ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Физическое воспитание является совершенно необходимым условием гармоничного развития ребенка и сохранения его здоровья. Приобщение к спорту с раннего детства не только улучшает состояние соматического здоровья, но и воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма, улучшает навыки социализации. Учитывая, что одним из основных видов деятельности у детей дошкольного возраста является игра, оптимальным способом приобщения ребенка к физкультуре и спорту являются занятия с элементами подвижных игр. Особенно важно сделать акцент на физическом воспитании ребенка и занятиях играми именно у дошкольников, поскольку в этом возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств.
Между тем, анализ показателей здоровья, физического развития и двигательной активности дошкольников в последние годы выявил тревожные тенденции. По данным ряда авторов почти у половины детей дошкольного возраста отмечается низкий уровень двигательного развития и активности [28, 36]. Причины этого кроются в современном образе жизни, когда ребенок большую часть времени проводит сидя – в салоне автомобиля дома за компьютером и т.д. [16]. В дошкольных образовательных организациях в последние годы делается акцент на подготовку дошкольников к поступлению в школу, в связи с чем педагоги и медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей. Это чревато негативными последствиями для здоровья и физического развития детей. Учитывая, что двигательная активность является еще и стимулирующим фактором развития интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, то актуальность изучения роли подвижной игры в жизни современного дошкольника становится очевидной.
Налицо противоречие между теоретическим обоснованием значения подвижных игр для всестороннего развития личности ребенка-дошкольника с одной стороны, и недостаточным использованием потенциала подвижных игр в практике работы дошкольных образовательных организаций, с другой.
Цель исследования – изучить роль подвижной игры в жизни современного дошкольника.
Объект исследования – подвижная игра.
Предмет исследования – роль подвижной игры в жизни современного дошкольника (старший дошкольный возраст).
Гипотеза исследования – предполагается, что включение подвижных игр в жизнь современного дошкольника окажет благоприятное влияние на их словарный запас и показатели социально-коммуникативной активности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме организации и проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
2. Подобрать подвижные игры для проведения с детьми дошкольного возраста в современных условиях.
3. Проверить эффективность методики проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста в современных условиях.
Методы исследования – для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: анализ научно - методической литературы по теме исследования, анализ медицинских карт дошкольников, метод анкетного опроса, метод тестирования, метод педагогического эксперимента, методы математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость работы – состоит в том, что разработанные на основании полученных в исследовании результатов рекомендации могут быть использованы в практической деятельности дошкольных образовательных организаций для оптимизации работы по воспитанию дошкольников.
База исследования: опытно-практическая работа проводилась на базе ДОУ «Теремок», «Ручеек», «Солнышко».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и приложений. Общий объем дипломной работы составляет 65 страниц. Работа содержит 5 таблиц, 13 рисунков, 3 приложения. Список использованной литературы включает 50 наименований.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста 6
1.2 Особенности психофизического развития детей старшего дошкольного возраста 10
1.3 Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования 17
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 25
2.1 Изучение состояния работы по организации и проведению подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста в практике работы образовательных организаций 25
2.2 Методика использования подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста 35
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-практической работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время здоровью детей в нашей стране уделяется особое внимание, поскольку дети представляют собой трудовой, оборонный и репродуктивный потенциал страны. Одним из ключевых периодов детства считается дошкольный возраст, характеризующийся интенсивными процессами роста и развития все органов и систем, а также совершенствованием нервно-психического развития. В этой связи особенно важно обеспечить оптимальные условия для развития дошкольника.
Большую роль в этой процессе может сыграть физическое воспитание ребенка, которое способствует нормализации его физического развития, обеспечивает оптимальный уровень метаболизма, поддерживает нормальный тонус организма. Поскольку ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, вполне обоснованно проводить занятия по физическому воспитанию детей данного возраста в виде подвижных игр. Однако, результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что для современных дошкольников характерен дефицит двигательной активности, а подвижные игры весьма редко используются в программе их физического воспитания. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования.
Анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы позволил установить, что дошкольный возраст характеризуется высоким темпом физического развития и совершенствованием функционирования всех органов и систем. Анатомо-физиологические особенности основных систем организма дошкольника необходимо учитывать при разработке программ физического воспитания дошкольников, выборе средств и методов воспитания.
Роль подвижных игр в работе с дошкольниками велика, поскольку она оказывает разнообразное и всестороннее воздействие на организм ребенка. Посредством подвижных игр развиваются и совершенствуются разнообразные движения, выявляются и корректируются особенности поведения детей и проявления их нравственных качеств. Выполняют игры и задачу умственного развития ребенка.
Организация игровой деятельности в ДОУ имеет особое значение, поскольку в условиях этих учреждений дети проводят практически полный день. Разработано нормативно-правовое обеспечение игровой деятельности в ДОУ, однако, в действительности отмечается недостаток игровой деятельности детей в ДОУ. Это негативно отражается на развитии ребенка – в первую очередь на их коммуникативных способностях, воображении, а также умении организовывать собственное время.
Анализ практической реализации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста был проведен в 3 ДОУ города. В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте 6-7 лет. До начала эксперимента был проведен их анкетный опрос, в результате которого было выявлено, что организация подвижных игр в ДОУ характеризуется рядом недостатков – редким проведением игр, их однообразием, недостаточным использованием инвентаря, предпочтением малоподвижных игр. Это отразилось на их словарном запасе – дети плохо владеют игровой терминологией, знают мало названий игр. В то же время, дошкольники хотели бы играть чаще, в более подвижные игры, причем именно в ДОУ. Кроме того, было отмечено, что уровень социально-коммуникативных навыков детей в группе исследования находится на среднем или ниже среднего уровне.
Для эксперимента был выбран ряд подвижных игр, причем при выборе игры исходили из возрастных двигательных возможностей детей, состояния их здоровья и уровня физической подготовленности, их знакомства с подвижными играми, местом ее проведения и условиями и т.д. Длительность игры и физическая нагрузка строго дозировались. Занятие подвижной игрой было структурировано, причем в каждой его части выполнялась определенная задача.
В результате реализации эксперимента было отмечено, что достоверно возросла доля детей, положительно относящихся к подвижным играм, а также частота их проведения. Кроме того, расширились знания детей о подвижных играх – их видах, специфическом лексиконе игр, используемых предметах. При этом дети отдавали предпочтение играм, использованным в эксперименте, характеризующимся высокой подвижностью, вне зависимости от места их проведения. Однако, предпочтительным местом их организации дошкольники считали ДОУ. Также в результате эксперимента улучшились их социально-коммуникативные навыки, что свидетельствует о комплексном воздействии игр на развитие детей старшего дошкольного возраста при их правильной организации.
Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии подвижных игр на развитие дошкольников. Это позволяет рекомендовать шире включать подвижные игры в программу физического воспитания детей в ДОУ.
нет