Автор24

Информация о работе

Подробнее о работе

Страница работы

Современная учебная лексикография и методика работы со словарями в школе

  • 25 страниц
  • 2021 год
  • 1 просмотр
  • 1 покупка
Автор работы

Servis

Коллектив опытных Авторов. Профессиональная деятельность с 2008 г.

350 ₽

Работа будет доступна в твоём личном кабинете после покупки

Гарантия сервиса Автор24

Уникальность не ниже 50%

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Среди школьных предметов для целей обогащения словарного запаса особая роль принадлежит русскому языку. Одной из его задач является целе-направленное количественно-качественное совершенствование словарного запаса детей, обучение их умению пользоваться личным словарным запасом. В этом отношении одним из наиболее важных разделов школьного курса русского языка является лексикография. Формирование навыков работы со словарями является необходимым условием успешного обучения родному языку и развития интеллекта ребенка. Именно поэтому учитель должен знать методику работы со словарями различных типов, уметь формировать у учащихся навыки работы со словарями, чтобы полученные ими знания соответствовали требованиям ФГОС.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Сущность современной учебной лексикографии 5
1.2 Основные принципы лексикографирования и специфика реализации методов лексикографии в школьной программе 7
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ В ШКОЛЕ 10
2.1 Типология словарей и проблемы формирования умения пользоваться словарями в современной методической науке 10
2.3 Формирование у школьников умения работать со словарем 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Объект исследования: учебная лексикография как часть общего курса русского языка в школе.
Предмет исследования: методика работы со словарями в школе.
Цель исследования: изучение специфики учебной лексикографии и определение методических путей формирования навыков работы со словарями в школе.
Задачи исследования:
 изучить теоретические основы, сущность современной лексикографии;
 выявить специфику реализации учебной лексикографии в школьной программе;
 охарактеризовать словари и проблему работы с ними в учебной деятельности;
 определить теоретические основы методики работы со словарями в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова И.А. Лексикографическая компетенция в структуре лингвистического образования / И.А. Абрамова // Вестник социально-гуманного образования и науки. – 2011. – №1. – С. 82-86.
2. Абрамова И.А. Лексикографическая компетенция школьника в контексте современного образования: статья в сборнике / И.А. Абрамова, М.Л. Кусова // Вопросы современной науки и практики. – 2011. – С. 106-111.
3. Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово. Проблемы функциональной лексикологии: монография / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 341 с.
4. Апажев М.Л. Лексикография: теория и практика / М.Л. Апажев. – Нальчик, 2005. – 384 с.
5. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. В 2 томах. Том 1. Парадигматика / Ю.Д. Апресян. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 114 с.
6. Введенская Л.А. Русская лексикография: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Ростов-на-Дону; МарТ, 2007. – 347 с.
7. Герд А.С. Прикладная лингвистика / А.С. Герд. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 268 с.
8. Гуркова И.В. Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы / И.В. Гуркова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – №5. – С. 38-43.
9. Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. Изд.2 / П.Н. Денисов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2002. – 256 с.
10. Дубичинский В.В Основы типологизации словарей русского языка / В.В. Дубичинский // Слово и словарь = Vocabulum et Vocabularium.: Сб. науч. тр. по лексикографии. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С. 7-9.
11. Дубичинский В.В. Лексикография русского языка: учеб. пособие / В.В. Дубичинский. – М.: Наука: Флинта, 2008. – 432 с.
12. Дубичинский В.В. Лексикология и лексикография русского языка: учебное пособие для испаноговорящих студентов / В.В. Дубичинский, Т.Н. Шайхиева. – Гранада, 2007.
13. Ивашко Л.А. Лексикография русского языка: хрестоматия и учебные задания / сост. Л.А. Ивашко, И.С. Лутовинова, Д.М. Поцепня и др. / Учебно-методический комплекс по курсу Лексикография русского языка. − СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. − 432 с.
14. Иорданская Л.Н. Смысл и сочетаемость в словаре: монография / Л.Н. Иорданская, И.А. Мельчук. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 672 с.
15. Историко-культурный аспект лексикографического описания русского языка / под ред. Г.А. Богатовой. – М.: Институт русского языка РАН, 1995. – 248 с.
16. Касарес Х. Введение в современную лексикографию / Х. Касарес. – М.: Издательство иностранной литературы, 2009. – 356 c.
17. Козырев В.А. Русская лексикография / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.
18. Лаврова Н.М. Методическая подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников общеучебного умения пользоваться лингвистическими словарями: дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Лаврова. − Москва, 2005. − 319 с.
19. Леденева В.В. Лексикография современного русского языка: монография / В.В. Леденева. – М.: Высшая школа, 2008. – 648 с.
20. Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе: учебное пособие / Ф.М. Литвинко. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 448 с.
21. Методика русского языка: учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Е.А. Бариновой. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
22. Морковин В.В. Комплексный учебный словарь. Лексическая основа русского языка / В.В. Морковин. – М.: АСТ, 2004. – 880 с.
23. Отечественные лексикографы XVIII–XX века / под ред. Г.А. Богатовой; – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Русская панорама, 2011. – 640 с.
24. Пикалова Н.П. Формирование у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями разных типов: дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Пикалова. − Санкт-Петербург, 2000. − 273 с.
25. Пронкина Н.П. Современная учебная лексикография: статья в сборнике статей / Н.П. Пронкина // Профессиональная коммуникация и мультикомпетентность. – 2015. – С. 134-139.
26. Рождественская Р.Л. Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования информационной культуры школьников / Р.Л. Рождественская // Начальная школа. − 2017. − №4. − С. 43-45.
27. Серебренникова Ю.А. Формирование языковой и лингвистической компетенций на уроках русского языка / Ю.А. Серебренникова, В.А. Амусина // Начальная школа. − 2016. − №6. − С. 29-31.
28. Сороколетов Ф.П. История русской лексикографии / Ф.П. Сороколетов. – М.: Наука, 2001. – 499 с.
29. Хаустова Ю. Русская лексикография: прошлое, настоящее, будущее / Ю. Хаустова // Народное образование. – 2001. – №2. – С. 70-75.
30. Шимчук Э.Г. Русская лексикография / Э.Г. Шимчук. – М.: Академия, 2009. – 336 с.

Форма заказа новой работы

Не подошла эта работа?

Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

Оставляя свои контактные данные и нажимая «Заказать Курсовую работу», я соглашаюсь пройти процедуру регистрации на Платформе, принимаю условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности в целях заключения соглашения.

Фрагменты работ

ВВЕДЕНИЕ
Среди школьных предметов для целей обогащения словарного запаса особая роль принадлежит русскому языку. Одной из его задач является целе-направленное количественно-качественное совершенствование словарного запаса детей, обучение их умению пользоваться личным словарным запасом. В этом отношении одним из наиболее важных разделов школьного курса русского языка является лексикография. Формирование навыков работы со словарями является необходимым условием успешного обучения родному языку и развития интеллекта ребенка. Именно поэтому учитель должен знать методику работы со словарями различных типов, уметь формировать у учащихся навыки работы со словарями, чтобы полученные ими знания соответствовали требованиям ФГОС.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1 Сущность современной учебной лексикографии 5
1.2 Основные принципы лексикографирования и специфика реализации методов лексикографии в школьной программе 7
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ В ШКОЛЕ 10
2.1 Типология словарей и проблемы формирования умения пользоваться словарями в современной методической науке 10
2.3 Формирование у школьников умения работать со словарем 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Объект исследования: учебная лексикография как часть общего курса русского языка в школе.
Предмет исследования: методика работы со словарями в школе.
Цель исследования: изучение специфики учебной лексикографии и определение методических путей формирования навыков работы со словарями в школе.
Задачи исследования:
 изучить теоретические основы, сущность современной лексикографии;
 выявить специфику реализации учебной лексикографии в школьной программе;
 охарактеризовать словари и проблему работы с ними в учебной деятельности;
 определить теоретические основы методики работы со словарями в школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова И.А. Лексикографическая компетенция в структуре лингвистического образования / И.А. Абрамова // Вестник социально-гуманного образования и науки. – 2011. – №1. – С. 82-86.
2. Абрамова И.А. Лексикографическая компетенция школьника в контексте современного образования: статья в сборнике / И.А. Абрамова, М.Л. Кусова // Вопросы современной науки и практики. – 2011. – С. 106-111.
3. Алефиренко Н.Ф. «Живое» слово. Проблемы функциональной лексикологии: монография / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 341 с.
4. Апажев М.Л. Лексикография: теория и практика / М.Л. Апажев. – Нальчик, 2005. – 384 с.
5. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии. В 2 томах. Том 1. Парадигматика / Ю.Д. Апресян. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 114 с.
6. Введенская Л.А. Русская лексикография: учебное пособие / Л.А. Введенская. – М.: Ростов-на-Дону; МарТ, 2007. – 347 с.
7. Герд А.С. Прикладная лингвистика / А.С. Герд. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 268 с.
8. Гуркова И.В. Методика работы со словарями как фактор формирования профессиональных компетенций учителя начальной школы / И.В. Гуркова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – №5. – С. 38-43.
9. Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. Изд.2 / П.Н. Денисов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2002. – 256 с.
10. Дубичинский В.В Основы типологизации словарей русского языка / В.В. Дубичинский // Слово и словарь = Vocabulum et Vocabularium.: Сб. науч. тр. по лексикографии. – Гродно: ГрГУ, 2005. – С. 7-9.
11. Дубичинский В.В. Лексикография русского языка: учеб. пособие / В.В. Дубичинский. – М.: Наука: Флинта, 2008. – 432 с.
12. Дубичинский В.В. Лексикология и лексикография русского языка: учебное пособие для испаноговорящих студентов / В.В. Дубичинский, Т.Н. Шайхиева. – Гранада, 2007.
13. Ивашко Л.А. Лексикография русского языка: хрестоматия и учебные задания / сост. Л.А. Ивашко, И.С. Лутовинова, Д.М. Поцепня и др. / Учебно-методический комплекс по курсу Лексикография русского языка. − СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. − 432 с.
14. Иорданская Л.Н. Смысл и сочетаемость в словаре: монография / Л.Н. Иорданская, И.А. Мельчук. – М.: Языки славянских культур, 2007. – 672 с.
15. Историко-культурный аспект лексикографического описания русского языка / под ред. Г.А. Богатовой. – М.: Институт русского языка РАН, 1995. – 248 с.
16. Касарес Х. Введение в современную лексикографию / Х. Касарес. – М.: Издательство иностранной литературы, 2009. – 356 c.
17. Козырев В.А. Русская лексикография / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.
18. Лаврова Н.М. Методическая подготовка учителя начальных классов к формированию у младших школьников общеучебного умения пользоваться лингвистическими словарями: дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Лаврова. − Москва, 2005. − 319 с.
19. Леденева В.В. Лексикография современного русского языка: монография / В.В. Леденева. – М.: Высшая школа, 2008. – 648 с.
20. Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе: учебное пособие / Ф.М. Литвинко. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 448 с.
21. Методика русского языка: учеб. пособие для фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Е.А. Бариновой. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
22. Морковин В.В. Комплексный учебный словарь. Лексическая основа русского языка / В.В. Морковин. – М.: АСТ, 2004. – 880 с.
23. Отечественные лексикографы XVIII–XX века / под ред. Г.А. Богатовой; – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Русская панорама, 2011. – 640 с.
24. Пикалова Н.П. Формирование у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями разных типов: дис. ... канд. пед. наук / Н.П. Пикалова. − Санкт-Петербург, 2000. − 273 с.
25. Пронкина Н.П. Современная учебная лексикография: статья в сборнике статей / Н.П. Пронкина // Профессиональная коммуникация и мультикомпетентность. – 2015. – С. 134-139.
26. Рождественская Р.Л. Работа со словарями на уроках русского языка как средство формирования информационной культуры школьников / Р.Л. Рождественская // Начальная школа. − 2017. − №4. − С. 43-45.
27. Серебренникова Ю.А. Формирование языковой и лингвистической компетенций на уроках русского языка / Ю.А. Серебренникова, В.А. Амусина // Начальная школа. − 2016. − №6. − С. 29-31.
28. Сороколетов Ф.П. История русской лексикографии / Ф.П. Сороколетов. – М.: Наука, 2001. – 499 с.
29. Хаустова Ю. Русская лексикография: прошлое, настоящее, будущее / Ю. Хаустова // Народное образование. – 2001. – №2. – С. 70-75.
30. Шимчук Э.Г. Русская лексикография / Э.Г. Шимчук. – М.: Академия, 2009. – 336 с.

Купить эту работу

Современная учебная лексикография и методика работы со словарями в школе

350 ₽

или заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 500 ₽

Гарантии Автор24

Изображения работ

Страница работы
Страница работы
Страница работы

Понравилась эта работа?

или

21 сентября 2023 заказчик разместил работу

Выбранный эксперт:

Автор работы
Servis
4.5
Коллектив опытных Авторов. Профессиональная деятельность с 2008 г.
Купить эту работу vs Заказать новую
1 раз Куплено Выполняется индивидуально
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что уровень оригинальности работы составляет не менее 40%
Уникальность Выполняется индивидуально
Сразу в личном кабинете Доступность Срок 1—6 дней
350 ₽ Цена от 500 ₽

5 Похожих работ

Курсовая работа

Отражение методологических подходов к морфологии в учебниках по русскому языку

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Концепт мера в русском языке

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
390 ₽
Курсовая работа

Компьютерный анализ характеристик автора текста

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
500 ₽
Курсовая работа

Язык и культура

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽
Курсовая работа

Языковая личность

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
350 ₽

Отзывы студентов

Отзыв user10429 об авторе Servis 2016-06-08
Курсовая работа

.

Общая оценка 5
Отзыв Пална22 об авторе Servis 2017-06-01
Курсовая работа

АВТОРА РЕКОМЕНДУЮ!! ВСЕГДА НА СВЯЗИ. УЧИТЫВАЕТ ВСЕ ПОЖЕЛАНИЯ!

Общая оценка 5
Отзыв Алексей Михайлов об авторе Servis 2017-03-21
Курсовая работа

Спасибо! Все супер. Буду рад Вашей помощи в дальнейшем!

Общая оценка 5
Отзыв Алиса Алиса об авторе Servis 2016-10-06
Курсовая работа

Спасибо огромное!

Общая оценка 5

другие учебные работы по предмету

Готовая работа

Роль программированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2000 ₽
Готовая работа

Особенности изучения антонимов в 3 классе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
4000 ₽
Готовая работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНО-БЛОЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В V КЛАССЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ЛЕКСИКЕ И ФРАЗЕОЛОГИИ В 10-11 КЛАССАХ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
1000 ₽
Готовая работа

Метафора в политическом дискурсе

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Повышение эффективности обучения русскому языку в результате использования развивающих технологий

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

Развитие письменной речи младших школьников через словарную работу на уроках русского языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
270 ₽
Готовая работа

Дипломная работа. Роль ораторского искусства в дипломатии

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.В. ГОГОЛЯ)

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
2500 ₽
Готовая работа

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
3000 ₽
Готовая работа

Явления синкретизма в публицистическом стиле русского литературного языка

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
750 ₽
Готовая работа

КОМБИНИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Уникальность: от 40%
Доступность: сразу
275 ₽