Актуальность. За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей. В настоящее время достаточно четко определены основные формы организации физического воспитания школьников (урок физической культуры; физкультурно-оздоровительные формы занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника; внеклассные и внешкольные формы занятий), установлены общие требования к содержанию и методике занятий физическими упражнениями с детьми разного школьного возраста. Дальнейшие научные исследования и поиски учителей должны быть направлены на разработку дифференцированного физического воспитания. Нас не может удовлетворить методика, рассчитанная на так называемого среднего ученика. Важно определять типичное для отдельных однородных групп школьников (по полу, возрасту, степени физического развития и др.) и индивидуализировать содержание и методические приемы учебно-воспитательной работы. Разработка дифференцированного физического воспитания находится в начальной стадии. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий в первую очередь накопления большого фактического материала и значительного обогащения наших знаний об особенностях роста и развития организма детей, подростков и юношей. Глубокое, всестороннее изучение учащихся – первое и основное условие. Но если это изучение будет проводиться вне эксперимента, без исследования эффективности того или иного педагогического воздействия, то оно даст лишь обследовательский и поверхностно информирующий материал. Поэтому весьма важно накапливать научные данные о тех изменениях в росте и развитии детей, которые происходят в результате определенных внешних влияний (социально-экономических, климатогеографических, педагогических), с тем, чтобы выделить более существенные и полезные. И если представить, что эти данные должны быть получены применительно к каждой возрастно-половой группе детей, отличной от других по анатомо-физиологическим и психологическим признакам, то будет ясно, насколько велики масштабы предстоящих исследований.В настоящее время научные работники и учителя физической культуры уделяют большое внимание решению целого ряда важных и актуальных вопросов физического воспитания детей школьного возраста. Особое место отводится разработке перспектив развития отечественной системы физического воспитания детей в период развития нашего общества; накапливаются данные о роли, объеме и содержании двигательной деятельности школьников в режиме дня, недели, месяца, года; совершенствуются программы по физической культуре; определяются конкретные пути осуществления взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим, пути развития у учащихся общественной активности и самодеятельности по физической культуре и спорту в пионерских и комсомольских организациях.
Продолжаются исследования по выявлению возрастных особенностей формирования двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания. Выявляются особенности содержания и методики занятий со школьниками, нуждающимися в лечебном воздействии физических упражнений; ведутся поиски оптимального объема двигательной деятельности в условиях школы и семьи для детей низкого физического развития, для детей, имеющих незначительные отклонения в костно-мышечной системе и недостаточное развитие основных двигательных качеств.Весьма важны также исследования, направленные на поиски средств и методов физического воспитания, посредством которых можно активно влиять на закаливание и повышение сопротивляемости организма школьников к неблагоприятным факторам внешней среды.
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека, под влиянием многих факторов и процесс их формирования может приобретать различный характер, оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Спортсмены, занимающиеся разными видами спорта имеют различный уровень физической подготовки и проявления основных физических качеств, в предстоящей работе необходимо исследовать на основе тестов и измерений, уровень развития основных физических качеств у спортсменов специализирующихся в легкой атлетике и спортивных играх.
Рассматривая данный вопрос об исследовании влиянии занятий легкой атлетикой, т.е., занятиями легкоатлетическими упражнения, на уровень развития физических качеств, доказано многими учеными, как в нашей стране, так и за рубежом.
В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитие одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.
Важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки юных спортсменов играет физическая подготовка, воспитание физических качеств, необходимых в спортивной деятельности. Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств, силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствует развитию таких ценных психических качеств, как смелость, настойчивость, решительность, самоотверженность, инициативность, дисциплинированность. Необходимость согласованных усилий в достижении общей цели во время игры приучает игрока к коллективным действиям стремлению к взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества. Простые и разнообразные приемы ведения игры привлекают детей и они с удовольствием играют. Спорт, предъявляет свои особые требования к физической подготовленности, которые развиваются в процессе учебно – тренировочных занятий.
В своей работе на основе анализа научно – методической литературы, мы выявили основные требования к организации учебно – тренировочного процесса с детьми и взрослыми различного уровня подготовленности .
В теории и практике физической культуры проблемы воспитания физических качеств и их влияния на спортивную деятельность актуальна на сегодняшний день, так как исследование и развитие физических качеств являются одной из главных проблем в области физической культуры и спорта. Разнообразные двигательные действия формируются в течении жизни человека под влиянием многих факторов и процесс их формирования может приобретать различный характер, оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Учащиеся, занимающиеся разными видами спорта имеют различный уровень физической подготовки и проявления основных физических качеств, предстоящей работе необходимо исследовать на основе тестов и измерений, уровень развития основных физических качеств у учащихся, специализирующихся в легкой атлетике, спортивных играх и гимнастике.
Научная новизна.
Развитию физических качеств и их исследованию уделяется много внимания и посвящено достаточное количество исследований в различных видах спорта. Но менее всего эта проблема освящена касательно юных спортсменов, занимающихся такими видами спорта, как легкая атлетика, гимнастика и волейбол.
Практическая значимость. Исследование особенностей проявления физических качеств в различных видах спорта определяет уровень физической подготовки гимнастов, легкоатлетов и игровиков, и позволяет выявить пробелы в общефизической и специальной подготовке, реализация которых окажет существенную помощь в улучшении всего тренировочного процесса.
Объектом исследования. Является тренировочный процесс,направленный на достижение должного уровня общей физической подготовки и специальной физической подготовки.
Предметом исследования. Является изучение особенностей влияния занятий различными видами спорта на уровень развития физических качеств у учащихся общеобразовательной школы.
Цель исследования. Определить динамику развития основных физических качеств и уровня специальной физической подготовки у учащихся общеобразовательной школы, специализирующихся в лёгкой атлетике, гимнастике и спортивных играх (волейбол). Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по определению физических качеств юных спортсменов.
2. Провести определение физических качеств учащихся средней школы по легкой атлетике, гимнастике и волейболу в январе 2016 года.
3. Провести определение физических качеств учащихся средней школы по легкой атлетике, гимнастике и волейболу в мае 2016 года.
4. Сравнить показатели физических качеств учащихся средней школы по легкой атлетике, гимнастике и волейболу, полученные в январе и мае 2016 года.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что уровень общей физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта отстает от специальной физической подготовки, что негативно сказывается на успешности овладения программными требованиями спортивно-педагогических дисциплин и тренировочной деятельности учащихся общеобразовательной школы.
Введение 4
1. Обзор литературы 8
1.1. Характеристика понятий: движение, двигательная активность,
двигательная физическая) подготовленность, физические качества 8
1.2 Особенности проявления основных двигательных качеств в гимнастике,
лёгкой атлетике и спортивных играх 26
1.3 Возрастные особенности воспитания основных двигательных качеств 38
2.Методика исследования 39
2.1 Цели исследования 39
2.2 Методы исследования 39
2.3 Организация исследования 41
3. Результаты исследования 46
Заключение 50
Литература
ВНИМАНИЕ: работа прошла проверку по системе ЕТХТ!!!
Оригинальность – ТЕХНИЧЕСКАЯ!!!
Если нужно повысить оригинальность по системам antiplagiat.ru и Антиплагиат ВУЗ, ЕТХТ, АДВЕГО, http://text.ru/ и http://text.rucont.ru/ он пройдет,
то оформите заказ и предложите МНЕ - Неназванный
Иногда системы обновляют свои алгоритмы проверки, поэтому ВОЗМОЖНО оригинальность может упасть, чтобы БЕСПЛАТНО повысить оригинальность – оформите заказ и предложите МНЕ - Неназванный
1. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Учебное пособие. Л.; 1973. 215 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии /Публ. подгот. И.М. Фейгенбергом; Пред. исп. В.М. Зациорского, И.М. Фейгенберга. - М.: ФК и С, 1991. 287 с.
3. Волейбол: учебник для институтов физ. культ./Под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1996. 270 с.
4. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов - М.: Высш. шк., 1985. - 384 с.
5. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. 124 с.
6. Легкая атлетика. Учебник. Под ред. Н.Г. Озолина и Д.П. Маркова - 2-е изд. М., Физкультура и спорт. 1972. - 672 с.
7. Легкая атлетика: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. №2114 «Физвоспитание»/А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннов и др.; Под ред. А.Н. Макарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 304 с.
8. Медицинский справочник тренера. В.А. Гесеневич. Изд. 2-е доп. и перераб. М.:Ф и С, 1981. - 271 с.
9. Менхин Ю.В. физическая подготовка в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
10. Никитский Б.Н. Плавание. М., Физкультура и спорт, 1981.
11. Новаковский С.В., Дворкин Л.С. Теория и методика силовой подготовки детей и подростков. - Ростов, 2002. - 326 с.
12. Словарь основных представлений и терминов по теории и методологии гимнастики: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Курыся. - Ставрополь: СГПУ, 1995. - 147 с.
13. Спортивная гимнастика. Под ред. М.Л. Украна. М., Физкультура и спорт, 1965. - 25 с.
14. Спортивные игры. Учебник для студентов физического воспитания пед. университетов. Под. ред. Н.П. Воробьева. М., Просвещение, 1973. - 34 с.
15. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И. Филипповича. Учебник для факультетов физ.воспитанияпед. университетов. М., Просвещение, 1971. 14 с.
16. Зобков В.В. Динамика становления студентов. // Теория и практика физической культуры. 1988. №7 с. 14-15
17. Рябцев В.Н., Токер Д.С. Комплексная оценка физической подготовленности студентов по итогам контрольных упражнений. // Теория и практика физической культуры. 1988. №3 с. 11-13
18. Генов Ф. Интенсивность и устойчивость внимания спортсмена перед разминкой как показатель мобилизационной готовности: Тезисы докладов VI Всесоюзного совещания по психологии физического воспитания и спорта. — Тбилиси, 1967.
19. Гребаус Ф. А. К вопросу о влиянии привычного темпа движений на качество заучивания движений в заданном темпе. — В сб.: Проблемы психологии спорта, вып. I. М., 1960.
20. Грошенков С. С. О системности тестов в связи с разработкой проблемы спортивной ориентации: Научные труды ВНИИФКа за 1970 г. — М., 1972.
21. Данилина Л. Н. Возрастные особенности развития некоторых психических функций у школьников в связи с занятием спортом: Автореф. канд. дис. — М., 1968.
22. Егупов Л. Ф. Индивидуально-типологические особенности силы нервной системы в максимальной физической работе спортсменов. — В сб.: Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967.
23. Иванов-Смоленский А. Г. Опыт систематического экспериментального исследования онтогенеза корковой динамики человека. — В сб.: Опыт систематического экспериментального исследования онтогенеза корковой динамики человека. М., 1940.
24. Кольченко Н. В. Развитие подвижности основных нервных процессов и работоспособности коры головного мозга у человека в возрастном аспекте: Труды VII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии.— М., 1967.
25. Ломов Б. Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии. — Вопросы философии, 1976, № 4.
26. Макаров П. О. Нейродинамика зрительной системы человека. — М., 1952.
27. Макарова Т. Н. Функциональное состояние нервной системы детей и подростков в процессе адаптации к мышечной деятельности: Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. Т. II, ч. II.—М., 1971.
28. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. — М., 1974.
29. Оя С. М., Пээбо Э. Ю. Влияние физических упражнений на внимание, подвижность и динамичность нервных процессов у лиц разного возраста и спортивной квалификации: Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. Т. II, ч. II. — М., 1971.
30. Плохинский Н. А. Биометрия. — М., 1970.
31. Пэн Р. М., Невская М. А. Возрастные особенности торможения у детей и подростков от 5 до 17 лет. — В сб.: Опыт системного экспериментального исследования онтогенетического развития корковой динамики человека. М., 1940.
32. Рабинович Р. Л. О неравномерности повышения подвижности основных нервных процессов в различные возрастные периоды школьников: Труды VII научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. — М., 1967.
33. Равич-Щербо И. В., Шибаровская Г. А. Структура динамичности нервных процессов у детей школьного возраста. — Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. VII. — М., 1972.
34. Рокицкий П. Ф. Биологическая статистика. — Минск, 1967.
35. Сантросян К. О. Личное «время» и его психофизиологические основы: Сборник научных трудов. Отдел психологических наук / Под ред. М. А. Мазманяна. — Ереван, 1974.
36. Сафарян С. Н. К вопросу о возрастных особенностях сенсомоторного развития: Автореф. канд. дис. — Л., 1964.
37. Трошихин В. А., Козлова Л. Н. О становлении и развитии подвижности и инертности нервных процессов в онтогенезе. — Журнал ВНД, т. ХI, вып. 5, 1961.
38. Филин В. П. Проблема совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Автореф. канд. дис. — М., 1970.
39. Хильченко А. Е., Куркчи Л. П., Куркчи Н. Ф. Возрастная динамика подвижности основных нервных процессов у человека. — Вопросы психологии, 1966, № 6.
40. Чудновский В. Э. О соотношении возрастных особенностей и свойств типа нервной системы у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. — М., 1963.
41. Якубчик Б. И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсменов-акробатов и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий. — Вопросы психологии, 1964, № 5.
42. Верхошанский Ю.В. «Основы подготовки спортсменов». М. «ФиС», 1988.
43. Гальперин С.И. «Физические особенности детей». М. «Просвещение», 1996.
44. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: «ФиС», 1990.
45. Зациорский В.М. «Физические качества спортсменов». М.: «ФиС», 1999.
46. Зациорский В.М. Структура и изменения физической пригодности. Теория и практика физической культуры, № 6,1999.
47. Захаров Е., Королев А., Сафонов А. «Энциклопедия физической подготовленности». М. «Просвещение», 1994.
48. Кузнецова З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников. Физкультура в школе, № 1,2000.
49. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М. ООО «Фирма-издательство АСT», 1998.
50.Рябцев В.Н., Токер Д.С. Комплексная оценка физической подготовленности студентов по результатам контрольных упражнений. // Теория и практика физической культуры. 1988. №3 с. 11-1350. Матвеев Л.П. «Основы спортивной тренировки». М.: «ФиС», 1977.
51. Хасин Л.А., Громыко В.В., Рафалович А.Б. Тест для определения уровня физической подготовленности учащихся 7-17 лет. Малаховка, 1999.
52.Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И. Филипповича. Учебник для факультетов физ. воспитания пед. институтов. М., Просвещение, 1971. 14 с.