Сегодня современная общеобразовательная школа находится в поиске новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре, которые способствовали бы обеспечению всестороннего развития личности школьников, укреплению здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни, выработке и сохранению постоянной потребности заниматься физкультурой. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы одной из задач является популяризация спорта среди учащихся, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны. Одним из целевых индикаторов Программы является: охват обучающихся организаций среднего образования деятельностью спортивных секций в организациях образования[1].
В отраслевой Программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы были определены меры по совершенствованию физического воспитания детей школьного возраста, в том числе популяризация спорта среди учащихся.
В Законе Республики Казахстан от 03.07.2014 года, № 228-V "О физической культуре и спорте" физическое воспитание – определено как педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека; средства физического воспитания - физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; физическая культура - неотъемлемая часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, способствующая гармоничному развитию личности [2].
В младшем школьном возрасте очень важным является выработка мотивации к успешному обучению. При этом учитель должен сосредоточить внимание на создании условий по включению детей в образовательный процесс и их успешной социализации. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям развития детей начиная с младшего школьного возраста [3].
В настоящее время физическое воспитание следует отнести к наиболее актуальных проблемам образования. Особую значимость эта проблема приобретает в обучении и воспитании младших школьников. Именно в этом возрасте важно формирование основ здорового образа жизни, к тому же и физическое здоровье и развитие детей не может не вызывать тревогу. В этой связи остро стоит задача повышения эффективности методики обучения спортивным играм, в частности баскетболу [3].
Использование спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет важную роль в формировании двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее подходящий для выработки у детей способностей в формировании скорости и координации.
Баскетбол относится к одному из наиболее эффективных современных средств физического воспитания. Баскетбол это та спортивная игра, которая пользуется у учащихся наибольшим интересом и признанием. Он способен удовлетворить потребности и в укреплении здоровья подрастающего поколения, и в повышении степени физической подготовленности, и в обеспечении на этой основе значительной работоспособности, творческой активности[4].
Баскетбол способствует всестороннему физическому развитию школьников. Игра в баскетбол способствует развитию глазомера, расширению поле зрения, быстроте реакции, прыгучести, скорости, выносливости. Эти качества будут способствовать лучшему освоению и других видов школьной программы по физической культуре: легкую атлетику, гимнастику, лыжную подготовку и т.д.
Достижения хороших показателей и результатов на уроках физической культуры мотивируют учащихся начальных классов к желанию активно и успешно принимать участие в соревнованиях по всем видам спорта.
Для того, чтобы уроки физической культуры в наибольшей степени способствовали развитию личности ученика, для достижения учащимися личностных и предметных результатов по физической культуре, очень важно использовать современные технологии обучения: технологии личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии сотрудничества. Непременным условием в преподавании физической культуры в начальных классах является и обеспечение преемственности в обучении, которая проявляется в последовательности и системности в изучении учебного материала, связи и согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы при переходе от одного урока к другому, от одного года обучения к последующему. На каждом уроке физической культуры в начальных классах при выполнении упражнений важно соблюдать дидактический принцип “от простого к сложному”. Упражнения, предлагаемые школьникам учителем, должны постепенно усложняться в зависимости от того, как ученики осваивают технику. Интерес к упражнениям служит эффективным средством для усвоения техническими элементами спортивной игры[4].
Изменения в социально-экономических условиях жизни общества, усиленное развитие новых форм, средств, методов и технологий физического воспитания школьников обуславливают необходимость улучшения качества образования и ставят перед современным образованием принципиально новые задачи. Основным итогом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать новые подходы и совершенствовать существующие приемы, формы и методы обучения техническим приемам игры в баскетбол.
Задачи исследования:
1. Провести классификацию начальной техники игры в баскетбол и определить приемы для изучения в начальных классах общеобразовательной школы;
2. Провести исследование на определение уровня технической подготовки учащихся начальных классов общеобразовательной школы к игре в баскетбол;
3. Провести сравнительный анализ определения уровня технической подготовки учащихся начальных классов к игре в баскетбол.
Гипотеза исследования: если на уроках и во внеклассной работе по физической культуре в начальной школе использовать наиболее эффективные методы обучения приемам техники баскетбола, повысится интерес у младших школьников к урокам физической культуры в целом, и баскетболу в частности.
Объект исследования: организация в начальной школе обучения баскетболу на уроках и во внеурочное время.
Предмет исследования: методика обучения приемам техники баскетбола в общеобразовательной школе с младшими школьниками.
Методы исследования: наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, теоретический анализ научно-методической литературы.
Методологической основой исследования послужили исследования, представленные в работах Выготского Л.С., Дмитриева С. В., 2004; Литвиненко С.Н., 2005; Николаева Ю. М., 2007; Балашовой В. Ф., Чеснокова Н. Н., Красникова А. А., 2008; Виленской Т. Е., 2008; Черняевой Е. А., 2009; Горбунова С. А., Горбунова С. С., 2010
Теоретическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что в ней систематизированы приемы и методы работы по обучению приемам техники баскетбола с младшими школьниками.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что проведенные исследования могут быть использованы в работе учителей с учащимися начальных классов при организации уроков физической культуры и внеклассных мероприятий по физическому воспитанию.
Структура дипломной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты процесса обучения приемам техники баскетбола………………………………………………………………………..7
1. 1.Техника баскетбол…………………………………………………7
1.2. Методические особенности обучения учащихся начальных классов технике баскетбола………………….…………………….…………..18
1.3.Анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста……………………..36
2 Экспериментальное исследование по внедрению методики обучения учащихся начальных классов общеобразовательной школы приемам техники баскетбола......................................................................................................49
2.1. Цели и задачи исследования ……………………………………49
2.2. Проведение экспериментального исследования …………………….49
2.3.Результаты эксперимента………………………………...……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...……………………..69
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты процесса обучения приемам техники баскетбола………………………………………………………………………..7
1. 1.Техника баскетбол…………………………………………………7
1.2. Методические особенности обучения учащихся начальных классов технике баскетбола………………….…………………….…………..18
1.3.Анатомо-физиологические и психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста……………………..36
2 Экспериментальное исследование по внедрению методики обучения учащихся начальных классов общеобразовательной школы приемам техники баскетбола......................................................................................................49
2.1. Цели и задачи исследования ……………………………………49
2.2. Проведение экспериментального исследования …………………….49
2.3.Результаты эксперимента………………………………...……………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...……………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы.
2. Закон Республики Казахстан от 02.12.1999 N 490-I "О физической культуре и спорте".
3. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов ССУЗов.-М.:Владос-пресс,2003.-248с.
4. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Изд.центр «Академия»,2001.-480с.
5. Теория и методика физического воспитания. Учеб.вузов физ.культуры. Под общей ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. Изд.2-е испр. И доп.(в 2-х.).М. «Физкультура и спорт»,2001-530 с.
6. Педагогика: Учебное пособие для студенов пед.институтов . Под ред.Ю.К.Бабанского.-М.:Просвещение,2000. - 608 с.
7. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно – педагогический аспект. Книга для педагога. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624 с.
8. Автор – составитель: Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов – н /Д: «Феникс», 2001. – 256 с.
9. Игошев С.Б. Способ построения содержания образования по теме "Техника выполнения штрафного броска в баскетболе" // Теория и практика физ. культуры. 2006. N 12. С. 23.
10. Сарапкин А.Л. Эффективность применения различных методических подходов в обучении технике баскетбола детей 8-11 лет на этапе начальной спортивной подготовки // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2003. N 7. С. 48-53.
11. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б. Кофмана-М.: Физкультура и спорт, 1998.-496с.
12. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.
13. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт. – сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 496 с.
14. Портнов Ю.М.Баскетбол. Учебник для ВУЗов-М. :Астра-семь, 1997.-479с.
15. Безруких М.М. Возрастная физиология. Учебник для ВУЗов-М.: изд. Центр Академия,2001 -520с.
16. Солодков А.С. Сологуб Е.Б. Физиология человека: Учебник. -М.:Терра-спорт,2001.-520с.
17. Психофизиология ребенка, Учебник для ВУЗов-М.: изд. ЦентрВладос,2000-144с.
18. Короткова Е.А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям / Е.А. Короткова, Н.В. Фомичева // Теория и практика физ. культуры. 2005. N 8. С. 12-14.