Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов (период ранней взрослости по классификации Г. Крайг) обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке.
Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.
Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не проводится эмпирических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на наличие в зарубежных источниках разнообразных методик, направленных на определение уровня интеллекта, отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.
Отдельно хотелось бы обратить наше внимание на проблему изучения тревоги. Практически каждый современный человек знает, как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, - что в наше время феномен тревоги охватывает все стороны жизни. Несмотря на то, что тревога стала центральной проблемой во многих областях нашей культуры, понять эту проблему по-прежнему нелегко по той причине, что различные теории и исследования были и остаются не скоординированными между собой.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладения со стрессом у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов.
Объект исследования: уровень эмоционального интеллекта и степень тревожности студентов.
Гипотеза исследования: предположим, что существует взаимосвязь между параметрами эмоционального интеллекта и уровнем тревоги у студентов.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги
сбор эмпирических данных об уровне эмоционального интеллекта студентов и степени тревожности
на базе полученных данных, выявить возможную взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и степени тревожности студентов
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы качественного анализа результатов исследования, психодиагностические методы, методы математической статистики.
Методики исследования: личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор (адаптация Т.А. Немчина), приложение 1; тест - опросник определения эмоционального интеллекта Н. Холла, приложение 2.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги
1.1 Понятие эмоций в психологических исследованиях
Попытки классифицировать эмоциональные состояния, переживания и чувства предпринимались давно. Однако, как указывает П.В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не сохранилась в качестве эффективного инструмента дальнейших поисков и уточнений. Объектом нашего внимания будут только те эмоции, в которых субъект чаще всего испытывает потребность, и которые придают ценность процессу его деятельности [19].
1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и, не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.
2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.
3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация - реальное или воображаемое “пожинание лавров".
4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства" введен в употребление М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, “вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или не успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения” [61- c.228].
5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эмоции, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
6. Романтические эмоции. В академическом “Словаре русского языка" романтизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью", а романтиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей" (стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному).
7. Гностические эмоции. Гностические (от греч, gnosis - знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказываются и конкретные переживания (удивление), и свойства личности (чувство нового). Это гностические эмоции связанные с потребностью в “когнитивной гармонии". Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное.
8. Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее, в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще много неясного.
В работе выявляется взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладения со стрессом у студентов. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.57-65.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С.78-86.
3. Анохин П.К. Эмоция / Большая медицинская энциклопедия. - М.: 1964. - Т.35. - С.339.
4. Аристотель. Риторика / Античные риторики. - М.: изд. МГУ. - 1976. - С.16-164.
5. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988.
7. Вилюнас В.К. Психология переживаний. - М.: ВЛАДОС, 1990.
8. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Вопросы психологии. - 1958. -№ 3. - С.125-134.
9. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии / Вопросы философии. - 1970. - № 6.
10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.
11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Гольцман Е. Век тревоги / Наука и жизнь. -2001. - № 2. - С.26-31.
13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.
14. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
15. Дарвин Ч. О выражении эмоций человека и животных. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
16. Декарт Р. Страсти души / Соч.: в 2 т. - М.: 1989. - Т.1. - С.481-572.
17. Додонов. Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Вопросы психологии. - 1976. - № 6.
18. Додонов Б.И. О так называемой информационной теории эмоций / Психологический журнал. - 1983. - № 2. - С.104-116.
19. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978.
20. Иванова Е.С. Методология и методы исследования эмоциональной сферы личности / Психологический вестник Урал. Гос. Ун-та им. А.М. Горького. - Екатеринбург.: изд-во Урал. Ун-та, 2005.
21. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
23. Имедадзе Н.В. Некоторые вопросы генезиса отрицательных эмоций у дошкольников / Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч.1: Тезисы научных сообщений к 6 всесоюзному съезду общества психологов СССР. - М.: 1983.
24. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. - М.: Наука, 1978.
25. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискуновой. - М.: 2001.
26. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе, ярости. - Л.: Прибой, 1927.
27. Кисловская В.Н. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: автореф. дис. канд. наук. - М.: 1972.
28. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
29. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу / Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1989.
30. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина, 1970.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги у студентов (период ранней взрослости по классификации Г. Крайг) обусловлена тем, что данная тема является мало изученной и слабо разработанной. В последнее десятилетие концепция эмоционального интеллекта как альтернативы традиционного интеллекта стала широко известной в психологической науке.
Многие сторонники данной концепции утверждают, что эмоциональный интеллект играет существенную роль в успешности повседневной деятельности. Так, некоторые авторы считают, что коэффициент эмоционального интеллекта имеет большую прогностическую ценность, чем простой интеллект.
Сегодня актуальность проблемы в большой степени обусловлена недостаточной разработанностью концепции эмоционального интеллекта в России. В настоящее время в отечественной психологической науке практически не проводится эмпирических исследований эмоционального интеллекта. Несмотря на наличие в зарубежных источниках разнообразных методик, направленных на определение уровня интеллекта, отсутствует их перевод на русский язык и адаптация на российской выборке.
Таким образом, актуальность исследуемой проблемы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.
Отдельно хотелось бы обратить наше внимание на проблему изучения тревоги. Практически каждый современный человек знает, как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, - что в наше время феномен тревоги охватывает все стороны жизни. Несмотря на то, что тревога стала центральной проблемой во многих областях нашей культуры, понять эту проблему по-прежнему нелегко по той причине, что различные теории и исследования были и остаются не скоординированными между собой.
Цель исследования: выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладения со стрессом у студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов.
Объект исследования: уровень эмоционального интеллекта и степень тревожности студентов.
Гипотеза исследования: предположим, что существует взаимосвязь между параметрами эмоционального интеллекта и уровнем тревоги у студентов.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги
сбор эмпирических данных об уровне эмоционального интеллекта студентов и степени тревожности
на базе полученных данных, выявить возможную взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и степени тревожности студентов
Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, методы качественного анализа результатов исследования, психодиагностические методы, методы математической статистики.
Методики исследования: личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлор (адаптация Т.А. Немчина), приложение 1; тест - опросник определения эмоционального интеллекта Н. Холла, приложение 2.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревоги
1.1 Понятие эмоций в психологических исследованиях
Попытки классифицировать эмоциональные состояния, переживания и чувства предпринимались давно. Однако, как указывает П.В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не сохранилась в качестве эффективного инструмента дальнейших поисков и уточнений. Объектом нашего внимания будут только те эмоции, в которых субъект чаще всего испытывает потребность, и которые придают ценность процессу его деятельности [19].
1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и, не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем.
2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.
3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация - реальное или воображаемое “пожинание лавров".
4. Праксические эмоции. Термин “праксические чувства" введен в употребление М. Якобсоном, предложившим назвать так переживания, “вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или не успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения” [61- c.228].
5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Эмоции, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
6. Романтические эмоции. В академическом “Словаре русского языка" романтизм определяется как “умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью", а романтиком словарь называет того, “кто настроен романтически, склонен к мечтательности, к идеализации жизни и людей" (стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному).
7. Гностические эмоции. Гностические (от греч, gnosis - знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Часто, однако, при этом в одном ряду оказываются и конкретные переживания (удивление), и свойства личности (чувство нового). Это гностические эмоции связанные с потребностью в “когнитивной гармонии". Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное.
8. Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее, в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще много неясного.
В работе выявляется взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладения со стрессом у студентов. Работа на оценку 5, оригинальность от 60%.
1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.57-65.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. - 2006. -№ 3. - С.78-86.
3. Анохин П.К. Эмоция / Большая медицинская энциклопедия. - М.: 1964. - Т.35. - С.339.
4. Аристотель. Риторика / Античные риторики. - М.: изд. МГУ. - 1976. - С.16-164.
5. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988.
7. Вилюнас В.К. Психология переживаний. - М.: ВЛАДОС, 1990.
8. Выготский Л.С. Проблема эмоций / Вопросы психологии. - 1958. -№ 3. - С.125-134.
9. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии / Вопросы философии. - 1970. - № 6.
10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.
11. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
12. Гольцман Е. Век тревоги / Наука и жизнь. -2001. - № 2. - С.26-31.
13. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2009.
14. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
15. Дарвин Ч. О выражении эмоций человека и животных. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
16. Декарт Р. Страсти души / Соч.: в 2 т. - М.: 1989. - Т.1. - С.481-572.
17. Додонов. Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / Вопросы психологии. - 1976. - № 6.
18. Додонов Б.И. О так называемой информационной теории эмоций / Психологический журнал. - 1983. - № 2. - С.104-116.
19. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978.
20. Иванова Е.С. Методология и методы исследования эмоциональной сферы личности / Психологический вестник Урал. Гос. Ун-та им. А.М. Горького. - Екатеринбург.: изд-во Урал. Ун-та, 2005.
21. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
23. Имедадзе Н.В. Некоторые вопросы генезиса отрицательных эмоций у дошкольников / Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч.1: Тезисы научных сообщений к 6 всесоюзному съезду общества психологов СССР. - М.: 1983.
24. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. - М.: Наука, 1978.
25. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискуновой. - М.: 2001.
26. Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе, ярости. - Л.: Прибой, 1927.
27. Кисловская В.Н. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: автореф. дис. канд. наук. - М.: 1972.
28. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
29. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу / Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Женева, 1989.
30. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Эмоциональный стресс. - Л.: Медицина, 1970.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
730 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую