Введение
Актуальность. Основной задачей современного общества является воспитание подрастающего поколения в духе ответственного и осознанного отношения к собственному здоровью, здоровью других людей как к высшей индивидуальной и общественной ценности. Решение этой задачи необходимо начинать с дошкольного возраста. В дошкольных учебных заведениях путем использования средств физического воспитания и оздоровительной работы, использование различных форм двигательной активности закладываются основы здоровья детей.
В современных условиях значительно увеличился объём деятельности, осуществляемый в вероятных и неожиданных ситуациях, что требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно – временной точности движений (Н.А. Бернштейн, Н.В. Зинкин, Е.П. Ильин, В.И. Лях В.С. Фарфель и др). Уровень развития быстроты является важной предпосылкой освоения спортивной техники в видах деятельности, в которых необходимо умение оперативно приспосабливаться к изменяющейся обстановке.
Специалисты в области физического воспитания (В.И.Лях, И.М. Туревский, В.С. Фарфель, В.И. Филлипович и др.) установили, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте 6-13 лет процесс развития координационных способностей в дальнейшем замедлится. Упущенные в этот период возможности развития координации едва ли можно наверстать позднее (В.И.Лях).
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Литературный обзор. 7
1.1 Понятие «координационные способности», «вестибулярная устойчивость», виды и их классификация 7
1.2 Особенности методики развития координационных способностей 19
1.3. Развитие координационных способностей средствами гимнастики. 29
1.4. Физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста 39
Глава 2. Методы и организация исследования 52
2.1 Цель и задачи исследования 52
2.2 Организация и проведение исследования 53
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 59
3.1 Результаты начального тестирования 59
3.2 Результаты контрольного тестирования 61
3.3 Обсуждение полученных результатов 63
Выводы 65
Литература 67
Приложения 70
Выводы
1. Была изучена проблема развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры в литературе. Было определено понятие «координационные способности», «вестибулярная устойчивость», виды и их классификация. Изучены особенности методики развития координационных способностей и физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста.
2.Исследован исходный уровень развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. В результат проведения начального исследования, определено, что уровень КС у детей контрольной и экспериментальной групп находится на одинаково низком уровне.
3. Разработан и апробирован комплекс физических упражнений с гимнастической направленностью для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
4.Выявлена эффективность применения разработанного комплекса для развития координационных способностей на уроках физической культуре в младшей школе.
Литература
1. Андрианов В.Е. Основы физического воспитания. Методические рекомендации для студентов факультета учителей начальных классов. - М, 2002. - 50 с,
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М., 1975. - 150 с.
3. Ашмарин Б.А. Педагогический контроль за физической подготовкой школьников / Б.А. Ашмарин / / Физическая культура в школе. - 2001 . - № 9 . - С. 13,
4. Безруких М.М., Сонькин В. Д., ФарберД. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с
5. Бобрицкий, В.И. Анатомия, возрастная физиологии и школьная гигиена [Текст]: уч. метод. пособ. / В.И. Бобрицкий - М.: Профессионал, 2004. - 80 с.
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. - М. : Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
7. Васильков Г.А. От игры - к спорту: Сборник эстафет и игровых заданий. - М.: Ф и С, 2009. - 222 с
8. Вильчковский Э. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / Э. Вильчковский. - М.: ВНТЛ, 2008. - 336 с
9. Вильчковский, Э.С. Система физического воспитания младших школьников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Э.С.Вильчковский, М.П. Козленко, С.Ф. Цвек - М.: ИЗМН, 2008. - 232 с.
10. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев.: Здоровье, 2009. - 232 с
11. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература. - 2002. - 294 с.
12. Козетов И. И. Формирование оптимальной структуры координационных способностей у школьников 7-9 лет: Автореферат дисс. канд.. наук по физ. восп. и спорта: 24.00.02. - М., 2001
13. Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности / Д. Л. Костилл. - К., 1997. - 160 с.
14. Лях В. И. Координационные способности школьников - Минск: Полымя, 2009. - 160 С.
15. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В. И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 15 - 19
16. Лях В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В. И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 15 - 19
17. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 1. - С. 48-50
18. Лях В.И. Координационно - двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 50-60.
19. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 1989. - 160 с.
20. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей / В.И. Лях / / Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 11. - С. 17-20
21. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях. - Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 44-46
22. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 1991, с.543
23. Матовая М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека / М. А. Матовая / / Вопросы психологии. - 1987. - 180 с
24. Назаренко Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательнокоординационного качества / Л.Д. Назаренко / / Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 1. - С. 54-58.
25. Ротерс Т. Т Теория и методика развития личности школьника на ритмических занятиях в общеобразовательной школе / ЛГПУ имени Т. Шевченко. - Луганск: Альма -матер, 2001. - 250 с
26. Селюнина Е.А. Средства тренировки : учеб. пособ. / Е. А. Селюнина. - М., 1999. - 53 с
27. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников / [ под ред. В.И. Усаков ]. - Краматорск, 2006. - 126 с
28. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
29. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с