В советской и отечественной психолого-педагогической литературе проблема одиночества исследовалась Г. С. Абрамовой, М. А. Алемаскиным, А. Г. Кузнецовым, В. Н. Куницыной, Я. Л. Коломенским, В. И. Лебедевым, А. А. Реан, Л. С. Славиной и другими.
Понятие «одиночество» определяется исследователями как болезненное, острое переживание, которое выражает определенную форму самосознания и свидетельствует о расколе объективной и субъективно воображаемой системы отношений и связей личности. Оно характеризуется чувством оторванности личности от реального окружения других людей [6, с.98].
Одиночество принадлежит к «числу тех понятий и категорий, реальный жизненный смысл которых, казалось бы, отчетливо представлен даже обыденному сознанию, однако подобная отчетливость обманчива, поскольку скрывает сложное, противоречивое содержание, как бы ускользающее от рационального анализа». [12, с.8]. Пожалуй, данное высказывание дает ключ к пониманию, почему столь многообразны и порой противоречивы определения одиночества, раскрываемые в различных подходах.
Однако, своеобразной аксиомой большинства исследований является признание того факта, что переживание одиночества и физическая изолированность человека отнюдь не равнозначные понятия. При этом, в самом общем приближении, практически всеми авторами одиночество связывается с «переживанием человеком некой «оторванности» его от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармонии мироздания, наконец, от собственного Я. Но что каждый раз стоит за понятием «оторванность»?» [12, с.8].
Когнитивные модели задают причины и динамику «проживания» одиночества, полагая его как «нормальное» явление; при этом, как и в исследовании Вейса, в силу «сложности этого переживания для человека», предлагаются варианты работы с одиночеством, связанные с изучением и возможным изменением стандартов, на которые ориентируется человек, а также связанные с совершенствованием социальных взаимоотношений.
Общее в рассмотренных выше подходах - то, что явление одиночества находится в фокусе внимания исследования, является предметом изучения, что обусловлено, на наш взгляд, «запросом практики». Именно поэтому в каждом подходе производится построение рабочей модели, подчеркивающей значение данного явления, выявляющей его взаимосвязь и взаимозависимость с другими явлениями и описывающей причины и механизмы, лежащие в его основе. «Практический запрос» задает определение одиночества как переживаемой человеком проблемной ситуации (или значимого аспекта проблемной ситуации), поэтому рабочая модель не только раскрывает многообразие и сложность этого явления, но и предлагает варианты работы с одиночеством как с проблемой.
На наш взгляд, данные подходы полагают явление одиночества в «контекст функционирования», например, у Садлера и Джонсона одиночество, понимаемое как «разрыв сети важнейших отношений», есть, по сути, нарушение функционирования этой сети. Вопрос о формировании «сети» и возможном месте одиночества в этом процессе не ставится. Рассмотренные нами модели P.C. Вейса и Л.Э. Пепло тоже носят констатирующе-объясняющий характер, не полагая одиночество в контекст развития человека.
Рассмотрим подходы, в рамках которых понятие одиночества, не являясь специальным предметом исследования, разворачивается в связи с рассмотрением закономерностей развития.
В своих работах Э. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству, а именно, потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, в привязанности, потребность обладать самосознанием, иметь систему ориентации и объект поклонения. Чувство одиночества выступает, с одной стороны, как результат фрустрирования этих потребностей; оно фрагментирует личность, раскалывает ее на дискретные части. Сама натура человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством. В целом, одиночество у Фромма определяется как «неспособность соотноситься с другими людь
Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества, которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, именно поэтому их причисляли к мученикам, святым или отшельникам. Только сообща община людей могла продуктивно развиваться, давать отпор врагу и вести успешную хозяйственную деятельность. Другими словами, еще сто лет назад у человека не было физической возможности оставаться одному, и при этом быть самодостаточным и успешным.
Актуальность данной темы обусловлена следующими причинами:
- Переживание одиночества часто является причиной обращения молодых людей за психологической помощью, в связи с чем возникает необходимость определить адекватные способы работы, а это возможно при соотнесении данного явления и возрастных особенностей;
- одиночество отмечается самими молодыми людьми как одна из серьезных проблем, которую каким-либо образом им необходимо разрешить (оно может выступать в качестве особой проблемной ситуации, либо как неотделимый ее аспект);
- кроме того, в многочисленных исследованиях людей молодого возраста одиночество обозначается как особенность этого периода, как феномен, связанный с происходящими изменениями, однако, лишь небольшая часть известных нам работ полагала «одиночество людей молодого возраста» в качестве специального предмета исследования; следовательно, можно говорить об определенном дефиците исследований на фоне актуальности проблематики.
Объект исследования: состояние одиночества.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи состояния одиночества и стратегий совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля.
Целью работы является охарактеризовать состояние одиночества как условие совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме одиночества.
2. Задать определение одиночества в рамках молодого возраста, в соотношении с содержательными характеристиками и закономерностями протекания данного периода развития.
Учитывая все вышесказанное, в качестве объекта нашего исследования будет выступать переживание одиночества.
Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: имеется взаимосвязь состояния одиночества и стратегий совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды в области философии и психологии, а именно А. Адлера, Р. Вейса, Э. Гуссерля, Д. Янга, Т. Джонсона, Р. У. Эмерсона, М. Г. Эриксона, Ж. Кальвина, А. Камю, К. И. Кутрона, С. Кьеркегора, Д. Раадшелдерса, Ж. П. Сартра, Г. Д. Торо, Э. Фромма и других.
Методологическую основу данной работы составили эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические методы (основанные на опыте) включают:
- изучение нормативных и инструктивно-методических материалов;
- наблюдение, опросы (интервью, анкетирование), тестирование;
- изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики и др.
Теоретические методы включают:
- историографический метод;
- сравнительно-сопоставительный анализ;
- формально-логический
- структурный
- комплексный и др.
База исследования. Исследование проходило на базе ____________. В исследовании приняло участие 14 студентов 1 и 5 курсов.
Практическая значимость данные исследования будут востребованы как в деятельности практических психологов, так и в дальнейших научных исследованиях проблемы одиночества.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.



Введение 5
1. Теоретические аспекты исследования 8
1.1. Одиночество как психологический феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика студентов 18
1.3. Анализ состояния одиночества в студенческой среде 24
2. Эмпирическое исследование состояния одиночества как условие совладения с экстремальной ситуацией у студентов экстремального профиля 28
2.1. Программа, организация и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования и их анализ 39
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 58

1 Возрастная и педагогическая психология: Словарь. - М.: Ред. МГОПУ,2012. - 93с
2 Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Глава 5. Понятие одиночества в философии и психологии/ А.Б.Демидов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/demid01/index.htm
3 Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена/ О.Б.Долгинова. – Прикладная психология, 2000. - №4. – с. 28-36.
4 Кон И.С. Многоликое одиночество/ И.С.Кон - Знание – сила, 1986 - №12. – с. 15-42
5 Лабиринты одиночества: пер. с англ./ сост., общ. ред. и предисл. Н.Е.Покровского. – М.:Прогресс, 2009. – 624 с.
6 Методики социально-психологической диагностики личности и группы : [сб. науч. тр.] / отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. - М.: Ин-т психологии, 2010. - 219 с.
7 Милграм С. Эксперимент в социальной психологии/ С.Милграм. - СПб.: Питер, 2010. - 285с.
8 Миноскович Б. Одиночество – междисциплинарный подход/ Б.Миноскович. – Лабиринты одиночества. – М.:Прогресс, 2009.
9 Неумоева Е.В. Одиночество как психический феномен
10 -и ресурс развития личности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ... к.п.н. – Самара, 2005.
11 Пантилеев Р.С. Методика исследования самоотношения/ Р.С.Пантилеев. - М.: Смысл, 2013. - 36с.
12 Перлман Д., Пепло Л.Э. Теоретические подходы к одиночеству/ Д.Перлман, Л.Э.Пепло. – Лабиринты одиночества. – М.:Прогресс, 2012.
13 Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга/ Л.А.Петровская. – М.: 2012. – с. 30-37
14 Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2010. – 189с.
15 Психологический словарь/ под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. - М.: Педагогика - Пресс, 2007. - 285с.
16 Психологические тесты. /под ред. А.А.Карелина. В 2 т. (Т.1) - М.:
a. Владос, 2010.
17 Пузько В.И. Экзистенциональный невроз как бегство от одиночества/ В.И.Пузько – Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества».- Владивосток: 2012.
18 Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества – к аномии/ У.А.Садлер, Т.Б.Джонсон – Лабиринты одиночества. – М.:Прогресс, 2009
19 Сартр Ж.-П. Сумерки богов/ Ж.-П.Сартр. – М.: 2011. - С. 319-344
20 Словарь практического психолога/ сост. С.ю.Головин. – Минск: Харвест,2008. – 799с.
21 Трубникова С.Г. Проблема психологии одиночество в философской и психологической литературе XX века/ С.Г.Трубникова. – М.: 2008. – 20с.
22 Фромм Э. Бегство от свободы: Пер с англ. / Э.Фромм – М.: Прогресс, 2009- 272 с.
23 Фромм Э.. Искусство любить/ Э.Фромм. — СПб.: Азбука-классика, 2014. ISBN 5-352-00758-8.
24 Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы/ Ю.М.Швалб, О.В.Данчева. – Киев: 2011. – 270 с.
25 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/ И.Ялом. – М.:2010. – 576с.
4 автора готовы выполнить вашу работу
4
онлайн
margo2904
онлайн
657
выполненных работ
337
отзывов
Буду рада сотрудничеству!
657
выполненных работ
337
отзывов
Цена
60 руб.
Написать сообщение
4
онлайн
АлёнаExpress
онлайн
1623
выполненных работ
778
отзывов
Делай все как для Бога!
1623
выполненных работ
778
отзывов
Цена
10 руб.
Написать сообщение
4
онлайн
user531428
онлайн
1701
выполненных работ
709
отзывов
Люблю спорт.
1701
выполненных работ
709
отзывов
Цена
50 руб.
Написать сообщение
4
онлайн
Зачёт
онлайн
690
выполненных работ
360
отзывов
Работы пишем самостоятельно (не копипаст). Информацию ищем в журналах, статьях, научной литературе, и на официальных сайтах. Используем источники 2013-2018 гг. Во избежание недоразумений, ставку делаем после краткой беседы с заказчиком.
690
выполненных работ
360
отзывов
Цена
100 руб.
Написать сообщение
Отзывы тех, кто уже заказывал работу
736328
положительных
отзывов
4.6
средняя
оценка
Deva4cka3605
2014-06-17
Доволен работой автора
Оценка сервиса
Положительно
Татьяна_5085
2018-09-26
автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро
Оценка сервиса
Положительно
Оксана Марчукова
2017-06-07
От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!
Оценка сервиса
Положительно
Филипп Минаев
2015-05-15
Благодарю за работу!
Оценка сервиса
Положительно
Заказать работу
Другие учебные работы по предмету
Узнай стоимость помощи по твоей работе
8-800-301-64-61 [email protected]
Сумма к оплате
  руб.
Комиссия сервиса   руб.
Купить
или
Заказать работу написанную специально для вас
от   800   руб.
20 дней гарантии на правки
Заказать
Введите почту
Для покупки готовой работы введите свою почту, на неё будет отправлена купленная вами работа.
Нажав на кнопку "Купить", вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сервиса
Автор24 - это сервис, где
профессиональные преподаватели
выполнят вашу работу
2 575   преподавателей онлайн
Найдите автора для вашей работы
Вы получите предложения с ценой в течение 5 минут.
Создание заказа
Можешь задать вопрос тут:
Есть вопросы? Наши супер-герои тебе помогут!
8-800-301-64-61
Работаем по будням с 10:00 до 20:00 по Мск
[email protected] А еще у нас есть… База знаний