Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЁМОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

  • 39 страниц
  • 2021 год
  • 0 просмотров
  • 0 покупок
Автор работы

lydiast

Опыт написания работ по психологии и педагогике с 2009 года. Образование - магистр психологии.

350 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

Самоконтроль - это качество личности, связанное с ее активностью и самостоятельностью; структурный элемент процесса самовоспитания, функция которого заключается в управлении своей деятельностью и поведением. Выполняя контролирующую деятельность, ученик осуществляет мыслительные и практические действия, направленные на самооценку, корректировку и совершенствование выполняемой работы, овладевает соответствующими знаниями и умениями. Самоконтроль, являясь компонентом деятельности, имеет статус действия. Особенность самоконтроля состоит в том, что он не имеет своего объекта действия и результата. Самоконтроль направлен на достижение цели действия субъекта и его правильного выполнения. Эта особенность самоконтроля определяет его функцию - управление процессом деятельности. В результате самоконтроля достигается правильное выполнение деятельности. То есть, о сформированности навыков самоконтроля можно говорить только при условии овладения правильного выполнения основных действий. Самоконтроль происходит во время всех видов деятельности на всех этапах ее выполнения, он охватывает умственные и другие компоненты психической деятельности, с помощью которых субъект, на основе поставленных целей, намеченного плана и усвоенного образца, следит за своими действиями, и их результатами. Самоконтроль играет важную роль в учебной деятельности и происходит на всех этапах ее выполнения. Именно благодаря самоконтролю ученик может на каждом этапе решения учебной задачи контролировать и оценивать свои знания и усвоенные учебные действия, определять пределы их использования, планировать дальнейшее выполнение, причем, только действие контроля характеризует всю учебную деятельность как процесс, регулируемый самим ребенком. Самоконтроль является одним из важнейших психолого-педагогических условий успешного овладения знаниями, умениями и навыками. Овладение навыками контроля и регуляции собственной деятельности на каждом этапе способствует интеллектуальному развитию ребенка, обеспечивает его деятельность целеустремленностью и самостоятельностью. Самоконтроль, при выполнении учебных действий, обеспечивается внутренними намерениями учеников к контролю, установкам, потребностям, привычкам выполнять контрольные действия. Формирование самоконтроля тесно связано с формированием учебных умений и навыков. Любая действие протекает под контролем сознания, поэтому при автоматизме действия в сознании остается цель и ее результат, на достижение которой и направлены эти действия.
Актуальность проведенного исследования определяется тем, что формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться самостоятельно. Одно из универсальных учебных действий – действие контроля. Действие контроля, которое осуществляется самим учеником, мы понимаем, как самоконтроль. В данном исследовании самоконтроль рассматривается, как действие, которое направлено на достижение высокого результата и способа учения. В связи с этим важным выступает формирование навыков самоконтроля младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения самоконтролю и самооценке младших школьников.
Предмет исследования – приёмы самооценивания на уроках математики, как способ развития самоконтроля младших школьников.
Цель исследования – обосновать особенности формирования у младших школьников приёмов самоконтроля при обучении решению задач.
Гипотеза исследования – возможно формирование самооценки на уроках математики будет эффективным средством формирования навыков самоконтроля младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать понятие «самоконтроль».
3. Выявить особенности развития сферы самоконтроля у младших школьников.
4. Раскрыть приемы самоконтроля на уроках математики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЁМОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ 6
1.1. Исследование формирования самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности 6
1.2. Методика формирования умений у младших школьников решать текстовые математические задачи 12
1.3. Психолого-педагогические условия формирования самоконтроля у детей при обучении решению задач 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЁМОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРОСТЫХ) 24
2.1 Анализ передового педагогического опыта по проблеме курсовой 24
2.2 Отбор диагностического инструментария для определения критериев (показателей), уровня сформированности приёмов самоконтроля у младших школьников при обучении решению задач 27
2.3 Методические рекомендации по формирования планирующего самоконтроля у младших школьников в процессе решения текстовых математических задач 30
Выводы по главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Решение психолого-педагогических задач, связанных с проблемой самоконтроля в деятельности личности, прежде всего, предусматривает развитие личности, создание необходимых условий для развития способностей, формирования готовности и способности к самообразованию, самоконтролю. В связи с этим, проблема самоконтроля занимает значимое место в деятельности личности, и сегодня остается актуальным предметом исследований многих ученых.


1. Бантова М.А. В проверке решения задач / М.А.Бантова // Начальная школа. - 1962. - №7.
2. Батый Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. - 1979. - №4
3. Бедер Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 70-71.
4. Богданович М.В. Методика решения задач в начальных классах. М .: Высшая школа. - 1984. - 102с.
5. Брадис В.М. Математические задачи в школе // Математика в школе. - 1946.- №1.
6. Домишкевич С.А. Продуктивные и динамические особенности умственной деятельности детей с ЗПР // Дефетология. - 1977. - №2. - С. 12-19.
7. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков // Начальная школа. - 1986. - №2. - С. 36-39
8. Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития // Дефектология. - 2006. - №3. -С. 28-34.
9. Машбиц Ю.И. Психологический анализ учебной задачи // Советская школа. - 1972.- №11.-С.25-31
10. Машков А.М. Математическая мозаика »// Начальная школа - 1994 гг. №6 (Киев «Образование»- с.33.
11. Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов // Дефектология. - 2001. - №6. - С. 11-18.
12. Методика диагностики отклонений в умственном развитии младших школьников и старших дошкольников. Стадненко Н.М., Ильяшенко Т.Д., Борщевская Л.В., Обуховская А. - Каменец-Подольский: издательство «Азбука», 1998. - 144с.
13. Никифоров Г.С. Системный подход к изучению психологических аспектов само контроля // Экспериментальная и прикладная психология. - 1979. - вып. 9. - С. 95-102.
14. Никулина А.Д. Формирование навыков самоконтроля в выполнении арифметического действий в младших школьников. - Дисс ... канд. Пед. Наук: 13.00.02. - М., 1984. - 144с.
15. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Никашиной. - М .: Просвещение, 1981. - 120с.
16. Развитие познавательной самостоятельности учащихся младших и средних классов в процессе обучения математике / Тезисы докладов респ. Научно-практ.конф. - Кривой Рог, 1977. - 110с.
17. Решение математических задач в начальных классах: сборник статей. / Под ред. Т.М.Хмары. - М .: «Просвещение», 1986. - 94с.
18. Рубинштейн С.Л. В мышлении и пути его исследования. Из-во АН СССР. 1958. - 146с.
19. Рякина С.В. Психологические особенности содержательного анализа в младших школьников // Вопросы психологии. - 1986. - №6. - С. 118-123.
20. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова- М .: Пе дагогика, 1982
21. Фридман Л.М. Психологический анализ задачи. Сб. Новые исследования в психо- логии и возрастной физиологии, №2.- Педагогика.- М .: 1970.- С.51-56
22. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М .: Просвещение, 1984. - 174с.
23. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. М .: Просвещение. - 1977. - 192 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Согласен с условиями политики конфиденциальности и  пользовательского соглашения

Фрагменты работ

Самоконтроль - это качество личности, связанное с ее активностью и самостоятельностью; структурный элемент процесса самовоспитания, функция которого заключается в управлении своей деятельностью и поведением. Выполняя контролирующую деятельность, ученик осуществляет мыслительные и практические действия, направленные на самооценку, корректировку и совершенствование выполняемой работы, овладевает соответствующими знаниями и умениями. Самоконтроль, являясь компонентом деятельности, имеет статус действия. Особенность самоконтроля состоит в том, что он не имеет своего объекта действия и результата. Самоконтроль направлен на достижение цели действия субъекта и его правильного выполнения. Эта особенность самоконтроля определяет его функцию - управление процессом деятельности. В результате самоконтроля достигается правильное выполнение деятельности. То есть, о сформированности навыков самоконтроля можно говорить только при условии овладения правильного выполнения основных действий. Самоконтроль происходит во время всех видов деятельности на всех этапах ее выполнения, он охватывает умственные и другие компоненты психической деятельности, с помощью которых субъект, на основе поставленных целей, намеченного плана и усвоенного образца, следит за своими действиями, и их результатами. Самоконтроль играет важную роль в учебной деятельности и происходит на всех этапах ее выполнения. Именно благодаря самоконтролю ученик может на каждом этапе решения учебной задачи контролировать и оценивать свои знания и усвоенные учебные действия, определять пределы их использования, планировать дальнейшее выполнение, причем, только действие контроля характеризует всю учебную деятельность как процесс, регулируемый самим ребенком. Самоконтроль является одним из важнейших психолого-педагогических условий успешного овладения знаниями, умениями и навыками. Овладение навыками контроля и регуляции собственной деятельности на каждом этапе способствует интеллектуальному развитию ребенка, обеспечивает его деятельность целеустремленностью и самостоятельностью. Самоконтроль, при выполнении учебных действий, обеспечивается внутренними намерениями учеников к контролю, установкам, потребностям, привычкам выполнять контрольные действия. Формирование самоконтроля тесно связано с формированием учебных умений и навыков. Любая действие протекает под контролем сознания, поэтому при автоматизме действия в сознании остается цель и ее результат, на достижение которой и направлены эти действия.
Актуальность проведенного исследования определяется тем, что формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться самостоятельно. Одно из универсальных учебных действий – действие контроля. Действие контроля, которое осуществляется самим учеником, мы понимаем, как самоконтроль. В данном исследовании самоконтроль рассматривается, как действие, которое направлено на достижение высокого результата и способа учения. В связи с этим важным выступает формирование навыков самоконтроля младших школьников.
Объект исследования – процесс обучения самоконтролю и самооценке младших школьников.
Предмет исследования – приёмы самооценивания на уроках математики, как способ развития самоконтроля младших школьников.
Цель исследования – обосновать особенности формирования у младших школьников приёмов самоконтроля при обучении решению задач.
Гипотеза исследования – возможно формирование самооценки на уроках математики будет эффективным средством формирования навыков самоконтроля младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Охарактеризовать понятие «самоконтроль».
3. Выявить особенности развития сферы самоконтроля у младших школьников.
4. Раскрыть приемы самоконтроля на уроках математики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЁМОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ 6
1.1. Исследование формирования самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности 6
1.2. Методика формирования умений у младших школьников решать текстовые математические задачи 12
1.3. Психолого-педагогические условия формирования самоконтроля у детей при обучении решению задач 18
Выводы по главе 22
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЁМОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ (ПРОСТЫХ) 24
2.1 Анализ передового педагогического опыта по проблеме курсовой 24
2.2 Отбор диагностического инструментария для определения критериев (показателей), уровня сформированности приёмов самоконтроля у младших школьников при обучении решению задач 27
2.3 Методические рекомендации по формирования планирующего самоконтроля у младших школьников в процессе решения текстовых математических задач 30
Выводы по главе 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Решение психолого-педагогических задач, связанных с проблемой самоконтроля в деятельности личности, прежде всего, предусматривает развитие личности, создание необходимых условий для развития способностей, формирования готовности и способности к самообразованию, самоконтролю. В связи с этим, проблема самоконтроля занимает значимое место в деятельности личности, и сегодня остается актуальным предметом исследований многих ученых.


1. Бантова М.А. В проверке решения задач / М.А.Бантова // Начальная школа. - 1962. - №7.
2. Батый Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий // Начальная школа. - 1979. - №4
3. Бедер Я. Психологическая коррекция недостатков саморегуляции у детей // Вопросы психологии. - 1983. - №4. - С. 70-71.
4. Богданович М.В. Методика решения задач в начальных классах. М .: Высшая школа. - 1984. - 102с.
5. Брадис В.М. Математические задачи в школе // Математика в школе. - 1946.- №1.
6. Домишкевич С.А. Продуктивные и динамические особенности умственной деятельности детей с ЗПР // Дефетология. - 1977. - №2. - С. 12-19.
7. Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков // Начальная школа. - 1986. - №2. - С. 36-39
8. Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития // Дефектология. - 2006. - №3. -С. 28-34.
9. Машбиц Ю.И. Психологический анализ учебной задачи // Советская школа. - 1972.- №11.-С.25-31
10. Машков А.М. Математическая мозаика »// Начальная школа - 1994 гг. №6 (Киев «Образование»- с.33.
11. Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов // Дефектология. - 2001. - №6. - С. 11-18.
12. Методика диагностики отклонений в умственном развитии младших школьников и старших дошкольников. Стадненко Н.М., Ильяшенко Т.Д., Борщевская Л.В., Обуховская А. - Каменец-Подольский: издательство «Азбука», 1998. - 144с.
13. Никифоров Г.С. Системный подход к изучению психологических аспектов само контроля // Экспериментальная и прикладная психология. - 1979. - вып. 9. - С. 95-102.
14. Никулина А.Д. Формирование навыков самоконтроля в выполнении арифметического действий в младших школьников. - Дисс ... канд. Пед. Наук: 13.00.02. - М., 1984. - 144с.
15. Обучение детей с задержкой психического развития. / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Никашиной. - М .: Просвещение, 1981. - 120с.
16. Развитие познавательной самостоятельности учащихся младших и средних классов в процессе обучения математике / Тезисы докладов респ. Научно-практ.конф. - Кривой Рог, 1977. - 110с.
17. Решение математических задач в начальных классах: сборник статей. / Под ред. Т.М.Хмары. - М .: «Просвещение», 1986. - 94с.
18. Рубинштейн С.Л. В мышлении и пути его исследования. Из-во АН СССР. 1958. - 146с.
19. Рякина С.В. Психологические особенности содержательного анализа в младших школьников // Вопросы психологии. - 1986. - №6. - С. 118-123.
20. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова- М .: Пе дагогика, 1982
21. Фридман Л.М. Психологический анализ задачи. Сб. Новые исследования в психо- логии и возрастной физиологии, №2.- Педагогика.- М .: 1970.- С.51-56
22. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М .: Просвещение, 1984. - 174с.
23. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. М .: Просвещение. - 1977. - 192 с.

Купить эту работу

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИЁМОВ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

350 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

24 июля 2021 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
lydiast
4.7
Опыт написания работ по психологии и педагогике с 2009 года. Образование - магистр психологии.
Купить эту работу vs Заказать новую
0 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
350 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Отзывы студентов

Отзыв Deva4cka3605 об авторе lydiast 2014-06-17
Курсовая работа

Доволен работой автора

Общая оценка 5
Отзыв Татьяна_5085 об авторе lydiast 2018-09-26
Курсовая работа

автор ответственный, всегда на связи, корректировки делает быстро

Общая оценка 5
Отзыв Оксана Сперскиене об авторе lydiast 2017-06-07
Курсовая работа

От совместной работы с автором остались самые лучшие впечатления. Ценным было то, что работа была сделана в кротчайшие сроки, качественно. Все пожелания по доработке выполнялись сразу, без задержек. Пять баллов с огромным плюсом и благодарностью! Рекомендую!

Общая оценка 5
Отзыв Филипп Минаев об авторе lydiast 2015-05-15
Курсовая работа

Благодарю за работу!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

ОБРАЗ И МОДЕЛЬ ЕГО АНАЛИЗА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽
Готовая работа

Кроха и домашние животные: есть ли ограничения на общение?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Мир годовалого ребенка: фотокадр на одну персону

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Маленькие первооткрыватели: что может быть опасного в доме и как не допустить беды?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
180 ₽
Готовая работа

Развитие и общение ребенка до полугода

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Проблемы родителей и детей

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
120 ₽
Готовая работа

Как распознать женскую измену

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
250 ₽
Готовая работа

В чем секрет счастливой семьи?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

МАЛЫШ ПОДРАСТАЕТ - ПОЯВЛЯЮТСЯ УСПОКОИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ: ЕСТЬ ЛИ ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА?

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Правильное поведение за столом деток от двух до пяти лет: приоткрываем занавес в мир взрослых

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
200 ₽
Готовая работа

Пост о принятии себя, раньше была одержима стремилась к недосягаемому совершенству, а сейчас приняла себя.

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
100 ₽
Готовая работа

картотека диагностических методик

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
700 ₽