Подробнее о работе
Гарантия сервиса Автор24
Уникальность не ниже 50%
Актуальность темы исследования. Масштабные геополитические, экономические, информационные процессы, которые происходят в настоящее время не только в России, но и в рамках всего мирового сообщества, вызывают объективную необходимость теоретико-правового изучения сущности военной безопасности, одним из основных механизмов обеспечения которой на данный момент выступает именно комплексный институт военного положения, основания введения и отмены, а также – применяемые ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Напряженная политическая обстановка, складывающаяся в настоящее время вокруг Российской Федерации, обуславливает значимость рассмотрения возможности возникновения угроз разнообразных вооруженных столкновений, а следовательно, и необходимость разрешения проблем правового регулирования различных комплексных специальных режимов, в первую очередь, режима военного положения, который служит важным фактором обеспечения военной и национальной безопасности Российской Федерации.
В связи с этим одной из актуальных задач современной конституционной науки является глубокое осмысление историко-правового опыта введения и поддержания на территории нашей страны изложенного правового режима.
Соответственно, повторное рассмотрение, анализ и предложение значимых изменений в действующее законодательство, касательно основных аспектов введения, функционирования и основных ограничений военного положения, крайне значимы для нашего государства.
Современное состояние российской правовой доктрины и законодательства в области военного положения требует дополнительного развития существующих и разработку новых научно-обоснованных норм и принципов для правового регулирования, прежде всего, института юридической ответственности в условиях введенного военного положения, поскольку именно юридическая ответственность является ключевым институтом права. Федеральные конституционные законы «О военном положении», «О военных судах Российской Федерации», федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», ряд российских кодексов на сегодня, полагаем, содержат недостаточно подробное и раскрытое правовое регулирование института юридической ответственности в условиях военного положения, что вызывает объективную потребность в изменении действующего законодательства.
Отдельные конституционно-правовые принципы в действующем российском законодательстве подробно и структурно не определены, что предопределяет неполноту правового регулирования. Институт юридической ответственности в период действия военного положения нуждается в дальнейшем теоретическом переосмыслении, поскольку его необоснованное применение приведет к дестабилизации всей совокупности общественных отношений.
Такое состояние может привести к лихорадочному и стихийному росту нормативных правовых актов всевозможного уровня, наспех подготовленных и не отличающихся взвешенной и четкой проработкой.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, ее теоретическую и практическую значимость.
Степень научной разработанности темы. Вопросы правовые аспекты и практики применения на территории России правового режима военного положения в современной науке конституционного права рассматривались во многих трудах, в том числе А. А. Бартоша, О. В. Виноградова, А. Ш. Гасаналиева, О. В. Зиборова, А. А. Илющенко, В. Б. Княжева, А. В. Константинова, А. Ф. Майдыкова, А. В. Мелёхина, А. Н. Мещерякова, А. Н. Померяна, А. В. Снегового, А. В. Темираева, Н. А. Трусова, Э. К. Утяшова, А. Г. Чирикова, А. С. Шиенковой, А. И. Шилова и других.
В то же время в данных трудах не учитываются современные особенности организации и практической стороны реализации института военного положения, новейших угроз и вызовов национальной безопасности страны, не учитывается опыт первого в истории России введения данного правового режима в действие.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, определяющих содержательную характеристику реализации правового режима военного положения.
Предмет исследования являются выводы представителей юридической науки о сущности и природе военного положения, нормативное правовое регулирование и опыт введения в действие правового режима военного положения, ограничения и обязанность возникающие при этом у органов власти и граждан.
Цель исследования состоит в анализе особенностей правового регулирования военного положения современным правом России, выявление несовершенств действующего законодательства по рассматриваемой проблематике, и предложение инициатив по их устранению.
Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих исследовательских задач:
– изучения правового регулирования и сущности, цели введения военного положения как правового режима, анализ действующих норм прав для отграничения от режима чрезвычайной ситуации;
– формулирования дефиниции военного положения, анализ и определение условий и порядка введения, прекращения военного положения;
– изучение действующего законодательства для систематизации мер, применяемых органами власти в условиях военного положения для обеспечения данного правого режима;
– изучение в ретроспективе опыта применения на практики военного положения в России для последующего выявления проблем, возникших при этом, и выдвижение предложений по их решению;
– установление возможности и оснований для применения отдельных элементов военного положения без его объявления.
Методология и методика исследования. Исследование осуществлено с использованием современных методов научного познания. Его методологической основой стали общие методы научного познания (системно-структурный подход, анализ и синтез, обобщение), а также частно-научные приемы научного поиска (систематический, сравнительно-правовой, формально-логический, историко-правовой метод).
Теоретическую основу исследования составили научные труды юристов в области теории конституционного права, в том числе военного и административного, выступления политических деятелей.
Нормативную правовую основу настоящего исследования составили: Конституция России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства России, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, международные универсальные и региональные договоры, судебная практика Конституционного Суда России.
Эмпирическую основу исследования составила судебная практика по введению, применению и функционированию режима военного положения, а также материалы официальных сайтов государственных органов и должностных лиц, статистические показатели.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что работа представляет собой попытку комплексного исследования организационно-правовых основ введения военного положения в Российской Федерации и его фактического содержания на основе анализа развития законодательства о военном положении.
В исследовании констатируются следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. В современном конституционном праве военное положение определяется как один из видов особого правового режима деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах, правовое регулирование которого обеспечивается не только российским законодательством, но и международным правом, в первую очередь, Уставом Организации Объединенных Наций и Резолюциями Генеральной Ассамблеи.
Основания объявления военного положения в Российской Федерации в современных условиях, исходя из смысла ст. 87 Конституции Российской Федерации, могут являться только причины внешнего характера, представляющие опасность для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства. Иные обстоятельства исключительного характера, обусловленные внутренними причинами, могут рассматриваться только в качестве оснований введения в Российской Федерации чрезвычайного положения.
2. Теоретическое определение военного положения, раскрывающего правовую природу института, может быть сформулировано следующим образом – это специальный правовой режим, который вводится на основании Указа Президента Российской Федерации при внешней агрессии или ее угрозе и сопровождается ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина и возложением дополнительных обязанностей на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, организации и граждан.
3. Средства и меры, применяемые для обеспечения режима военного положения, включают в себя: осуществление органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами комплекса действий специального характера, направленных на создание оптимальных условий для отражения агрессии против Российской Федерации или предотвращения непосредственной угрозы агрессии; применение ряда ограничений и введения дополнительных обязательств как для всех субъектов права на территории введения военного положения.
4. Выявлены правовые пробелы в части легальных дефиниций «чрезвычайной федеральной ситуации», «чрезвычайного федерального положения», «гражданской обороны», «войны», «вооруженных федеральных конфликтов» и дублирование полномочий федеральных органов государственной власти (между органами внутренних дел и национальной гвардии) при обеспечении безопасности граждан на территориях введения военного положения.
5. На основе анализа современной истории России и судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации установлены конкретные критерии для использования отдельных элементов военного положения без его непосредственного введения: отрицание действия Конституции Российской Федерации и федеральных законов; разрушение системы законных органов власти; создание регулярных незаконных вооруженных формирований; массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Научно-практическая значимость исследования определяется разработкой обладающих новизной научных положений, выводов и практических рекомендаций, включающих: рассмотрение сущности и содержания военного положения (его понятия, признаков и места в системе мер обеспечения обороны страны), определение основных мероприятий военного положения, а также задач органов государственной власти различных уровней и местного самоуправления в период военного положения.
Степень достоверности и апробация результатов. Исследование выполнено и одобрено на кафедре конституционного и международного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, объединяющие пять параграфов, заключения, списка источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...10
1.1. Военное положение: нормативное правовое регулирование и соотношение с чрезвычайным положением в Российской Федерации……...10
1.2. Понятие, порядок, цели и основания введения режима военного положения……………………………….……………………………………...19
1.3. Обеспечение режима военного положения……………….……………...29
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..37
2.1. Реализация военного положения: первый опыт введения на территории субъектов Российской Федерации………………………..................................37
2.2. Введение отдельных элементов правого режима военного положения без его объявления………………………………………..………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………….68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………………71
В ВКР исследуются вопросы конституционно-правового регулирования вопросов реализации военного положения, для этого рассматриваются как исключительно правовые аспекты данной темы, так и практика введения и применения данного особого правового режима на территории России: в 1994-1995 годах, и на территории новых субъектов ДНР и ЛНР.
Дата защиты - 07.06.2023, место - кафедра международного и конституционного права МГЮА имени О.Е. Кутафина. Результат - отлично. Оригинальность 82% по ETXT и 77% по Антиплагиат.ВУЗ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 6 октября 2022 г.] // Российская газета. – 2020. – 4 июля (№ 144).
2) О военном положении: [федер. конст. закон № 1-ФКЗ: принят Гос. Думой 27 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 16 января 2001 г.: по состоянию на 1 июля 2017 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 5. – Ст. 375.
3) О чрезвычайном положении: [федер. конст. закон № 5-ФКЗ: принят Гос. Думой 26 апреля 2001 г.: одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 г.: по состоянию на 1 июля 2016 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 23. – Ст. 2227.
4) О полиции: [федер. закон № 3-ФЗ: принят Гос. Думой 28 января 2011 г.: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г.: по состоянию на 29 декабря 2022 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
5) О безопасности: [федер. закон № 390-ФЗ: принят Гос. Думой 7 декабря 2010 г.: одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 г.: по состоянию на 9 ноября 2020 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 1. – Ст. 2.
6) О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: [федер. закон № 46-ФЗ: принят Гос. Думой 24 января 1997 г.: одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 г.: по состоянию на 3 марта 2023 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 9. – Ст. 1014.
7) Об обороне: [федер. закон № 61-ФЗ: принят Гос. Думой 24 апреля 1996 г.: одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 г.: по состоянию на 4 ноября 2022 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 23. – Ст. 2750.
8) О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: [федер. закон № 68-ФЗ: принят Гос. Думой 11 ноября 1994 г.: одобрен Советом Федерации 18 ноября 1994 г.: по состоянию на 4 ноября 2022 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 35. – Ст. 3648.
9) О государственной тайне: [закон Российской Федерации № 5485-1: принят Верховным Советом Российской Федерации 21 июля 1993 г.: по состоянию на 29 июля 2018 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 31. – Ст. 4845.
10) О Государственной границе Российской Федерации: [закон Российской Федерации № 4730-1: принят Верховным Советом 1 апреля 1993 г.: по состоянию на 4 ноября 2022 г.] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 17. – Ст. 594.
11) О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756: Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 43. – Ст. 7382.
12) О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей: Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 43. – Ст. 7381.
13) Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 39. – Ст. 6590.
14) О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2021. – № 27. – Ст. 5351.
15) Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 52. – Ст. 7614.
16) О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 41. – Ст. 5802.
17) Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 15. – Ст. 2072.
18) Военная доктрина Российской Федерации: поручение Президента Российской Федерации от 25.12.2014 № Пр-2976 / Российская газета. – 2014. – № 298.
19) О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 25. – Ст. 3315.
20) О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 349 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 12. – Ст. 1835.
21) О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию: Приказа МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 // Российская газета. – 2011. – № 251.
Судебная практика
22) По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П // Собрание Законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3424.
Список литературы
23) Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Л. Л. Попов. – М.: Проспект, 2010. – 425 с.
24) Бартош, А. А. Украина в ловушке опосредованной войны. В сборнике: Украинский кризис в условиях трансформации современного миропорядка: тенденции развития, угрозы и вызовы для России / Под общ. ред. В. Н. Баранова, П. А. Дульнева, И. В. Бочарникова. – М., 2022. – 205 с.
25) Виноградов, О. В. Правовые основания, порядок введения и отмены правового режима военного положения в Российской Федерации / О. В. Виноградов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 4. – С. 57-62.
26) Гасаналиев, А. Ш. К вопросу об административно-правовом режиме военного положения / А. Ш. Гасаналиев // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2018. – № 2. – С. 111-118.
27) Зиборов, О. В. Статическое и динамическое проявления административно-правового режима военного положения / О. В. Зиборов // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 1. – С. 16-21.
28) Зиборов О. В. Современное чрезвычайное законодательство: чрезмерная жестокость или единственный способ навести порядок? / О. В. Зиборов // Общество и право. – 2014. – № 2 (48). – С. 272-275.
29) Илющенко, А. А. Изменение подходов в построении модели учета чрезвычайных ситуаций / А. А. Илющенко // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения. – 2021. – С. 97-105.
30) Княжев, В. Б. О стратегии деятельности органов внутренних дел МВД России в условиях новых угроз национальной безопасности / В. Б. Княжев, А. Ф. Майдыков // Труды Академии управления МВД России. – 2016. – № 1 (37). – С. 47-53.
31) Константинов, А. В. Административно-правовые аспекты режима военного положения в России: актуальные вопросы и тенденции / А. В. Константинов, Е. Р. Файзулин // International scientific review. – 2016. – №5 (15). – С. 84-87.
32) Константинов, А. В. Специфика юридической природы правового режима в административном праве / А. В. Константинов // Наука, техника и образование. – 2015. – № 11 (17). – С. 129-131.
33) Константинов, А. В. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений / А. В. Константинов // Вестник науки и образования. – 2015. – № 9 (11). – С. 58-61.
34) Крутиков, В. К. Экономическая безопасность: Учебно-методическое пособие / В. К. Крутиков. – Калуга, 2017. – 356 с.
35) Кунтуев, Д. Б. Чрезвычайное правовое регулирование: понятие, признаки / Д. Б. Кунтуев // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2-2 (82). – С. 137-139.
36) Куракин, А. В. Понятие механизма административно-правового регулирования в обеспечении общественного порядка // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 1. – С. 97-102.
37) Майдыков, А. Ф. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации в особых условиях / А. Ф. Майдыков, А. А. Майдыков // Труды Академии управления МВД России. – 2017. – № 1 (41). – С. 67-72.
38) Майдыков, А. Ф. О понятии и введении особых правовых режимов в целях обеспечения безопасности граждан Российской Федерации / А. Ф. Майдыков, В. В. Овчинников // Труды Академии управления МВД России. – 2016. – № 2 (38). – С. 32-39.
39) Мелёхин, А. В. Конституционно-правовой аспект режима военного положения / А. В. Мелёхин // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 7. – С. 34-37.
40) Мещеряков, А. Н. Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения / А. Н. Мещеряков // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 3 (33). – С. 30-36.
41) Померлян, А. Н. Режим особого положения как разновидность специального правового режима в правовом регулировании вооруженных конфликтов / А. Н. Померлян // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1 (1). – С. 51-53.
42) Снеговой, А. В. Правовые и организационные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах / А. В. Снеговой // Вестник Воронежского института МВД России. – 2014. – № 2. – С. 61-65.
43) Темираев, А. В. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите принципов территориальной целостности и самоопределения народов / А. В. Темираев // Аграрное и земельное право. – 2017. – № 6 (150). – С. 89-96.
44) Трусов, Н. А. Методологические акценты понимания феномена национальной безопасности россии / Н. А. Трусов // Журнал Марийский юридический вестник. – 2016. – С. 28-36.
45) Утяшов, Э. К. Принципы права и правовые режимы на примере правового режима военного положения / Э. К. Утяшов // Юридическая наука: история и современность. – 2016. – № 4. – С. 38-50.
46) Утяшов, Э. К. О необходимости конкретизации норм правового режима военного положения / Э. К. Утяшов // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 8. – С. 13-16.
47) Чириков, А. Г. По пути объединения систем ГО и РСЧС // Научно-практический и методический журнал «Гражданская защита». – 2021. – № 11 (555) – С. 12-14.
48) Шиенкова, А. С. Особенности административно-правового регулирования режима чрезвычайной ситуации / А. С. Шиенкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 11. – С. 311-312.
49) Шилов, А. И. Ограничения гражданских прав при введении военного на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях / А. И. Шилов // Молодой ученый. – 2020. – № 10 (300). – С. 210-213.
50) Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. – М., 2004. – 276 с.
Электронные ресурсы
51) Заседание Совета безопасности [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Президента Российской Федерации. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/69636 (дата обращения: 04.04.2023).
52) Определение агрессии: Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 г.: офиц. Текст // Сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml (дата обращения: 04.04.2023)
Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям
Актуальность темы исследования. Масштабные геополитические, экономические, информационные процессы, которые происходят в настоящее время не только в России, но и в рамках всего мирового сообщества, вызывают объективную необходимость теоретико-правового изучения сущности военной безопасности, одним из основных механизмов обеспечения которой на данный момент выступает именно комплексный институт военного положения, основания введения и отмены, а также – применяемые ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Напряженная политическая обстановка, складывающаяся в настоящее время вокруг Российской Федерации, обуславливает значимость рассмотрения возможности возникновения угроз разнообразных вооруженных столкновений, а следовательно, и необходимость разрешения проблем правового регулирования различных комплексных специальных режимов, в первую очередь, режима военного положения, который служит важным фактором обеспечения военной и национальной безопасности Российской Федерации.
В связи с этим одной из актуальных задач современной конституционной науки является глубокое осмысление историко-правового опыта введения и поддержания на территории нашей страны изложенного правового режима.
Соответственно, повторное рассмотрение, анализ и предложение значимых изменений в действующее законодательство, касательно основных аспектов введения, функционирования и основных ограничений военного положения, крайне значимы для нашего государства.
Современное состояние российской правовой доктрины и законодательства в области военного положения требует дополнительного развития существующих и разработку новых научно-обоснованных норм и принципов для правового регулирования, прежде всего, института юридической ответственности в условиях введенного военного положения, поскольку именно юридическая ответственность является ключевым институтом права. Федеральные конституционные законы «О военном положении», «О военных судах Российской Федерации», федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», ряд российских кодексов на сегодня, полагаем, содержат недостаточно подробное и раскрытое правовое регулирование института юридической ответственности в условиях военного положения, что вызывает объективную потребность в изменении действующего законодательства.
Отдельные конституционно-правовые принципы в действующем российском законодательстве подробно и структурно не определены, что предопределяет неполноту правового регулирования. Институт юридической ответственности в период действия военного положения нуждается в дальнейшем теоретическом переосмыслении, поскольку его необоснованное применение приведет к дестабилизации всей совокупности общественных отношений.
Такое состояние может привести к лихорадочному и стихийному росту нормативных правовых актов всевозможного уровня, наспех подготовленных и не отличающихся взвешенной и четкой проработкой.
Все вышеизложенное обусловливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, ее теоретическую и практическую значимость.
Степень научной разработанности темы. Вопросы правовые аспекты и практики применения на территории России правового режима военного положения в современной науке конституционного права рассматривались во многих трудах, в том числе А. А. Бартоша, О. В. Виноградова, А. Ш. Гасаналиева, О. В. Зиборова, А. А. Илющенко, В. Б. Княжева, А. В. Константинова, А. Ф. Майдыкова, А. В. Мелёхина, А. Н. Мещерякова, А. Н. Померяна, А. В. Снегового, А. В. Темираева, Н. А. Трусова, Э. К. Утяшова, А. Г. Чирикова, А. С. Шиенковой, А. И. Шилова и других.
В то же время в данных трудах не учитываются современные особенности организации и практической стороны реализации института военного положения, новейших угроз и вызовов национальной безопасности страны, не учитывается опыт первого в истории России введения данного правового режима в действие.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, определяющих содержательную характеристику реализации правового режима военного положения.
Предмет исследования являются выводы представителей юридической науки о сущности и природе военного положения, нормативное правовое регулирование и опыт введения в действие правового режима военного положения, ограничения и обязанность возникающие при этом у органов власти и граждан.
Цель исследования состоит в анализе особенностей правового регулирования военного положения современным правом России, выявление несовершенств действующего законодательства по рассматриваемой проблематике, и предложение инициатив по их устранению.
Достижение указанной цели обеспечивалось решением следующих исследовательских задач:
– изучения правового регулирования и сущности, цели введения военного положения как правового режима, анализ действующих норм прав для отграничения от режима чрезвычайной ситуации;
– формулирования дефиниции военного положения, анализ и определение условий и порядка введения, прекращения военного положения;
– изучение действующего законодательства для систематизации мер, применяемых органами власти в условиях военного положения для обеспечения данного правого режима;
– изучение в ретроспективе опыта применения на практики военного положения в России для последующего выявления проблем, возникших при этом, и выдвижение предложений по их решению;
– установление возможности и оснований для применения отдельных элементов военного положения без его объявления.
Методология и методика исследования. Исследование осуществлено с использованием современных методов научного познания. Его методологической основой стали общие методы научного познания (системно-структурный подход, анализ и синтез, обобщение), а также частно-научные приемы научного поиска (систематический, сравнительно-правовой, формально-логический, историко-правовой метод).
Теоретическую основу исследования составили научные труды юристов в области теории конституционного права, в том числе военного и административного, выступления политических деятелей.
Нормативную правовую основу настоящего исследования составили: Конституция России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства России, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, международные универсальные и региональные договоры, судебная практика Конституционного Суда России.
Эмпирическую основу исследования составила судебная практика по введению, применению и функционированию режима военного положения, а также материалы официальных сайтов государственных органов и должностных лиц, статистические показатели.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что работа представляет собой попытку комплексного исследования организационно-правовых основ введения военного положения в Российской Федерации и его фактического содержания на основе анализа развития законодательства о военном положении.
В исследовании констатируются следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. В современном конституционном праве военное положение определяется как один из видов особого правового режима деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в исключительных для государства обстоятельствах, правовое регулирование которого обеспечивается не только российским законодательством, но и международным правом, в первую очередь, Уставом Организации Объединенных Наций и Резолюциями Генеральной Ассамблеи.
Основания объявления военного положения в Российской Федерации в современных условиях, исходя из смысла ст. 87 Конституции Российской Федерации, могут являться только причины внешнего характера, представляющие опасность для национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства. Иные обстоятельства исключительного характера, обусловленные внутренними причинами, могут рассматриваться только в качестве оснований введения в Российской Федерации чрезвычайного положения.
2. Теоретическое определение военного положения, раскрывающего правовую природу института, может быть сформулировано следующим образом – это специальный правовой режим, который вводится на основании Указа Президента Российской Федерации при внешней агрессии или ее угрозе и сопровождается ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина и возложением дополнительных обязанностей на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, организации и граждан.
3. Средства и меры, применяемые для обеспечения режима военного положения, включают в себя: осуществление органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами комплекса действий специального характера, направленных на создание оптимальных условий для отражения агрессии против Российской Федерации или предотвращения непосредственной угрозы агрессии; применение ряда ограничений и введения дополнительных обязательств как для всех субъектов права на территории введения военного положения.
4. Выявлены правовые пробелы в части легальных дефиниций «чрезвычайной федеральной ситуации», «чрезвычайного федерального положения», «гражданской обороны», «войны», «вооруженных федеральных конфликтов» и дублирование полномочий федеральных органов государственной власти (между органами внутренних дел и национальной гвардии) при обеспечении безопасности граждан на территориях введения военного положения.
5. На основе анализа современной истории России и судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации установлены конкретные критерии для использования отдельных элементов военного положения без его непосредственного введения: отрицание действия Конституции Российской Федерации и федеральных законов; разрушение системы законных органов власти; создание регулярных незаконных вооруженных формирований; массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Научно-практическая значимость исследования определяется разработкой обладающих новизной научных положений, выводов и практических рекомендаций, включающих: рассмотрение сущности и содержания военного положения (его понятия, признаков и места в системе мер обеспечения обороны страны), определение основных мероприятий военного положения, а также задач органов государственной власти различных уровней и местного самоуправления в период военного положения.
Степень достоверности и апробация результатов. Исследование выполнено и одобрено на кафедре конституционного и международного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, объединяющие пять параграфов, заключения, списка источников и литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...10
1.1. Военное положение: нормативное правовое регулирование и соотношение с чрезвычайным положением в Российской Федерации……...10
1.2. Понятие, порядок, цели и основания введения режима военного положения……………………………….……………………………………...19
1.3. Обеспечение режима военного положения……………….……………...29
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………..……..37
2.1. Реализация военного положения: первый опыт введения на территории субъектов Российской Федерации………………………..................................37
2.2. Введение отдельных элементов правого режима военного положения без его объявления………………………………………..………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………….68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………….……………………71
В ВКР исследуются вопросы конституционно-правового регулирования вопросов реализации военного положения, для этого рассматриваются как исключительно правовые аспекты данной темы, так и практика введения и применения данного особого правового режима на территории России: в 1994-1995 годах, и на территории новых субъектов ДНР и ЛНР.
Дата защиты - 07.06.2023, место - кафедра международного и конституционного права МГЮА имени О.Е. Кутафина. Результат - отлично. Оригинальность 82% по ETXT и 77% по Антиплагиат.ВУЗ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1) Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 6 октября 2022 г.] // Российская газета. – 2020. – 4 июля (№ 144).
2) О военном положении: [федер. конст. закон № 1-ФКЗ: принят Гос. Думой 27 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 16 января 2001 г.: по состоянию на 1 июля 2017 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 5. – Ст. 375.
3) О чрезвычайном положении: [федер. конст. закон № 5-ФКЗ: принят Гос. Думой 26 апреля 2001 г.: одобрен Советом Федерации 16 мая 2001 г.: по состоянию на 1 июля 2016 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 23. – Ст. 2227.
4) О полиции: [федер. закон № 3-ФЗ: принят Гос. Думой 28 января 2011 г.: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 г.: по состоянию на 29 декабря 2022 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
5) О безопасности: [федер. закон № 390-ФЗ: принят Гос. Думой 7 декабря 2010 г.: одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 г.: по состоянию на 9 ноября 2020 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 1. – Ст. 2.
6) О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: [федер. закон № 46-ФЗ: принят Гос. Думой 24 января 1997 г.: одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 г.: по состоянию на 3 марта 2023 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 9. – Ст. 1014.
7) Об обороне: [федер. закон № 61-ФЗ: принят Гос. Думой 24 апреля 1996 г.: одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 г.: по состоянию на 4 ноября 2022 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 23. – Ст. 2750.
8) О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: [федер. закон № 68-ФЗ: принят Гос. Думой 11 ноября 1994 г.: одобрен Советом Федерации 18 ноября 1994 г.: по состоянию на 4 ноября 2022 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 35. – Ст. 3648.
9) О государственной тайне: [закон Российской Федерации № 5485-1: принят Верховным Советом Российской Федерации 21 июля 1993 г.: по состоянию на 29 июля 2018 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 31. – Ст. 4845.
10) О Государственной границе Российской Федерации: [закон Российской Федерации № 4730-1: принят Верховным Советом 1 апреля 1993 г.: по состоянию на 4 ноября 2022 г.] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 17. – Ст. 594.
11) О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756: Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 43. – Ст. 7382.
12) О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей: Указ Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 756 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 43. – Ст. 7381.
13) Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 39. – Ст. 6590.
14) О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2021. – № 27. – Ст. 5351.
15) Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 52. – Ст. 7614.
16) О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 41. – Ст. 5802.
17) Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 15. – Ст. 2072.
18) Военная доктрина Российской Федерации: поручение Президента Российской Федерации от 25.12.2014 № Пр-2976 / Российская газета. – 2014. – № 298.
19) О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства: Указ Президента Российской Федерации от 14.06.2012 № 851 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2012. – № 25. – Ст. 3315.
20) О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 349 // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 12. – Ст. 1835.
21) О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию: Приказа МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 // Российская газета. – 2011. – № 251.
Судебная практика
22) По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 № 10-П // Собрание Законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3424.
Список литературы
23) Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Л. Л. Попов. – М.: Проспект, 2010. – 425 с.
24) Бартош, А. А. Украина в ловушке опосредованной войны. В сборнике: Украинский кризис в условиях трансформации современного миропорядка: тенденции развития, угрозы и вызовы для России / Под общ. ред. В. Н. Баранова, П. А. Дульнева, И. В. Бочарникова. – М., 2022. – 205 с.
25) Виноградов, О. В. Правовые основания, порядок введения и отмены правового режима военного положения в Российской Федерации / О. В. Виноградов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 4. – С. 57-62.
26) Гасаналиев, А. Ш. К вопросу об административно-правовом режиме военного положения / А. Ш. Гасаналиев // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2018. – № 2. – С. 111-118.
27) Зиборов, О. В. Статическое и динамическое проявления административно-правового режима военного положения / О. В. Зиборов // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 1. – С. 16-21.
28) Зиборов О. В. Современное чрезвычайное законодательство: чрезмерная жестокость или единственный способ навести порядок? / О. В. Зиборов // Общество и право. – 2014. – № 2 (48). – С. 272-275.
29) Илющенко, А. А. Изменение подходов в построении модели учета чрезвычайных ситуаций / А. А. Илющенко // Пожарная безопасность: современные вызовы. Проблемы и пути решения. – 2021. – С. 97-105.
30) Княжев, В. Б. О стратегии деятельности органов внутренних дел МВД России в условиях новых угроз национальной безопасности / В. Б. Княжев, А. Ф. Майдыков // Труды Академии управления МВД России. – 2016. – № 1 (37). – С. 47-53.
31) Константинов, А. В. Административно-правовые аспекты режима военного положения в России: актуальные вопросы и тенденции / А. В. Константинов, Е. Р. Файзулин // International scientific review. – 2016. – №5 (15). – С. 84-87.
32) Константинов, А. В. Специфика юридической природы правового режима в административном праве / А. В. Константинов // Наука, техника и образование. – 2015. – № 11 (17). – С. 129-131.
33) Константинов, А. В. К вопросу о правовом регулировании общественных отношений / А. В. Константинов // Вестник науки и образования. – 2015. – № 9 (11). – С. 58-61.
34) Крутиков, В. К. Экономическая безопасность: Учебно-методическое пособие / В. К. Крутиков. – Калуга, 2017. – 356 с.
35) Кунтуев, Д. Б. Чрезвычайное правовое регулирование: понятие, признаки / Д. Б. Кунтуев // Известия Алтайского государственного университета. – 2014. – № 2-2 (82). – С. 137-139.
36) Куракин, А. В. Понятие механизма административно-правового регулирования в обеспечении общественного порядка // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 1. – С. 97-102.
37) Майдыков, А. Ф. Актуальные вопросы организации взаимодействия территориальных органов МВД России с подразделениями (органами) войск национальной гвардии Российской Федерации в особых условиях / А. Ф. Майдыков, А. А. Майдыков // Труды Академии управления МВД России. – 2017. – № 1 (41). – С. 67-72.
38) Майдыков, А. Ф. О понятии и введении особых правовых режимов в целях обеспечения безопасности граждан Российской Федерации / А. Ф. Майдыков, В. В. Овчинников // Труды Академии управления МВД России. – 2016. – № 2 (38). – С. 32-39.
39) Мелёхин, А. В. Конституционно-правовой аспект режима военного положения / А. В. Мелёхин // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 7. – С. 34-37.
40) Мещеряков, А. Н. Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения / А. Н. Мещеряков // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – № 3 (33). – С. 30-36.
41) Померлян, А. Н. Режим особого положения как разновидность специального правового режима в правовом регулировании вооруженных конфликтов / А. Н. Померлян // Гуманитарные проблемы военного дела. – 2014. – № 1 (1). – С. 51-53.
42) Снеговой, А. В. Правовые и организационные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах / А. В. Снеговой // Вестник Воронежского института МВД России. – 2014. – № 2. – С. 61-65.
43) Темираев, А. В. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в защите принципов территориальной целостности и самоопределения народов / А. В. Темираев // Аграрное и земельное право. – 2017. – № 6 (150). – С. 89-96.
44) Трусов, Н. А. Методологические акценты понимания феномена национальной безопасности россии / Н. А. Трусов // Журнал Марийский юридический вестник. – 2016. – С. 28-36.
45) Утяшов, Э. К. Принципы права и правовые режимы на примере правового режима военного положения / Э. К. Утяшов // Юридическая наука: история и современность. – 2016. – № 4. – С. 38-50.
46) Утяшов, Э. К. О необходимости конкретизации норм правового режима военного положения / Э. К. Утяшов // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 8. – С. 13-16.
47) Чириков, А. Г. По пути объединения систем ГО и РСЧС // Научно-практический и методический журнал «Гражданская защита». – 2021. – № 11 (555) – С. 12-14.
48) Шиенкова, А. С. Особенности административно-правового регулирования режима чрезвычайной ситуации / А. С. Шиенкова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 11. – С. 311-312.
49) Шилов, А. И. Ограничения гражданских прав при введении военного на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях / А. И. Шилов // Молодой ученый. – 2020. – № 10 (300). – С. 210-213.
50) Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. – М., 2004. – 276 с.
Электронные ресурсы
51) Заседание Совета безопасности [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Президента Российской Федерации. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/69636 (дата обращения: 04.04.2023).
52) Определение агрессии: Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 г.: офиц. Текст // Сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml (дата обращения: 04.04.2023)
| Купить эту работу vs Заказать новую | ||
|---|---|---|
| 0 раз | Куплено | Выполняется индивидуально |
|
Не менее 40%
Исполнитель, загружая работу в «Банк готовых работ» подтверждает, что
уровень оригинальности
работы составляет не менее 40%
|
Уникальность | Выполняется индивидуально |
| Сразу в личном кабинете | Доступность | Срок 1—6 дней |
| 1500 ₽ | Цена | от 3000 ₽ |
Не подошла эта работа?
В нашей базе 7188 Выпускных квалификационных работ — поможем найти подходящую