Доволен работой автора
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Формирования личности человека продолжается всю жизнь, однако период обучения в высшем учебном заведении играет особую роль в этом процессе. Именно в это время у студентов закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми они войдут в новую сферу деятельности, где будет их дальнейшее развитие как личности. Поэтому вопрос личностного становления студентов в аспекте их профессиональной и учебной деятельности постоянно находится в центре внимания учебно-образовательного процесса. Приоритетом такого образовательного процесса является гармонизация развития студента и как личности, и как специалиста.
Современная отечественная психология имеет в своем арсенале значительное количество работ, посвященных различным аспектам личностного развития студентов во взаимосвязи с их профессией. В контексте специфики учебного возраста как важнейшей стадии развития личности эту проблему рассматривали Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, М.Д. Дворяшин, Н.М. Пейсахов, Н.А. Степанова. Выяснению сущности, этапов и детерминирующих факторов становления личности посвятили свои исследования К.А. Абульханова-Славская, М.В. Бодров, Е.А. Климов, А.К. Маркова. Определением роли и места способностей, интересов, мотивов и личностных черт в формировании профессионально важных качеств занимались Э.Ф. Зеер, В.Т. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов и др. Несмотря на достаточно основательные результаты исследований о влиянии личностных характеристик студентов на уровень их учебной деятельности, проблема анализа влияния индивидуально-психологических качеств студентов на учебный процесс, и в частности на успешность обучения, еще не стала отработанной и научно обоснованной системой.
Изучая успеваемость студентов и факторы, которые на нее влияют, мы руководствовались тем, что успешность студента опосредованная, прежде всего, его деятельностью (деятельностный подход). Структура деятельности в значительной мере определяет процесс взаимодействия студента с коллективом, удовлетворенность системой взаимоотношений и влияет на мотивационную сферу. Студента формирует не только предметная деятельность, но и общение, которое возникает в процессе ее осуществления. через общение реализуется рациональное и эмоциональное взаимовлияние коллектива и студента, происходит передача образа жизни от группы к личности, достигается их взаимодействие, что в свою очередь влияет на успешность обучения. Успешность обучения обусловлена как внешними, так и внутренними факторами, которые взаимодействуют между собой. Поэтому анализ факторов успеваемости студента в обучении охватывает как социально-психологические явления в семье и коллективе, так и саму личность с ее характеристиками.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически исследовать психологические факторы, влияющие на процесс обучения студентов.
Объект исследования: процесс обучения студентов.
Предмет исследования: внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс обучения студентов.
Гипотеза исследования: предположительно к внешним факторам, влияющими на процесс обучения относятся: особенности коллектива и система воспитания, отношения с друзьями, с противоположным полом, с братьями и сестрами; к внутренним факторам – относятся характеристики студента как субъекта учебного процесса.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически изучить основные подходы к изучению психологических факторов, влияющих на процесс обучения в психолого-педагогической литературе.
2. Эмпирически исследовать психологические факторы, влияющие на процесс обучения студентов.
Для реализации поставленных задач и подтверждения гипотез использовался комплекс методов исследования.
Метод теоретического уровня (теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ
по проблеме).
Методы эмпирического уровня – диагностические методы. Согласно поставленным целям и задачам исследования нами использовались следующие методики: Методика «Индекс жизненного стиля». Тест типа восприятия. Диагностика доминирующей перцептивной составляющей модальности С. Ефремцева. Методика «Объем внимания» (по Шульте). Методика изучения объема памяти. Социометрия Дж. Морено.
В ходе исследования нами были использованы методы статистической обработки: оценка нормальности распределения данных с применением критерия асимметрии–эксцесса, критерий Спирмена.
Интерпретационные методы.
Эмпирическая база исследования: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Описание выборки: выборку составили восемьдесят студентов 3-5 курсов, из них 45 девушек, 35 юношей. Группа исследуемых была разделена на две подгруппы по следующим показателям: высокий уровень: средний балл успеваемости - 4,15-5,0 баллов; низкий уровень: средний балл успеваемости - менее 4,15 баллов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Факторы, влияющие на процесс обучения 6
1.2. Факторы стимулирования студентов к учебной деятельности 11
Выводы по главе 17
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 18
2.1. Организация и процедура исследования 18
2.2. Методы и методики исследования 18
2.3. Результаты исследования 20
Выводы по главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-
педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии образования и профессионального развития
К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:
Заведующий кафедрой ППР
______________Д.П. Заводчиков
«___»_____________2021 г.
Курсовая работа по дисциплине:
«Психология обучения и воспитания»
На тему: «Психологические факторы, влияющие на процесс обучения»
1. Абульханова-Славская К.А. . Стратегия жизни / К.А. . Абульханова-Славская. - М .: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Балобанова Л.М. Категория нормы в психологии студенче- ского возраста (теоретико-методологический аспект) / Л.Н. Балобанова. - Харьков: Консум, 1999. - 240 c.
3. Варий М.И. Общая психология: учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей / М.И. Варий. - Львов: землю, 2005. - 748 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие для сту- дентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер. - М .: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 354 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала: избр. психол. тр. / Е.А. Климов; гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М .; Воронеж: Ин-т практич. психологии; Модекс, 1996. - 400 с.
6. Мороз О.Г. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для молодых преподавателей, аспирантов и будущих мастеров / О. Мороз, А.С. Поделки, В.И. Юрченко; М-во образования и науки, НПУ им. М.П. Драгоманова. Ин-т высш. образования АПН. - М., 2003. - 267 с.
7. Пинаева С.Е . Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С.Е. Пинаева, Н.В . Андреев // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 3-10
8. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 318 с.
9. Пути повышения эффективности учебной деятельности студентов // Научные записки. - Выпуск 27. - М., 2006. - С. 329-335.
10. Радула В.В. Социально-профессиональное становление личности: монография / В.В. Радула; под ред. В.В. Радула. - Кировоград: Имекс ЛТД, 2002. - 263 с.
11. Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.146.
12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
14. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. - М.: Владос, 2003. - 254 с.
15. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов. / Н.В. Самоукина. - второй изд. - СПб .: Питер, 2003. - 244 с.
16. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г.Б. Скок. - М.: Прогресс, 2007. - 315 с. - ISBN 5-01-870634-3
17. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.
18. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Искусство, 2007. - 580 с. - ISBN 5-210-46803-4
19. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.
20. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 511 с.
21. Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] / Э. Стоунс. - М.: РИОР, 2008. - 217 с. - ISBN 5-0963-4374-5
22. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] Н.Ф. Талызина. - М.: Инфра-М, 2007. - 288 с. - ISBN 5-16-861074-4
24. Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 240 с.
25. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст] / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 2008. - ISBN 5-09-174067-4
26. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
27. Хрестоматия по курсу педагогической психологии [Текст]. - Вологда, 2009. - 740 с. - ISBN 5-967-10460-7
28. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
29. Якунин, В.А. Педагогическая психология [Текст] / В.А. Якунин. - СПб.: Образование, 2008. - 639 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Формирования личности человека продолжается всю жизнь, однако период обучения в высшем учебном заведении играет особую роль в этом процессе. Именно в это время у студентов закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми они войдут в новую сферу деятельности, где будет их дальнейшее развитие как личности. Поэтому вопрос личностного становления студентов в аспекте их профессиональной и учебной деятельности постоянно находится в центре внимания учебно-образовательного процесса. Приоритетом такого образовательного процесса является гармонизация развития студента и как личности, и как специалиста.
Современная отечественная психология имеет в своем арсенале значительное количество работ, посвященных различным аспектам личностного развития студентов во взаимосвязи с их профессией. В контексте специфики учебного возраста как важнейшей стадии развития личности эту проблему рассматривали Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, М.Д. Дворяшин, Н.М. Пейсахов, Н.А. Степанова. Выяснению сущности, этапов и детерминирующих факторов становления личности посвятили свои исследования К.А. Абульханова-Славская, М.В. Бодров, Е.А. Климов, А.К. Маркова. Определением роли и места способностей, интересов, мотивов и личностных черт в формировании профессионально важных качеств занимались Э.Ф. Зеер, В.Т. Кудрявцев, Б.Ф. Ломов и др. Несмотря на достаточно основательные результаты исследований о влиянии личностных характеристик студентов на уровень их учебной деятельности, проблема анализа влияния индивидуально-психологических качеств студентов на учебный процесс, и в частности на успешность обучения, еще не стала отработанной и научно обоснованной системой.
Изучая успеваемость студентов и факторы, которые на нее влияют, мы руководствовались тем, что успешность студента опосредованная, прежде всего, его деятельностью (деятельностный подход). Структура деятельности в значительной мере определяет процесс взаимодействия студента с коллективом, удовлетворенность системой взаимоотношений и влияет на мотивационную сферу. Студента формирует не только предметная деятельность, но и общение, которое возникает в процессе ее осуществления. через общение реализуется рациональное и эмоциональное взаимовлияние коллектива и студента, происходит передача образа жизни от группы к личности, достигается их взаимодействие, что в свою очередь влияет на успешность обучения. Успешность обучения обусловлена как внешними, так и внутренними факторами, которые взаимодействуют между собой. Поэтому анализ факторов успеваемости студента в обучении охватывает как социально-психологические явления в семье и коллективе, так и саму личность с ее характеристиками.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически исследовать психологические факторы, влияющие на процесс обучения студентов.
Объект исследования: процесс обучения студентов.
Предмет исследования: внешние и внутренние факторы, влияющие на процесс обучения студентов.
Гипотеза исследования: предположительно к внешним факторам, влияющими на процесс обучения относятся: особенности коллектива и система воспитания, отношения с друзьями, с противоположным полом, с братьями и сестрами; к внутренним факторам – относятся характеристики студента как субъекта учебного процесса.
Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически изучить основные подходы к изучению психологических факторов, влияющих на процесс обучения в психолого-педагогической литературе.
2. Эмпирически исследовать психологические факторы, влияющие на процесс обучения студентов.
Для реализации поставленных задач и подтверждения гипотез использовался комплекс методов исследования.
Метод теоретического уровня (теоретический анализ научной литературы; сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ
по проблеме).
Методы эмпирического уровня – диагностические методы. Согласно поставленным целям и задачам исследования нами использовались следующие методики: Методика «Индекс жизненного стиля». Тест типа восприятия. Диагностика доминирующей перцептивной составляющей модальности С. Ефремцева. Методика «Объем внимания» (по Шульте). Методика изучения объема памяти. Социометрия Дж. Морено.
В ходе исследования нами были использованы методы статистической обработки: оценка нормальности распределения данных с применением критерия асимметрии–эксцесса, критерий Спирмена.
Интерпретационные методы.
Эмпирическая база исследования: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Описание выборки: выборку составили восемьдесят студентов 3-5 курсов, из них 45 девушек, 35 юношей. Группа исследуемых была разделена на две подгруппы по следующим показателям: высокий уровень: средний балл успеваемости - 4,15-5,0 баллов; низкий уровень: средний балл успеваемости - менее 4,15 баллов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 6
1.1. Факторы, влияющие на процесс обучения 6
1.2. Факторы стимулирования студентов к учебной деятельности 11
Выводы по главе 17
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ 18
2.1. Организация и процедура исследования 18
2.2. Методы и методики исследования 18
2.3. Результаты исследования 20
Выводы по главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-
педагогический университет»
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра психологии образования и профессионального развития
К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:
Заведующий кафедрой ППР
______________Д.П. Заводчиков
«___»_____________2021 г.
Курсовая работа по дисциплине:
«Психология обучения и воспитания»
На тему: «Психологические факторы, влияющие на процесс обучения»
1. Абульханова-Славская К.А. . Стратегия жизни / К.А. . Абульханова-Славская. - М .: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Балобанова Л.М. Категория нормы в психологии студенче- ского возраста (теоретико-методологический аспект) / Л.Н. Балобанова. - Харьков: Консум, 1999. - 240 c.
3. Варий М.И. Общая психология: учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей / М.И. Варий. - Львов: землю, 2005. - 748 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессии: учебное пособие для сту- дентов высших учебных заведений / Э.Ф. Зеер. - М .: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 354 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала: избр. психол. тр. / Е.А. Климов; гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - М .; Воронеж: Ин-т практич. психологии; Модекс, 1996. - 400 с.
6. Мороз О.Г. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для молодых преподавателей, аспирантов и будущих мастеров / О. Мороз, А.С. Поделки, В.И. Юрченко; М-во образования и науки, НПУ им. М.П. Драгоманова. Ин-т высш. образования АПН. - М., 2003. - 267 с.
7. Пинаева С.Е . Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С.Е. Пинаева, Н.В . Андреев // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 3-10
8. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 318 с.
9. Пути повышения эффективности учебной деятельности студентов // Научные записки. - Выпуск 27. - М., 2006. - С. 329-335.
10. Радула В.В. Социально-профессиональное становление личности: монография / В.В. Радула; под ред. В.В. Радула. - Кировоград: Имекс ЛТД, 2002. - 263 с.
11. Реан А.А. Педагогическая психология: научно-психологические основы практики образования (Рецензия на книгу И.А. Зимней "Педагогическая психология") // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С.146.
12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
14. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. - М.: Владос, 2003. - 254 с.
15. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов. / Н.В. Самоукина. - второй изд. - СПб .: Питер, 2003. - 244 с.
16. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность [Текст] / Г.Б. Скок. - М.: Прогресс, 2007. - 315 с. - ISBN 5-01-870634-3
17. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 477 с.
18. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Искусство, 2007. - 580 с. - ISBN 5-210-46803-4
19. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.
20. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 511 с.
21. Стоунс, Э. Психопедагогика [Текст] / Э. Стоунс. - М.: РИОР, 2008. - 217 с. - ISBN 5-0963-4374-5
22. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] Н.Ф. Талызина. - М.: Инфра-М, 2007. - 288 с. - ISBN 5-16-861074-4
24. Титов В.А. Психология и педагогика: Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. - 240 с.
25. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога [Текст] / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 2008. - ISBN 5-09-174067-4
26. Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
27. Хрестоматия по курсу педагогической психологии [Текст]. - Вологда, 2009. - 740 с. - ISBN 5-967-10460-7
28. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
29. Якунин, В.А. Педагогическая психология [Текст] / В.А. Якунин. - СПб.: Образование, 2008. - 639 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
300 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149279 Курсовых работ — поможем найти подходящую