошкольного возраста.
1.1. Основные подходы к исследованию внимания
Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, и в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения зарубежных и отечественных ученых подготовили и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания, в частности В.Вундта. Ему, безусловно, принадлежит право основателя психологии внимания. Благодаря работам Н.Н. Ланге, Г.Гельмгольца, У. Джемса , У.Карпентера, Л.С.Выготского, П.А.Гальперина и др. исследование внимания длительное время занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.
Существует множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными.
...
1.3. Виды и свойства внимания у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста, так же как и у взрослых, выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
...
1.3. Речь как универсальное средство развития внимания
Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко... Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» И т. д.) . Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера.
...
2.1. Организация психодиагностического обследования.
Цель: Диагностика уровня переключения и распределения внимания и уровня тревожности у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Углубить и уточнить знания об особенностях внимания у детей дошкольного возраста
2. Выявить существует ли взаимосвязь между уровнем выраженности переключения и распределения внимания и уровнем выраженности тревожности у детей дошкольного возраста
3. Узнать действительно ли посещение ребенком дополнительных кружков (танцевальных, изобразительных, артистических и иных) благоприятно влияет на развитие его внимания.
Объект: дети подготовительной группы ДОУ № 3 г.Верхотурье
Предмет: особенности переключения и распределения внимания у детей подготовительной группы
Гипотезы:
1.
...
2.2. Характеристика применяемых психодиагностических методов и методик
В проведении исследования были использованы две методики:
1. Методика «Проставь значки» (тест Пьерона – Рузера)
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. (приложение 1).
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.
...
2.3.1. Описательная статистика
Интерпретация результатов по методике «Проставь значки» (тест Пьерона – Рузера)
В подготовительной группе ДОУ № 3 г.Верхотурья выявлено, что:
- 1 (4,5% от общего кол-ва) ребенок имеет очень высокий уровень развития переключения и распределения внимания.
- 4 (18%) человека имеет высокий уровень развития переключения и распределения внимания.
- 10 (45,5) детей имеют средний уровень развития переключения и распределения внимания.
- 6 (27,5%) детей имеют низкий уровень развития переключения и распределения внимания.
- 1 (4,5%) ребенок имеет очень низкий уровень развития переключения и распределения внимания. (приложение 2)
Сказанное выше представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели развития переключения и распределения внимания.
Большинство детей имеют средний уровень развития переключения и распределения внимания об этом нам позволяют судить такие величины как: Средние (Хср = 6,4) Медиана (Ме=6,5) и Мода (Мо=7).
...
2.3.2. Сравнительный анализ результатов
Так как одна из задач нашего исследования – это выявить существуют ли значимые различия в уровне выраженности переключения и распределения внимания у детей подготовительной группы посещающих дополнительные развивающие занятия в учреждениях дополнительного образования и детей не занимающихся в данных учреждениях, мы высчитали средние показатели переключения и распределения внимания и уровня тревожности у детей посещающих учреждения дополнительного образования (УДО) и у детей не посещающих данные учреждения.
Таблица 1 - Графическое представление результатов на основе средних значений по выборкам
Дети посещают УДО
Дети не посещают УДО
Внимание
7,40
3,90
Тревожность
5,58
5,83
Полученные данные представлены ниже виде рисунка:
Рисунок 3. - Средние значения тревожности и переключения и распределения внимания.
...
2.3.3. Корреляционный анализ результатов
Для того чтобы определить существует ли корреляционная связь между уровнем выраженности переключения и распределения внимания и уровнем выраженности тревожности у детей дошкольного возраста, мы использовали процедуру расчета парной корреляции при помощи коэффициента Спирмена, т.к. критерий не требует нормальности распределения признаков, признаки измерены по интервальной шкале.
Анализ данных показал, что действительно существует взаимосвязь между показателем переключения и распределения внимания и уровнем выраженности тревожности у детей дошкольного возраста. Данная взаимосвязь является значимой и обратной, при увеличении значения уровня развития внимания уменьшается значение уровня тревожности, следовательно чем спокойнее себя чувствует ребенок, чем меньше испытывает чувство тревоги и страха, тем выше его способность управлять своим вниманием. Данная взаимосвязь является сильной.
...
1. Джемс У. Психология [Текст] /У. Джеймс. - Л.: Педагогика, 1965. – 237 с.
2. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание [Текст]: Стенограмма публичной лекции /Н.Ф.Добрынин. - М.: Правда, 1951. -256 с.
3. Забрамная С.Д. и д.р. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития// Школьный психолог. 2005. №24
4. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010. – 304 с.
5. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] /А.В. Запорожец, Т.А Маркова. — М.: Просвещение, 1978. – 317 с.
6. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога : от 3 до 10 лет / О.Н. Истратова ; Автор Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Издание 3-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 568 с.
7. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб: Речь, 2006г.
8. Костюк Г.С. Психология [Текст] /Г.С. Костюк. – Киев: Радянська школа, 1968. – С.395.
9. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера,—2-е изд. , перераб. и доп.— М. : Просвещение, 1985.—272 е.. ил.
10. Стребелева Е.А. и др. (ред.) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с приложением альбома Наглядный материал для обследования детей 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (
268. с. ил.)
11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение ………………………………………………………………..……3
1. Теоретико – методологический анализ особенностей внимания детей дошкольного возраста……………………………………………………..….…….6
1.1. Основные подходы и исследованию внимания………………….....6
1.2. Виды и свойства внимания у детей дошкольного возраста……….9
1.3. Речь как универсальное средство развития внимания………..….13
2. Эмпирическое изучение развития внимания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………..15
2.1. Организация психодиагностического обследования……………..15
2.2. Характеристика применяемых психодиагностических методов и методик ……………………………………………………..…………...16
2.3.Изложение и анализ эмпирических данных ………………………18
2.3.1. Описательная статистика ……………………………….18
2.3.2. Сравнительный анализ результатов ……………………20
2.3.3. Корреляционный анализ результатов ………………….22
Заключение ………………………………………………………..……….23
Литература…………………………………………..…………….…..……25
Приложение 1. Описание методик исследования…………..……………26
Приложение 2. Матрица первичных данных…………………………….28
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных….…….29
Приложение 4. Примерные упражнения для развития внимания у дошкольников…………………………………………………………………….31
Тема: «Психологические особенности развития внимания детей дошкольного возраста»
Актуальность: Многолетняя практика показывает, что большинство проблем, которые возникают в обучении, связаны с низким уровнем развития внимания у ребенка, дети не умеющие концентрировать и удерживать внимание на задании испытывают серьезные трудности в обучении: отвлекаясь, не усваивают базовый уровень знаний по предмету, что в свою очередь ведет к большим пробелам в преобретаемых знаниях на уроке, а как следствие низкий уровень мотивации к обучению. Именно поэтому от знаний педагога-психолога об особенностях развития внимания в дошкольном возрасте, от умений вовремя и правильно диагностировать отклонения в развитии внимании и их причины, умения правильно подобрать игры и упражнения направленные на коррекцию внимания зависит успешность ребенка при дальнейшем обучении в школе. На мой взгляд одной из причин нарушений свойств внимания в дошкольном возрасте может стать повышенная тревожность ребенка.
...
Введение
Тема: «Психологические особенности развития внимания детей дошкольного возраста»
Актуальность: Многолетняя практика показывает, что большинство проблем, которые возникают в обучении, связаны с низким уровнем развития внимания у ребенка, дети не умеющие концентрировать и удерживать внимание на задании испытывают серьезные трудности в обучении: отвлекаясь, не усваивают базовый уровень знаний по предмету, что в свою очередь ведет к большим пробелам в преобретаемых знаниях на уроке, а как следствие низкий уровень мотивации к обучению. Именно поэтому от знаний педагога-психолога об особенностях развития внимания в дошкольном возрасте, от умений вовремя и правильно диагностировать отклонения в развитии внимании и их причины, умения правильно подобрать игры и упражнения направленные на коррекцию внимания зависит успешность ребенка при дальнейшем обучении в школе.
...
1. Теоретико – методологический анализ особенностей внимания детей дошкольного возраста.
1.1. Основные подходы к исследованию внимания
Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, и в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения зарубежных и отечественных ученых подготовили и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания, в частности В.Вундта. Ему, безусловно, принадлежит право основателя психологии внимания. Благодаря работам Н.Н. Ланге, Г.Гельмгольца, У. Джемса , У.Карпентера, Л.С.Выготского, П.А.Гальперина и др. исследование внимания длительное время занимало центральное место в экспериментальной и теоретической психологии.
Существует множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными.
...
1.3. Виды и свойства внимания у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста, так же как и у взрослых, выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка, направленных на его возникновение и сохранение. Все яркое, шумное вызывает интерес, но не долог: и как только объект становится обычным, непроизвольное внимание утрачивается.
Произвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим интересным занятием. Психологи считают: чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание. Его развитию способствуют различные занятия с ребенком, игры по правилам, в которых взрослый принимает непосредственное участие, показывая необходимость такого внимания.
...
1.3. Речь как универсальное средство развития внимания
Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания — речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко... Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» И т. д.) . Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться. Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера.
...
2.1. Организация психодиагностического обследования.
Цель: Диагностика уровня переключения и распределения внимания и уровня тревожности у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Углубить и уточнить знания об особенностях внимания у детей дошкольного возраста
2. Выявить существует ли взаимосвязь между уровнем выраженности переключения и распределения внимания и уровнем выраженности тревожности у детей дошкольного возраста
3. Узнать действительно ли посещение ребенком дополнительных кружков (танцевальных, изобразительных, артистических и иных) благоприятно влияет на развитие его внимания.
Объект: дети подготовительной группы ДОУ № 3 г.Верхотурье
Предмет: особенности переключения и распределения внимания у детей подготовительной группы
Гипотезы:
1.
...
2.2. Характеристика применяемых психодиагностических методов и методик
В проведении исследования были использованы две методики:
1. Методика «Проставь значки» (тест Пьерона – Рузера)
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. (приложение 1).
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.
...
2.3.1. Описательная статистика
Интерпретация результатов по методике «Проставь значки» (тест Пьерона – Рузера)
В подготовительной группе ДОУ № 3 г.Верхотурья выявлено, что:
- 1 (4,5% от общего кол-ва) ребенок имеет очень высокий уровень развития переключения и распределения внимания.
- 4 (18%) человека имеет высокий уровень развития переключения и распределения внимания.
- 10 (45,5) детей имеют средний уровень развития переключения и распределения внимания.
- 6 (27,5%) детей имеют низкий уровень развития переключения и распределения внимания.
- 1 (4,5%) ребенок имеет очень низкий уровень развития переключения и распределения внимания. (приложение 2)
Сказанное выше представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели развития переключения и распределения внимания.
Большинство детей имеют средний уровень развития переключения и распределения внимания об этом нам позволяют судить такие величины как: Средние (Хср = 6,4) Медиана (Ме=6,5) и Мода (Мо=7).
...
2.3.2. Сравнительный анализ результатов
Так как одна из задач нашего исследования – это выявить существуют ли значимые различия в уровне выраженности переключения и распределения внимания у детей подготовительной группы посещающих дополнительные развивающие занятия в учреждениях дополнительного образования и детей не занимающихся в данных учреждениях, мы высчитали средние показатели переключения и распределения внимания и уровня тревожности у детей посещающих учреждения дополнительного образования (УДО) и у детей не посещающих данные учреждения.
Таблица 1 - Графическое представление результатов на основе средних значений по выборкам
Дети посещают УДО
Дети не посещают УДО
Внимание
7,40
3,90
Тревожность
5,58
5,83
Полученные данные представлены ниже виде рисунка:
Рисунок 3. - Средние значения тревожности и переключения и распределения внимания.
...
2.3.3. Корреляционный анализ результатов
Для того чтобы определить существует ли корреляционная связь между уровнем выраженности переключения и распределения внимания и уровнем выраженности тревожности у детей дошкольного возраста, мы использовали процедуру расчета парной корреляции при помощи коэффициента Спирмена, т.к. критерий не требует нормальности распределения признаков, признаки измерены по интервальной шкале.
Анализ данных показал, что действительно существует взаимосвязь между показателем переключения и распределения внимания и уровнем выраженности тревожности у детей дошкольного возраста. Данная взаимосвязь является значимой и обратной, при увеличении значения уровня развития внимания уменьшается значение уровня тревожности, следовательно чем спокойнее себя чувствует ребенок, чем меньше испытывает чувство тревоги и страха, тем выше его способность управлять своим вниманием. Данная взаимосвязь является сильной.
...
1. Джемс У. Психология [Текст] /У. Джеймс. - Л.: Педагогика, 1965. – 237 с.
2. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание [Текст]: Стенограмма публичной лекции /Н.Ф.Добрынин. - М.: Правда, 1951. -256 с.
3. Забрамная С.Д. и д.р. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития// Школьный психолог. 2005. №24
4. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010. – 304 с.
5. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] /А.В. Запорожец, Т.А Маркова. — М.: Просвещение, 1978. – 317 с.
6. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога : от 3 до 10 лет / О.Н. Истратова ; Автор Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Издание 3-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 568 с.
7. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб: Речь, 2006г.
8. Костюк Г.С. Психология [Текст] /Г.С. Костюк. – Киев: Радянська школа, 1968. – С.395.
9. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера,—2-е изд. , перераб. и доп.— М. : Просвещение, 1985.—272 е.. ил.
10. Стребелева Е.А. и др. (ред.) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с приложением альбома Наглядный материал для обследования детей 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. + Прил. (
268. с. ил.)
11. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 600 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 147319 Курсовых работ — поможем найти подходящую