Вопросы физического воспитания в последние годы все больше и больше привлекают внимание медицинской, педагогической общественности и родителей. И это не случайно. Известно, что хорошо организованное физическое воспитание имеет большое значение для гармоничного развития детей, укрепления их здоровья, расширения функциональных возможностей организма, повышения работоспособности.
Государственная программа по физической культуре для учащихся средней общеобразовательной школы определяет направленность работы по воспитанию физических качеств у детей школьного возраста. В каждом разделе этой программы, посвященном формированию и совершенствованию двигательных навыков и умений, предусмотрен материал для воспитания физических качеств. Это подчеркивает применительно к тем умениям и навыкам, которые подлежат усвоению на уроке не только значимость общей физической подготовки учащихся, но и необходимость специального воспитания физических качеств.
Многочисленные наблюдения показывают, что многие учащиеся не могут выполнять контрольные тесты, добиться высоких результатов в прыжках, беге, играх, метании не потому, что они обладают недостаточно развитой техникой движений, а главным образом из-за недостаточно развитых двигательных качеств ‒ быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости.
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в быту, труде, общении, учебе, а также способствует решению воспитательных, социально-экономических и оздоровительных задач. Как известно, в значительной степени физическое развитие человека зависит от наследственности. Жизнь, однако, требует от человека более высокой двигательной культуры и подготовленности, чем сформированной в процессе естественного развития. Необходимо отметить, что условия окружающей среды так же крайне важны.
Цель физического воспитания в школах ‒ формирование у детей двигательных умений и навыков, стремления к здоровому образу жизни, воспитание физических качеств, обучение использованию своего двигательного опыта для уверенного быстрого усвоения новых действий, воспитание силы, выносливости, ловкости, быстроты. Приоритетное направление работы по физическому воспитанию школьников – формирование потребности и привычки регулярно самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни. Человек всегда стремится к проведению свободного времени в занятиях чем-то увлекательным, может быть даже азартным. Современный мир представляет множество возможностей для этого. Это многоканальное телевидение, виртуальное общение, компьютер и т.п. Но только физическая культура и спорт способствуют ведению здорового образа жизни. Двигаются с удовольствием маленькие дети, но чем старше они становятся, тем меньше становится движений. Одна из причин такого явления – неумение правильно двигаться и, как следствие, нежелание это делать [24].
Таким образом, ученики освоившие технику элементов спортивных игр быстрее и качественнее, будут участвовать в них раньше и с большим удовольствием. С большей долей вероятности на внеурочных занятиях они будут развивать свои способности.
Объект исследования: функциональное состояние школьников
Предмет исследования: влияние спортивных игр на функциональное состояние.
Цель работы исследовать влияние занятий спортивными играми на состояние школьников.
Гипотеза исследования: использование спортивных игр на уроках физкультуры значительно улучшает общее физическое состояние школьников.
Задачи исследования:
• провести анализ научной и научно-методической литературы по проблеме
• изучить влияние спортивных игр на функциональное состояние школьников
• оценить эффективность использования спортивных игр на уроках физической культуры
Методы исследования:
1. анализ данных литературы
2. педагогическое наблюдение
3. тестирование.
4. методы математической статистики.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Особенности развития физических качеств у детей школьного возраста 6
1.2. Спортивные игры как средство развития физических качеств школьников 12
1.3. Волейбол на уроках физической культуры 18
1.4. Баскетбол на уроках физкультуры 20
1.5. Футбол как средство развития физических качеств учащихся 22
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Задачи исследования 31
2.2. Методы исследования 31
2.3. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ НА ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 38
3.1. Содержание учебных занятий 38
3.2.Динамика показателей функционального состояния учащихся в ходе педагогического наблюдения 39
ВЫВОДЫ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Традиционно малоподвижный образ жизни сегодняшних школьников характеризуется снижением физической активности, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным для формирования физической активности временем является школьный период. Очень важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуют использование игровых методов. Именно в игре командное и предметное взаимодействие способствует оптимальному развитию физических и психологических качеств человека.
Игровая деятельность требует владения сложной техникой и тактикой, развития физических качеств; преодоления усталости, боли; выработки устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; строгого соблюдения бытового и спортивного режимов и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: стойкости, смелости, выдержки, решительности, мужества.
Игровая и тренировочная деятельность оказывают на организм занимающихся комплексное и разностороннее воздействие, развивают основные физические качества - ловкость, быстроту, силу, выносливость, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Занятия футболом повышают сопротивляемость к заболеваниям, способствуют физической закалке, усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению трудового, бытового, учебного и спортивного режимов. Это способствует во многом формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, самостоятельность действий, высокая эмоциональность делают футбол эффективным средством активного отдыха.
Благодаря широким координационным и атлетическим возможностям, разнообразной двигательной деятельности занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. Футбол часто используется в качестве дополнительного средства в тренировке по другим видам спорта. Игра в футбол (или использование ее элементов) служит хорошим средством не только общей физической подготовки, но и позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.
Футбол является прекрасным средством для всестороннего физического развития. В процессе этой игры используются различные виды двигательной активности: ходьба, бег, прыжки. Занятия футболом оказывают на здоровье положительное влияние благодаря физической нагрузке, отличающейся переменной интенсивностью.
Большинство упражнений, применяемых с целью повышения физической подготовки юного футболиста, всесторонне воздействуют на организм: укрепляют мышечно-связочный аппарат, совершенствуют функции внутренних органов и систем, улучшают координацию движений и способствуют общему повышению уровня развития двигательных качеств, но в то же время каждое из них преимущественно направлено на развитие того или иного качества.
Занятия по физической подготовке с изучением элементов игры в футбол направлены на выработку и дальнейшее совершенствование специальной (силы, быстроты, координации движений, гибкости) физической подготовки. В течение недели тренировочная нагрузка распределялась следующим образом: три занятия по 45 мин каждое.
Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых способностей учащихся 5 классов в экспериментальной и контрольной группах в течение педагогического наблюдения обнаружил статистически достоверные различия (р>0,05). Это является свидетельством эффективности содержания учебного процесса в развитии скоростно-силовых способностей, что сказалось позитивно на динамике скоростно-силовых показателей.
Сравнение показателей физического развития учащихся свидетельствует о том, что все различия до проведения педагогического эксперимента и после его проведения в экспериментальной и контрольной группах были подтверждены с помощью t-критерия Стьюдента во всех случаях.
Оценка физического состояния учащихся в начале и конце учебного года показала, что у мальчиков контрольной группы имеются незначительные изменения в физическом состоянии. У учащихся, занимающихся в течение учебного года футболом на уроках физической культуры, отмечено, что в экспериментальной группе не было детей, имеющих уровень физического развития ниже среднего. В то же время, увеличилось количество учащихся, имеющих средний уровень развития и в значительной степени ‒ количество учащихся, чей уровень развития оценивался выше среднего.
Гипотеза исследования подтвердилась полностью.
1. Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРА-М, 2003.
2. Андреев, С.Н. Мини-футбол в школе / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. – М.: Советский спорт, 2006, 224 с.
3. Банников, С.Е. Играйте в футбол / С.Е. Банников. – Екатеринбург, 2006, 103 с.
4. Березин И.П., Ю. В. Дергачев "Школа здоровья". М.: ПРИОР, 2004.
5. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991, 288 с.
6. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. – Липецк: Липецкое изд-во, 1998. –183 с.
7. Веревкин, М.П. Мини-футбол в школе / М.П Веревкин. – М.: Спорт Академ Пресс – 2004 – 100 с.
8. Голомазов, С.В. Футбол: Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. – М.: СпортАкадемПресс, 2000.
9. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис. СПб. 1998.
10. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009, 200 с.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и Спорт, СпортАкадемПресс, 2008, 544 с.
12. Монаков, Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г.В. Монаков. — М.: Советский спорт, 2005, 288 с.
13. Пономарев В. В. Технология формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе // Валеология. – 2004. – № 2. – С. 70-74.
14. Решетнёва Г.А., Шнейдер О.С. Технология формирования здоровья детей средствами физической культуры. // Запад - Восток: образование и наука на пороге XXI века: Матер. междунар. конф. – Хабаровск: ХГПУ, 2005.
15. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,2005. – 352 с.
16. Теория и методика физической культуры / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003, 464 с.
17. Тиссен, П.П. Технология научно-исследовательской деятельности студентов / П.П. Тиссен, С.С. Коровин, Г.В. Стародубцев. – Оренбург: изд-во ОГПУ, 2000, 156 с.
18. Физическая культура / Под ред. Т.Ю. Жиглова. М.: Спорт, 2001.
19. Физическая культура: Учебник / Под общ. Ред. Р.Э. Романова. М.: Юнити, 2003.
20. Физическое воспитание подростка / Под ред. Д.Л. Леонидова. М.: Просвещение, 1991.
21. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.: ФиС, 2003.
22. Хомякова Т.И. Физическое воспитание и культура: Учебник для педагогических лицеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
23. Швыков, И.А. Футбол в школе / И.А. Швыков. — М.: Терра Спорт, Олимпия Пресс, 2002, 144 с.