Введение
Актуальность. В последнее десятилетие в нашей стране наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении предусматривает не только реализацию всех разделов педагогической работы – обучение, организацию отдыха, самостоятельные и коллективные игры, разные формы двигательной деятельности детей, – но и осуществление в тесном контакте воспитателя с медицинским персоналом целенаправленной деятельности, обеспечивающей условия для формирования здоровья дошкольников. Важно, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями, знаниями и способностью к восприятию и обучению.
Современный детский сад существенно изменился. Появились новые проекты зданий, изменилась их внутренняя планировка. Многие здания дошкольных учреждений строятся с бассейнами, с двумя залами - для музыкальных и для гимнастических занятий; увеличилась площадь помещений игровых и спальных комнат. Произошли изменения и в содержании работы дошкольных учреждений: в них появились специалисты по разным дисциплинам – инструктор по плаванию, воспитатель по физической культуре, педагоги, занимающиеся с детьми дополнительно изодеятельностью, иностранным языком, танцами и др. Больше внимания со стороны коллектива педагогов и медицинских работников стало уделяться организации двигательной активности детей, укреплению их здоровья, в частности, с использованием современных медицинских комплексов оборудования; а также формированию навыков самостоятельности, развитию личностных качеств и высших психических функций, обеспечивающих продуктивную деятельность детей, успешность в обучении и развитии способностей.
Для эффективного решения многообразных задач программы воспитания, прежде всего необходима повседневная забота всего коллектива сотрудников дошкольного учреждения о здоровье, физическом и психическом благополучии ребенка. Современные дошкольные учреждения отличаются определенным разнообразием условий пребывания детей, уровнем и содержанием воспитательно-образовательного процесса, графиком работы (дневное пребывание детей, кратковременное, круглосуточное и др.). Кроме того, дошкольные учреждения используют различные программы воспитания и обучения детей, разработанные в последние годы. Анализ содержания некоторых программ показал, что чаще всего они различаются между собой формой организации обучения детей, условиями, обеспечивающими их двигательную активность, видами реализуемых оздоровительно-закаливающих мероприятий.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод об актуальности и значимости выбранной темы исследования: Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.
Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительных занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми.
Предмет исследования: разработанная методика проведения занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми.
Цель: снизить заболеваемость, ускорить процесс восстановления здоровья ослабленных (часто болеющих) детей, а так же улучшить физическое развитие и физическую подготовленность.
Рабочая гипотеза – физическое развитие и физическая подготовленность ослабленных детей будут улучшаться, а процесс восстановления и заболеваемость детей будут сокращаться, если будут проведены следующие мероприятия:
1. Проанализирована научно-методическая литература по проблеме заболеваемости ослабленных (часто болеющих) детей 6-7 лет;
2. Проанализированы существующие методики проведения занятий с ослабленными детьми.
3. Разработана и экспериментально проверена методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме заболеваемости ослабленных (часто болеющих);
2. Проанализировать существующие методики проведения занятий с ослабленными детьми.
3. Разработать методику профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей, заключающуюся в использовании специальных средств и методов на основе профилактических занятий и проверить данную методику экспериментальным путем.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2) анкетирование родителей и воспитателей с целью изучения зависимости физического развития, функциональной и двигательной подготовленности детей с ослабленным здоровьем от применяемых физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ.
Анкетирование – это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
3) Педагогический эксперимент, заключается в определении эффективности физкультурно-оздоровительных занятий детей 6-7 лет с ослабленным здоровьем, в выявлении влияния двигательного режима специальной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями в целях оздоровления детей и укрепления их здоровья. В педагогическом эксперименте проверяются методические подходы к проведению физкультурно-оздоровительных занятий.
4) Метод педагогической оценки уровня физической подготовленности, тестирование физической и функциональной подготовленности. Цель тестирования – определение уровня физического развития, функциональной и двигательной подготовленности, анализ динамики показателей на различных этапах физкультурно-оздоровительной работы.
Научная новизна исследования заключается в использовании специально подобранной методики для детей.
Теоретическая значимость исследования. Специально подобранная методика для ослабленных (часто болеющих) детей, положительно влияет на эмоциональность детей и на организм в целом, а также на отдельные органы и системы, способствует более активному восстановлению слабого организма и увеличению показателей функциональных возможностей.
Практическая значимость работы. Разработанная методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей может быть рекомендована к применению в работе тренерам детских физкультурных оздоровительных групп.
Структура. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Оглавление
Введение 3
Глава I. Состояние здоровья детей в дошкольных учреждениях 7
1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований
7
1.2 Средства и методы оздоровления детей 17
1.3 Оздоровление детей в дошкольных учреждениях с использованием комплекса медико-профилактического оборудования
24
1.4 Организация здоровьесберегающей среды 31
1.5 Основы рационального режима дня 35
Глава II. Физическое воспитание и двигательная активность детей 40
2.1 Анализ существующих методик проведения физкультурно-оздоровительных занятий с ослабленными детьми 6-7 лет
40
2.2 Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей 50
2.3 Врачебно-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей 56
2.4 Организация исследования 64
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Предмет исследования: разработанная методика проведения занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми.
Цель: снизить заболеваемость, ускорить процесс восстановления здоровья ослабленных (часто болеющих) детей, а так же улучшить физическое развитие и физическую подготовленность.
Рабочая гипотеза – физическое развитие и физическая подготовленность ослабленных детей будут улучшаться, а процесс восстановления и заболеваемость детей будут сокращаться, если будут проведены следующие мероприятия:
1. Проанализирована научно-методическая литература по проблеме заболеваемости ослабленных (часто болеющих) детей 6-7 лет;
2. Проанализированы существующие методики проведения занятий с ослабленными детьми.
3. Разработана и экспериментально проверена методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме заболеваемости ослабленных (часто болеющих);
2. Проанализировать существующие методики проведения занятий с ослабленными детьми.
3. Разработать методику профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей, заключающуюся в использовании специальных средств и методов на основе профилактических занятий и проверить данную методику экспериментальным путем.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2) анкетирование родителей и воспитателей с целью изучения зависимости физического развития, функциональной и двигательной подготовленности детей с ослабленным здоровьем от применяемых физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ.
Анкетирование – это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
3) Педагогический эксперимент, заключается в определении эффективности физкультурно-оздоровительных занятий детей 6-7 лет с ослабленным здоровьем, в выявлении влияния двигательного режима специальной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями в целях оздоровления детей и укрепления их здоровья. В педагогическом эксперименте проверяются методические подходы к проведению физкультурно-оздоровительных занятий.
4) Метод педагогической оценки уровня физической подготовленности, тестирование физической и функциональной подготовленности. Цель тестирования – определение уровня физического развития, функциональной и двигательной подготовленности, анализ динамики показателей на различных этапах физкультурно-оздоровительной работы.
Научная новизна исследования заключается в использовании специально подобранной методики для детей.
Теоретическая значимость исследования. Специально подобранная методика для ослабленных (часто болеющих) детей, положительно влияет на эмоциональность детей и на организм в целом, а также на отдельные органы и системы, способствует более активному восстановлению слабого организма и увеличению показателей функциональных возможностей.
Практическая значимость работы. Разработанная методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей может быть рекомендована к применению в работе тренерам детских физкультурных оздоровительных групп.
Структура. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Список использованной литературы
1. Антропова Μ. В. Гигиена детей и подростков. – М., 1982.
2. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М., 1987.
3. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. – М.,2000.
4. Доскин В.А, Келлер X., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская ЕВ. Морфофункциональные константы детского организма. Справочник. – М., 1999.
5. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. – М., 2002.
6. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». – М., 2000.
7. Куинджи И. И. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. – М., 2002.
8 Кучма В. Р. Дети в мегаполисе. Некоторые гигиенические проблемы. – М., 2002.
8. Образование и воспитание детей и подростков; гигиенические проблемы. Материалы Всероссийской конференции с международным участием ГУНЦЗД, РАМН. – М., 2002.
9. Осокина Т. И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А Физкультурное и спортивное оборудование. Аннотированный перечень для дошкольных образовательных учреждений. – М., 1999.
10. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников/Под ред. ак. ОАМН Г.Н. Сердюковской. – М., 1993.
11. Парамонова Л.А, Богина ТЛ., Алиева Т. И., Терехова Н.Т. Организация жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический аспект. Методические рекомендации. Центр инновации в педагогике. – М., 1997.
12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития. – М., 2002.
13. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.1. 1249 – 03.
14. Шиляева Э.Г. Основа психодиагностики. – М., 1998.