Современные направления решения вопроса кредитования субъектов малого и среднего бизнеса
На первом этапе мы провели анализ статистической информации о кредитования малого и среднего бизнеса, а также о его влиянии на экономику различных государств, на втором этапе мы выявили проблемы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, которые связаны с непрозрачностью ведения бизнеса, проблемами с экономической и юридической грамотностью большинства руководителей, отсутствием ликвидных залогов и гарантированной государственной поддержки малого и среднего бизнеса, высокими рисками не возврата кредита. На третьем этапе, мы предложили создать электронно-информационную платформу, на которой смогут встретиться заинтересованные субъекты малого и среднего бизнеса в получении кредита и кредитные учреждения.
Результаты и дискуссионные вопросы. Основным документом, характеризующим малое и среднее предпринимательство, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором дается определение субъектов малого и среднего предпринимательства: «К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские/фермерские хозяйства» .
По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, на 1 января 2015 года, в России зарегистрировано 4,53 млн малых и средних предприятий. Здесь занято около 25% от общей занятости в экономике и на них приходится около 25% от общего объема оборота товаров и услуг, вырабатываемых предприятиями в стране. Основными видами деятельности малых и средних предприятий является торговля (более 39,6%) и услуги (35,4%) .
Далее рассмотрим влияние малого и среднего бизнеса на экономику России и зарубежных стран (таблица 1).
Анализ данной таблицы свидетельствует, что количество субъектов малого и среднего бизнеса на 1000 жителей в России превышает значение данного показателя в таких странах, как Великобритания, Малайзия, Канада и США, однако доля занятых в этом сегменте и вклад в ВВП в названных странах заметно выше. В частности, можно отметить, что в России выручка этих субъектов составила 0,8 трлн евро в 2014 году (курс евро – 50, 81 руб.) , тогда как в Германии и Великобритании – 2,2 трлн евро, во Франции и Италии – 1,9 трлн евро. Вклад субъектов малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет 21%, тогда как в странах ЕС – около 50–60%.
Безусловно, любое предпринимательское начинание требует больших капиталовложений, которые малый и средний бизнес привык получать в качестве поддержки от государства или в виде кредитов от коммерческих банков. Государственная поддержка реализуется в таких формах, как: льготы по уплате налогов; содействие в формировании проектной документации; финансовое обеспечение (субсидии и кредиты) и др. В таблице 2 представлены некоторые мероприятия по государственной поддержке малого и среднего бизнеса в России....