сновную часть их совокупных активов, поэтому управление именно этими активами становится ведущим фактором развития. В ходе исследования нами были исследованы проблемы использования стратегий управления знаниями в организациях. Эти стратегии позволяют сформировать интеллектуальный капитал и использовать его в целях повышения эффективности и конкурентоспособности организации.
Эти стратегии управления знаниями направлены на то, чтобы создать новую стоимость, реализованную в продуктах, людях и процессах с помошью рационального формирования и использования знаний в организациях. Основная цель этих стратегий - повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов организации, получение лучших и более быстрых инноваций, улучшение обслуживания клиентов, снижение потерь от неиспользуемых интеллектуальных активов.
Рис.1. Базовые стрвтегии управления знаниями в оргзнизяциях
Все возможные стратегии формирования и использования знаний в организациях могут быть представлены в виде семи комбинаций из базовых стратегий (рис.1). Три из них заключаются в том, чтобы эффективно формировать и использовать знания в рамках одного из видов интеллектуального капитала (индивидуальная компетенция, внутренняя структура и внешняя структура). Еще три стратегии предполагают достижение позитивного эффекта от взаимодействия между двумя различными видами интеллектуального капитала (индивидуальной компетенции и внутренней структуры, индивидуальной компетенции и внешней структуры, внутренней и внешней структуры). Наконец, последняя, седьмая стратегия строится с учетом одновременного взаимодействия всех трех элементов интеллектуального капитала. Таким образом, базовые стратегии направлены либо на обмен знаниями в рамках одного вида интеллектуального капитала с целью его увеличения, либо на эффективный перенос знаний из одного вида интеллектуального капитала в другой.
Упомянутые базовые стратегии в своей основе имеют движение знаний: между отдельными работниками (в рамках индивидуальной компетенции); между отдельными элементами внутренней структуры; между отдельными элементами внешней структуры; между элементами внешней структуры и работниками организации; между элементами внутренней структуры и работниками организации; между элементами внутренней и внешней структуры; одновременно между всеми видами интеллектуального капитала.
Первая стратегия, основанная на формировании и использовании знаний в рамках индивидуальной компетенции, отвечает на вопросы: "Каким образом происходит обмен знаниями между работниками организации, как повышается их компетенция и как она используется в целях повышения конкурентоспособности организации?"
Данная стратегия направлена на развитие индивидуальной компетенции работников путем их обучения, проведения тренингов, формирования соответствующей корпоративной культуры. Эта стратегия подробно
исследована в работах, посвященных человеческому капиталу, мотивационным системам, обучению в организациях. Не останавливаясь на таких традиционных аспектах формирования человеческого капитала, как кадровый менеджмент, мотивация, и пр., рассмотрим более подробно лишь два аспекта этой стратегии, а именно обучение персонала и формирование организационной культуры, нацеленной на обмен знаниями между сотрудниками.
Вторая стратегия, основанная на формировании и использовании знаний в рамках внутренней структуры, отвечает на вопрос: "Каким образом используется обмен знаниями между отдельными элементами внутренней
структуры организации с целью повышения ее конкурентоспособности?"
К элементам внутренней структуры относятся информационные системы, базы данных, оргструктуры, авторские права, патенты, ноу-хау, лицензии и пр.
Информационные системы и базы данных заняли значительное место в современных организациях благодаря беспрецедентно быстрому и успешному развитию компьютеров и программного обеспечения. Новые технические средства придают новый импульс росту значимости знаний и интеллектуального капитала. Программное обеспечение стало ключевым элементом инновационного процесса и относительно самостоятельным средства на информационные технологии, в том числе на программное обеспечение.
Информационные технологии сокращают время инновационного процесса, они становятся своеобразным соединяющим звеном между источниками и потребителями знаний. Современное программное обеспечение порождает новую парадигму инновационного процесса в виде самообучающейся системы.
ОРГАНИЗАЦИЯХ
РЕЗЮМЕ
SUMMARY
Введение
Текст
Заключение
Список литературы
В статье рассмотрены «стратегии» и «стратегии управление знаниями в интеллектуальных организациях». Показана структура процесса стратегии управления знаниями. К наиболее распространенным стратегиям управления знаниями отнесены стратегия управления знаниями как бизнес-стратегия, стратегия управления интеллектуальным капиталом, стратегия формирования знаний, стратегия обмена знаниями. Дана характеристика основным стратегическим целям управления знаниями. Проанализированы наиболее распространенные стратегии управления. Сформулированы рекомендации по применению этих стратегий на предприятиях.
1. Б.Лев “Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность” М.: Квинто-консалтинг,2003.
2. Л. Г. Батракова, А. Г. Колпакова, Стратегия и тактика процесса управления знаниями, Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 1 – Том I (Гуманитарные науки), УДК 005.94 3. Ирина Белышева Николай Козлов, Нематериальные активы компании: классификация и учет, Акционерное общество: вопросы корпоративного управления№4, 2008 4. Кольцова Анна Александровна, Стратегии Управления Знаниями На Предприятиях, Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. ГерценаВыпуск№ 56 / 2008.
5. Р.Рейли, Р.Швайс “Оценка нематериальных активов”, М.: Квинто-консалтинг,2005.
6. Т.В.Федосова, Бухгалтерский учет: Учет нематериальных активов, Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007