ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Позвоночник играет ключевую роль в здоровье.
Сколиоз является одним из самых распространенных ортопедических заболеваний, частота которого, по данным разных авторов, колеблется в значительных пределах - от 0,5 до 20%. Столь значительные колебания показателей распространённости сколиоза обусловлены тем, что нарушения осанки во фронтальной плоскости часто диагностируют как сколиоз.
Наиболее быстрое прогрессирование искривления при сколиозе отмечается у девочек в возрасте 7-8 и 11-13 лет, у мальчиков в 8-10 и 13-15 лет, т.е. в период интенсивного роста. Представляет интерес соотношение частоты заболевания у девочек и мальчиков, по данным литературных источников сколиоз среди девочек встречается в 2,5 раза чаще, чем среди мальчиков. 52% всех сколиозов стабильны, не прогрессируют; 40 % медленно прогрессируют; 8 % прогрессируют быстро. Обобщая приведённые данные. Мы можем сделать вывод, что распространённость сколиоза среди детей находится в пределах 8 %, в том числе выраженные формы составляют 0,7 % детей, а также сколиоз появляется в большинстве случаев в дошкольном, а может быть и в ясельном возрасте. Прогрессирование же его происходит в разные возрастные периоды.
Пристальное внимание к сколиозу объясняется тем, что при тяжелых формах данного заболевания возникают значительные нарушения в важнейших системах организма, приводящие к уменьшению продолжительности жизни трудоспособности и к инвалидности. В литературных данных четко очерчены и хорошо изучены изменения в дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системах при тяжелых формах сколиоза. Приводятся данные о наличии нарушений функции внешнего дыхания, сердечного ритма и обменных процессов в миокарде недостаточной адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, снижение ряда показателей физического развития, более позднее начало периода полового созревания у школьников 7-16 лет, больных сколиозом I и II степени. К сожалению, практически нет данных об изменениях в жизненно- важных системах при нарушениях осанки и при начальных степенях сколиоза у дошкольников и младших школьников.
Сколиоз и другие нарушения состояния позвоночника опасны своими последствиями. Из-за неправильной осанки снижается вентиляция лёгких, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что ведёт к недостаточному снабжению растущего организма, в том числе головного мозга, кислородом. Вот почему дети с искривлением позвоночника хуже учатся, быстрее устают, страдают от головных болей, раздражительны.
Рост числа детей со сколиозом в последние годы диктует необходимость разработки реабилитационных программ по лечению данной патологии.
Цель исследования - теоретическое обоснование методики физической реабилитации, предложенной для коррекции сколиотической болезни у детей 11 - 15 лет.
Задачи исследования:
. Выявить исходный уровень функционального состояния детей среднего школьного возраста, страдающих сколиотической болезнью I степени.
. Разработать методику физической реабилитации для коррекции сколиоза I степени у детей среднего школьного возраста.
. Оценить эффективность методики физической реабилитации, сравнить с исходным уровнем функционального состояния детей 11 - 15 лет имеющих сколиоз I степени.
Объект исследования: процесс реабилитации детей среднего школьного возраста со сколиотической болезнью I степени.
Предмет исследования: динамика функционального состояния детей среднего школьного возраста со сколиотической болезнью I степени, в результате применения методики физической реабилитации.
Практическая значимость исследования состоит в разработке оздоровительной программы, которая может быть использована для физической реабилитации при сколиозе.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение,три главы ,заключение и список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………...…..3
1. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ СКОЛИОЗЕ
1.1 Анатомические и физиологические особенности строения позвоночного столба………………………………………...………………………………………..6
1.2 Этиологическая и патогенетическая классификации сколиотической болезни…………………………………….……………………………...…………..7
1.3. Особенности роста и развития детей среднего школьного возраста........….12
1.4 Методы способствующие коррекции сколиоза………………………........….14
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования…………………………………………………….…….18
2.2 Организация исследования……………………………………………..………22
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Характеристика исследуемого контингента………………………….……24
3.1. Методика физической реабилитации детей со сколиотической болезнью I степени………………………………………………………………………………28
3.2 Лечебная гимнастика…………………………………….…….……………….29
3.3 Динамика, полученная в результате исследования……………..………….…45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……..49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………51
Цель исследования - теоретическое обоснование методики физической реабилитации, предложенной для коррекции сколиотической болезни у детей 11 - 15 лет.
Задачи исследования:
. Выявить исходный уровень функционального состояния детей среднего школьного возраста, страдающих сколиотической болезнью I степени.
. Разработать методику физической реабилитации для коррекции сколиоза I степени у детей среднего школьного возраста.
. Оценить эффективность методики физической реабилитации, сравнить с исходным уровнем функционального состояния детей 11 - 15 лет имеющих сколиоз I степени.
Объект исследования: процесс реабилитации детей среднего школьного возраста со сколиотической болезнью I степени.
Предмет исследования: динамика функционального состояния детей среднего школьного возраста со сколиотической болезнью I степени, в результате применения методики физической реабилитации.
Практическая значимость исследования состоит в разработке оздоровительной программы, которая может быть использована для физической реабилитации при сколиозе.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение,три главы ,заключение и список литерат
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абальмасова, Е.А. Лечение врожденных и диспластических деформаций опорно-двигательного аппарата у детей и подростков /Е.А. Абальмасова. - Ташкент: Медицина, 2014. - 179с.
2. Аганянц Е.К., Ваганов Н.В., Синкина Э.П., Шкляренко М.: Медицина, 2013. - 75с
3. Баранова, А.А. Физиология роста и развития детей и подростков: практич. руков. /А.А. Баранова, Л.А. Щеплягина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - С.281-321
4. Бородич, Л.А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков: кн. для учителя /Л.А. Бородич, Р.Д. Назарова. - М.: Просвещение, 2014. - 77с.
5. Васечкин, В.И. Лечебный массаж /В.И. Васечкин. - М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2015. - С.210-214
6. Еникеев, А.Р., Ахмадеева Э.Н., Еникеева З.М. Роль факторов риска в развитие и прогрессировании сколиоза у детей и подростков //Педиатрия. - 2013. - том 87. - № 1 - С.84-87
7. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: «Академия», 2014. - С.115-119, С.258
8. Закревский, Л.К. Клиника и лечение врожденных сколиозов Ортопедия и травматология. - 2014. - № 4. - 38с.
9. Казьмин, А.И. Сколиоз /А.И Казьмин, И.И. Кон, В.Е. Беленький. - М.: Медицина, 2013. - 272с.
10. Красикова, И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение. /И.С Красикова. - Спб.: Корона-принт, 2014. - 192с.
11. Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопие /И.Д. Ловейко. - Л.: Медицина, 2014. - С.57-61
12. Ловейко, И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей /И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев. - Л.: Медицина, 2013.
13. Лукаш, А. 500 упражнений для позвоночника. Корригирующая гимнастика для исправления осанки, укрепления опорно-двигательного аппарата и улучшения здоровья. /А. Лукаш. - Спб.: Наука и техника, 2013. - С.14-22, С.163-181
14. Лукьяненко, Т.В. Здоровый позвоночник. Рецепты и рекомендации. Т.В. Лукьяненко. - Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013. 320с.
15. Мовшович, И.А. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза И.А. Мовшович, И.А. Рид. - М.: Медицина, 2013. - С.61-71
16. Николайчук, Л.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие /Л.В. Николайчук, Э.В. Николайчук. - Минск: Книжный дом, 2014. - 320с.
17. Путилова, А.А. Сколиотическая болезнь /А.А. Путилова, А.Т. Лихварь. Киев: Здоровье, 2015. - 160с.
18. Рейзман А. М., Багрова Ф. И. Рентгенодиагностика и принципы лечения сколиоза.2015. - 102с
19. Скоблин, А.П. Деформация скелета у детей /А.П. Скоблин, А.Я. Рехмицкий. - М.: Медицина, 2015. - 48с.
20. Тактика лечебной физкультуры при сколиозах I - II степени у детей и подростков 8 - 15 лет: метод. рекомендации /Е.К. Аганянц, Н.В. Ваганов, Э.П. Синкина, А.П. Шкляренко. - Краснодар, 2015 - 30с.
21. Физическая реабилитация: учебник /Под общей ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов на Дону: Феникс, 2015 - С.206-221, С.591-594
22. Фонарев, М.И. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях /М.И. Фонарев, Т.А. Фонарева. - Л.: Медицина, 2014. - 166с.
23. Цивьян, Я.Л. Электростимуляция как метод воздействия на позвоночник //Патология позвоночника. - 2013. - №12. - С.34-37
24. Чаклин, В.Д. Сколиоз и кифозы /В.Д. Чаклин, Е.А. Абальмасова. - М.: Медицина, 2013. - 256с.
25. Ченцов, В. Вся правда о сколиозе /В. Ченцов. - Спб.: Питер, 2015.
26. Шубина, Е.В. Сколиоз излечим /Е.В. Шубина, А. Лукаш, Н. Белянчикова. - Спб.: Наука и техника, 2014. - 272с.