ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодня ход истории, общественного прогресса требует решения проблем внедрения в физическое воспитание адекватных времени форм и средств. Художественная гимнастика в связи с этим должна рассматриваться как один из самых эффективных видов физической культуры девочки, девушки, женщины, состоящий из различных видов упражнений, которые гармонично влияют не только на физическое состояние, но и на личность тех, кто занимается. Она совмещает такие виды физической активности, как основные и специфические гимнастические упражнения, пластические, ритмические и акробатические упражнения, почти все разновидности танцевальных упражнений. Методической особенностью художественной гимнастики является комплексность и сопряженность развития всех без исключения физических качеств. А обязательность выполнения физических упражнений в соответствии стиля и характера музыкального сопровождения обусловливает положительный культурно-эстетическое влияние занятий.
Со словом гимнастика связывают понятие красивого и стройного тела, крепких мышц, грациозных движений. Художественная гимнастика в детском саду – это, прежде всего интерес детей к этому виду спорта, забавные игры, образные этюды, диалог с предметом, в которых ребенок может выразить свое собственное восприятие музыки, свою неповторимость, индивидуальность. В процессе занятий художественной гимнастики развиваются музыкально-пластические способности, двигательные навыки и умения в процессе игрового общения детей с музыкой через движения.
Благодаря этому виду спорта дети избавятся от неуклюжей походки, угловатости, излишней застенчивости. Формированию правильной осанки красивой походки, развитию ритмичности и координации движений, возрастает благотворное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную, кровеносную и центральную нервные системы.
Музыкальное сопровождение делает занятие художественной гимнастики насыщенным и разнообразным, такое занятие повышает эмоциональное состояние детей.
Цель исследования - обосновать методику применения художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Объект исследования — процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методика применения художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза. Применение художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста позволит повысить его эффективность и окажет положительное влияние на динамику показателей здоровья, физического и психического развития, физической подготовленности детей при соблюдении следующих условий:
а) определения средств художественной гимнастики, адекватных возрастным возможностям, фактическому физическому состоянию детей 4-7 лет, и направленных на реализацию задач дошкольного физического воспитания;
б) увеличения доли базовых упражнений оздоровительной направленности за счет сокращения средств специальной подготовки;
Задачи исследования
1. На основе анализа научно-методической литературы и практики работы определить содержание и место средств гимнастики в программах по физическому воспитанию, применяемых в ДОУ.
2. Выявить средства художественной гимнастики, адекватные возрастным возможностям, фактическому физическому состоянию детей дошкольного возраста, и направленные на реализацию задач дошкольного физического воспитания.
3. Разработать методику художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Практическая значимость: разработана методическая программа по подготовке дошкольников по направлению «Художественная гимнастика», приведены основные направления работы по реализации данной программы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений и размещена на 81 странице.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1..Морфофункциональные характеристики дошкольников 5
1.2..Художественная гимнастика как средство развития физических качеств 10
1.3..Физическое развитие детей с помощью художественной гимнастики 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Задачи исследования 29
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 31
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
3.1. Констатирующий этап эксперимента 34
3.2..Общая структура занятия художественной гимнастики для дошкольников 36
3.3..Разработка методики проведения занятий по художественной гимнастике 44
3.4. Анализ результатов исследования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Сегодн
На основе анализа научно-методической литературы мы выяснили, что физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается как приоритетное направление деятельности ДОУ, а поиск путей повышения его эффективности является актуальной научной проблемой. В работе дана характеристика художественной гимнастики как средства физического воспитания детей дошкольного возраста.
Современный уровень развития художественной гимнастики требует длительной, кропотливой и упорной работы, направленной на развитие специальных физических качеств (гибкости, силы, прыгучести, быстроты, выносливости), владения техникой многообразных и сложных упражнений без предмета и с предметом, развитие специфических способностей (пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности). В связи с этим начальную подготовку в художественной гимнастике целесообразно рассматривать как период создания прочной двигательной базы для дальнейшего специализированного технического совершенствования.
Было показано, что подготовка детей дошкольного возраста по художественной гимнастике включает в себя следующие виды упражнений: общеразвивающие упражнения, выполняемые в соответствии со спецификой художественной гимнастики (связь движений с музыкой, слитность, целостность, округлость, волнообразность, пружинность); стилизованные виды передвижений и их сочетания; упражнения без предмета (волны, равновесия, повороты, прыжки); элементы акробатики; элементы хореографии (партерный экзерсис, отдельные элементы классического, народного, бального, современного танцев, пластики и ритмики); упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой); элементы пантомимы.
Анализ современных отечественных программ дошкольного образования позволил определить, что средства гимнастики занимают одно из основных мест в содержании физического воспитания детей дошкольного возраста, благодаря широкому выбору упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие на организм; осуществлению избирательного влияния на различные звенья опорно-двигательного аппарата; точному дозированию физической нагрузки. Анализ научных работ и публикаций в периодической печати позволил выявить перспективные направления совершенствования физического воспитания дошкольников на основе внедрения в практику работы ДОУ средств художественной гимнастики.
В работе обозначены основные педагогические условия, обеспечивающие оздоровительную направленность художественной гимнастики в процессе реализации задач дошкольного физического воспитания. Рассмотрены методические подходы для обучения дошкольников упражнениям художественной гимнастики оздоровительной направленности.
Нами был разработан цикл занятий по художественной гимнастике в ДОУ, включающих комплекс из общеразвивающих упражнений, упражнений на гибкость, прыгучесть, акробатику и хореографию. Его эффективность была подтверждена при помощи проведения основных упражнений (нормативов) физической подготовки для данного возраста (увеличение показателей от 7-ми до 170%). Наибольшая эффективность выявлена для развития гибкости.
1. Анисимов, В.В. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений / В. В. Анисимов. - М.: Просвещение, 1993. - 53 с.
2. Аршавская, Э. И. Физиология и физкультура (О физиологических основах физ. воспитания в различные периоды) / Э. И. Аршавская, В. Д. Розанова. - М. : Знание, 1968. - 234 с.
3. Боброва Г. Искусство грации. – Изд. « Детская литература», 1986 г.,
4. Вавилова, Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать : пособие для воспитателя детского сада/ Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. -144 с.
5. Варшавская Р.Л. Об истоках / Р.А. Варшавская // Поэзия движения / Р.А. Варшавская. Ю.И. Шишкарева, Т.Т. Варакина |и др.|. — Ленинград, 1987. - С. 5-28.
6. Вильчковский, Э. С. Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3-7 лет дис.. .докт. пед. наук / Вильчковский Эдуард Станиславович. - Киев, 1989. — 394 с.
7. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательных функций у детей / Э.С. Вильчковский. - Киев : Здоровье, 1983. - 122 с.
8. Винер И.Л. История возникновения, современное состояние и перспекти¬вы развития художественной гимнастики / И.А. Винер, Л.Л. Карпенко // Художественная гимнастика / Л.А. Карпенко, И.А. Винер, Р.Н. Терехина [и др.|. - М., 2003. - С. 3-13.
9. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 293 с.
10. Гимнастика. Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2–10.
11. Гимнастика. Под ред. А. Т. Брыкина. М., 1971, с. 3–17.
12. Григорьев А.Е. Развитие видов гимнастики со спортивной направленно¬стью: методические разработки / А.Е. Григорьев. — М.: ГЦОЛ ИФК, 1984.
13. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю. А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 1985. — 384 с.
14. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман. Т.И. Осокина. - М., Просвещение, 1972. -315 с.
15. Клодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно - методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Гном-пресс, Новая школа, 1998.
16. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
17. Корлякова СВ., Денисова О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. - Екатеринбург: Объединение «Дворец молодёжи», 2001.
18. Кудрявцев В.Т. Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет. - М., 1998.
19. Лайзане, С.Я. Физическая культура для малышей / С.Я. Лайзане. - М Просвещение, 1987.— 72 с.
20. Латохина, Л.И. Как быть здоровым душой и телом / Л.И. Латохина Дошкольное воспитание. - 1999.-Ы 10. — С.12-14.
21. Лебедева, Н.Т. Профилактическая физкультура для здоровых детей / Н. Т. Лебедева. - Минск : МИН Госжономплана РЬ, 1993. — 150 с.
22. Лемешева. С. Г. Формирование осанки и ком¬плексное развитие способностей детей 5-6 лет средствами художественной гимнастики [Текст]: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Лемешева Светлана Геннадьевна; Хабаровск, 2000. — 20с.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1977.-285 с.
24. Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду / Г.П.Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Басюкова . - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
25. Лисицкая Т.С. Ритм пластика.– М.: Физкультура и спорт, 1987р
26. Лисова Т.М. Основы спортивной акробатики для дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям физкультуры и оздоровительной работы. - Курган, 2003.
27. Лях, В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодежи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна / В.И Лях // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 2. — С. 20-25.
28. Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1997.
29. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет. Методическая разработка для тренеров. - М.: РГАФК, 2001.
30. Назарова О.М. Методика проведения занятий но художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001.-39 с.
31. Найпак В.Д. Начало пути/В.Д. Найпак//Гимнастика— 1985. — Вып. 1,— С. 57-61.
32. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин. - М.: АСТ Астрель, 2003.-850 с.
33. Педагогические аспекты возникновения художественной гимнастики как специфической системы физического воспитания: методические рекоменда¬ции / [сост. Е.В. Бирюк, Н.Л. Овчинникова]. - К.: КГИФК, 1990. - 29 с.
34. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
35. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 1983. - 123 с.
36. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.
37. Подвижные игры. Практический материал. / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева. - М. : Спорт Академ. Пресс. 2002. - 279 с.
38. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
39. Спортивная гимнастика. Под ред. М. Л. Украна. М., Физ-культура и спорт, 1971, с. 3–6.
40. Старт: Программа для инструктора по физическому воспитанию детей 3-7 лет // Дошкольное образование. - 1997.
41. Теория и методика гимнастики. Под ред. В. И. Филиппови¬ча. М., 1971, с. 7–19.
42. Теория физического воспитания. Под ред. А. Д. Новикова и Л. П. Матвеева. М., 1967, т. I, с. 5–30.
43. Урбах, В.Ю. Статистический анализ в биологических исследованиях / В.Ю. Урбах. - М.: Медицина, 1975. - 208 с.
44. Фейгин С.Л. Развитие систем гимнастики в новое время / С.Л. Фейгин. — Москва—Ленинград: Физкультура и спорт, 1940. — 72 с.
45. Физическое воспитание детей дошкольного возраста (Развитие некоторых основных движений и физических качеств) / под ред. Кистяковской М.Ю. — М. : Педагогика, 1978. - 160 с.
46. Физическое воспитание детей дошкольного возраста теория и практика // Сб. научн. трудов. - Челябинск : Урал1 АФК, 2001. — 160 с.
47. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. / Г.Ю.Юрко. В.П.Спирина, Р.Г. Сорочек, З.С.Уварова. Изд. 2-е. — М.: Медицина. 1978.-248 с.
48. Филиппова, С.К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ / С.К. Филиппова // Дошкольное воспитание. - 1999. - N 12. - С 5-12.
49. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - СПб.: «Детство-Пресс», 352 с., ил. 2007.
50. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Фитнес - Данс» - СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 384 с.
51. Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. Л. А. Карпенко (Текст]. — М.: ВФХГ, 2003. — 382 с.