Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Воображение у дошкольников как психолого-педагогическая проблема
1.1. Определение и сущность воображения…………………………………...5
1.2. Особенности воображения у детей дошкольного возраста……………..9
Глава 2. Исследование проблемы воображения у детей дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
2.2. Анализ результатов…………………………………………………………18
2.3. Содержание работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33
19. Петровский А.В. Способности//Введение в психологию. – М., 2001.
20. Развитие и диагностика способностей.//Под ред. В.Н. Дружинина, В.В. Шадрикова. – М.: Наука, 2003.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СП6.: Питер, 2008.
22. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
23. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М: Школа-Пресс, 2007.
24. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
25. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум. – М., 1998.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.
...
1.1. Определение и сущность воображения
Воображение является высшей психической функцией, оно отражает действительность. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, называют воображением. Воображение является основой творческой деятельности, оно проявляется во всех сторонах культурной жизни1.
Таким образом, воображение – это способность человеческого сознания создавать образцы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
В научной литературе выделяют разные определения воображения. Например, Л.С. Выготский писал о том, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений.
С.Л.
...
1.2. Особенности воображения у детей дошкольного возраста
Деятельность творческого воображения является сложным процессом, который зависит от самых различных факторов. Процесс воображения не может быть одинаков у взрослого и ребёнка. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно той ступени развития, на которой стоит ребёнок. Воображение, в первую очередь, зависит от опыта, однако опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Помимо этого, у ребёнка совершенно другое отношение к среде, в которой он растёт и развивается, среда своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества у ребёнка6.
В дошкольном возрасте начинают закладываться основы личности ребёнка. Во-первых, формируется устойчивая структура мотивов, начинают зарождаться новые социальные потребности.
...
2.1. Выявление уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
Для выявления уровня развития воображения детей дошкольного возраста, мы провели опытно-экспериментальное исследование.
Эмпирической базой исследования стал МБУ ЦРР д/с № 200 г. Тольятти «Волшебный башмачок».
МБУ № 200 обеспечивает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В исследовании принимала участие старшая группа МБУ № 200, 18 воспитанников.
Цель эксперимента заключалась в определении уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
Мы поставили следующие задачи эксперимента:
1. Определить критерии и показатели уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
2. Провести диагностику уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
3.
...
2.2. Анализ результатов
Первой была методика «Где чьё место?». Приведём полученные данные.
На первом уровне (низкий уровень) развития воображения находятся 27 % детей. Эти дети поставили фигурки на «законные» места. Объяснения были стандартными: Собака живёт в будке, ребёнок спит в коляске.
На среднем уровне (второй уровень) развития воображения находятся 44 % детей. Эти дети легко ставили кружочки с персонажами на «чужие» места. У большинства вызвало трудности объяснение, почему их туда поставили. Некоторые, после вопроса взрослого, почему поместили фигурки в эти места, поставили их на «законное» место. Рассказы дошкольников имеют под собой реальную почву.
Высокий уровень (третий уровень) выявлен у 27 % детей. На данном уровне дети без труда расставили кружочки на «чужие» места, а также придумывали небольшие рассказы, как произошло так, что предмет оказался в необычном месте.
Приведём полученные данные в таблице.
Таблица 1.
Уровень развития воображения у дошкольников.
...
2.3. Содержание работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. В игре они развиваются, учатся, общаются. Поэтому развивать воображение у детей также необходимо в игровой форме. Очень хорошо развивает воображение творчество. Поэтому необходимо как можно чаще предлагать ребёнку реализовывать себя творчески, предлагать различные творческие игры, упражнения.
Можно предложить следующие игры и упражнения на развитие воображения у дошкольников.
Упражнение «Природный оркестр».
Цель упражнения – расширять чувственный опыт детей, развивать воображение.
Инструкция. Детям предлагается послушать звуки природы и попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки и оценить их сходство. Можно усложнять упражнение, организовывая «природный оркестр», где каждый ребёнок выбирает свой способ передачи звуков.
Упражнение «На участке дождь».
...
Заключение
В данной работе мы рассматривали воображение у детей дошкольного возраста. Мы пришли к следующим выводам.
Воображение – это способность человеческого сознания создавать образцы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Воображение характеризуется активностью, действенностью.
В психологии выделяют такие основные характеристики воображения, как оригинальность, образная адаптивная гибкость и семантическая спонтанная гибкость.
В психологической науке существует множество классификаций воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение и активное, практически деятельное воображение. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
Также в данной работе мы выявили такие способы создания образцов воображения, как агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование, а также такие механизмы функционирования воображения, как уподобление, расчленение, замещение.
...
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2008.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2001. – 207с.
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 2008.
4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. – М., 2006.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 96 с.
6. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М., 2002.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2010.
8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 2003.
9. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: метод. пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаикка-синтез, 2007. – 128 с.
10. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии. – 1998.
11. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 2007.
12. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 2009.
13. Ильина М.В. Развитие вербального воображения // Пособие для педагогов детских учреждений. – М., 2005.
14. Ильина М.В. Развитие невербального воображения // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
15. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М., 2007.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
17. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3 т. для студентов высших педагогических заведений. – М.: Владос, 2009.
18. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. – М., 2000.
19. Петровский А.В. Способности//Введение в психологию. – М., 2001.
20. Развитие и диагностика способностей.//Под ред. В.Н. Дружинина, В.В. Шадрикова. – М.: Наука, 2003.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СП6.: Питер, 2008.
22. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
23. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М: Школа-Пресс, 2007.
24. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
25. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум. – М., 1998.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 2006.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Воображение у дошкольников как психолого-педагогическая проблема
1.1. Определение и сущность воображения…………………………………...5
1.2. Особенности воображения у детей дошкольного возраста……………..9
Глава 2. Исследование проблемы воображения у детей дошкольного возраста
2.1. Выявление уровня развития воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...14
2.2. Анализ результатов…………………………………………………………18
2.3. Содержание работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………………..33
19. Петровский А.В. Способности//Введение в психологию. – М., 2001.
20. Развитие и диагностика способностей.//Под ред. В.Н. Дружинина, В.В. Шадрикова. – М.: Наука, 2003.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СП6.: Питер, 2008.
22. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
23. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М: Школа-Пресс, 2007.
24. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
25. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум. – М., 1998.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.
...
1.1. Определение и сущность воображения
Воображение является высшей психической функцией, оно отражает действительность. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга, называют воображением. Воображение является основой творческой деятельности, оно проявляется во всех сторонах культурной жизни1.
Таким образом, воображение – это способность человеческого сознания создавать образцы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
В научной литературе выделяют разные определения воображения. Например, Л.С. Выготский писал о том, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений.
С.Л.
...
1.2. Особенности воображения у детей дошкольного возраста
Деятельность творческого воображения является сложным процессом, который зависит от самых различных факторов. Процесс воображения не может быть одинаков у взрослого и ребёнка. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно той ступени развития, на которой стоит ребёнок. Воображение, в первую очередь, зависит от опыта, однако опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Помимо этого, у ребёнка совершенно другое отношение к среде, в которой он растёт и развивается, среда своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества у ребёнка6.
В дошкольном возрасте начинают закладываться основы личности ребёнка. Во-первых, формируется устойчивая структура мотивов, начинают зарождаться новые социальные потребности.
...
2.1. Выявление уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
Для выявления уровня развития воображения детей дошкольного возраста, мы провели опытно-экспериментальное исследование.
Эмпирической базой исследования стал МБУ ЦРР д/с № 200 г. Тольятти «Волшебный башмачок».
МБУ № 200 обеспечивает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В исследовании принимала участие старшая группа МБУ № 200, 18 воспитанников.
Цель эксперимента заключалась в определении уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
Мы поставили следующие задачи эксперимента:
1. Определить критерии и показатели уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
2. Провести диагностику уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
3.
...
2.2. Анализ результатов
Первой была методика «Где чьё место?». Приведём полученные данные.
На первом уровне (низкий уровень) развития воображения находятся 27 % детей. Эти дети поставили фигурки на «законные» места. Объяснения были стандартными: Собака живёт в будке, ребёнок спит в коляске.
На среднем уровне (второй уровень) развития воображения находятся 44 % детей. Эти дети легко ставили кружочки с персонажами на «чужие» места. У большинства вызвало трудности объяснение, почему их туда поставили. Некоторые, после вопроса взрослого, почему поместили фигурки в эти места, поставили их на «законное» место. Рассказы дошкольников имеют под собой реальную почву.
Высокий уровень (третий уровень) выявлен у 27 % детей. На данном уровне дети без труда расставили кружочки на «чужие» места, а также придумывали небольшие рассказы, как произошло так, что предмет оказался в необычном месте.
Приведём полученные данные в таблице.
Таблица 1.
Уровень развития воображения у дошкольников.
...
2.3. Содержание работы по развитию воображения у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. В игре они развиваются, учатся, общаются. Поэтому развивать воображение у детей также необходимо в игровой форме. Очень хорошо развивает воображение творчество. Поэтому необходимо как можно чаще предлагать ребёнку реализовывать себя творчески, предлагать различные творческие игры, упражнения.
Можно предложить следующие игры и упражнения на развитие воображения у дошкольников.
Упражнение «Природный оркестр».
Цель упражнения – расширять чувственный опыт детей, развивать воображение.
Инструкция. Детям предлагается послушать звуки природы и попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки и оценить их сходство. Можно усложнять упражнение, организовывая «природный оркестр», где каждый ребёнок выбирает свой способ передачи звуков.
Упражнение «На участке дождь».
...
Заключение
В данной работе мы рассматривали воображение у детей дошкольного возраста. Мы пришли к следующим выводам.
Воображение – это способность человеческого сознания создавать образцы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Воображение характеризуется активностью, действенностью.
В психологии выделяют такие основные характеристики воображения, как оригинальность, образная адаптивная гибкость и семантическая спонтанная гибкость.
В психологической науке существует множество классификаций воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение и активное, практически деятельное воображение. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.
Также в данной работе мы выявили такие способы создания образцов воображения, как агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация, акцентирование, а также такие механизмы функционирования воображения, как уподобление, расчленение, замещение.
...
1. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2008.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2001. – 207с.
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М., 2008.
4. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. – М., 2006.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 96 с.
6. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М., 2002.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2010.
8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 2003.
9. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: метод. пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаикка-синтез, 2007. – 128 с.
10. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии. – 1998.
11. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 2007.
12. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 2009.
13. Ильина М.В. Развитие вербального воображения // Пособие для педагогов детских учреждений. – М., 2005.
14. Ильина М.В. Развитие невербального воображения // Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
15. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М., 2007.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
17. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3 т. для студентов высших педагогических заведений. – М.: Владос, 2009.
18. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. – М., 2000.
19. Петровский А.В. Способности//Введение в психологию. – М., 2001.
20. Развитие и диагностика способностей.//Под ред. В.Н. Дружинина, В.В. Шадрикова. – М.: Наука, 2003.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СП6.: Питер, 2008.
22. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
23. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М: Школа-Пресс, 2007.
24. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
25. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум. – М., 1998.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 2006.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1200 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую