.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение 3
1. Ошибки в речи детей 5
1.1 Грамматические ошибки в письменной и устной речи школьников 5
1.2 Типология морфологических ошибок 7
2. Пропедевтическая работа по предупреждению морфологических ошибок в речи учащихся 10
2.1. Причины возникновения грамматических ошибок 10
2.2 Система упражнений, направленных на предупреждение морфологических ошибок 12
2.3. Пути предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок 18
Заключение 23
Список литературы 25
1.1 Грамматические ошибки в письменной и устной речи школьников
Важнейшая задача обучения русскому языку - развитие связной речи и речевой культуры учащихся. У этой задачи широкое социальное значение: грамотная речь обеспечивает успешностьчеловеку на протяжении всей его жизни, начиная от школьника и заканчивая преклонным возрастом. Владение правильной речью предполагает активное участие человека в разных сферах общения, что очень важно для успешного формирования социально активной личности.
Однако в последние годы наблюдается резкое падение уровня речевой культуры в стране. И как следствие - низкий уровень речевой культуры учащихся. Школьники не умеют говорить и писать грамотно, в соответствии с нормами русского языка. Среди них все меньше тех, кто свободно владеет речью как средством познания окружающей действительности и кто способен в дальнейшем к результативному продолжению обучения в высших учебных заведениях, к самостоятельной общественной деятельности.
...
1.2 Типология морфологических ошибок
Т.Г. Егоров - один из первых отечественных исследователей речевых ошибок - писал: «Анализ ошибок вводит нас в лабораторию деятельности человека, помогает вскрыть движущиеся силы процесса ее формирования»... «Надо знать механизм ошибки, тогда будет понятна и роль субъективного намерения в процессе предотвращения или углубления ошибки».2
морфологические ошибки
ошибки в образовании форм имени существительного
нет помидор, яблоков, чулков, носок, солдатов (помидоров, яблок, чулок, носков, солдат);
сёлы (сёла), докторы (доктора);
сколько время(времени);
Мальчик был в зимнем пальте (пальто).
Съел пирожок с повидлой(повидлом).
В зале не осталось свободных местов (мест).
ошибки в образовании форм имени прилагательного
скажи более точнее (более точно или точнее);
Около нашего дома рос самый высочайший (самый высокий или высочайший) дуб в округе.
...
2.1. Причины возникновения грамматических ошибок
Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей.
Главной причиной является «давление языковой системы». Для того, чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык – речь», «система – норма». «Язык понимают, как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия. Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение в совокупности речевых актов». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует.
«Однако язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык)»3. Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка.
...
2.2 Система упражнений, направленных на предупреждение морфологических ошибок
Анализ допущенных в письменных работах морфологических ошибок показывает их большое количество, что доказывает необходимость разработки системы работы по их предупреждению. Предупреждение морфологических ошибок - это своевременное и регулярное акцентирование внимания учащихся на правильном использовании форм слов, при употреблении которых в речи чаще всего нарушаются литературные нормы.
Исследование речевых ошибок учащихся имеет большое значение, так как может помочь в подборе и содержании учебного материала, который позволит разработать эффективную систему работы по предупреждению ошибок в письменной и устной речи учащихся на уроках русского языка. Так, становится очевидным, что школьники одинаково часто ошибаются в образовании форм и существительных, и прилагательных, и местоимений. А в формах числительных вообще ошибается огромное количество народа.
...
2.3. Пути предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок
И как же нужно организовать работу учителя, чтобы грамматических ошибок стало меньше?!
Думаю, многие согласятся с профессором Н.С. Рождественским, который пишет по этому поводу: «Предупреждение ошибок и упорная непримиримая борьба с ними учителя и учащихся являются основными средствами предупреждения неуспеваемости и отставания по русскому языку. Отсутствие предупреждения ошибок и борьбы с ними часто является причиной постепенного увеличения их и неуклонного перехода слабо успевающих учащихся в разряд неуспевающих. Преодолеть отставание по русскому языку гораздо труднее, чем предупредить его»6.
«Основное правило, - пишет Н.С. Поздняков, - не допускать учеников до ошибок. Учителю, хорошо знающему свой класс, нетрудно предвидеть, кто из учеников и в каком случае может написать неправильно, и, следовательно, знать, когда, кого и в чем надо предупредит от ошибок».
...
Заключение
В последние годы наблюдается резкое падение уровня речевой культуры учащихся. Школьники не умеют говорить и писать грамотно, в соответствии с нормами русского языка. А между тем повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач современной школы, соответствующих требованиям ФГОС.
Современные школьники допускают в своей речи как письменной, так и устной большое количество грамматических ошибок. Особенно часто происходят нарушения в образовании форм слов. То есть нарушаются морфологические нормы русского языка. Действительно, каждый сталкивался с такими, например, случаями, когда из уст не только школьников, но и лиц постарше вылетали слова: «ихних», «у его», «празднование двести пятьдесят лет со дня рождения Пушкина», «не махайте руками» и др. Все это типичные морфологические ошибки, предупреждать которые необходимо на каждом уроке русского языка.
...
1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Издательство КАРО, 2006. С. 131
2. Капинос В. И. О критериях оценки речи и об ошибках грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. ст. / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. М.: Просвещение, 1986. -С. 78-88.
3. Козловская Н.В., Сергеева Е.В. Экзаменационное сочинение: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. СПб.: Паритет, 2000. - 160 с.
4. Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе: ИР, 1990.-240 с.
5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Особенности языка ученических изложений. М.: Просвещение, 1965. - 167 с.
6. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 288 с.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. - 272 с.
8. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся: В 2-х вып. М., 1978. -Вып. 1.-82 с.
9. Онипенко Н.А. К вопросу о школьной классификации ошибок // РЯШ. -1987.-№6.-С. 28-31.
10. Орлов В.М. Основные требования к работе учителя по развитию речи учащихся на уроках грамматики // Развитие речи в процессе обучения в средней школе / Под ред. В.В. Голубкова и Э.И. Моносзона. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.-С. 152-168.
11. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. М.: Книга, 1989. - 320 с.
12. Русский язык: Пособие по подготовке к единому государственному экзамену. — СПб.: Изд-во «Тригон», 2004. 168 с.
13. Ситникова Е.В. Языковые ошибки в сочинениях // Русская речь.2003.-№2.-С. 115-121.
14. Цейтлин С.Н. Детские речевые ошибки в области глагольного формообразования // РЯШ. 1979. - № 1. - С. 30 - 31.
15. Чешко Л.А. Русский язык: Учеб.пособие для подготов. отд. негуманит. ' фак. вузов. М.: Высш. школа, 1981. - 261 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение 3
1. Ошибки в речи детей 5
1.1 Грамматические ошибки в письменной и устной речи школьников 5
1.2 Типология морфологических ошибок 7
2. Пропедевтическая работа по предупреждению морфологических ошибок в речи учащихся 10
2.1. Причины возникновения грамматических ошибок 10
2.2 Система упражнений, направленных на предупреждение морфологических ошибок 12
2.3. Пути предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок 18
Заключение 23
Список литературы 25
1.1 Грамматические ошибки в письменной и устной речи школьников
Важнейшая задача обучения русскому языку - развитие связной речи и речевой культуры учащихся. У этой задачи широкое социальное значение: грамотная речь обеспечивает успешностьчеловеку на протяжении всей его жизни, начиная от школьника и заканчивая преклонным возрастом. Владение правильной речью предполагает активное участие человека в разных сферах общения, что очень важно для успешного формирования социально активной личности.
Однако в последние годы наблюдается резкое падение уровня речевой культуры в стране. И как следствие - низкий уровень речевой культуры учащихся. Школьники не умеют говорить и писать грамотно, в соответствии с нормами русского языка. Среди них все меньше тех, кто свободно владеет речью как средством познания окружающей действительности и кто способен в дальнейшем к результативному продолжению обучения в высших учебных заведениях, к самостоятельной общественной деятельности.
...
1.2 Типология морфологических ошибок
Т.Г. Егоров - один из первых отечественных исследователей речевых ошибок - писал: «Анализ ошибок вводит нас в лабораторию деятельности человека, помогает вскрыть движущиеся силы процесса ее формирования»... «Надо знать механизм ошибки, тогда будет понятна и роль субъективного намерения в процессе предотвращения или углубления ошибки».2
морфологические ошибки
ошибки в образовании форм имени существительного
нет помидор, яблоков, чулков, носок, солдатов (помидоров, яблок, чулок, носков, солдат);
сёлы (сёла), докторы (доктора);
сколько время(времени);
Мальчик был в зимнем пальте (пальто).
Съел пирожок с повидлой(повидлом).
В зале не осталось свободных местов (мест).
ошибки в образовании форм имени прилагательного
скажи более точнее (более точно или точнее);
Около нашего дома рос самый высочайший (самый высокий или высочайший) дуб в округе.
...
2.1. Причины возникновения грамматических ошибок
Цейтлин С. Н. выделяет три основные причины нарушений языковых норм в речи детей.
Главной причиной является «давление языковой системы». Для того, чтобы оценить воздействие этого фактора на речь детей, необходимо рассмотреть, как вообще происходит овладение речью, обратившись к противопоставлениям «язык – речь», «система – норма». «Язык понимают, как абстрактную сущность, недоступную для непосредственного восприятия. Речь представляет собой реализацию языка, его конкретное воплощение в совокупности речевых актов». Нельзя овладеть речью, не постигая языка, как особого рода устройства, ее порождающего. Ребенок вынужден добывать язык из речи, т. к. другого пути овладения языком не существует.
«Однако язык, добываемый детьми из речи (детский язык), не вполне адекватен тому языку, который управляет речевой деятельностью взрослых людей (нормативный язык)»3. Детский язык представляет собой обобщенный и упрощенный вариант нормативного языка.
...
2.2 Система упражнений, направленных на предупреждение морфологических ошибок
Анализ допущенных в письменных работах морфологических ошибок показывает их большое количество, что доказывает необходимость разработки системы работы по их предупреждению. Предупреждение морфологических ошибок - это своевременное и регулярное акцентирование внимания учащихся на правильном использовании форм слов, при употреблении которых в речи чаще всего нарушаются литературные нормы.
Исследование речевых ошибок учащихся имеет большое значение, так как может помочь в подборе и содержании учебного материала, который позволит разработать эффективную систему работы по предупреждению ошибок в письменной и устной речи учащихся на уроках русского языка. Так, становится очевидным, что школьники одинаково часто ошибаются в образовании форм и существительных, и прилагательных, и местоимений. А в формах числительных вообще ошибается огромное количество народа.
...
2.3. Пути предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок
И как же нужно организовать работу учителя, чтобы грамматических ошибок стало меньше?!
Думаю, многие согласятся с профессором Н.С. Рождественским, который пишет по этому поводу: «Предупреждение ошибок и упорная непримиримая борьба с ними учителя и учащихся являются основными средствами предупреждения неуспеваемости и отставания по русскому языку. Отсутствие предупреждения ошибок и борьбы с ними часто является причиной постепенного увеличения их и неуклонного перехода слабо успевающих учащихся в разряд неуспевающих. Преодолеть отставание по русскому языку гораздо труднее, чем предупредить его»6.
«Основное правило, - пишет Н.С. Поздняков, - не допускать учеников до ошибок. Учителю, хорошо знающему свой класс, нетрудно предвидеть, кто из учеников и в каком случае может написать неправильно, и, следовательно, знать, когда, кого и в чем надо предупредит от ошибок».
...
Заключение
В последние годы наблюдается резкое падение уровня речевой культуры учащихся. Школьники не умеют говорить и писать грамотно, в соответствии с нормами русского языка. А между тем повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач современной школы, соответствующих требованиям ФГОС.
Современные школьники допускают в своей речи как письменной, так и устной большое количество грамматических ошибок. Особенно часто происходят нарушения в образовании форм слов. То есть нарушаются морфологические нормы русского языка. Действительно, каждый сталкивался с такими, например, случаями, когда из уст не только школьников, но и лиц постарше вылетали слова: «ихних», «у его», «празднование двести пятьдесят лет со дня рождения Пушкина», «не махайте руками» и др. Все это типичные морфологические ошибки, предупреждать которые необходимо на каждом уроке русского языка.
...
1. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Издательство КАРО, 2006. С. 131
2. Капинос В. И. О критериях оценки речи и об ошибках грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. ст. / Сост. В. И. Капинос, Т. А. Костяева. М.: Просвещение, 1986. -С. 78-88.
3. Козловская Н.В., Сергеева Е.В. Экзаменационное сочинение: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. СПб.: Паритет, 2000. - 160 с.
4. Красиков Ю.В. Алгоритмы порождения речи. Орджоникидзе: ИР, 1990.-240 с.
5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Особенности языка ученических изложений. М.: Просвещение, 1965. - 167 с.
6. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 288 с.
7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. - 272 с.
8. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся: В 2-х вып. М., 1978. -Вып. 1.-82 с.
9. Онипенко Н.А. К вопросу о школьной классификации ошибок // РЯШ. -1987.-№6.-С. 28-31.
10. Орлов В.М. Основные требования к работе учителя по развитию речи учащихся на уроках грамматики // Развитие речи в процессе обучения в средней школе / Под ред. В.В. Голубкова и Э.И. Моносзона. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.-С. 152-168.
11. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. М.: Книга, 1989. - 320 с.
12. Русский язык: Пособие по подготовке к единому государственному экзамену. — СПб.: Изд-во «Тригон», 2004. 168 с.
13. Ситникова Е.В. Языковые ошибки в сочинениях // Русская речь.2003.-№2.-С. 115-121.
14. Цейтлин С.Н. Детские речевые ошибки в области глагольного формообразования // РЯШ. 1979. - № 1. - С. 30 - 31.
15. Чешко Л.А. Русский язык: Учеб.пособие для подготов. отд. негуманит. ' фак. вузов. М.: Высш. школа, 1981. - 261 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
3 раза | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
300 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149278 Курсовых работ — поможем найти подходящую