Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения в структуре самосознания, связанные, в первую очередь, с резким усилением процесса рефлексии, т.е. стремлением к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. Собственные переживания, мысли, желания, стремления становятся предметом тщательного изучения и внимания. Самопознание в старшем школьном возрасте – это открытие себя как неповторимо индивидуальной личности. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире...
Цель исследования: изучение особенностей рефлексии личности в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: рефлексия как условие личностного развития старшеклассника.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи, которые отражают структуру работы:
1. Определить понятие рефлексии личности;
2. Изучить особенности работы рефлексивного механизма;
3. Охарактеризовать старший школьный возраст как особый период онтогенеза личности;
4. Изучить рефлексию в старшем школьном возрасте.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ феномена личностной рефлексии и его особенности………………………………………………………………………5
1.1. Понятие рефлексии личности………………………….…………………….5
1.2. Особенности работы рефлексивного механизма ..…………….................10
Глава 2. Рефлексия в старшем школьном возрасте как значимый фактор развития личности……………………………………………………………….16
2.1. Старший школьный возраст как особый период онтогенеза личности.........................................................................................................16
2.2. Рефлексия в старшем школьном возрасте………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
1.1. Понятие рефлексии личности
В психологии понятие «рефлексия» используется довольно часто. В первую очередь она рассматривается как обращенность сознания на анализ своих мыслей и прошлых поступков. В узком смысле рефлексию можно считать одной из форм самоанализа.
Впервые выделить рефлексию в отдельную ветвь психологии предложил А. Буземан. Он считал, что связь рефлексивных процессов и сознания должна быть пристально изучена. А. Буземан утверждал, что рефлексия – это перенесение проблематики с мира внешнего на мир внутренний [5].
Отечественные психологи выбрали для себя другой подход. Они объясняли с помощью рефлексии процесс формирования личности и развития самосознания. С.Л. Рубинштейн считал, что зрелая личность формируется только при осознании субъектом границ собственного «Я» [18]. А осознать себя без способности к самоанализу не представляется возможным.
.....
1.2. Особенности работы рефлексивного механизма
Итак, процесс рефлексирования – это очень сложная, требующая большого количества времени, усилий и определенных способностей деятельность. Но именно она и позволяет нам сделать любой процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.
А.А. Тюковым было выделено шесть этапов последовательности работы механизма рефлексии [26]:
1. Рефлексивный вывод. Когда нет возможности познать и изучить другого человека и самого себя привычными способами, тогда осуществляется рефлексивный выход.
2. Интенциональность. Выделение объекта рефлексии среди других и направленность на него.
3. Первичная категоризация. Выбор средств, необходимых для осуществления рефлексирования.
.......
2.1. Старший школьный возраст как особый период онтогенеза личности
Психологическое содержание старшего школьного возраста (этапа ранней юности) связано со становлением и развитием самосознания, становлением целостной личности (формирования образа «Я»), самоопределением нравственным, духовным, а также профессиональным. В обозначенный период формируются познавательные и профессиональные интересы, выявляются определенные склонности к той или иной сфере деятельности.
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения социальной ситуации развития. Жизнь и деятельность старшеклассника определяется теперь не только общением со сверстниками (хотя они по-прежнему играют основную роль в психическом развитии), но и общением со взрослыми, которые становятся более значимыми для него.
Общение приобретает значимый характер и становится более обширным (по сравнению с подростковым возрастом). Возникает потребность в приобретении нового опыта, в принятии и признании. Расширяется круг лиц, которые включены в общение, теперь это учащиеся других общеобразовательных учреждений и взрослые. Старшеклассник готов к широкому общению и взаимодействию. При этом наблюдается и избирательность в выборе друга и близкого круга группового взаимодействия.
......
2.2. Рефлексия в старшем школьном возрасте
Рефлексия влияет не только на внутренний мир личности и лучшее понимание себя, но и качественно улучшает понимание других людей, делая его более глубоким и объемлющим. Новое социальное взаимодействие, построенное на платформе рефлексии, задает новый уровень для развития личности. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев рассматривают рефлексию как одну из структур самосознания, признавая ее когнитивную и регулирующую роль.
Старший школьный возраст ученые относят к периоду раннего юношеского возраста. Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая, по мнению В.В.Зеньковского, русского философа и педагога, вполне созрели для этого [13]. По мнению В.И. Слободчикова, российского психолога и доктора психологических наук, юность — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [24]. Именно поэтому важно дать площадку для самоанализа и содействовать здоровому развитию индивидуальности.
.......
Список литературы
1. Бассин, Ф. В. Проблема бессознательного – М.: Владос, 2014. – 421 с.;
2. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Фрейдизм: псевдонаучная трактовка психических явлений // Вестник РГУ. – 2016. – № 2. – С.94 – 106;
3. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве [Электронный ресурс] / PsyJournals.ru Режим доступа: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30275_full.shtml;
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2001. - 349 с.;
5. Варламова Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования [Текст] / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - 28-43 с.;
6. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология [Текст] / Б.М. Величковский. - М.: МГУ, 2012. - 336с.;
7. Возрастная психология (раздел) / Психология: учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А. Сосновского. М.: Высшее образование, 2008;
8. Выготский Л.С. Психология. М., 2000. - 1008 с.;
9. Габдрахманова Р. Г., Хусаинова Р. М., Чиркина С. Е. Рефлексивная деятельность студента в системе психолого-педагогического образования как показатель его готовности к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 55-61;
10. Гостев А. А. Психология вторичного образа Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук [Текст] / А.А. Гостев. – СПб., 2001. - 36 с.;
........
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения в структуре самосознания, связанные, в первую очередь, с резким усилением процесса рефлексии, т.е. стремлением к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. Собственные переживания, мысли, желания, стремления становятся предметом тщательного изучения и внимания. Самопознание в старшем школьном возрасте – это открытие себя как неповторимо индивидуальной личности. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире...
Цель исследования: изучение особенностей рефлексии личности в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: рефлексия как условие личностного развития старшеклассника.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи, которые отражают структуру работы:
1. Определить понятие рефлексии личности;
2. Изучить особенности работы рефлексивного механизма;
3. Охарактеризовать старший школьный возраст как особый период онтогенеза личности;
4. Изучить рефлексию в старшем школьном возрасте.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ феномена личностной рефлексии и его особенности………………………………………………………………………5
1.1. Понятие рефлексии личности………………………….…………………….5
1.2. Особенности работы рефлексивного механизма ..…………….................10
Глава 2. Рефлексия в старшем школьном возрасте как значимый фактор развития личности……………………………………………………………….16
2.1. Старший школьный возраст как особый период онтогенеза личности.........................................................................................................16
2.2. Рефлексия в старшем школьном возрасте………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
1.1. Понятие рефлексии личности
В психологии понятие «рефлексия» используется довольно часто. В первую очередь она рассматривается как обращенность сознания на анализ своих мыслей и прошлых поступков. В узком смысле рефлексию можно считать одной из форм самоанализа.
Впервые выделить рефлексию в отдельную ветвь психологии предложил А. Буземан. Он считал, что связь рефлексивных процессов и сознания должна быть пристально изучена. А. Буземан утверждал, что рефлексия – это перенесение проблематики с мира внешнего на мир внутренний [5].
Отечественные психологи выбрали для себя другой подход. Они объясняли с помощью рефлексии процесс формирования личности и развития самосознания. С.Л. Рубинштейн считал, что зрелая личность формируется только при осознании субъектом границ собственного «Я» [18]. А осознать себя без способности к самоанализу не представляется возможным.
.....
1.2. Особенности работы рефлексивного механизма
Итак, процесс рефлексирования – это очень сложная, требующая большого количества времени, усилий и определенных способностей деятельность. Но именно она и позволяет нам сделать любой процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.
А.А. Тюковым было выделено шесть этапов последовательности работы механизма рефлексии [26]:
1. Рефлексивный вывод. Когда нет возможности познать и изучить другого человека и самого себя привычными способами, тогда осуществляется рефлексивный выход.
2. Интенциональность. Выделение объекта рефлексии среди других и направленность на него.
3. Первичная категоризация. Выбор средств, необходимых для осуществления рефлексирования.
.......
2.1. Старший школьный возраст как особый период онтогенеза личности
Психологическое содержание старшего школьного возраста (этапа ранней юности) связано со становлением и развитием самосознания, становлением целостной личности (формирования образа «Я»), самоопределением нравственным, духовным, а также профессиональным. В обозначенный период формируются познавательные и профессиональные интересы, выявляются определенные склонности к той или иной сфере деятельности.
В старшем школьном возрасте происходят существенные изменения социальной ситуации развития. Жизнь и деятельность старшеклассника определяется теперь не только общением со сверстниками (хотя они по-прежнему играют основную роль в психическом развитии), но и общением со взрослыми, которые становятся более значимыми для него.
Общение приобретает значимый характер и становится более обширным (по сравнению с подростковым возрастом). Возникает потребность в приобретении нового опыта, в принятии и признании. Расширяется круг лиц, которые включены в общение, теперь это учащиеся других общеобразовательных учреждений и взрослые. Старшеклассник готов к широкому общению и взаимодействию. При этом наблюдается и избирательность в выборе друга и близкого круга группового взаимодействия.
......
2.2. Рефлексия в старшем школьном возрасте
Рефлексия влияет не только на внутренний мир личности и лучшее понимание себя, но и качественно улучшает понимание других людей, делая его более глубоким и объемлющим. Новое социальное взаимодействие, построенное на платформе рефлексии, задает новый уровень для развития личности. Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев рассматривают рефлексию как одну из структур самосознания, признавая ее когнитивную и регулирующую роль.
Старший школьный возраст ученые относят к периоду раннего юношеского возраста. Основная задача юности – дать личности вступить в зрелость. Все силы души – духовная, интеллектуальная, физическая, по мнению В.В.Зеньковского, русского философа и педагога, вполне созрели для этого [13]. По мнению В.И. Слободчикова, российского психолога и доктора психологических наук, юность — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [24]. Именно поэтому важно дать площадку для самоанализа и содействовать здоровому развитию индивидуальности.
.......
Список литературы
1. Бассин, Ф. В. Проблема бессознательного – М.: Владос, 2014. – 421 с.;
2. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Фрейдизм: псевдонаучная трактовка психических явлений // Вестник РГУ. – 2016. – № 2. – С.94 – 106;
3. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве [Электронный ресурс] / PsyJournals.ru Режим доступа: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30275_full.shtml;
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2001. - 349 с.;
5. Варламова Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования [Текст] / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - 28-43 с.;
6. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология [Текст] / Б.М. Величковский. - М.: МГУ, 2012. - 336с.;
7. Возрастная психология (раздел) / Психология: учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А. Сосновского. М.: Высшее образование, 2008;
8. Выготский Л.С. Психология. М., 2000. - 1008 с.;
9. Габдрахманова Р. Г., Хусаинова Р. М., Чиркина С. Е. Рефлексивная деятельность студента в системе психолого-педагогического образования как показатель его готовности к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 55-61;
10. Гостев А. А. Психология вторичного образа Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора наук [Текст] / А.А. Гостев. – СПб., 2001. - 36 с.;
........
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
450 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 145035 Курсовых работ — поможем найти подходящую