Актуальность исследования обусловлена отсутствием в современных концепциях валеологического образования понятия, которое характеризовало бы готовность человека к осуществлению здорового образа жизни, также как не существует описания самого процесса формирования этой готовности. Но в то же время выделяется особая сфера активности индивида, направленная на сохранение и укрепление здоровья, которую М.Л. Лазарев предлагает называть здравосозидающей деятельностью. Поэтому очевидна необходимость исследования проблемы готовности к здоровому образу жизни.
Существует ряд исследований, посвященных изучению формирования здорового образа жизни. Так, А.А. Пашин и В.А. Кабачков провели исследование с применением их собственной методики, целью которой было ориентирование подростков на здоровый образ жизни. Отмечено, что мотивирующими факторами для занятий спортом у современных подростков выступают, удовольствие от тренировки, стремление победить, но не желание улучшить самочувствие и вести здоровый образ жизни. Авторы применили собственную методику и определили, что для формирования у подростков готовности к здоровому образу жизни необходимо применять дополнительные меры в системе физического воспитания [35].
Серьезная проблема современного общества заключается в том, что поддержание здорового образа жизни требует приложения волевых и физических усилий. Существует большое количество информации о том, как надо вести здоровый образ жизни, но лишь немногие имеют мотивацию и готовность придерживаться этих правил.
Формирование индивидуального образа жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, абстрактно-логическое мышление, внутренний план действий, самосознание, рефлексия, самооценка. Эти новообразования обусловливают столь важную для младших подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъектность в сбережении и укреплении здоровья.
Большинство подростков воспринимает здоровье как данность, и не желает заниматься его укреплением, поскольку это требует от них настойчивости, целеустремленности и значительных волевых усилий. Поэтому необходимо системно, целенаправленно и непрерывно культивировать здоровый образ жизни в течение всей жизни человека, начиная с детства.
Восприятие своего здоровья подростками ошибочно, это доказывают данные Министерства здравоохранения РФ: из всех подростков, которые прошли медицинский осмотр, в 94,5% выявлены заболевания. За последние 5 лет наблюдается заметный рост показателей заболеваемости эндокринной системы, обмена веществ, органов пищеварения, новообразованиями и расстройствами питания. Отсюда вытекает проблема формирования здорового образа жизни обучающихся, а также актуальность темы формирования готовности к здоровому образу жизни у учащихся среднего школьного возраста в системе физического воспитания.
В настоящее время одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования является принцип гуманизации, который предполагает приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека [42].
Здоровье детей складывается из многих факторов: генетических, медицинских, культурных, экологических, социальных и многих других и представляет собой результат сложного взаимодействия человека с обществом и природой.
Наиболее важной составляющей здоровья является ведение здорового образа жизни. Если рассматривать здоровый образ жизни в качестве системного явления, то можно выделить три его составляющие: культуру питания, культуру движения, культуру эмоций. Поэтому применение отдельных оздоровительных методов не приводит к значительному и постоянному улучшению здоровья, так как они не затрагивают все составляющие здоровья.
В современной системе образования в нашей стране отмечаются тенденции к личностно ориентированному подходу в обучении и воспитании подрастающего поколения, к гуманитаризации, гуманизации, что безусловно является его прогрессивными чертами. Однако организация педагогического процесса зачастую приводит к замедлению физического и психического развития детей и молодежи, что в конечном итоге может значительно ухудшить их здоровье. Поэтому образование в области здоровья становится чрезвычайно важным. Физическое воспитание имеет большое значение в приспособлении организма человека к постоянно усложняющимся условиям жизнедеятельности и укреплении здоровья. Все это делает актуальной тему исследования и подчеркивает необходимость формирования готовности к здоровому образу жизни у учащихся среднего школьного возраста в системе физического воспитания.
Объект исследования стал учебно-воспитательный процесс по физической культуре для учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования стало формирование готовности к здоровому образу жизни у учащихся среднего школьного возраста в системе физического воспитания.
Рабочая гипотеза: в современной школе необходимо вводить дополнительные методики для формирования готовности к здоровому образу жизни учащихся среднего школьного возраста, так как наблюдается тенденция к ухудшению здоровья школьников и отсутствия интереса у школьников к сохранению своего здоровья. Собственная методика, примененная в данной работе, должна способствовать формированию готовности к здоровому образу жизни у подростков.
Цель работы: разработать эффективную методику формирования готовности к здоровому образу жизни у учащихся среднего школьного возраста в системе физического воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить современное состояние вопроса о готовности к здоровому образу жизни учащихся, дать определение феномену.
2. Разработать и применить методику формирования готовности к здоровому образу жизни для учащихся 5-9 классов в системе физического воспитания.
3. Провести анкетирование учащихся 5-9 классов с целью измерения у них установки на здоровый образ жизни.
4. Определить факторы, которые мешают вести учащимся здоровый образ жизни.
5. Определить уровень физической подготовленности учащихся средних классов.
6. Выявить эффективность разработанной методики формирования готовности к здоровому образу жизни учащихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Теоретические методы: изучение и анализ научно-методической литературы.
• Эмпирические: анкетирование, интерпретация данных, осуществление итогового математического анализа.
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Понятие здоровья и здорового образа жизни 8
1.2. Факторы, определяющие здоровый образ жизни 17
1.3. Готовность к здоровому образу жизни как педагогическая категория 21
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Цель и задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 29
2.3. Организация исследования 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Результаты предварительного исследования 38
3.1.1. Предварительные результаты анкетирования экспериментальной группы учащихся с помощью методики М.А. Шишковец «Будем здоровы!» 38
3.1.2. Предварительные результаты анкетирования экспериментальной группы учащихся "Отношение обучающихся к здоровому образу жизни" 39
3.1.3. Предварительные результаты опроса экспериментальной группы учащихся с помощью методики В.Д. Пурина «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» 41
3.1.4. Предварительные результаты анкетирования контрольной группы учащихся 43
3.1.5. Предварительные результаты физической подготовленности учащихся 46
3.2. Описание собственной методики формирования готовности к здоровому образу жизни у учащихся среднего школьного возраста в системе физического воспитания 48
3.2.1. Познавательный этап 48
3.2.2. Этап готовности действовать в соответствии с поставленными задачами 49
3.2.3. Этап готовности действовать по убеждению 50
3.3. Результаты итогового исследования 53
3.3.1. Результаты итогового анкетирования экспериментальной группы учащихся с помощью методики М.А. Шишковец «Будем здоровы!» 53
3.3.2. Результаты итогового анкетирования экспериментальной группы учащихся "Отношение обучающихся к здоровому образу жизни" 55
3.3.3. Результаты итогового опроса экспериментальной группы учащихся с помощью методики В.Д. Пурина «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» 57
3.3.4. Результаты итогового анкетирования контрольной группы учащихся 58
3.3.5. Итоговые результаты физической подготовленности учащихся 61
ВЫВОДЫ 64
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложение 1 74
Приложение 2 77
Приложение 3 78
Приложение 4 79
Приложение 5 81
Приложение 6 82
Приложение 7 84
Приложение 8 86
В работе была достигнута цель разработать эффективную методику формирования готовности к здоровому образу жизни у учащихся среднего школьного возраста в системе физического воспитания.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучено современное состояние вопроса о готовности к здоровому образу жизни учащихся, дано определение феномену. Было изучено и проанализировано более 50 различных источников научной и методической литературы по данной теме. Это позволило изучить позиции различных авторов о здоровье современных школьников, об их отношении к здоровому образу жизни, а также о проблеме готовности к здоровому образу жизни у учащихся среднего школьного возраста в системе физического воспитания.
2. Была разработана и применена методика формирования готовности к здоровому образу жизни для учащихся средних классов в системе физического воспитания. На этом этапе в экспериментальной группе ежегодно проводились классные часы в виде бесед о здоровом образе жизни, которые затрагивали темы употребления алкоголя, табакокурения, занятий спортом. Были проведены мероприятия (соревнования по разным видам спорта, состязания, веселые старты и прочие), направленные на формирование готовности к здоровому образу жизни. Ученикам была оказана помощь в выборе своего вида спорта. Наиболее важным мероприятием методики было троеборье.
3. Было проведено анкетирование учащихся 5-9 классов с целью измерения у них установки на здоровый образ жизни с помощью анкет «Будем здоровы!» (автор М.А. Шишковец) и «Отношение обучающихся к здоровому образу жизни». Проводимое анкетирование учащихся средних классов позволило определить уровень установки на здоровый образ жизни, отношение к своему здоровью, к занятиям спортом, соблюдение режима дня, наличие вредных привычек. Анкетирование позволило оценить отношение учащихся к здоровому образу жизни с точки зрения физической культуры, а также проанализировать знания школьников о своем здоровье.
Анкетирование дало возможность не только определить установку на здоровый образ жизни у школьников, но и проследить динамику изменения этой установки по итогам трех учебных лет в контрольной группе и экспериментальной, где осуществлялось применение собственной методики формирования установки на здоровый образ жизни.
На вопрос о значении понятия «здоровый образ жизни» в течение трех лет увеличилось количество ответов, которые связывают ЗОЖ со спортом и закаливанием. С каждым годом все меньше учащихся на вопрос, «что означает ЗОЖ?» отвечают просто «не болеть» или «быть здоровым». Это говорит о том, что учащиеся понимают, что для поддержания здорового образа жизни необходимо прикладывать усилия.
4. С помощью методики, разработанной В.Д. Пуриным, «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» были определены факторы, которые мешают вести учащимся здоровый образ жизни. Эта методика направлена на выяснение ситуации в коллективе учащихся относительно уровня помех в отношении ведения учениками здорового образа жизни. Анализ анкет позволил выявить, что в школе нет учеников с высоким уровнем помех в отношении ведения учениками здорового образа жизни. В течение 3-х лет уменьшилось количество подростков со средним уровнем помех в отношении ведения учениками здорового образа жизни. Вместе с тем увеличилось число школьников с низким уровнем помех.
5. Был определен уровень физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста. Учащиеся сдавали нормативы в начале и в конце исследования. Доказано, что учащихся с высоким уровнем физической подготовки стало в 2 раза больше, а также в 2 раза уменьшилось количество учащихся с низким уровнем физической подготовки. Это свидетельствует об эффективности собственной методики.
6. Была выявлена эффективность разработанной методики формирования готовности к здоровому образу жизни. По результатам анкетирования контрольной группы учащихся, где не применялась собственная методика формирования готовности к здоровому образу жизни, можно сделать вывод, что за три года отношение к здоровому образу жизни, к спорту и своему здоровью у школьников практически не изменилось.
После применения собственной методики увеличилось количество учащихся, которые занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, выступающих за необходимость поддержания здорового образа жизни. Количество учащихся, имеющих высокий уровень установки на ЗОЖ, в экспериментальной группе более, чем на 20% выше, чем в контрольной.
В работе подтверждается рабочая гипотеза о том, что в современной школе необходимо вводить дополнительные методики для формирования готовности к здоровому образу жизни учащихся среднего школьного возраста, так как наблюдается тенденция к ухудшению здоровья школьников и отсутствия интереса у школьников к сохранению своего здоровья. Собственная методика, примененная в данной работе, способствовала формированию готовности к здоровому образу жизни у подростков.
Таким образом, формирование установки на здоровый образ жизни является актуальной проблемой для нашего общества и требует более глубокого изучения. Современный человек имеет возможность стать носителем идеи здоровья как ценности, как основного жизненного приоритета.
1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М., 1987. – 63 с.
2. Апанасенко, Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? / Апанасенко Г.А. // Валеология. – 1996. – №2. – С. 9-14.
3. Апанасенко, Г.А. Охрана здоровья: некоторые проблемы теории и практики / Апанасенко Г.А. // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб, 1993. – С. 49-60.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
5. Баевский, Р.М. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб, 1993. – С. 33-48.
6. Белов, В.И. Психология здоровья / В.И. Белов. – СПб, 1994. – 272 с.
7. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
8. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988.— 301 с.
9. Вайнер, Э.Н. Общая валеология / Э.Н. Вайнер. – Липецк: Изд-во Липецкого гос. пед. ин-та, 1998. - 183с.
10. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. – С. 420-429.
11. Васильева, О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. высш. учебн., заведений / О. С. Васильева, Ф.Р. Филатов. — М.: Издательский центр Академия, 2001. — 352 с.
12. Васильева, О.С. Здоровье как социокультурный и социально-психологический феномен / Васильева О.С., Филатов Ф.Р. // Сборник научных трудов «Развивающаяся личность в системе высшего образования России» (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летнему юбилею Института управления, бизнеса и права). Часть 5. – Ростов-на-Дону, Институт управления, бизнеса и права, 2002. – С. 26 – 37.
13. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – Москва., 1990.
14. Гудзенко, Л. Психология здоровья Л. Гудзенко // Психология здоровья и личностного роста. - 2007. - № 1. - С. 1-11.
15. Жолдак, В.И. Социология физической культуры и спорта. В.И. Жолдак. – Кн. I. Москва.,1992.
16. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н. Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. – М., 1990. – 360 с.
17. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред.Ф.Г. Мурзакаева. – Уфа, 1987. – 280 с.
18. Захаров, Е.Н. Энциклопедия для физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров, Е.А. Карасев. – М.:Лептос,1994.
19. Зверева, Е. Л. Развитие физической культуры старшеклассников-спортсменов как фактора формирования здорового образа жизни: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Зверева Елена Леонидовна; [Место защиты: Воронежский государственный институт физической культуры].- Воронеж, 2012.- 24 с.
20. Зинова, У. А. статья опубликована в сборнике: Седьмая волна психологии. / Сб. под ред. Козлова В.В.– Вып. 7. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2010. – 444 с.
21. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – №1. – С. 5-10.
22. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П.Лисицын. – М., 1982. – 40 с.
23. Лисицын, Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П.Лисицын. – М., 1986. – 192 с.
24. Лисицын, Ю.П. Здоровый образ жизни ребенка / Ю.П. Лисицын, И.В. Полунина. – М.: Знание, 1984. – 39 с.
25. Лифинцев, Д. В. Социальная реабилитация в контексте биопcиxоcоциальной модели здоровья / Д. В. Лифинцев, А. Н. Анцута // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2013. - Вып. 4 (31). - С. 50-60.
26. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб, 1998. – 688 с.
27. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Максименко. — М.: 4-й филиал Воениздата, 2001. — 319с.
28. Мартыненко, А.В. Здоровый образ жизни молодежи / А.В. Мартыненко // Знание. Понимание. Умение. – №1, 2004. – С. 136-138.
29. Московин, С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московин // Психологический журнал. – 1995. – Т.16, №1. – С.3-18.
30. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта: Учеб. книга для завершающих уровней высшего физкульт. образования /Л.П. Матвеев. – М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. – 304 с.
31. Мотылянская, Р.Е. Спорт и возраст /Р.Е. Мотылянская. – М.: Медгиз, 1956. – 304 с.
32. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. - 356 с.
33. Нистрян, Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса / Д.У. Нистрян // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. – Кишинев, 1991. – С. 40-63.
34. Ожегов, С. И Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М., 1988. — С. 47, 187.
35. Пашин А.А. Эффективность технологии формирования ценностного отношения к здоровью в физическом воспитании подростков /А.А. Пашин, В.А. Кабачков // Вестник спортивной науки. – 2011. – Вып. 5. С. 47-50.
36. Понедельник, С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования / С.В. Понедельник // Современная семья: проблемы и перспективы. – Ростов-на-Дону, 1994. – С. 132-133.
37. Пуни, А.Ц. Психологические основания физкультурного образования по П.Ф.Лесгафту / А.Ц. Пуни. – Л., 1949. – С. 103-108.
38. Семенов, B.C. Культура и развитие человека / В.С. Семенов // Вопросы философии. 1982. – №4. – С. 15-29.
39. Степанов, А.Д. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования / А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин // Советское здравоохранение. – 1981. – №5. – С. 6.
40. Тронева, Л. Ф. Структура и сущность понятий «здоровье» и «ЗОЖ» /Л.Ф. Тронева // Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. – 2012.
41. Труфанова, О.К. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья /О.К. Труфанова // Психологический вестник РГУ. – 1998. – №3. – С. 70-71.
42. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. — СПб.: Питер, «Психология-классика», 2001. – 416 с.
43. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. – N 125-ФЗ.
44. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. – Москва-Воронеж, 1996. – 512 с.
45. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с., ил.
46. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989. – 169 с.
47. Хруцкий, К.С. Интегративная модель валеологии как целостной науки и практики / К.С. Хруцкий // Валеология, 1997. – №2. – С. 5-12.
48. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер-пресс, 1997. – 608 с.
49. Царик, А.В. Пути и факторы формирования потребности в физическом совершенствовании человека / А.В. Царик // Теория и практика физической культуры, 1984. – №3. – С. 32-34.
50. Чавчавадзе, Н.Э. Культура и ценности / Н.Э. Чавчавадзе. – Тбилиси, 1984. – 118 с.
51. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. 1997. – №2. – С. 3-14.
52. Чоговадзе А.В. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов / А.В. Чоговадзе, М.М. Рыжик // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №7. – С. 8-10.
53. Чумаков, Б.Н. Валеология. Избранные лекции / Б.Н. Чумаков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 246 с.
54. Чхартишвили, Ш.Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки / Ш.Н. Чхартишвили. – Тбилиси: Мезниереба, 1971. – 273с.
55. Шайхтдинов, Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайхтдинов. – М.: ФКиС, 1987. – 112 с.
56. Яковлева, Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии / Н.В. Яковлева // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. – Ярославль, 1998. – Т.4, Вып.2. – с. 364-366.