Работа выполнена на "отлично", в соответствии с требованиями. Автор регулярно находилась на связи, откликалась на просьбы и замечания по курсовой на протяжении всего хода работы. В целом, рекомендую автора! И спасибо ещё раз!
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Введение
В данной курсовой работе рассматривается тема, посещенная изучению языковых особенностей, которые наблюдаются при составлении репортажа из материала газеты «Спорт уик-энд». При исследовании данной газеты в качестве объекта изучения были выбраны репортажи, в которых спортивные комментаторы рассказывают что нового происходит в мире. Репортажи спортивных комментаторов были записаны Геннадием Сергеевичем Орловым. Он является одним из самых знаменитых спортивных репортеров и журналистов на современном телевидении.
Карьера Геннадия Сергеевича Орлова:
с 19 апреля 2010 года — ведет спортивную программу « Футбольная столица» ( НТВ — Петербург);
с 2010 года стал работать в роли комментатора всех матчей петербурского клуба на «НТВ-Плюс» и «НТВ» - футбольные клубы «Зенит» и ОАО «Газпром». Становится спортивным репортером и журналистом в газете обозреватель «Спорт уик-энд». Используя данную газету, мы рассмотрим языковые особенности проведения репортажа.
Актуальность работы: провести процесс изучения и понять, какие есть особенности репортажа, использование стилистических и речевых навыков для реализации конкретной коммуникативной установки.
Новизна данной работы заключена в том, что стилистические и речевые особенности проведенного спортивного репортажа изучены не в полной мере и требуют проработки.
Объектом в данном исследовании выступают репортажи Орлова, которые посвящены спортивной тематике.
Цель работы : проведения анализа над стилистическим действием спортивного репортажа.
При достижении поставленной задачи в ходе работы потребовалось:
собрать и изучить литературу по заданной теме;
провести анализ собранного материала;
понять, какие статьи принято относить к репортажу;
провести специфику современного спортивного репортажа;
выяснить особенность языкового спортивного репортажа;
выяснить, что считается спортивным дискурсом;
понять роль иноязычной лексики при составлении спортивного репортажа;
написать определение используемых терминов в спортивном жанре репортажа Орлова Геннадия Сергеевича.
Глава I. Уникальность использования репортажа.
1. Понятие термина «репортаж» и его история зарождения.
1.1. Применение и виды репортажа
При написании статьи в публицистическом жанре чаще стали использовать жанр - репортаж. Данный термин впервые появился в 1 — ой половине 19 века, произошел от латинского слова «reportare», что означает на русский язык «передавать», «сообщать» .
Со слов Колесниченко А. В : « Репортаж, это стиль изложения рассказа со слов очевидца, написанный таким образом, как будто сам читатель находится в это же время рядом и все слышит. Главное при использовании данного жанра — передать эффект присутствия, когда каждый прочитавший ощутит себя на этом же месте, будто слышит, видит также, как и журналист».
Репортаж издается не как обычная статья! В нем заключается вся информация о происходящем событии , чаще всего новость о событии, в небольшом объеме и кратко. Благодаря репортажу человек может пережить событие, которое только что описал журналист в своем труде. Поэтому то, репортаж перестал относиться к новостным жанрам, а стал использоваться как эмоционально публицистический жанр.
При написании репортажа каждый журналист передает увиденное событие так, как он это воспринимает, поэтому, собранная информация не претендует на объективность.
Например, произведем сравнение репортажа и новости, которая написана разными журналистами. Новость, написанная одним журналистом, может быть похожа на новость написанная другим. В них обязательно будет передаваться много общих моментов, которые относятся к данному событию. Но, если сравнить репортажи, хоть и по одному и тому же событию, то у каждого журналиста они будут разными и непохожими! Чем правдивее собранный репортаж, тем он более востребован и интересен среди читающих его людей. Правдивость переданного репортажа прежде всего в искренности журналиста, его стремлении, как можно точнее передать увиденное и прочувственное событие, а не использовать шаблон в своем сознании, под который подгоняется увиденное».
Репортаж — жанр журналистики, который стал использоваться уже давно.
Впервые его стали использовать в виде заметок еще до нашей эры. Так, еще историк Геродот, писал о своих путешествиях рассказы, которые по стилю изложения были похожи на репортаж.
Одна из проявленных особенностей репортажа: умение через рассказ сообщать читателю о том, что читатель сам не сможет разглядеть, а не писать то, что он сам понимает. То есть с помощью репортажа можно предсказать, что может произойти в ближайшем будущем, например, в спорте.
Современные репортеры стараются в своих репортажах передать жизнь разных слоев населения у себя на родине в родной стране. Прочитать это намного интереснее, нежели писать о жизни в разных странах. Данной информации полным полно в интернете.
Преодоление географической дистанции со временем для репортажа стало проще, благодаря средствам связи и различному транспорту. Но, вот, социальная дистанции становится более значимой. Люди больше интересуются тем, как живут в Океании аборигены, чем своими соседями, особенно если эти соседи относятся к элите. Многие репортеры пишут уникальные статьи, которые они создают проникая в тюрьмы, психиатрические клиники, воинские учреждения, туда, куда сам человек попасть не сможет, но очень хочет узнать, какая же там жизнь.
Тертычный А. А. Сообщает, что репортажа зародились, когда начали производить публикации, в которых писали о судебном заседании, проведение парламентских дебатов, собраний и прочих новостей. Такие репортажа стали носить другое имя — отчеты. Репортажа стали называть только российские очерки.
Созданный репортаж руками журналиста в наши дни воспринимается как творение оперативности, актуальности и точности. Через репортаж журналисты открывают познавательные и выразительные стороны сюжета, наглядно и предметно отображая даже самый сложный сюжет в действительности за конкретный промежуток времени.
1.2. Исторические данные зарождения спортивного репортажа.
Благодаря мнению Ким М. Н., теперь можно знать, что репортаж — это один из видов журналистики, который наделен « синтетической природой». В данном стиле написания статьи передаются самые разные художественные стили по изображению.
Но, сам спортивный репортаж отличается от других жанров:
- оперативностью;
- актуальностью;
- достоверностью;
- документальностью;
- наглядностью.
Проявление оперативности проявляется и в других жанрах для написания статей. При написании репортажа данное качество проявляется сиюминутно и быстро, это качество указывает на то, как сильно репортаж взаимосвязан с временным ограничением.
Специфичность в том, что сам автор репортажа делится происходящими событиями и сам не знает какой итог события будет. В этом и есть его непредсказуемость и новизна. Описание в репортаже вносится с помощью информационных элементов:
факты;
подробности;
свидетельства;
подлинные документы;
мнение, оценка, комментарии ( в публицистике);
лирическое отступление и др. варианты.
В каждом репортаже используется свой уникальный авторский замысел, который закладывает журналист через свое отношение к происходящему событию.
Отношение к происходящему событию имеет субьективно — модальную значимость, благодаря которой и проявляется личность автора, мировоззрение, эмоциональное состояние, художественная картина.
Использование трех моделей при создании:
- я видел как...
- я думаю, что...
- они мне сообщили, про...
При написании каждой модели репортажа журналист может использовать разные приемы самовыдиления и самовыражения.
Главная цель репортажа: предоставление правдивой информации — фактов. С помощью них, прочитав статью читатель убеждается в том, что он прочитал достоверную информацию, а событие подлинное.
Автор репортажа не только описывает происходящее событие, но и производит его комментирование, чтобы лучше передать произошедшее.
При написание репортажа используются подробности. С помощью данной черты передаются мельчайшие способности внешности, местности, природы. Подробности используются, чтобы правильно передать фон происходящего события.
Проявление наглядности репортажа:
создание яркого образа картины происходящего, используя запоминающие и яркие детали события;
включение подробностей сюжета;
последовательное изложение происходящего события;
использование портретных и речевых характеристик участника ( участников) репортажа, чтобы быстрее погрузиться в событие;
использование той же психологической и эмоциональной атмосферы происходящего;
использование эффекта «присутствия» на месте события.
Данные элементы воссоздают картину события до мелочей, точно передавая событие в репортаже.
2. Какие есть особенности в спортивном репортаже.
2.1 Использование речевых особенностей при создании спортивного репортажа.
Классификация репортажа используется для того, чтобы читателю лучше было понимать:
цель и задачи, которые использовал журналист при создании статьи;
сохранение тематической значимости любого репортажа;
какие методы были использованы автором, чтобы отобразить действительность происходящего.
Описанные выше позиции делят репортаж на следующие позиции:
аналитический ( проблемный);
познавательный;
событийный.
Событийный.
Использование актуальности и оперативности при написании. Моментально дать отклик на происходящее событие. Продемонстрировав событие в реальном времени. Данный вид репортажа передает чувства и впечатления автора. Автор через репортаж комментирует или оценивает ситуацию, использует рассуждения, свои собственные переживания и эмоции. Используется точность происходящего действия:
указывается место;
время.
В книге « Репортаж : технология жанра», которая была издана Ким М. Н, описывается использование эффекта присутствия. С помощью данного стиля можно охарактеризовать поведение людей, описать внешне предмет или объекты, обрисовать внешнюю обстановку события.
Используя речевые стратегии: мини — диалоги, реплики, мини — диалоги, можно воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым сделав репортаж более реальным.
Иногда, репортер использует другой вид при создании статьи: обращает свое внимание на мотивы и причины происходящего события. Получается создание событийного репортажа. Увиденное событие репортер передает в довольно красочном и ярком виде. Чтобы воссоздать событийный репортаж надо использовать актуальную тему, которая будет интересна всем, иначе репортаж потеряет значимость.
Событийный рассказ дополняется эмоциональными моментами и яркими высказываниями. Автор четко описывает происходящие моменты, которые происходят у него на глазах, а также отслеживает все повороты событий.
Учёнова В. В. Считает, что « требуется не только исходное фиксирование полученных наблюдений очевидца сюжета. Необходимо применять стратегию, структурную строгость и цельность воплощенных итогов по тексту, что поможет по особенному выразить происходящее. При написании репортажа надо использовать цепочку впечатлений, все происходящие эпизоды. Необходимо применять строгую фокусировку наблюдателем, производя искусный отбор, взаимоподчиняя детали наблюдения и одновременно передавая увиденное, все ощущения в созданный шедевр. В данном творении и кроется специфическая сложность создания спортивного репортажа» (6, с. 144).
Поняв вышеизложенное, становится ясно, что в событийном репортаже важно увидеть не только те события, что лежат на поверхности, но и заглянуть глубже.
Аналитически ( проблемный репортаж)
Данный вид репортажа требует от автора вникания в суть происходящего события. При создании репортажа надо уделить время на выяснение причин его возникновения и развития.
Встречаются зарисовки: описывается характеристика участников и место действия события. Используется статистика, свидетельства и цифры. Главное : использование элементов аналитических жанров.
К таким относятся:
прогноз;
комментарий;
обобщение.
Все элементы используются объединенные одной тематикой. Развитие темы в аналитическом репортаже: тезис — аргумент — создание выводов. Автор обязательно указывает все факты и случаи, которые относятся к проблеме и описывает логику развивающихся событий.
Ким М. Н. В аналитическом репортаже пишет, что « необходимо раскрыть суть происходящего, рассматривая не одно, а сразу несколько похожих событий, которые происходят в разное время и разном месте, но, происходят по одной и той же причине. Поэтому в аналитическом репортаже используются временные и хронологические смещения».
Динамика повествования в аналитическом репортаже задается с помощью собственных авторских рассуждений, используя выдвижение версий, описание мыслей автора.
Использование элементов аналитического репортажа:
обобщение. Подведение итога происходящего;
оценивание. Обозначение позиции автора, выявление плюсов и минусов сложившейся ситуации, определение уровня значимости;
сравнение. Используется для установления взаимосвязи с рассмотренным явлением;
разъяснение. Автор использует при объяснение той или иной ситуации, проведение интерпретации фактов или явлений.
Познавательно — тематический репортаж.
Оперативный повод занимает второе место. Первое место: описание интересной жизненной ситуации, раскрывание новой стороны социума. Данный вид репортажа по мнению Кима М. Н . необходимо разделить на три подгруппы:
специальный репортаж;
расследование;
комментарий.
Специальный репортаж. Описывает актуальные, злободневные, социально — значимые вопросы. Автор репортажа описывает проблему, которая требует всестороннего изучения. При создании такого репортажа потребуется много времени, так как журналист проделывает большую работу, изучая и обрабатывая собранные данные.
Сделать его интересным можно сумев выделить самое актуально и злободневное. При сборе информации автор рассматривает все версии и собранные мнения, произведя обобщение информации. На основе собранных данных создаются свои рассуждения о причине появления сложившейся проблемы.
На первое место выдвигается актуальность и значимость для общественности.
Репортаж — расследование. Проведение эксперимента. Используется метод включенного наблюдения. Используется метод, чтобы глубже проникнуть в суть происходящего.
Включенное наблюдение применяется для того, чтобы:
собрать образные детали о людях;
произвести проверку информации и впечатлений, которые передаются от других людей;
получить доказательства, которые не могут быть получены иначе;
произвести восстановление события для радиослушателей и читателей.
Полезно будет иметь под рукой фотоаппарат и магнитофон, чтобы фиксировать происходящее.
Родоначальником метода « включенного наблюдения» были Лариса Рейнснер и Кольцов М. Главный акцент применяется на самом процессе познания ситуации репортером.
Приходится преодолевать много препятствий, чтобы получить скрытую информацию, участвуя в эксперименте, в котором можно получить разоблачительные факты.
Использование завораживающего сюжета, детективную интригу и динамику, данный репортаж стал востребованным и актуальным сегодня.
2.2 Особенности стилистики при создании спортивного репортажа.
Последнее время журналисты стали отмечать полистиличность, которая размывает публицистический стиль.
Происходит сближение литературной нормы с разговорный жанром и профессиональной речью. Поэтому, стилистических ограничений почти нет.
Прежде всего это используется на лексическом уровне журналистского выступления. Лексика спортивного репортажа:
использование спортивной терминологии;
профессиональный слэнг;
военная лексика;
разговорная лексика;
противоречие;
оценочные слова;
высокая лексика и др.
Данное разнообразие задается рядом причин:
работа комментатора в жестких условиях, так как приходиться в любые погодные явления, пояснять действия аудитории, производить анализ, анализировать работу тренерского состава, оценивать качество инвентаря и другие моменты.
Поэтому, репортер не будет долго думать над тем, какое слово будет правильно использовать над создание репортажа. Такие условия порождают использование оговорок, стилистических ошибок и прочих ошибках в речи.
Современный российский репортер использует свободу языковой личности, поэтому, в репортаже может использоваться жаргонизм и просторечие. При создании репортажа журналист чувствует себя свободно и использует ту лексику, которая применяется им в бытовом общении.
Использование экспрессивной окрашенности. Это проявляется в наборе лексики, которые применяет комментатор.
Использование яркой экспрессивной окраски при создании спортивного репортажа. Умелое использование инверсий, синтаксического параллелизма, вводных слов, обращений, восклицательных и вопросительных предложений.
Спортивный комментатор всегда наделен отличной техникой изложения речи, интонации, правильным постановкой темпа и ритма речи ( громкий или тихий голос). Его отличает использование индивидуальности при за давании манеры речи. Может использовать паузы, смех, вздохи и прочее, чтобы еще больше привлечь публику. Данные способы делают речь журналиста более убедительнее и интереснее, помогают правильно расставить смысловые акценты.
Исходя из вышеперечисленного становится ясно, что спортивный репортаж является совокупностью речевых действий комментатора, последовательность которых задается коммуникативной установкой говорящего.
Глава II. Ключевые особенности написания репортажа у Геннадия Орлова
1.1 Проявление эмоциональных качеств репотажа Губерниева Д.
Проанализировав спортивные репортажи Губерниева Д. Можно выявить, что речевые доминанты репортажа: эмоциональность, оценивание и адресованность. Данные качества для монолога комментатора.
Проявление эмоциональности.
Использование военной лексики и терминалогии.
Например, до самого последнего момента будут БИТЬСЯ российские футболисты! ( Приложение 2)
Старается АТАКОВАТЬ Симона Эдера ( Приложение 2)
Проходит напряженная БОРЬБА ( Приложение 2)
Больно напряженной будет БАТИЛИЯ, больно напряженным будет финишный график! ( Приложение 1)
Использование слова «война», позволяет Губерниеву Д. На момент соперничества между командами. Поэтому военная лексика и применяется, так как делает речь журналиста более эмоциональной.
Анализ репортажей Д. Губерниева показал, что в речи спортивного комментатора присутствует также разговорная лексика. Чтобы сделать свой монолог более выразительным, журналист усиливает воздействие на аудиторию с помощью лексики, которая не характерна для официальной публичной речи. Например, чешский спортсмен был более подготовлен в этот гонке. Использование противоречивых слов для привлечения внимания:
Губерниев Д. Часто использовал книжную и высокую лексику, что разнообразило речь и сделало ее более выразительной.
Использование экспрессии, когда комментатор использует стилистически окрашенные слова:
нежели, стихией, вкупе.
Это помогает поддерживать правильный контакт со зрителем, а также акцентировать внимание на наиболее значимых моментах гонки.
Губерниев Д. Используем много лексических повторов. Такие слова появляются в репортаже тогда, когда есть более волнительный момент: например, во время финала гонки, когда определяется кто же первым финиширует. Данный повторы передают эмоциональную картину происходящего, напряжение репортера и зрителей, которые присутствую на событии. Вовлекая зрителя в событие, заставляя тоже принять участие в происходящем. Например: работаем, работаем! Какой момент!
Интересно было наблюдать использование междометий в речи Губерниева Д. С помощью них, не произнося слова, можно передать, что чувствует журналист в данный момент. Например: ой, ой, ой, борьба тяжелая, понять, кто станет первым сложно!
Экспрессивное окрашивание спортивного репортажа у Губерниева Д. Задается с использованием восклицательных предложений. Они появляются в самые напряженные моменты, при неожиданном повороте событий, падениях, при поломке лыж, когда проходят сложную трассу и др. Благодаря интонации, с которой репортер произносит данные предложения, зрители могут ощутить ту атмосферу, которая царит на стадионе.
Например: Вы посмотрите на Катю! Она сегодня в отличном настроении!
Губерниев Д. Также использует обращение к своим спортсменам: Дарья, держись! Катя, ну что такое!
Использование вопросительных предложений в речи Губерниева Д. Используется тогда, когда надо экспрессивно воздействовать на зрителя. Когда задается вопрос у зрителя, в первую очередь комментатор проявляет собственные чувства на сложившуюся ситуацию.
Например: В том ли состоянии вышел Фуркад? На него смотрит Симон Рейд , пропуская вперед!!!
Используются инверсии, чтобы создавать акценты на конкретный момент игры, делая событие ярким и запоминающимся.
Использование короткого рубленного синтаксиса, неполных односоставных предложений.
Например: Обратите внимание, как работает Малышко! Сразу пытается атаковать!
Если игра спокойная, то Губерниев Д. приступает к анализу игры и рассуждениям. Рассказывая о конкретном спортсмене или сразу о составе.
Например, он финишировал вторым, тем самым забронировал место в высшем слое общества биатлона.
Использование параллельных конструкций в спортивном репортаже, когда комментатор описывает работу спортсмена или спортсменов при подведении итогов игры. В данный момент требуется точность и лаконичность передачи информации.
Губерниев Д. использует интонацию, чтобы выразить эмоции, которые он испытывает на происходящем событии: радость, восторг, удивление, неудовольствие и др. Интонацией подчеркиваются слова, которые больше всего охота выделить во время игры.
Главной особенностью преподнесения спортивных репортажей Губерниевым Д. : это переход на крик, во время напряженных моментов.
Например, какой опасный момент! Ну этого вы точно не ожидали!
1.2. Ведение оценивания полученного результата
Губерниев Д. спортивный комментатор, который любит делать оценивание происходящей игры. Делает он это с помощью используемой лексики. Используя оценочные слова он показывает отношение к говорящему и к конкретному событию.
Например: блестящий результат! Мы все ожидали этого!
Также в речи Губерниева Д. используются слова с образованием уменьшительными суффиксами. Например, снежок выпал, довольно таки, приличный!
Также журналист любит использовать метафоры, например: в этом террариуме единомышленников идет очень напряженная борьба! В данном случае коллектив рассматривается как террариум, в котором идет борьба.
Метафоры помогают избежать монотонности и скучности при озвучивании события.
1.3. Использование адресованности для результата.
Губерниев Д. любит использовать адресованность к конкретному спортсмену во время игры. Он может просто перечислять личные качества и настрой спортсмена, либо, даже поддерживать спортсмена во время игры!
Она прослеживается у Губерниева Д. на всем этапе комментирования гонки. Для каждого игрока он озвучивает результат, темп, успехи в спорте.
Например, Малышко сегодня молодец! Отработал на ноль!
Комментатор называет «смешанкой» эстафету, где в одном состязании выступают мужчины и женщины.
По работе Губерниева Д. можно судить о том, что он любит использовать профессиональный слэнг и специальную лексику. Употребляя их, журналист не дает пояснения, считая, что зрители итак его поняли. Очень редко он озвучивает правилах гонки, говоря о них только тогда, когда было выявлено нарушение или произошли изменения.
Использование глаголов в повелительной форме: чтобы передать эмоциональную картину происходящего события.
Губерниев Д. использует процитированные тексты: например, про обращении в апелляцию конкретного игрока. Апелляция зачитывается полностью, с произношением данных игрока и причине, по которой он обратился.
Использование литературного жанра:
Например: Ветер, ветер, ты могуч ( так комментатор описывает о погоде во время гонки)
Или использует название группы Ария: когда происходила жесткая борьба между русским спортсменом и французским, чтобы передать насколько тяжело сейчас каждому.
Использует запоминающиеся события: Это болезнь Свендсона … на круг... Когда есть два промаха у Малышко..., где твой иммунитет, Дима?
Исследуя речь репортажа Губерниева Д., можно отметить наличие эмоциональной, оценочной и адресованной окрашенности в происходящем событии.
1.3 Проведение языкового анализа для репортажа
Рассмотрение фонетической особенности:
- аллитерация;
- ассонанса : например, спортсмен сломал на финише палку соперника;
- использование слов с двумя корнями, для создания сложных образований: многосутпенчатая, многотрудная и др;
Морфологичсекая особенность:
использование относительных имен прилагательных, которые преобладают над другими словами : фантастическая игра, предыдущая игра, международная биатлоновская «тусовка»;
использование числительных: сорок пятый, первый, второй, тридцать секунд;
применение глаголов настоящего и прошедшего времени: пропускает, проиграл, готовятся и др.;
Лексические особенности:
нейтральный слог: горы, палки, программа, старт, команда, матч;
использование разговорных слов и противоречий: слабак, тусовка;
Синтаксические особенности:
использование вводных слов: кстати, пожалуй, наверняка и др.;
создание простых осложненных предложений : Призер Олимпиады в Ванкувере в эстафете;
употребление назывных предложений: в предложении используются все имена соперников, которые участвуют в состязании;
использование моментов умалчивания: здесь комментатор рассказывает то, что многие игроки не знают о спортсменах или забыли;
восклицание: победа!, Гол! ,Финиш!.
Фонетическая особенность:
- аллитерация: описывание конкретной ситуации в спорте с введением подсчета;
использование ассонанса: комментирование появление спортсмена на стадионе, что он делает перед игрой, как тренируется;
использование 2 -х и 3-х членных константных сочетаний в середине и начале слова.
Лексические особенности:
нейтральная лексика: матч, спортсмены, стадион, ворота и пр.;
разговорные слова: втопил, лежка.
Словообразовательные особенности:
добавление суффиксов «–аний, -аций, -ий» для существительных: не попадание, а попадания;
образование суффиксальных слов существительных по отношению рода занятий: соперник ( суффикс — ник);
использование слов с 2 — мя корнями: благоприятствовать.
Морфологические особенности:
использование относительных имен прилагательных: штрафной круг, огневой рубеж, лишний круг;
использование в большом количестве числительных: 3 секунды, вторая, первая, третий;
употребляют глаголы прошедшего и настоящего времени: стреляют, пинает, промахнулся;
Синтаксические особенности:
добавление вставок: не надо быть физионистом, чтобы определить состояние — так показывает на событие;
вводные слова: кстати;
использование восклицательных слов: браво, гол, молодец;
использование паузы: на определенном моменте комментатор делает паузы, чтобы вызвать еще более яркий интерес у болельщиков.
Фонетические особенности:
использование аллитерации: точное предание конкретного события, например, было использовано 5 патронов, из них 3 попадания;
использование ассонанса: например, Бьерндален выстрелила — попала первым дополнительным патроном;
создание двух и трехчленных константных сочетаний в начале и середине слова: например, спортсмен, Шемпп;
Особенности словообразования:
- использования слов с суффиксами –ств, -ений, -аций: терпение, трансляция;
создание слов с использованием значения лица по отношению выполняемых действий: шахматист ( - ист) — игрок, который играет в шахматы, футболист ( - ист) — играет в футбол;
использование сложных слов с 2 корнями: хлоднокровно, громоверженец;
использование приставок иноязычного происхождения: суперскорость, супергонка.
Заключение
Целью данной курсовой работы было изучение характеристик основных речевых особенностей, которые используются при создании спортивных телевизионных репортажей. Данная цель была решена благодаря использованию анализа телерепортажей популярного спортивного комментатора — Губернского Д. Используя его работы в качестве примеров, для проведения анализа, были выявлены характерные черты, которые присущи для данного жанра.
Первая глава посвящена определению данного жанра. Использование спонтанного монолога журналиста, в котором восприятие автора передается с ярким озвучиванием и анализом.
Была рассмотрена теоретическая часть зарождения данного жанра, чтобы отследить историю зарождения данного жанра. Данное исследование позволило установить ,что спортивный репортаж прославлен именами таких репортеров: В. Синявский, Н. Озеров, В. Маслаченко и др.
Изученная литература позволила сделать вывод, что спортивный комментатор был информативен, не проявлял эмоциональности. Проявлял метод наблюдения, анализировал события, вел спокойное повествование о происходящем.
Языковой анализ телерепортажей позволил выявить основные доминанты, которые используются при их создании:
использование фонетики: ассонанс, аллитерация, трехчленные и двухчленные консонантные сочетания в начале и середине слова, нарушения ритма, использование паузы;
словообразование: употребление в репортажах слов с 2 — мя корнями, употребление иноязычных слов, суффиксы (-аний, -аций, -ий, -ений) в существительных;
лексика: применение нейтральной формы лексики, использование книжных слов, разговорных слов и противоречий;
морфология: использование числительных, относительных имен прилагательных, глаголов прошедшего и настоящего времени;
синтакс: вставные конструкции, восклицания, умолчание, инверсия, повторение, сложноподчиненные предложения, вводные слова, простые предложения.
Содержание
Введение 3
Глава I. Уникальность использования репортажа 5
1. Понятие термина «репортаж» и его история зарождения 5
1.1.Применение и виды репортажа 5
1.2.Исторические данные зарождения спортивного вида репортажа 7
2. Какие есть особенности в спортивном репортаже 11
2.1. Использование речевых особенностей при создании спортивного репортажа 11
2.2. Особенности стилистики при создании спортивного репортажа.........17
Глава II. Ключевые особенности написания репортажа у Геннадия Орлова 19
1. Речевые особенности в репортаже Геннадия Орлова 19
1.1. Проявление эмоциональных качеств репотажа Губерниева Д 19
1.2. Ведение оценивания полученного результата 28
1.3. Использование адресованности для результата 31
1.4. Проведение языкового анализа для репортажа 38
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Литература
1. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика: учебное пособие. СПб, 2009. 225 с.
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm.
3. Бурбенцова О. Евгений Майоров: Кузнецы славы // Spartakworld.ru, 2011. URL: http://www.spartakworld.ru/hc-spartak/705-evgeniy- mayorov-kuznecy-slavy.html.
4. Власян Г. Р. Экспансия разговорности в современных средствах массовой информации // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 21 (312). С. 108–111.
5. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989. 202 с.
6. Гудков Д. Б. Спортивный комментарий как зеркало речевой революции // Мир русского слова. 2010. № 2. С. 64–68.
7. Гутцайт Р. Л. Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс»). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 2012.
8. Дымарский Н. А. У микрофона. Репортаж о жизни. М., 2013. 213 с.
9. Журналистика сферы досуга / Под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012. 304 с.
10.Иванский А. Самый лучший Маслаченко // Огонек, 2001. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2289291.
11.Иркабаева М. В. Речевые акты и речевые жанры: соотношение понятий // Вестн. Башкирскогоун-та. 2010. Т. 15, №3. С. 636–640.
12.Карасик В. И., Бейлинсон Л. С. Речевой жанр и речевое действие // Ученые записки Российского государственного социального ун-та. 2010. №1. С. 123–126.
13.Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб, 2004. 335 с. 14.Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика
русского языка: учебник. М., 2012, 464 с.
15.Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004. 221 с. 16.Малышева Е. Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное
исследование: монография. Омск, 2011. 324 с.
17.Побирченко А. М. Специфика оценочных жанров в контексте типологии современной публицистики // Вестник ЮУрГУ. 2008. №1. С. 76–80.
18.Покалюхин С. Ю. Лингвостилистический анализ спортивного комментария. Linguamobilis. 2013. № 4 (43). С. 83−86.
19.Розенталь Д. Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980. 256 с.
20.Стилистика и литературное редактирование: учебник. Т. 1 / Под ред.
Л. Р. Дускаевой. М., 2016. 325 с.
21.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика.
М., 2004. 382 с.
Словарь
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/.
2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2006. 696 с.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Введение
В данной курсовой работе рассматривается тема, посещенная изучению языковых особенностей, которые наблюдаются при составлении репортажа из материала газеты «Спорт уик-энд». При исследовании данной газеты в качестве объекта изучения были выбраны репортажи, в которых спортивные комментаторы рассказывают что нового происходит в мире. Репортажи спортивных комментаторов были записаны Геннадием Сергеевичем Орловым. Он является одним из самых знаменитых спортивных репортеров и журналистов на современном телевидении.
Карьера Геннадия Сергеевича Орлова:
с 19 апреля 2010 года — ведет спортивную программу « Футбольная столица» ( НТВ — Петербург);
с 2010 года стал работать в роли комментатора всех матчей петербурского клуба на «НТВ-Плюс» и «НТВ» - футбольные клубы «Зенит» и ОАО «Газпром». Становится спортивным репортером и журналистом в газете обозреватель «Спорт уик-энд». Используя данную газету, мы рассмотрим языковые особенности проведения репортажа.
Актуальность работы: провести процесс изучения и понять, какие есть особенности репортажа, использование стилистических и речевых навыков для реализации конкретной коммуникативной установки.
Новизна данной работы заключена в том, что стилистические и речевые особенности проведенного спортивного репортажа изучены не в полной мере и требуют проработки.
Объектом в данном исследовании выступают репортажи Орлова, которые посвящены спортивной тематике.
Цель работы : проведения анализа над стилистическим действием спортивного репортажа.
При достижении поставленной задачи в ходе работы потребовалось:
собрать и изучить литературу по заданной теме;
провести анализ собранного материала;
понять, какие статьи принято относить к репортажу;
провести специфику современного спортивного репортажа;
выяснить особенность языкового спортивного репортажа;
выяснить, что считается спортивным дискурсом;
понять роль иноязычной лексики при составлении спортивного репортажа;
написать определение используемых терминов в спортивном жанре репортажа Орлова Геннадия Сергеевича.
Глава I. Уникальность использования репортажа.
1. Понятие термина «репортаж» и его история зарождения.
1.1. Применение и виды репортажа
При написании статьи в публицистическом жанре чаще стали использовать жанр - репортаж. Данный термин впервые появился в 1 — ой половине 19 века, произошел от латинского слова «reportare», что означает на русский язык «передавать», «сообщать» .
Со слов Колесниченко А. В : « Репортаж, это стиль изложения рассказа со слов очевидца, написанный таким образом, как будто сам читатель находится в это же время рядом и все слышит. Главное при использовании данного жанра — передать эффект присутствия, когда каждый прочитавший ощутит себя на этом же месте, будто слышит, видит также, как и журналист».
Репортаж издается не как обычная статья! В нем заключается вся информация о происходящем событии , чаще всего новость о событии, в небольшом объеме и кратко. Благодаря репортажу человек может пережить событие, которое только что описал журналист в своем труде. Поэтому то, репортаж перестал относиться к новостным жанрам, а стал использоваться как эмоционально публицистический жанр.
При написании репортажа каждый журналист передает увиденное событие так, как он это воспринимает, поэтому, собранная информация не претендует на объективность.
Например, произведем сравнение репортажа и новости, которая написана разными журналистами. Новость, написанная одним журналистом, может быть похожа на новость написанная другим. В них обязательно будет передаваться много общих моментов, которые относятся к данному событию. Но, если сравнить репортажи, хоть и по одному и тому же событию, то у каждого журналиста они будут разными и непохожими! Чем правдивее собранный репортаж, тем он более востребован и интересен среди читающих его людей. Правдивость переданного репортажа прежде всего в искренности журналиста, его стремлении, как можно точнее передать увиденное и прочувственное событие, а не использовать шаблон в своем сознании, под который подгоняется увиденное».
Репортаж — жанр журналистики, который стал использоваться уже давно.
Впервые его стали использовать в виде заметок еще до нашей эры. Так, еще историк Геродот, писал о своих путешествиях рассказы, которые по стилю изложения были похожи на репортаж.
Одна из проявленных особенностей репортажа: умение через рассказ сообщать читателю о том, что читатель сам не сможет разглядеть, а не писать то, что он сам понимает. То есть с помощью репортажа можно предсказать, что может произойти в ближайшем будущем, например, в спорте.
Современные репортеры стараются в своих репортажах передать жизнь разных слоев населения у себя на родине в родной стране. Прочитать это намного интереснее, нежели писать о жизни в разных странах. Данной информации полным полно в интернете.
Преодоление географической дистанции со временем для репортажа стало проще, благодаря средствам связи и различному транспорту. Но, вот, социальная дистанции становится более значимой. Люди больше интересуются тем, как живут в Океании аборигены, чем своими соседями, особенно если эти соседи относятся к элите. Многие репортеры пишут уникальные статьи, которые они создают проникая в тюрьмы, психиатрические клиники, воинские учреждения, туда, куда сам человек попасть не сможет, но очень хочет узнать, какая же там жизнь.
Тертычный А. А. Сообщает, что репортажа зародились, когда начали производить публикации, в которых писали о судебном заседании, проведение парламентских дебатов, собраний и прочих новостей. Такие репортажа стали носить другое имя — отчеты. Репортажа стали называть только российские очерки.
Созданный репортаж руками журналиста в наши дни воспринимается как творение оперативности, актуальности и точности. Через репортаж журналисты открывают познавательные и выразительные стороны сюжета, наглядно и предметно отображая даже самый сложный сюжет в действительности за конкретный промежуток времени.
1.2. Исторические данные зарождения спортивного репортажа.
Благодаря мнению Ким М. Н., теперь можно знать, что репортаж — это один из видов журналистики, который наделен « синтетической природой». В данном стиле написания статьи передаются самые разные художественные стили по изображению.
Но, сам спортивный репортаж отличается от других жанров:
- оперативностью;
- актуальностью;
- достоверностью;
- документальностью;
- наглядностью.
Проявление оперативности проявляется и в других жанрах для написания статей. При написании репортажа данное качество проявляется сиюминутно и быстро, это качество указывает на то, как сильно репортаж взаимосвязан с временным ограничением.
Специфичность в том, что сам автор репортажа делится происходящими событиями и сам не знает какой итог события будет. В этом и есть его непредсказуемость и новизна. Описание в репортаже вносится с помощью информационных элементов:
факты;
подробности;
свидетельства;
подлинные документы;
мнение, оценка, комментарии ( в публицистике);
лирическое отступление и др. варианты.
В каждом репортаже используется свой уникальный авторский замысел, который закладывает журналист через свое отношение к происходящему событию.
Отношение к происходящему событию имеет субьективно — модальную значимость, благодаря которой и проявляется личность автора, мировоззрение, эмоциональное состояние, художественная картина.
Использование трех моделей при создании:
- я видел как...
- я думаю, что...
- они мне сообщили, про...
При написании каждой модели репортажа журналист может использовать разные приемы самовыдиления и самовыражения.
Главная цель репортажа: предоставление правдивой информации — фактов. С помощью них, прочитав статью читатель убеждается в том, что он прочитал достоверную информацию, а событие подлинное.
Автор репортажа не только описывает происходящее событие, но и производит его комментирование, чтобы лучше передать произошедшее.
При написание репортажа используются подробности. С помощью данной черты передаются мельчайшие способности внешности, местности, природы. Подробности используются, чтобы правильно передать фон происходящего события.
Проявление наглядности репортажа:
создание яркого образа картины происходящего, используя запоминающие и яркие детали события;
включение подробностей сюжета;
последовательное изложение происходящего события;
использование портретных и речевых характеристик участника ( участников) репортажа, чтобы быстрее погрузиться в событие;
использование той же психологической и эмоциональной атмосферы происходящего;
использование эффекта «присутствия» на месте события.
Данные элементы воссоздают картину события до мелочей, точно передавая событие в репортаже.
2. Какие есть особенности в спортивном репортаже.
2.1 Использование речевых особенностей при создании спортивного репортажа.
Классификация репортажа используется для того, чтобы читателю лучше было понимать:
цель и задачи, которые использовал журналист при создании статьи;
сохранение тематической значимости любого репортажа;
какие методы были использованы автором, чтобы отобразить действительность происходящего.
Описанные выше позиции делят репортаж на следующие позиции:
аналитический ( проблемный);
познавательный;
событийный.
Событийный.
Использование актуальности и оперативности при написании. Моментально дать отклик на происходящее событие. Продемонстрировав событие в реальном времени. Данный вид репортажа передает чувства и впечатления автора. Автор через репортаж комментирует или оценивает ситуацию, использует рассуждения, свои собственные переживания и эмоции. Используется точность происходящего действия:
указывается место;
время.
В книге « Репортаж : технология жанра», которая была издана Ким М. Н, описывается использование эффекта присутствия. С помощью данного стиля можно охарактеризовать поведение людей, описать внешне предмет или объекты, обрисовать внешнюю обстановку события.
Используя речевые стратегии: мини — диалоги, реплики, мини — диалоги, можно воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым сделав репортаж более реальным.
Иногда, репортер использует другой вид при создании статьи: обращает свое внимание на мотивы и причины происходящего события. Получается создание событийного репортажа. Увиденное событие репортер передает в довольно красочном и ярком виде. Чтобы воссоздать событийный репортаж надо использовать актуальную тему, которая будет интересна всем, иначе репортаж потеряет значимость.
Событийный рассказ дополняется эмоциональными моментами и яркими высказываниями. Автор четко описывает происходящие моменты, которые происходят у него на глазах, а также отслеживает все повороты событий.
Учёнова В. В. Считает, что « требуется не только исходное фиксирование полученных наблюдений очевидца сюжета. Необходимо применять стратегию, структурную строгость и цельность воплощенных итогов по тексту, что поможет по особенному выразить происходящее. При написании репортажа надо использовать цепочку впечатлений, все происходящие эпизоды. Необходимо применять строгую фокусировку наблюдателем, производя искусный отбор, взаимоподчиняя детали наблюдения и одновременно передавая увиденное, все ощущения в созданный шедевр. В данном творении и кроется специфическая сложность создания спортивного репортажа» (6, с. 144).
Поняв вышеизложенное, становится ясно, что в событийном репортаже важно увидеть не только те события, что лежат на поверхности, но и заглянуть глубже.
Аналитически ( проблемный репортаж)
Данный вид репортажа требует от автора вникания в суть происходящего события. При создании репортажа надо уделить время на выяснение причин его возникновения и развития.
Встречаются зарисовки: описывается характеристика участников и место действия события. Используется статистика, свидетельства и цифры. Главное : использование элементов аналитических жанров.
К таким относятся:
прогноз;
комментарий;
обобщение.
Все элементы используются объединенные одной тематикой. Развитие темы в аналитическом репортаже: тезис — аргумент — создание выводов. Автор обязательно указывает все факты и случаи, которые относятся к проблеме и описывает логику развивающихся событий.
Ким М. Н. В аналитическом репортаже пишет, что « необходимо раскрыть суть происходящего, рассматривая не одно, а сразу несколько похожих событий, которые происходят в разное время и разном месте, но, происходят по одной и той же причине. Поэтому в аналитическом репортаже используются временные и хронологические смещения».
Динамика повествования в аналитическом репортаже задается с помощью собственных авторских рассуждений, используя выдвижение версий, описание мыслей автора.
Использование элементов аналитического репортажа:
обобщение. Подведение итога происходящего;
оценивание. Обозначение позиции автора, выявление плюсов и минусов сложившейся ситуации, определение уровня значимости;
сравнение. Используется для установления взаимосвязи с рассмотренным явлением;
разъяснение. Автор использует при объяснение той или иной ситуации, проведение интерпретации фактов или явлений.
Познавательно — тематический репортаж.
Оперативный повод занимает второе место. Первое место: описание интересной жизненной ситуации, раскрывание новой стороны социума. Данный вид репортажа по мнению Кима М. Н . необходимо разделить на три подгруппы:
специальный репортаж;
расследование;
комментарий.
Специальный репортаж. Описывает актуальные, злободневные, социально — значимые вопросы. Автор репортажа описывает проблему, которая требует всестороннего изучения. При создании такого репортажа потребуется много времени, так как журналист проделывает большую работу, изучая и обрабатывая собранные данные.
Сделать его интересным можно сумев выделить самое актуально и злободневное. При сборе информации автор рассматривает все версии и собранные мнения, произведя обобщение информации. На основе собранных данных создаются свои рассуждения о причине появления сложившейся проблемы.
На первое место выдвигается актуальность и значимость для общественности.
Репортаж — расследование. Проведение эксперимента. Используется метод включенного наблюдения. Используется метод, чтобы глубже проникнуть в суть происходящего.
Включенное наблюдение применяется для того, чтобы:
собрать образные детали о людях;
произвести проверку информации и впечатлений, которые передаются от других людей;
получить доказательства, которые не могут быть получены иначе;
произвести восстановление события для радиослушателей и читателей.
Полезно будет иметь под рукой фотоаппарат и магнитофон, чтобы фиксировать происходящее.
Родоначальником метода « включенного наблюдения» были Лариса Рейнснер и Кольцов М. Главный акцент применяется на самом процессе познания ситуации репортером.
Приходится преодолевать много препятствий, чтобы получить скрытую информацию, участвуя в эксперименте, в котором можно получить разоблачительные факты.
Использование завораживающего сюжета, детективную интригу и динамику, данный репортаж стал востребованным и актуальным сегодня.
2.2 Особенности стилистики при создании спортивного репортажа.
Последнее время журналисты стали отмечать полистиличность, которая размывает публицистический стиль.
Происходит сближение литературной нормы с разговорный жанром и профессиональной речью. Поэтому, стилистических ограничений почти нет.
Прежде всего это используется на лексическом уровне журналистского выступления. Лексика спортивного репортажа:
использование спортивной терминологии;
профессиональный слэнг;
военная лексика;
разговорная лексика;
противоречие;
оценочные слова;
высокая лексика и др.
Данное разнообразие задается рядом причин:
работа комментатора в жестких условиях, так как приходиться в любые погодные явления, пояснять действия аудитории, производить анализ, анализировать работу тренерского состава, оценивать качество инвентаря и другие моменты.
Поэтому, репортер не будет долго думать над тем, какое слово будет правильно использовать над создание репортажа. Такие условия порождают использование оговорок, стилистических ошибок и прочих ошибках в речи.
Современный российский репортер использует свободу языковой личности, поэтому, в репортаже может использоваться жаргонизм и просторечие. При создании репортажа журналист чувствует себя свободно и использует ту лексику, которая применяется им в бытовом общении.
Использование экспрессивной окрашенности. Это проявляется в наборе лексики, которые применяет комментатор.
Использование яркой экспрессивной окраски при создании спортивного репортажа. Умелое использование инверсий, синтаксического параллелизма, вводных слов, обращений, восклицательных и вопросительных предложений.
Спортивный комментатор всегда наделен отличной техникой изложения речи, интонации, правильным постановкой темпа и ритма речи ( громкий или тихий голос). Его отличает использование индивидуальности при за давании манеры речи. Может использовать паузы, смех, вздохи и прочее, чтобы еще больше привлечь публику. Данные способы делают речь журналиста более убедительнее и интереснее, помогают правильно расставить смысловые акценты.
Исходя из вышеперечисленного становится ясно, что спортивный репортаж является совокупностью речевых действий комментатора, последовательность которых задается коммуникативной установкой говорящего.
Глава II. Ключевые особенности написания репортажа у Геннадия Орлова
1.1 Проявление эмоциональных качеств репотажа Губерниева Д.
Проанализировав спортивные репортажи Губерниева Д. Можно выявить, что речевые доминанты репортажа: эмоциональность, оценивание и адресованность. Данные качества для монолога комментатора.
Проявление эмоциональности.
Использование военной лексики и терминалогии.
Например, до самого последнего момента будут БИТЬСЯ российские футболисты! ( Приложение 2)
Старается АТАКОВАТЬ Симона Эдера ( Приложение 2)
Проходит напряженная БОРЬБА ( Приложение 2)
Больно напряженной будет БАТИЛИЯ, больно напряженным будет финишный график! ( Приложение 1)
Использование слова «война», позволяет Губерниеву Д. На момент соперничества между командами. Поэтому военная лексика и применяется, так как делает речь журналиста более эмоциональной.
Анализ репортажей Д. Губерниева показал, что в речи спортивного комментатора присутствует также разговорная лексика. Чтобы сделать свой монолог более выразительным, журналист усиливает воздействие на аудиторию с помощью лексики, которая не характерна для официальной публичной речи. Например, чешский спортсмен был более подготовлен в этот гонке. Использование противоречивых слов для привлечения внимания:
Губерниев Д. Часто использовал книжную и высокую лексику, что разнообразило речь и сделало ее более выразительной.
Использование экспрессии, когда комментатор использует стилистически окрашенные слова:
нежели, стихией, вкупе.
Это помогает поддерживать правильный контакт со зрителем, а также акцентировать внимание на наиболее значимых моментах гонки.
Губерниев Д. Используем много лексических повторов. Такие слова появляются в репортаже тогда, когда есть более волнительный момент: например, во время финала гонки, когда определяется кто же первым финиширует. Данный повторы передают эмоциональную картину происходящего, напряжение репортера и зрителей, которые присутствую на событии. Вовлекая зрителя в событие, заставляя тоже принять участие в происходящем. Например: работаем, работаем! Какой момент!
Интересно было наблюдать использование междометий в речи Губерниева Д. С помощью них, не произнося слова, можно передать, что чувствует журналист в данный момент. Например: ой, ой, ой, борьба тяжелая, понять, кто станет первым сложно!
Экспрессивное окрашивание спортивного репортажа у Губерниева Д. Задается с использованием восклицательных предложений. Они появляются в самые напряженные моменты, при неожиданном повороте событий, падениях, при поломке лыж, когда проходят сложную трассу и др. Благодаря интонации, с которой репортер произносит данные предложения, зрители могут ощутить ту атмосферу, которая царит на стадионе.
Например: Вы посмотрите на Катю! Она сегодня в отличном настроении!
Губерниев Д. Также использует обращение к своим спортсменам: Дарья, держись! Катя, ну что такое!
Использование вопросительных предложений в речи Губерниева Д. Используется тогда, когда надо экспрессивно воздействовать на зрителя. Когда задается вопрос у зрителя, в первую очередь комментатор проявляет собственные чувства на сложившуюся ситуацию.
Например: В том ли состоянии вышел Фуркад? На него смотрит Симон Рейд , пропуская вперед!!!
Используются инверсии, чтобы создавать акценты на конкретный момент игры, делая событие ярким и запоминающимся.
Использование короткого рубленного синтаксиса, неполных односоставных предложений.
Например: Обратите внимание, как работает Малышко! Сразу пытается атаковать!
Если игра спокойная, то Губерниев Д. приступает к анализу игры и рассуждениям. Рассказывая о конкретном спортсмене или сразу о составе.
Например, он финишировал вторым, тем самым забронировал место в высшем слое общества биатлона.
Использование параллельных конструкций в спортивном репортаже, когда комментатор описывает работу спортсмена или спортсменов при подведении итогов игры. В данный момент требуется точность и лаконичность передачи информации.
Губерниев Д. использует интонацию, чтобы выразить эмоции, которые он испытывает на происходящем событии: радость, восторг, удивление, неудовольствие и др. Интонацией подчеркиваются слова, которые больше всего охота выделить во время игры.
Главной особенностью преподнесения спортивных репортажей Губерниевым Д. : это переход на крик, во время напряженных моментов.
Например, какой опасный момент! Ну этого вы точно не ожидали!
1.2. Ведение оценивания полученного результата
Губерниев Д. спортивный комментатор, который любит делать оценивание происходящей игры. Делает он это с помощью используемой лексики. Используя оценочные слова он показывает отношение к говорящему и к конкретному событию.
Например: блестящий результат! Мы все ожидали этого!
Также в речи Губерниева Д. используются слова с образованием уменьшительными суффиксами. Например, снежок выпал, довольно таки, приличный!
Также журналист любит использовать метафоры, например: в этом террариуме единомышленников идет очень напряженная борьба! В данном случае коллектив рассматривается как террариум, в котором идет борьба.
Метафоры помогают избежать монотонности и скучности при озвучивании события.
1.3. Использование адресованности для результата.
Губерниев Д. любит использовать адресованность к конкретному спортсмену во время игры. Он может просто перечислять личные качества и настрой спортсмена, либо, даже поддерживать спортсмена во время игры!
Она прослеживается у Губерниева Д. на всем этапе комментирования гонки. Для каждого игрока он озвучивает результат, темп, успехи в спорте.
Например, Малышко сегодня молодец! Отработал на ноль!
Комментатор называет «смешанкой» эстафету, где в одном состязании выступают мужчины и женщины.
По работе Губерниева Д. можно судить о том, что он любит использовать профессиональный слэнг и специальную лексику. Употребляя их, журналист не дает пояснения, считая, что зрители итак его поняли. Очень редко он озвучивает правилах гонки, говоря о них только тогда, когда было выявлено нарушение или произошли изменения.
Использование глаголов в повелительной форме: чтобы передать эмоциональную картину происходящего события.
Губерниев Д. использует процитированные тексты: например, про обращении в апелляцию конкретного игрока. Апелляция зачитывается полностью, с произношением данных игрока и причине, по которой он обратился.
Использование литературного жанра:
Например: Ветер, ветер, ты могуч ( так комментатор описывает о погоде во время гонки)
Или использует название группы Ария: когда происходила жесткая борьба между русским спортсменом и французским, чтобы передать насколько тяжело сейчас каждому.
Использует запоминающиеся события: Это болезнь Свендсона … на круг... Когда есть два промаха у Малышко..., где твой иммунитет, Дима?
Исследуя речь репортажа Губерниева Д., можно отметить наличие эмоциональной, оценочной и адресованной окрашенности в происходящем событии.
1.3 Проведение языкового анализа для репортажа
Рассмотрение фонетической особенности:
- аллитерация;
- ассонанса : например, спортсмен сломал на финише палку соперника;
- использование слов с двумя корнями, для создания сложных образований: многосутпенчатая, многотрудная и др;
Морфологичсекая особенность:
использование относительных имен прилагательных, которые преобладают над другими словами : фантастическая игра, предыдущая игра, международная биатлоновская «тусовка»;
использование числительных: сорок пятый, первый, второй, тридцать секунд;
применение глаголов настоящего и прошедшего времени: пропускает, проиграл, готовятся и др.;
Лексические особенности:
нейтральный слог: горы, палки, программа, старт, команда, матч;
использование разговорных слов и противоречий: слабак, тусовка;
Синтаксические особенности:
использование вводных слов: кстати, пожалуй, наверняка и др.;
создание простых осложненных предложений : Призер Олимпиады в Ванкувере в эстафете;
употребление назывных предложений: в предложении используются все имена соперников, которые участвуют в состязании;
использование моментов умалчивания: здесь комментатор рассказывает то, что многие игроки не знают о спортсменах или забыли;
восклицание: победа!, Гол! ,Финиш!.
Фонетическая особенность:
- аллитерация: описывание конкретной ситуации в спорте с введением подсчета;
использование ассонанса: комментирование появление спортсмена на стадионе, что он делает перед игрой, как тренируется;
использование 2 -х и 3-х членных константных сочетаний в середине и начале слова.
Лексические особенности:
нейтральная лексика: матч, спортсмены, стадион, ворота и пр.;
разговорные слова: втопил, лежка.
Словообразовательные особенности:
добавление суффиксов «–аний, -аций, -ий» для существительных: не попадание, а попадания;
образование суффиксальных слов существительных по отношению рода занятий: соперник ( суффикс — ник);
использование слов с 2 — мя корнями: благоприятствовать.
Морфологические особенности:
использование относительных имен прилагательных: штрафной круг, огневой рубеж, лишний круг;
использование в большом количестве числительных: 3 секунды, вторая, первая, третий;
употребляют глаголы прошедшего и настоящего времени: стреляют, пинает, промахнулся;
Синтаксические особенности:
добавление вставок: не надо быть физионистом, чтобы определить состояние — так показывает на событие;
вводные слова: кстати;
использование восклицательных слов: браво, гол, молодец;
использование паузы: на определенном моменте комментатор делает паузы, чтобы вызвать еще более яркий интерес у болельщиков.
Фонетические особенности:
использование аллитерации: точное предание конкретного события, например, было использовано 5 патронов, из них 3 попадания;
использование ассонанса: например, Бьерндален выстрелила — попала первым дополнительным патроном;
создание двух и трехчленных константных сочетаний в начале и середине слова: например, спортсмен, Шемпп;
Особенности словообразования:
- использования слов с суффиксами –ств, -ений, -аций: терпение, трансляция;
создание слов с использованием значения лица по отношению выполняемых действий: шахматист ( - ист) — игрок, который играет в шахматы, футболист ( - ист) — играет в футбол;
использование сложных слов с 2 корнями: хлоднокровно, громоверженец;
использование приставок иноязычного происхождения: суперскорость, супергонка.
Заключение
Целью данной курсовой работы было изучение характеристик основных речевых особенностей, которые используются при создании спортивных телевизионных репортажей. Данная цель была решена благодаря использованию анализа телерепортажей популярного спортивного комментатора — Губернского Д. Используя его работы в качестве примеров, для проведения анализа, были выявлены характерные черты, которые присущи для данного жанра.
Первая глава посвящена определению данного жанра. Использование спонтанного монолога журналиста, в котором восприятие автора передается с ярким озвучиванием и анализом.
Была рассмотрена теоретическая часть зарождения данного жанра, чтобы отследить историю зарождения данного жанра. Данное исследование позволило установить ,что спортивный репортаж прославлен именами таких репортеров: В. Синявский, Н. Озеров, В. Маслаченко и др.
Изученная литература позволила сделать вывод, что спортивный комментатор был информативен, не проявлял эмоциональности. Проявлял метод наблюдения, анализировал события, вел спокойное повествование о происходящем.
Языковой анализ телерепортажей позволил выявить основные доминанты, которые используются при их создании:
использование фонетики: ассонанс, аллитерация, трехчленные и двухчленные консонантные сочетания в начале и середине слова, нарушения ритма, использование паузы;
словообразование: употребление в репортажах слов с 2 — мя корнями, употребление иноязычных слов, суффиксы (-аний, -аций, -ий, -ений) в существительных;
лексика: применение нейтральной формы лексики, использование книжных слов, разговорных слов и противоречий;
морфология: использование числительных, относительных имен прилагательных, глаголов прошедшего и настоящего времени;
синтакс: вставные конструкции, восклицания, умолчание, инверсия, повторение, сложноподчиненные предложения, вводные слова, простые предложения.
Содержание
Введение 3
Глава I. Уникальность использования репортажа 5
1. Понятие термина «репортаж» и его история зарождения 5
1.1.Применение и виды репортажа 5
1.2.Исторические данные зарождения спортивного вида репортажа 7
2. Какие есть особенности в спортивном репортаже 11
2.1. Использование речевых особенностей при создании спортивного репортажа 11
2.2. Особенности стилистики при создании спортивного репортажа.........17
Глава II. Ключевые особенности написания репортажа у Геннадия Орлова 19
1. Речевые особенности в репортаже Геннадия Орлова 19
1.1. Проявление эмоциональных качеств репотажа Губерниева Д 19
1.2. Ведение оценивания полученного результата 28
1.3. Использование адресованности для результата 31
1.4. Проведение языкового анализа для репортажа 38
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Литература
1. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика: учебное пособие. СПб, 2009. 225 с.
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_genre.htm.
3. Бурбенцова О. Евгений Майоров: Кузнецы славы // Spartakworld.ru, 2011. URL: http://www.spartakworld.ru/hc-spartak/705-evgeniy- mayorov-kuznecy-slavy.html.
4. Власян Г. Р. Экспансия разговорности в современных средствах массовой информации // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2013. № 21 (312). С. 108–111.
5. Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989. 202 с.
6. Гудков Д. Б. Спортивный комментарий как зеркало речевой революции // Мир русского слова. 2010. № 2. С. 64–68.
7. Гутцайт Р. Л. Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спутниковой телекомпании «НТВ-Плюс»). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 2012.
8. Дымарский Н. А. У микрофона. Репортаж о жизни. М., 2013. 213 с.
9. Журналистика сферы досуга / Под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012. 304 с.
10.Иванский А. Самый лучший Маслаченко // Огонек, 2001. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2289291.
11.Иркабаева М. В. Речевые акты и речевые жанры: соотношение понятий // Вестн. Башкирскогоун-та. 2010. Т. 15, №3. С. 636–640.
12.Карасик В. И., Бейлинсон Л. С. Речевой жанр и речевое действие // Ученые записки Российского государственного социального ун-та. 2010. №1. С. 123–126.
13.Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб, 2004. 335 с. 14.Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика
русского языка: учебник. М., 2012, 464 с.
15.Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004. 221 с. 16.Малышева Е. Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное
исследование: монография. Омск, 2011. 324 с.
17.Побирченко А. М. Специфика оценочных жанров в контексте типологии современной публицистики // Вестник ЮУрГУ. 2008. №1. С. 76–80.
18.Покалюхин С. Ю. Лингвостилистический анализ спортивного комментария. Linguamobilis. 2013. № 4 (43). С. 83−86.
19.Розенталь Д. Э. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980. 256 с.
20.Стилистика и литературное редактирование: учебник. Т. 1 / Под ред.
Л. Р. Дускаевой. М., 2016. 325 с.
21.Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика.
М., 2004. 382 с.
Словарь
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. URL: http://www.ozhegov.org/.
2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2006. 696 с.
Купить эту работу vs Заказать новую | ||
---|---|---|
0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
1000 ₽ | Цена | от 500 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 149282 Курсовой работы — поможем найти подходящую