Очень довольна работой автора, претензий нет, работа выполнена качественно, в срок, на вопросы отвечает быстро, приятно работать.
Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность проблемы
Мы живём в эпоху бурного технологического прогресса, динамика которого распознаваемо меняет жизнь людей во всём мире. Как правило, эти изменения ассоциируются с теми или иными улучшениями, и, действительно, вызывают их, однако они не исключают и негативных побочных последствий. В качестве исторического примера можно упомянуть развитие ресурсодобывающей отрасли, с одной стороны — обеспечившей интенсивный рост промышленных мощностей, но с другой — вызвавшей экологические и климатические проблемы. На следующем витке прогресса атомная энергетика позволила получать ещё больше энергии и с меньшим экологическим ущербом, но повлекла за собой риски техногенных катастроф (таких, как аварии на АЭС Чернобыль и Фукусима ). Символ информационной эпохи, социальные сети, в свою очередь, создали глобальную инфраструктуру обмена информацией, но стали катализаторами распространения дезинформации и политической поляризации общества .
Сейчас, с началом широкого распространения так наз. «искусственного интеллекта» (далее — ИИ ), технологический прогресс обретает особое качество. Он обещает не просто изменить нашу жизнь, но и воздействовать на её фундаментальные аспекты, те, что Х. Арендт называла human condition . В частности, достижения высоких технологий открывают перспективу существенного изменения роли и значения труда в общественной жизни, влияющих на социальный порядок современного общества. ИИ является революционной технологией, поскольку способен брать на себя выполнение ряда когнитивных задач , ранее считавшихся прерогативой людей. Следствием этой его особенности становится возможность автоматизации даже тех видов производственной и деловой деятельности, которые на предыдущих этапах технологического прогресса рассматривались требующими человеческого исполнения или, как минимум, управления, поскольку не поддавались предустановленной алгоритмизации . Появление технологий, наделяющих машины способностью к таким действиям, преодолевает это ограничение. Следствием этого может стать ситуация невосстановимого нарушения баланса спроса и предложения на рынке труда: если раньше исчезновение одних видов занятости компенсировалось появлением других, и, соответственно, проблема решалась перемещением работников из устаревающих секторов производства в появляющиеся, то по мере совершенствования технологий автоматизации данная компенсация будет всё менее возможной. Всё больше секторов производства будут превращаться в автоматизированные, где человеческое присутствие будет почти или полностью ненужным.
Предсказуемым итогом этого смещения станет прогрессирующее и необратимое сокращения занятости, вплоть до почти полного исчезновения потребности в человеческом труде .
Тем самым, мы сталкиваемся с очередным противоречивым воздействием прогресса на общество, обусловленным самой природой его динамики. Прогресс является объективным явлением, поскольку несёт с собой блага, от которых люди не могут или не хотят отказаться. Но природа некоторых из этих благ обусловливает непреднамеренные последствия их обретения, ставя общество перед новыми вызовами. Автоматизация являет собой один из таких очередных непреднамеренных вызовов . На определённом этапе своего распространения она грозит пошатнуть устои современной общественной системы, одним из принципов которой является наёмный труд. Этот труд может утратить свою актуальность по причинам, не менее объективным, нежели причины самого прогресса. Поскольку автоматизация является средством снижения издержек производства продукции, собственники средств производства заинтересованы в её внедрении. Но между распространением автоматизации и понижающим воздействием на занятость существует прямая зависимость; необратимое сокращение занятости, таким образом, является ничем иным, нежели прямым следствием научно-технического прогресса (далее — НТП).
Необратимое снижение занятости, в свою очередь, не может не сказаться на структуре социальных отношений, что очевидно требует разработки и реализации Публичной политики, способной обеспечить социальную стабильность. Однако эту задачу едва ли можно назвать легко выполнимой, в частности, — из-за трудности предсказания динамики развертывания НТП и его последствий даже в среднесрочной перспективе. Другой проблемой, которую нельзя сбрасывать со счетов, является расхождение общественных взглядов на то, каковым должно быть «общество после работы» . Для США эта проблема особенно актуальна. Десятилетия так наз. «культурных войн» привели к глубокому идеологическому расколу американского общества, ставшему наиболее заметным с президентства Б. Обамы и усугубившемуся в последующие президентства Д. Трампа и Дж. Байдена. Социальные трения нередко отражаются в межпартийной конфронтации, где реализация инициативы одной из партий блокируется другой партией скорее из соображений политической конъюнктуры, нежели из-за рационально обоснованных несогласий практического характера.
Итак, следует предположить, что если вышеуказанные проблемы не будут решены в надлежащие сроки, общественная система США не сумеет вовремя адаптироваться к грядущим изменениям. Очевидными последствиями может стать рост социальной напряжённости и, возможно, социальный взрыв с непредсказуемыми последствиями. Как свидетельствует история, в таких обстоятельствах повышается вероятность прихода к власти популистов и реакционеров. При наихудшем сценарии возможно разрушение самой демократической системы. При менее драматическом, но всё ещё неблагоприятном сценарии, государству придётся прилагать огромные усилия для предотвращения социального взрыва, схожие с теми, что мы могли наблюдать во время пандемии COVID-19 в 2019–2020 гг. В тот период США столкнулись с беспрецедентной волной массовой безработицы. В разгар кризиса более 20 миллионов человек лишились работы всего за несколько месяцев , что привело к резкому росту бедности и утрате средств к существованию значительной частью населения. Многие домохозяйства оказались в состоянии экономической неопределённости, что ещё больше усилило социальную напряжённость. Неготовность системы социальной поддержки к столь экстремальной ситуации привела к тому, что миллионы американцев испытывали трудности с оплатой жилья, приобретением продуктов питания и доступом к базовым медицинским услугам. Важно отметить, что в течение нескольких месяцев ситуация не только не улучшалась, но и усугублялась, пока появление противовирусных вакцин не позволило постепенно стабилизировать ситуацию и начать выход из кризиса. Тем самым, проблема была решена по большей части инструментальными средствами, тогда как адекватные меры политического характера вырабатывались непозволительно долго (заметим — не только в США) и подвергались массированной критике как из-за своей запоздалости, так и противоречивости .
В контексте нашего исследования необходимо подчеркнуть, что опыт пандемии продемонстрировал не только недостатки в механизмах реализации публичной политики США, но и фактическое отсутствие среди них функции адаптации к масштабным изменениям социального порядка. Существующие институты оказались способны лишь реагировать на уже возникшие проблемы, но не предвидеть и предупреждать системные вызовы. В частности, выявились серьёзные институциональные ограничения: недостаточная координация между федеральными и местными органами власти, отсутствие отработанных механизмов быстрой мобилизации ресурсов для массовой социальной поддержки, проблемы с определением критериев для оказания помощи различным категориям граждан. Хотя в итоге были приняты беспрецедентные меры (включая прямые выплаты населению), сам процесс их разработки и внедрения выявил существенные проблемы в системе принятия и реализации политических решений. Многие инициативы, такие как мораторий на выселение должников или расширенные пособия по безработице, внедрялись с задержками и требовали сложных согласований между различными уровнями власти .
Понимание этих проблем особенно важно в контексте грядущей автоматизации, поскольку, в отличие от пандемии, её воздействие на занятость, а, следовательно, — и социальную стабильность, будет не временным, а прогрессирующим до тех пор, пока не будут предложены реальные меры разрешения системного кризиса. Следовательно, критически важной становится превентивная разработка адекватных механизмов публичной политики до того, как социальные проблемы достигнут критического уровня. Соответственно, неспособность выработать такую политику грозит самыми серьёзными последствиями для общества.
Итак, в данном исследовании мы постулируем необходимость проактивной разработки публичной политики, адаптированной к распространению массовой автоматизации, анализируя эту проблему на примере США. Далее мы исследуем факторы, обусловливающие предполагаемые изменения, текущие подходы к разрешению ожидаемых проблем, а также предложим некоторые дополнения к ним, способные, на наш взгляд, сделать выполнение этой задачи более реалистичной.
Объект исследования
Объектом исследования является социальная стабильность, рассматриваемая как совокупность институциональных механизмов и факторов публичной политики, обеспечивающих устойчивость общества в условиях интенсификации внедрения автоматизации. Особое внимание уделяется способности существующих институтов адаптироваться к изменениям в структуре занятости, трансформации социально-экономических отношений и к новым формам взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами. В фокусе исследования находятся как формальные механизмы принятия политических решений, так и неформальные практики их реализации в контексте американской политической системы.
Предмет исследования
Предметом исследования являются институциональные механизмы, политические инструменты и стратегии формирования публичной политики, направленной на поддержание социальной стабильности в условиях интенсификации распространения автоматизации . Это включает анализ существующих и предлагаемых мер социальной защиты, процесса их адаптации и внедрения через существующие политические институты США, а также барьеров и противоречий, возникающих на пути их реализации. Особое внимание уделяется взаимодействию между различными уровнями власти, роли законодательных и исполнительных органов, а также влиянию групп интересов на формирование и реализацию публичной политики в данной сфере.
Соединённые Штаты выбраны постольку, поскольку они, во-первых, лидируют в разработке, внедрении и инвестициях в технологии ИИ и автоматизации. Во-вторых, социальные последствия автоматизации, как мы полагаем, отразятся в этой стране наиболее остро. Политическая система США, в отличие от Европейской, имеет менее выраженную социальную направленность. Традиционно, в американской культуре делается акцент на персональной ответственности граждан за собственное благоденствие, что предполагает их самостоятельность и предприимчивость, тогда как европейцы возлагают существенную часть ответственности за своё благополучие на государство .
Исследовательский вопрос
Какие политические меры необходимо разработать и реализовать для поддержания социальной стабильности в США в условиях интенсификации внедрения автоматизации, и каковы потенциальные препятствия и противоречия, способные воспрепятствовать реализации этих мер?
Гипотеза
1. Интенсификация внедрения автоматизации вызовет необратимое сокращение занятости, не позволяющее государству выполнить взятые на себя обязательства по социальной защите населения в рамках текущей системы социальных отношений.
2. Универсальный базовый доход (далее — UBI ) является наиболее адекватным средством социальной (финансовой) защиты населения в условиях вышеупомянутого сокращения занятости, обусловливающего прогрессирующее снижение способности населения самостоятельно обеспечить себя средствами к существованию.
3. На период с начала необратимого сокращения занятости и до введения UBI (далее — «переходный период», ПП) необходимо принять меры по последовательному сокращению рабочего времени для амортизации эффекта увеличения производительности на востребованность человеческого труда (Далее для обозначения публичной политики переходного периода будет использоваться аббревиатура 4П ).
4. Отказ от политики последовательного сокращение рабочего времени на переходный период может привести к социальному взрыву и представлять угрозу для демократии в США.
Цель исследования
Выявить основные политические меры и подходы, способствующие поддержанию социальной стабильности в условиях интенсификации распространения автоматизации на примере США. Это включает анализ существующих стратегий, выявление их сильных и слабых сторон, а также разработку рекомендаций по внедрению наиболее эффективных решений для адаптации общества к стремительным изменениям на рынке труда и в социальной сфере.
Задачи исследования
1. Проанализировать динамику НТП, обусловливающую внедрение автоматизации.
2. Изучить предполагаемое влияние автоматизации на социальные, экономические и политические процессы в США.
3. Оценить содержание публичного дискурса относительно социальных последствий внедрения автоматизации. Выявить основные противоречия в позициях его участников, затрудняющие выработку эффективной публичной политики, адекватной условиям интенсификации распространения автоматизации.
4. Исследовать существующие политические инициативы в отношении автоматизации.
5. Предложить подходы к выработке эффективной публичной политики, направленной на поддержание социальной стабильности в условиях автоматизации.
6. Исследовать возможности выработки стратегии преодоления общественных разногласий по данной проблеме.
Эмпирический материал
Эмпирический материал исследования включает данные об истории концепта автоматизации, динамике его развития как в технологической, так и в политической перспективе. Особое внимание уделяется анализу существующих механизмов публичной политики США и степени их способности адаптироваться к социальным изменениям. Исследование опирается на данные о занятости в США и её прогнозы в свете прогнозируемого вытеснения человеческого труда из производственной сферы, а также на анализ экспертных оценок относительно социальных последствий автоматизации.
Материал включает результаты исследований, проведённых в различных регионах и отраслях экономики, правительственные отчёты, экспертные оценки, а также исследования общественного мнения о внедрении UBI и сокращении рабочего времени. Эти данные позволяют выявить тенденции распространения автоматизации и оценить необходимость превентивной разработки соответствующей публичной политики.
Хронологические рамки исследования
Эмпирические рамки исследования охватывают период с 70-х гг. XX века до текущего времени, что обусловлено необходимостью анализа институциональных механизмов публичной политики США в контексте последовательных волн автоматизации. Особое внимание уделяется последним годам, когда развитие «умных технологий» (в первую очередь — ИИ) радикально изменило перспективы внедрения автоматизации. Этот период особенно важен для анализа существующих политических институтов и их способности адаптироваться к ускоряющимся технологическим изменениям. Рассмотрение исторической динамики автоматизации и реакции на неё политической системы США позволяет выявить как паттерны институционального развития, так и новые вызовы, требующие проактивных политических решений. Важной частью исследования является анализ позиций экспертов, экстраполирующих текущие тенденции автоматизации на обозримую перспективу. Это необходимо постольку, поскольку (как мы указали ранее) речь идет о выработке превентивной, а не реактивной публичной политики. Такой комплексный подход обеспечивает необходимую эмпирическую и аналитическую базу для разработки механизмов публичной политики, способных предвосхищать и адаптивно реагировать на прогнозируемые социальные изменения.
Степень разработанности темы
Тема автоматизации и её влияния на социальную стабильность активно исследуется как в академических, так и общественно-политических кругах. Существуют многочисленные работы, посвящённые анализу экономических последствий автоматизации, её влиянию на рынок труда и прогностическое влияние на занятость, а также перспективам внедрения UBI. Тем не менее, проблема выработки публичной политики, направленной на поддержание социальной стабильности в условиях ускоренной автоматизации, остаётся недостаточно разработанной. Данное исследование стремится восполнить этот пробел и предложить эффективные решения для адаптации к изменениям, обусловленным интенсификацией распространения автоматизации в жизни современного общества.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА 4П 14
1.1. Основные понятия и концепции 14
1.2. Обзор источников и литературы 16
1.3. Методология исследования 23
2. АНАЛИЗ ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТЫ 28
2.1. Масштаб, период и движущие силы внедрения автоматизации 28
2.2. Экономическое воздействие автоматизации 33
2.3. Социальные последствия внедрения автоматизации 37
3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ 4П 42
3.1. Условный парадокс социального кризиса в условиях массовой автоматизации 42
3.2. Особенности ПП в контексте выработки эффективной 4П 45
3.3. Требования к эффективной 4П 47
3.4. Подходы к реализации политики социальной стабильности на ПП 50
3.5. Меры реализации 4П 64
3.6. Возможные препятствия на пути к реализации политики социальной стабильности на ПП 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Работа посвящена анализу влияния автоматизации и технологической безработицы на социальную стабильность, а также стратегическому планированию государственной политики.
В основе лежит кейс США, рассматриваются сценарии развития рынка труда, политика универсального базового дохода (UBI), снижение рисков массовой безработицы.
Применяются современные методы анализа: вторичные данные о рынке труда, контент-анализ политических документов и дискурс-анализ позиций ключевых акторов, моделирование сценариев.
1. ООН. Цель 12: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства [просмотрено 2 января 2025]. Доступ через Интернет:
2. ФРИДМАН, М. Капитализм и свобода. Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. 240 с. ISBN 5-98379-054-1.
3. ANDERSSON, P. F. Taxation and Left-Wing Redistribution: The Politics of Consumption Tax in Britain and Sweden. Comparative Politics, 2022, vol. 54, no. 2, pp. 279-301.
4. ARENDT, H. The human condition. 2nd ed. Chicago: The University of Chicago Press, 2022. 388 p. ISBN 978-0226924571.
5. AZZIMONTI, M. and FERNANDES, M. Social media networks, fake news, and polarization. (NBER Working Paper No. 24462). National Bureau of Economic Research, 2018. Revised August 2021. Available at http://www.nber.org/papers/w24462.
6. BAIN & COMPANY. Zero-based redesign: The key to realizing gen AI cost savings potential [online]. 2024 [viewed 4 January 2025]. Available from Internet: .
7. BASTANI, A. Fully Automated Luxury Communism a Manifesto. London: Verso, 2019.
8. BENANAV, A. Automation and the Future of Work. London: Verso, 2020. 160 p. ISBN 978-1839761300.
9. BRYNJOLFSSON, E., LI, D. and RAYMOND, L. R. Generative AI at work. Working Paper 31161. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2023. Available from Internet: .
10. CAZZANIGA, A. et al. Gen-AI: Artificial intelligence and the future of work. IMF Staff Discussion Note SDN2024/001. Washington: International Monetary Fund, 2024.
11. COLLIER, D. The comparative method. In: FINIFTER, A. W. (ed.) Political science: The state of discipline II. Washington: American Political Science Association, 1993, pp. 105-119.
12. CONTINETTI, M. The Right: The Hundred-Year War for American Conservatism. New York: Basic Books, 2022.
13. DINERSTEIN, A. C. and PITTS, F. H. A world beyond work?: Labour, money and the capitalist state between crisis and utopia. Bingley: Emerald Publishing Limited, 2021. 176 p. ISBN 978-1787691469.
14. DUMÉNIL, G. and LÉVY, D. Unproductive Labor as Profit-Rate-Maximizing Labor. Rethinking Marxism, 2011, vol. 23, no. 2, pp. 216-225. Available from Internet: .
15. EGANA-DEL SOL, P. and MICCO, A. Can COVID-19 accelerate technological transformations? SSRN Electronic Journal, 2020. Available from Internet: .
16. FAIRCLOUGH, N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. 2nd ed. London: Routledge, 2010. 608 p. ISBN 978-1405858229.
17. FARAH, N. Understanding the role of automation in society. Pakistan Journal of Engineering Technology & Science, 2023, vol. 10, no. 1, pp. 45-58. Available from Internet: .
18. FURMAN, J. Should We Be Reassured If Automation in the Future Looks Like Automation in the Past? In The Economics of Artificial Intelligence: An Agenda, pp. 317-328.
19. HARVEY, D. A Brief History of Neoliberalism. Oxford: Oxford University Press, 2005. 247 p.
20. HENLEY, A. Religion and Entrepreneurship. In: ZIMMERMANN, K. F. (eds) Handbook of Labor, Human Resources and Population Economics. Cham: Springer, 2022 [viewed 1 January 2025]. Available from Internet: .
21. HERNANDEZ, I. Bismarck and the welfare state. Freedom & Virtue Institute, 16 November 2017 [viewed 15 January 2025]. Available from Internet:
22. HULTEN, C. R. Growth accounting with intermediate inputs. The Review of Economic Studies, 1978, vol. 45, no. 3, pp. 511-518 [viewed 1 January 2025]. Available from Internet: .
23. HUNTER, J. D. Culture Wars: The Struggle to Define America. New York: Basic Books, 1991. 432 p.
24. JEFFREYS-JONES, R. Obama: A President for the Left?. In The American Left: Its Impact on Politics and Society since 1900, 4th edn. Edinburgh, 2013; online edn, Edinburgh Scholarship Online, 29 May 2014 [viewed 15 January 2025]. Available from Internet: .
25. JOHNSTON, M. Secondary Data Analysis: A Method of Which the Time has Come. Qualitative and Quantitative Methods in Libraries, 2014, vol. 3, pp. 619-626.
26. KELLY, M. The Divine Right of Capital: Dethroning the Corporate Aristocracy. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 2001. 276 p.
27. KEYNES, J. M. Economic possibilities for our grand-children /1930/. In: Readings in Economics. 6th Edition. New York: McGraw-Hill, 1970, pp. 169-179.
28. KRIPPENDORFF, K. Content analysis: An introduction to its methodology. 4th ed. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2019. 472 p. ISBN 978-1506395661.
29. LIU, J., XU, X., NAN, X., LI, Y. and TAN, Y. "Generate" the future of work through AI: Empirical evidence from online labor markets [online]. 2023 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
30. LYNCH, S. The state of AI in 13 charts. Stanford University Human-Centered Artificial Intelligence [online]. 15 April 2024 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
31. MASLOW, A. H. and FRAGER, R. Motivation and personality. 3rd ed. New York: Harper and Row, 1987. 293 p. ISBN 978-0060419875.
32. MAST, E. Race to the Bottom? Local Tax Break Competition and Business Location. American Economic Journal: Applied Economics, 2020, vol. 12, no. 1, pp. 1-35. DOI: 10.1257/app.20170511.
33. MCKENDRICK, J. How generative AI could give us back at least 40% of our time. Forbes [online]. 24 May 2023 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
34. MCKINSEY & COMPANY. The economic potential of generative AI: The next productivity frontier [online]. 2023 [viewed 4 January 2025]. Available from Internet: .
35. MCKINSEY GLOBAL INSTITUTE. A future that works: Automation, employment, and productivity. McKinsey & Company, January 2017. 148 p.
36. MURRAY, C. A. In our hands: a plan to replace the welfare state. Revised and updated edition. Washington: AEI Press, 2016. 214 p. ISBN 978-0844750088.
37. OXFAM. Tax Battles: The Dangerous Global Race to the Bottom on Corporate Tax. Oxford: Oxfam International, 2016. [viewed 4 January 2025]. Available from:
38. PEW RESEARCH CENTER. Public Views of the COVID-19 Response and Its Impacts on the U.S.. 9 February 2022 [viewed 16 January 2025]. Available from Internet:
39. PIKETTY, T. Capital and Ideology. Translated by Arthur Goldhammer. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 2020. 1093 p.
40. REDWOOD LOGISTICS. Analysis of autonomous vehicles and job loss: Disaster or opportunity? [online]. 2 August 2023 [viewed 2 January 2025]. Available from Internet: .
41. RESHORING INITIATIVE. Reshoring Initiative 2023 annual report [online]. 2023 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
42. RINGLAND, G. Scenario planning: managing for the future. 2nd ed. Chichester: Wiley, 2006. 478 p. ISBN 978-0470018811.
43. RONIK. Every important ChatGPT statistics you need in 2024. Weam.ai [online]. 9 September 2024 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
44. SHERIF, A. Tech sector layoffs — statistics & facts. Statista, 28 February 2024 [viewed 4 January 2025]. Available from Internet: .
45. SILVERMAN, D. Qualitative research. 5th ed. London: SAGE Publications, 2020. 624 p. ISBN 978-1526460981.
46. SRNICEK, N. and WILLIAMS, A. Inventing the Future: Postcapitalism and a World Without Work. London: Verso, 2015. 256 p. ISBN 978-1784780968.
47. STANFORD INSTITUTE FOR HUMAN-CENTERED ARTIFICIAL INTELLIGENCE. Artificial Intelligence Index Report 2024 [online]. 2024 [viewed 4 January 2025]. Available from Internet: .
48. SUCHER, S. J. and WESTNER, M. M. Layoffs in the tech industry: 2022-2023. Harvard Business School Case 323-095. Boston: Harvard Business School, 2023.
49. TELEGRAPH. Jeremy Corbyn plans to tax robots over automation threat to workers [online]. [viewed 26 September 2017]. Available from:
50. TOSH, J. The Pursuit of History: Aims, Methods and New Directions in the Study of History. 7th ed. London: Routledge, 2021. 302 p. ISBN 978-0367902308.
51. U.S. BUREAU OF LABOR STATISTICS. COVID-19 Ends Longest Employment Expansion in CES History. Monthly Labor Review, 2021 [viewed 16 January 2025]. Available from Internet:
52. UNIVERSITY OF WISCONSIN CENTER FOR COOPERATIVES. Isthmus Engineering & Manufacturing: Worker Cooperative Case Study [online]. [viewed 17 January 2025]. Available from:
53. WEBER, M. Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. 2019, .
54. WORLD ECONOMIC FORUM. The future of jobs report 2023 [online]. 30 April 2023 [viewed 2 January 2025]. Available from Internet: .
55. YANG, A. The war on normal people: the truth about America's disappearing jobs and why universal basic income is our future. First edition. New York: Hachette Books, 2018. 304 p. ISBN 978–0316414241.
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность проблемы
Мы живём в эпоху бурного технологического прогресса, динамика которого распознаваемо меняет жизнь людей во всём мире. Как правило, эти изменения ассоциируются с теми или иными улучшениями, и, действительно, вызывают их, однако они не исключают и негативных побочных последствий. В качестве исторического примера можно упомянуть развитие ресурсодобывающей отрасли, с одной стороны — обеспечившей интенсивный рост промышленных мощностей, но с другой — вызвавшей экологические и климатические проблемы. На следующем витке прогресса атомная энергетика позволила получать ещё больше энергии и с меньшим экологическим ущербом, но повлекла за собой риски техногенных катастроф (таких, как аварии на АЭС Чернобыль и Фукусима ). Символ информационной эпохи, социальные сети, в свою очередь, создали глобальную инфраструктуру обмена информацией, но стали катализаторами распространения дезинформации и политической поляризации общества .
Сейчас, с началом широкого распространения так наз. «искусственного интеллекта» (далее — ИИ ), технологический прогресс обретает особое качество. Он обещает не просто изменить нашу жизнь, но и воздействовать на её фундаментальные аспекты, те, что Х. Арендт называла human condition . В частности, достижения высоких технологий открывают перспективу существенного изменения роли и значения труда в общественной жизни, влияющих на социальный порядок современного общества. ИИ является революционной технологией, поскольку способен брать на себя выполнение ряда когнитивных задач , ранее считавшихся прерогативой людей. Следствием этой его особенности становится возможность автоматизации даже тех видов производственной и деловой деятельности, которые на предыдущих этапах технологического прогресса рассматривались требующими человеческого исполнения или, как минимум, управления, поскольку не поддавались предустановленной алгоритмизации . Появление технологий, наделяющих машины способностью к таким действиям, преодолевает это ограничение. Следствием этого может стать ситуация невосстановимого нарушения баланса спроса и предложения на рынке труда: если раньше исчезновение одних видов занятости компенсировалось появлением других, и, соответственно, проблема решалась перемещением работников из устаревающих секторов производства в появляющиеся, то по мере совершенствования технологий автоматизации данная компенсация будет всё менее возможной. Всё больше секторов производства будут превращаться в автоматизированные, где человеческое присутствие будет почти или полностью ненужным.
Предсказуемым итогом этого смещения станет прогрессирующее и необратимое сокращения занятости, вплоть до почти полного исчезновения потребности в человеческом труде .
Тем самым, мы сталкиваемся с очередным противоречивым воздействием прогресса на общество, обусловленным самой природой его динамики. Прогресс является объективным явлением, поскольку несёт с собой блага, от которых люди не могут или не хотят отказаться. Но природа некоторых из этих благ обусловливает непреднамеренные последствия их обретения, ставя общество перед новыми вызовами. Автоматизация являет собой один из таких очередных непреднамеренных вызовов . На определённом этапе своего распространения она грозит пошатнуть устои современной общественной системы, одним из принципов которой является наёмный труд. Этот труд может утратить свою актуальность по причинам, не менее объективным, нежели причины самого прогресса. Поскольку автоматизация является средством снижения издержек производства продукции, собственники средств производства заинтересованы в её внедрении. Но между распространением автоматизации и понижающим воздействием на занятость существует прямая зависимость; необратимое сокращение занятости, таким образом, является ничем иным, нежели прямым следствием научно-технического прогресса (далее — НТП).
Необратимое снижение занятости, в свою очередь, не может не сказаться на структуре социальных отношений, что очевидно требует разработки и реализации Публичной политики, способной обеспечить социальную стабильность. Однако эту задачу едва ли можно назвать легко выполнимой, в частности, — из-за трудности предсказания динамики развертывания НТП и его последствий даже в среднесрочной перспективе. Другой проблемой, которую нельзя сбрасывать со счетов, является расхождение общественных взглядов на то, каковым должно быть «общество после работы» . Для США эта проблема особенно актуальна. Десятилетия так наз. «культурных войн» привели к глубокому идеологическому расколу американского общества, ставшему наиболее заметным с президентства Б. Обамы и усугубившемуся в последующие президентства Д. Трампа и Дж. Байдена. Социальные трения нередко отражаются в межпартийной конфронтации, где реализация инициативы одной из партий блокируется другой партией скорее из соображений политической конъюнктуры, нежели из-за рационально обоснованных несогласий практического характера.
Итак, следует предположить, что если вышеуказанные проблемы не будут решены в надлежащие сроки, общественная система США не сумеет вовремя адаптироваться к грядущим изменениям. Очевидными последствиями может стать рост социальной напряжённости и, возможно, социальный взрыв с непредсказуемыми последствиями. Как свидетельствует история, в таких обстоятельствах повышается вероятность прихода к власти популистов и реакционеров. При наихудшем сценарии возможно разрушение самой демократической системы. При менее драматическом, но всё ещё неблагоприятном сценарии, государству придётся прилагать огромные усилия для предотвращения социального взрыва, схожие с теми, что мы могли наблюдать во время пандемии COVID-19 в 2019–2020 гг. В тот период США столкнулись с беспрецедентной волной массовой безработицы. В разгар кризиса более 20 миллионов человек лишились работы всего за несколько месяцев , что привело к резкому росту бедности и утрате средств к существованию значительной частью населения. Многие домохозяйства оказались в состоянии экономической неопределённости, что ещё больше усилило социальную напряжённость. Неготовность системы социальной поддержки к столь экстремальной ситуации привела к тому, что миллионы американцев испытывали трудности с оплатой жилья, приобретением продуктов питания и доступом к базовым медицинским услугам. Важно отметить, что в течение нескольких месяцев ситуация не только не улучшалась, но и усугублялась, пока появление противовирусных вакцин не позволило постепенно стабилизировать ситуацию и начать выход из кризиса. Тем самым, проблема была решена по большей части инструментальными средствами, тогда как адекватные меры политического характера вырабатывались непозволительно долго (заметим — не только в США) и подвергались массированной критике как из-за своей запоздалости, так и противоречивости .
В контексте нашего исследования необходимо подчеркнуть, что опыт пандемии продемонстрировал не только недостатки в механизмах реализации публичной политики США, но и фактическое отсутствие среди них функции адаптации к масштабным изменениям социального порядка. Существующие институты оказались способны лишь реагировать на уже возникшие проблемы, но не предвидеть и предупреждать системные вызовы. В частности, выявились серьёзные институциональные ограничения: недостаточная координация между федеральными и местными органами власти, отсутствие отработанных механизмов быстрой мобилизации ресурсов для массовой социальной поддержки, проблемы с определением критериев для оказания помощи различным категориям граждан. Хотя в итоге были приняты беспрецедентные меры (включая прямые выплаты населению), сам процесс их разработки и внедрения выявил существенные проблемы в системе принятия и реализации политических решений. Многие инициативы, такие как мораторий на выселение должников или расширенные пособия по безработице, внедрялись с задержками и требовали сложных согласований между различными уровнями власти .
Понимание этих проблем особенно важно в контексте грядущей автоматизации, поскольку, в отличие от пандемии, её воздействие на занятость, а, следовательно, — и социальную стабильность, будет не временным, а прогрессирующим до тех пор, пока не будут предложены реальные меры разрешения системного кризиса. Следовательно, критически важной становится превентивная разработка адекватных механизмов публичной политики до того, как социальные проблемы достигнут критического уровня. Соответственно, неспособность выработать такую политику грозит самыми серьёзными последствиями для общества.
Итак, в данном исследовании мы постулируем необходимость проактивной разработки публичной политики, адаптированной к распространению массовой автоматизации, анализируя эту проблему на примере США. Далее мы исследуем факторы, обусловливающие предполагаемые изменения, текущие подходы к разрешению ожидаемых проблем, а также предложим некоторые дополнения к ним, способные, на наш взгляд, сделать выполнение этой задачи более реалистичной.
Объект исследования
Объектом исследования является социальная стабильность, рассматриваемая как совокупность институциональных механизмов и факторов публичной политики, обеспечивающих устойчивость общества в условиях интенсификации внедрения автоматизации. Особое внимание уделяется способности существующих институтов адаптироваться к изменениям в структуре занятости, трансформации социально-экономических отношений и к новым формам взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами. В фокусе исследования находятся как формальные механизмы принятия политических решений, так и неформальные практики их реализации в контексте американской политической системы.
Предмет исследования
Предметом исследования являются институциональные механизмы, политические инструменты и стратегии формирования публичной политики, направленной на поддержание социальной стабильности в условиях интенсификации распространения автоматизации . Это включает анализ существующих и предлагаемых мер социальной защиты, процесса их адаптации и внедрения через существующие политические институты США, а также барьеров и противоречий, возникающих на пути их реализации. Особое внимание уделяется взаимодействию между различными уровнями власти, роли законодательных и исполнительных органов, а также влиянию групп интересов на формирование и реализацию публичной политики в данной сфере.
Соединённые Штаты выбраны постольку, поскольку они, во-первых, лидируют в разработке, внедрении и инвестициях в технологии ИИ и автоматизации. Во-вторых, социальные последствия автоматизации, как мы полагаем, отразятся в этой стране наиболее остро. Политическая система США, в отличие от Европейской, имеет менее выраженную социальную направленность. Традиционно, в американской культуре делается акцент на персональной ответственности граждан за собственное благоденствие, что предполагает их самостоятельность и предприимчивость, тогда как европейцы возлагают существенную часть ответственности за своё благополучие на государство .
Исследовательский вопрос
Какие политические меры необходимо разработать и реализовать для поддержания социальной стабильности в США в условиях интенсификации внедрения автоматизации, и каковы потенциальные препятствия и противоречия, способные воспрепятствовать реализации этих мер?
Гипотеза
1. Интенсификация внедрения автоматизации вызовет необратимое сокращение занятости, не позволяющее государству выполнить взятые на себя обязательства по социальной защите населения в рамках текущей системы социальных отношений.
2. Универсальный базовый доход (далее — UBI ) является наиболее адекватным средством социальной (финансовой) защиты населения в условиях вышеупомянутого сокращения занятости, обусловливающего прогрессирующее снижение способности населения самостоятельно обеспечить себя средствами к существованию.
3. На период с начала необратимого сокращения занятости и до введения UBI (далее — «переходный период», ПП) необходимо принять меры по последовательному сокращению рабочего времени для амортизации эффекта увеличения производительности на востребованность человеческого труда (Далее для обозначения публичной политики переходного периода будет использоваться аббревиатура 4П ).
4. Отказ от политики последовательного сокращение рабочего времени на переходный период может привести к социальному взрыву и представлять угрозу для демократии в США.
Цель исследования
Выявить основные политические меры и подходы, способствующие поддержанию социальной стабильности в условиях интенсификации распространения автоматизации на примере США. Это включает анализ существующих стратегий, выявление их сильных и слабых сторон, а также разработку рекомендаций по внедрению наиболее эффективных решений для адаптации общества к стремительным изменениям на рынке труда и в социальной сфере.
Задачи исследования
1. Проанализировать динамику НТП, обусловливающую внедрение автоматизации.
2. Изучить предполагаемое влияние автоматизации на социальные, экономические и политические процессы в США.
3. Оценить содержание публичного дискурса относительно социальных последствий внедрения автоматизации. Выявить основные противоречия в позициях его участников, затрудняющие выработку эффективной публичной политики, адекватной условиям интенсификации распространения автоматизации.
4. Исследовать существующие политические инициативы в отношении автоматизации.
5. Предложить подходы к выработке эффективной публичной политики, направленной на поддержание социальной стабильности в условиях автоматизации.
6. Исследовать возможности выработки стратегии преодоления общественных разногласий по данной проблеме.
Эмпирический материал
Эмпирический материал исследования включает данные об истории концепта автоматизации, динамике его развития как в технологической, так и в политической перспективе. Особое внимание уделяется анализу существующих механизмов публичной политики США и степени их способности адаптироваться к социальным изменениям. Исследование опирается на данные о занятости в США и её прогнозы в свете прогнозируемого вытеснения человеческого труда из производственной сферы, а также на анализ экспертных оценок относительно социальных последствий автоматизации.
Материал включает результаты исследований, проведённых в различных регионах и отраслях экономики, правительственные отчёты, экспертные оценки, а также исследования общественного мнения о внедрении UBI и сокращении рабочего времени. Эти данные позволяют выявить тенденции распространения автоматизации и оценить необходимость превентивной разработки соответствующей публичной политики.
Хронологические рамки исследования
Эмпирические рамки исследования охватывают период с 70-х гг. XX века до текущего времени, что обусловлено необходимостью анализа институциональных механизмов публичной политики США в контексте последовательных волн автоматизации. Особое внимание уделяется последним годам, когда развитие «умных технологий» (в первую очередь — ИИ) радикально изменило перспективы внедрения автоматизации. Этот период особенно важен для анализа существующих политических институтов и их способности адаптироваться к ускоряющимся технологическим изменениям. Рассмотрение исторической динамики автоматизации и реакции на неё политической системы США позволяет выявить как паттерны институционального развития, так и новые вызовы, требующие проактивных политических решений. Важной частью исследования является анализ позиций экспертов, экстраполирующих текущие тенденции автоматизации на обозримую перспективу. Это необходимо постольку, поскольку (как мы указали ранее) речь идет о выработке превентивной, а не реактивной публичной политики. Такой комплексный подход обеспечивает необходимую эмпирическую и аналитическую базу для разработки механизмов публичной политики, способных предвосхищать и адаптивно реагировать на прогнозируемые социальные изменения.
Степень разработанности темы
Тема автоматизации и её влияния на социальную стабильность активно исследуется как в академических, так и общественно-политических кругах. Существуют многочисленные работы, посвящённые анализу экономических последствий автоматизации, её влиянию на рынок труда и прогностическое влияние на занятость, а также перспективам внедрения UBI. Тем не менее, проблема выработки публичной политики, направленной на поддержание социальной стабильности в условиях ускоренной автоматизации, остаётся недостаточно разработанной. Данное исследование стремится восполнить этот пробел и предложить эффективные решения для адаптации к изменениям, обусловленным интенсификацией распространения автоматизации в жизни современного общества.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА 4П 14
1.1. Основные понятия и концепции 14
1.2. Обзор источников и литературы 16
1.3. Методология исследования 23
2. АНАЛИЗ ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТЫ 28
2.1. Масштаб, период и движущие силы внедрения автоматизации 28
2.2. Экономическое воздействие автоматизации 33
2.3. Социальные последствия внедрения автоматизации 37
3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ 4П 42
3.1. Условный парадокс социального кризиса в условиях массовой автоматизации 42
3.2. Особенности ПП в контексте выработки эффективной 4П 45
3.3. Требования к эффективной 4П 47
3.4. Подходы к реализации политики социальной стабильности на ПП 50
3.5. Меры реализации 4П 64
3.6. Возможные препятствия на пути к реализации политики социальной стабильности на ПП 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Работа посвящена анализу влияния автоматизации и технологической безработицы на социальную стабильность, а также стратегическому планированию государственной политики.
В основе лежит кейс США, рассматриваются сценарии развития рынка труда, политика универсального базового дохода (UBI), снижение рисков массовой безработицы.
Применяются современные методы анализа: вторичные данные о рынке труда, контент-анализ политических документов и дискурс-анализ позиций ключевых акторов, моделирование сценариев.
1. ООН. Цель 12: Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства [просмотрено 2 января 2025]. Доступ через Интернет:
2. ФРИДМАН, М. Капитализм и свобода. Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2006. 240 с. ISBN 5-98379-054-1.
3. ANDERSSON, P. F. Taxation and Left-Wing Redistribution: The Politics of Consumption Tax in Britain and Sweden. Comparative Politics, 2022, vol. 54, no. 2, pp. 279-301.
4. ARENDT, H. The human condition. 2nd ed. Chicago: The University of Chicago Press, 2022. 388 p. ISBN 978-0226924571.
5. AZZIMONTI, M. and FERNANDES, M. Social media networks, fake news, and polarization. (NBER Working Paper No. 24462). National Bureau of Economic Research, 2018. Revised August 2021. Available at http://www.nber.org/papers/w24462.
6. BAIN & COMPANY. Zero-based redesign: The key to realizing gen AI cost savings potential [online]. 2024 [viewed 4 January 2025]. Available from Internet: .
7. BASTANI, A. Fully Automated Luxury Communism a Manifesto. London: Verso, 2019.
8. BENANAV, A. Automation and the Future of Work. London: Verso, 2020. 160 p. ISBN 978-1839761300.
9. BRYNJOLFSSON, E., LI, D. and RAYMOND, L. R. Generative AI at work. Working Paper 31161. Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2023. Available from Internet: .
10. CAZZANIGA, A. et al. Gen-AI: Artificial intelligence and the future of work. IMF Staff Discussion Note SDN2024/001. Washington: International Monetary Fund, 2024.
11. COLLIER, D. The comparative method. In: FINIFTER, A. W. (ed.) Political science: The state of discipline II. Washington: American Political Science Association, 1993, pp. 105-119.
12. CONTINETTI, M. The Right: The Hundred-Year War for American Conservatism. New York: Basic Books, 2022.
13. DINERSTEIN, A. C. and PITTS, F. H. A world beyond work?: Labour, money and the capitalist state between crisis and utopia. Bingley: Emerald Publishing Limited, 2021. 176 p. ISBN 978-1787691469.
14. DUMÉNIL, G. and LÉVY, D. Unproductive Labor as Profit-Rate-Maximizing Labor. Rethinking Marxism, 2011, vol. 23, no. 2, pp. 216-225. Available from Internet: .
15. EGANA-DEL SOL, P. and MICCO, A. Can COVID-19 accelerate technological transformations? SSRN Electronic Journal, 2020. Available from Internet: .
16. FAIRCLOUGH, N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. 2nd ed. London: Routledge, 2010. 608 p. ISBN 978-1405858229.
17. FARAH, N. Understanding the role of automation in society. Pakistan Journal of Engineering Technology & Science, 2023, vol. 10, no. 1, pp. 45-58. Available from Internet: .
18. FURMAN, J. Should We Be Reassured If Automation in the Future Looks Like Automation in the Past? In The Economics of Artificial Intelligence: An Agenda, pp. 317-328.
19. HARVEY, D. A Brief History of Neoliberalism. Oxford: Oxford University Press, 2005. 247 p.
20. HENLEY, A. Religion and Entrepreneurship. In: ZIMMERMANN, K. F. (eds) Handbook of Labor, Human Resources and Population Economics. Cham: Springer, 2022 [viewed 1 January 2025]. Available from Internet: .
21. HERNANDEZ, I. Bismarck and the welfare state. Freedom & Virtue Institute, 16 November 2017 [viewed 15 January 2025]. Available from Internet:
22. HULTEN, C. R. Growth accounting with intermediate inputs. The Review of Economic Studies, 1978, vol. 45, no. 3, pp. 511-518 [viewed 1 January 2025]. Available from Internet: .
23. HUNTER, J. D. Culture Wars: The Struggle to Define America. New York: Basic Books, 1991. 432 p.
24. JEFFREYS-JONES, R. Obama: A President for the Left?. In The American Left: Its Impact on Politics and Society since 1900, 4th edn. Edinburgh, 2013; online edn, Edinburgh Scholarship Online, 29 May 2014 [viewed 15 January 2025]. Available from Internet: .
25. JOHNSTON, M. Secondary Data Analysis: A Method of Which the Time has Come. Qualitative and Quantitative Methods in Libraries, 2014, vol. 3, pp. 619-626.
26. KELLY, M. The Divine Right of Capital: Dethroning the Corporate Aristocracy. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 2001. 276 p.
27. KEYNES, J. M. Economic possibilities for our grand-children /1930/. In: Readings in Economics. 6th Edition. New York: McGraw-Hill, 1970, pp. 169-179.
28. KRIPPENDORFF, K. Content analysis: An introduction to its methodology. 4th ed. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2019. 472 p. ISBN 978-1506395661.
29. LIU, J., XU, X., NAN, X., LI, Y. and TAN, Y. "Generate" the future of work through AI: Empirical evidence from online labor markets [online]. 2023 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
30. LYNCH, S. The state of AI in 13 charts. Stanford University Human-Centered Artificial Intelligence [online]. 15 April 2024 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
31. MASLOW, A. H. and FRAGER, R. Motivation and personality. 3rd ed. New York: Harper and Row, 1987. 293 p. ISBN 978-0060419875.
32. MAST, E. Race to the Bottom? Local Tax Break Competition and Business Location. American Economic Journal: Applied Economics, 2020, vol. 12, no. 1, pp. 1-35. DOI: 10.1257/app.20170511.
33. MCKENDRICK, J. How generative AI could give us back at least 40% of our time. Forbes [online]. 24 May 2023 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
34. MCKINSEY & COMPANY. The economic potential of generative AI: The next productivity frontier [online]. 2023 [viewed 4 January 2025]. Available from Internet: .
35. MCKINSEY GLOBAL INSTITUTE. A future that works: Automation, employment, and productivity. McKinsey & Company, January 2017. 148 p.
36. MURRAY, C. A. In our hands: a plan to replace the welfare state. Revised and updated edition. Washington: AEI Press, 2016. 214 p. ISBN 978-0844750088.
37. OXFAM. Tax Battles: The Dangerous Global Race to the Bottom on Corporate Tax. Oxford: Oxfam International, 2016. [viewed 4 January 2025]. Available from:
38. PEW RESEARCH CENTER. Public Views of the COVID-19 Response and Its Impacts on the U.S.. 9 February 2022 [viewed 16 January 2025]. Available from Internet:
39. PIKETTY, T. Capital and Ideology. Translated by Arthur Goldhammer. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 2020. 1093 p.
40. REDWOOD LOGISTICS. Analysis of autonomous vehicles and job loss: Disaster or opportunity? [online]. 2 August 2023 [viewed 2 January 2025]. Available from Internet: .
41. RESHORING INITIATIVE. Reshoring Initiative 2023 annual report [online]. 2023 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
42. RINGLAND, G. Scenario planning: managing for the future. 2nd ed. Chichester: Wiley, 2006. 478 p. ISBN 978-0470018811.
43. RONIK. Every important ChatGPT statistics you need in 2024. Weam.ai [online]. 9 September 2024 [viewed 3 January 2025]. Available from Internet: .
44. SHERIF, A. Tech sector layoffs — statistics & facts. Statista, 28 February 2024 [viewed 4 January 2025]. Available from Internet: .
45. SILVERMAN, D. Qualitative research. 5th ed. London: SAGE Publications, 2020. 624 p. ISBN 978-1526460981.
46. SRNICEK, N. and WILLIAMS, A. Inventing the Future: Postcapitalism and a World Without Work. London: Verso, 2015. 256 p. ISBN 978-1784780968.
47. STANFORD INSTITUTE FOR HUMAN-CENTERED ARTIFICIAL INTELLIGENCE. Artificial Intelligence Index Report 2024 [online]. 2024 [viewed 4 January 2025]. Available from Internet: .
48. SUCHER, S. J. and WESTNER, M. M. Layoffs in the tech industry: 2022-2023. Harvard Business School Case 323-095. Boston: Harvard Business School, 2023.
49. TELEGRAPH. Jeremy Corbyn plans to tax robots over automation threat to workers [online]. [viewed 26 September 2017]. Available from:
50. TOSH, J. The Pursuit of History: Aims, Methods and New Directions in the Study of History. 7th ed. London: Routledge, 2021. 302 p. ISBN 978-0367902308.
51. U.S. BUREAU OF LABOR STATISTICS. COVID-19 Ends Longest Employment Expansion in CES History. Monthly Labor Review, 2021 [viewed 16 January 2025]. Available from Internet:
52. UNIVERSITY OF WISCONSIN CENTER FOR COOPERATIVES. Isthmus Engineering & Manufacturing: Worker Cooperative Case Study [online]. [viewed 17 January 2025]. Available from:
53. WEBER, M. Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. 2019, .
54. WORLD ECONOMIC FORUM. The future of jobs report 2023 [online]. 30 April 2023 [viewed 2 January 2025]. Available from Internet: .
55. YANG, A. The war on normal people: the truth about America's disappearing jobs and why universal basic income is our future. First edition. New York: Hachette Books, 2018. 304 p. ISBN 978–0316414241.
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 35000 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 7188 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую