Стратегический менеджмент - это программные способы мышлений и управлений, обеспечивающие согласования цели, возможности организаций и интересов сотрудников.
Сегодня сфера применения стратегического менеджмента очень разнообразна. Он дает большое преимущество организации, функционирующей в разных областях жизнедеятельности современного общества. Данные преимущества состоят в рациональных использованиях ограниченного ресурсав и времени.
Очевидно, что государственный вуз принципиально отличается от коммерческих компаний. Но, как нам кажется, они могут значительно увеличить результативность своей деятельности, если примут на вооружения инструментарии стратегического менеджмента.
По мнениям ряда ученых, сущность стратегического менеджмента состоит в ответах на три важных вопроса:
• где сейчас находятся организации;
• в каких направлениях, по мнениям высшего руководства, она должна формироваться в будущем;
• как она собирается попасть в те положения, где ее хочет видеть руководство.
Противоречия сложившихся управленческих технологий и условий внешних окружений требуют изменения в организациях управления вузами, прежде всего в плане взаимодействий с внешней средой, в качестве которых выступают как сами сообщества в целом с их образовательной потребностью и запросом, так и отдельные заказчики образовательной услуги в лице компаний и организаций. Управления вузами в сложившихся условиях должны обеспечить гибкость и адаптивность к рыночному условию, в том числе и в долгосрочных, стратегических периодах.
В современном условии функционирования организации важным этапом стратегического менеджмента являются не только разработки рациональных стратегий, но и обеспечения их экономически результативных реализаций. Качественно новые подходы могут быть основаны на использованиях адаптационных механизмов реализаций стратегии.
В нынешнее время система сбалансированных показателей (ССП) нашла свои применения в области высшего образования. С учетами того, что она в принципе была выработана для бизнес-структуры, ее внедрения в образование могут быть осуществлены посредством адаптаций типовых показателей к спецификам функционирований этой сферы. Цели применений ССП в учреждении высшего профессионального образования (ВПО) могут быть разными — от оценок стратегической инициативы образовательного учреждения до оценок деятельностей в сфере менеджмента качества (или какой-то иной).
При формированиях ССП вуза стоит учесть, что на качество высшего образования оказывают влияния много факторов (как внешних, так и внутренних). К главным из них можно относить: обеспеченности учебной и научной литературой; учебными лабораторными оборудованиями и оборудованиями для научного исследования; составы ППС; системы материальных поощрений сотрудников вуза; начальные уровни знания абитуриентов. [1]
Конечно, вышеприведенные перечни содержат только небольшую часть из большого перечня факторов, который можно пополнять каждый день....
Возможности организации определяют ресурсы (факторы производства), находящиеся в ее распоряжении.
К ним относятся:
· технические ресурсы (производственное оборудование, сырье, материалы);
· технологические ресурсы (способы изготовления продукции);
· кадровые ресурсы (численность и квалификация кадров и др.);
· информационные ресурсы (сведения о системе и внешней среде, объемы перерабатываемой информации, ее достоверность, своевременность и т.д.);
· финансовые ресурсы (величина и использование денежных средств, финансовое состояние предприятия и др.);
· организационные ресурсы (применяемые способы принятия решений, организация системы планирования, контроля и т.д.);
· временные ресурсы (время является невосполнимым ресурсом).
Отмечается большая вариантность объединения различных ресурсов в единое целое, приводящее к огромному разнообразию внутреннего строения организации и их состояний. Улучшая внутреннее строение, т.е. работая над совершенствованием пропорций и поддержанием сбалансированности видов используемых ресурсов, предприятие увеличивает свои возможности, организованность. Потенциал организации зависит, следовательно, от внутренней среды, но сейчас в значительно большей степени он зависит от внешних условий: величины потребительского спроса, действий конкурентов, отношений с поставщиками сырья политики правительства и т.д.
Процесс выбора стратегии состоит из следующих этапов:
· разработка стратегий, позволяющих достичь поставленных целей, при этом желательно предложить и разработать, возможно, большее число альтернативных стратегий;
· анализ и оценка: анализ альтернатив в рамках выбранной общей стратегии и их оценка по степени пригодности для достижения главных целей фирмы;
· корректировка общей стратегии и разработка поддерживающих стратегий.
На выбор стратегии влияют многочисленные факторы:
· ценности, которыми руководствуются при принятии стратегии высшие менеджеры организации;
· характер целей, которые ставит перед собой фирма;
· состояние и предсказуемость внешней среды;
· уровень риска, на который может пойти руководство фирмы при реализации ее стратегии;
· потенциал фирмы, ее внутренняя структура, сильные и слабые стороны;
· опыт реализации прошлых стратегий;
· фактор времени....
Постановка проблемы. Актуальность исследования поставленной проблемы обоснована тем, что в современных условиях развития российской экономики отечественные предприятия нуждаются в росте эффективности системы управления. Однако оценка влияния условий повышения спроса и импортозамещения на эффективность системы управления отечественными предприятиями представляет собой достаточно сложную задачу.
Анализ последних исследований. Изучение проблематики управления предприятием в условиях повышения спроса и импортозамещения показывает, что в литературе существует множество подходов к поставленной проблеме.
При этом следует отметить отсутствие единых подходов к наличию связи между вопросами импортозамещения и повышения спроса. Лишь ряд отечественных авторов в современных публикациях косвенно указывает на возможность такой связи.
Также можно отметить, что в большинстве актуальных монографий и публикаций, как правило, проблематика повышения спроса и импортозамещения рассматривается на макро- или мезоуровнях, но не на уровне предприятия.
В тоже время нельзя сказать, что проблема управления предприятием в условиях импортозамещения является вовсе неисследованной. Однако в публикациях на данную тематику имеет место, как показывает изучение отечественных публикаций, концентрирование внимания авторов на отдельных аспектах проблемы или на отдельных отраслях экономики, в которых действует предприятие. Например, имеет место целый ряд статей, исследующих импортозамещение в сельском хозяйстве или стратегические аспекты управления в условиях импортозамещения. Среди исследований есть ряд публикаций в которых преимущественное внимание уделяется способам роста финансового благополучия предприятий с использованием механизмов государственной поддержки в рамках импортозамещения.
В целом, изложенное позволяет сделать вывод, что поставленная проблема характеризуется низким уровнем разработанности в современные публикациях и монографиях.
Формулирование целей статьи (постановка задачи). Отмеченный уровень разработанности поставленной проблемы обосновывает основную цель статьи. Цель статьи состоит в анализе современных публикаций, исследующих проблематику управления предприятием в условиях повышения спроса и импортозамещения.
Основная часть. Рассмотрим проблему управления предприятием в условиях повышения спроса и импортозамещения на современном этапе более подробно.
При исследовании поставленной проблематики большинство авторов преимущественное внимание уделяет вопросам причин, содержания и специфики, а также роли импортозамещения, механизмам его государственной поддержки. В частности, Н.Д. Елецкий и А.Г. Столбовская определяют импортозамещение, как уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров [2]. В РФ импортозамещение наиболее активно начало развиваться с началом т.н. «украинского кризиса» в связи с санкциями стран Запада....
Постановка проблемы управления
С точки зрения классической кибернетики, любая организация представляет собой сложную социотехническую систему, которая, в свою очередь, является подсистемой большей системы. Общее количество связей такой системы достаточно велико, а управлять сложной системой не так просто. Концептуальные основы управления предприятием лежат в области моделирования поведения сложных систем. Основные составляющие процесса управления: цель развития организации, стратегии развития, модель развития, модель мотивации и стимулирования эффективной деятельности процессов [1].
Любая деятельность осуществляется с позиции достижения некоторой цели. На первом этапе компания определяет цели, значимые для рынка, для потребителей, следующим шагом является формирование плана действий по достижению сформулированной цели [2]. Эффективное функционирование предприятий в условиях динамичной внешней среды определяется тем, в какой степени руководители владеют инструментами и методами стратегического планирования.
Стратегическое планирование представляет собой одну из ключевых функций управления, которая предполагает формирование ключевых целей организации и путей достижения этих целей. Стратегический план описывает глобальное видение перспектив развития компании и является основой принятия управленческих решений.
В современных условиях стратегические интересы организаций заключаются в стремлении к сохранению устойчивого развития и адаптации к воздействию внешнего окружения. Чем выше неопределенность и динамика факторов внешней среды, тем актуальнее для предприятия проблема разработки и реализации стратегического плана [3].
Суть стратегического управления определяется формированием и реализацией стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Каркас стратегического управления - система стратегий. При этом стратегия — это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата. Стратегическое управление включает формирование миссии и видение предприятия, цели, стратегический анализ, диагностику внутренней и внешней среды.
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях [4]:
• Планирование стратегии;
• Организация выполнения стратегических планов;
• Координация действий по реализации стратегических задач;
• Мотивация на достижение стратегических результатов;
• Контроль за процессом выполнения стратегии.
Говоря о механизме стратегического управления, необходимо отметить важность системы сбалансированных показателей (ССП). Именно ССП позволяют донести стратегию до каждого сотрудника, мотивировать на достижение результатов и контролировать процесс выполнения стратегии....
Стоит понимать, что стратегическое планирование - это, в первую очередь, один из особых видов планирования, рассчитан на долгосрочную перспективу, определяющий стратегические цели социально-экономического развития страны и обеспечение функционирования направлений на их достижение.
Формирование стратегии – это очень важный процесс, который заключается в точном определении цели и соотнесении ее с имеющимися средствами [3. C. 45]. Чаще всего стратегическое планирование не всегда приводит к достижению поставленных целей. Все это связанно с проблемой неправильного соотношения целей и имеющихся средств.
Стратегический план развития региона представляет собой управленческий документ, который включает в себя различное описание деятельности по развитию региона.
План действий экономического развития региона должен включать в себя основные признаки, а именно:
- определение цели развития региона;
- определение путей достижения поставленной цели;
- исследование возможностей, при которых будет достигнута поставленная цель;
- определить методы организации движения региона для развития избранных направлений и достижения поставленной цели;
- обосновать рациональное использование природных ресурсов для достижения поставленной цели.
Благодаря стратегическому планированию региона, происходит совместное действие администрации региона и регионального сообщества. Современное стратегическое планирование как план действий экономического развития региона выступает инструментом, который налаживает партнерские отношения, механизмом стратегических действий во всех сферах жизни региона.
Существуют определенные этапы разработки стратегического плана, которые включают в себя изначальную оценку достигнутого уровня и анализа ресурсной базы региона, формирование концепции развития экономики региона, основанной на современных показателях жизни региона, выбор направлений перспективного развития региона и их обоснование.
Основной целью развития региона является непосредственное решение самостоятельно выполнять необходимые функции, которые определены его статусом....
Стратегическое управление включает в себя 4 составляющие:
1. Стратегическая диагностика. Для того, чтобы принять стратегическое решение, необходимо знать финансово-экономическое состояние организации, а так же место, которое оно занимает на рынке.
2. Выбор стратегических целей. Одновременно выбирают и сравнивают стратегические пути достижения целей, проводят анализ их плюсов и минусов.
...
Снижение затрат на электроэнергию в 2017 году в Закрытом Акционерном обществе «Орский электромонтажный завод» связано с тем, что было внедрено в производство новое оборудование, проведена работа по модернизации и реконструкции энергетических и технологических установок, а также не изменялся тариф на электроэнергию в первой половине 2017 года. Рисунок 3....
Изучение признаков, характеризующих подготовку компании к практическому применению и использованию совокупности способов и методов стратегического планирования, осуществляется путем проведения метода экспертных оценок. Данный метод получил название – метод Дельфи. ...