Большинство видов спорта предъявляют высокие требования к уровню развития как общей, так и специальной выносливости. Достижение высоких результатов зависит от возможностей исполнительного аппарата – мышечной системы, а также от возможностей центрального звена – сердечнососудистой системы.
Оценка функционального состояния организма, его адаптивных резервов представляет собой одну из серьезных проблем, имеющих отношение к решению наиболее важных задач массового физкультурного движения и подготовки спортсменов. Высокий уровень функционального состояния следует рассматривать как предпосылку высокой физической работоспособности, как потенциальную способность организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам [1; 31; 32].
В настоящее время для достижения высоких результатов, спортсменам необходимо выполнение больших физических нагрузок, способных привести к состоянию перенапряжения и перетренированности. Вместе с тем при невысоких тренировочных воздействиях не происходит должной активации необходимых механизмов, что не приводит к существенному развитию необходимых качеств. В связи с этим большое значение имеет правильное дозирование нагрузок, в том числе и с учетом данных текущего контроля, которые позволяют определять реакцию организма на нагрузку и степень восстановления после нее. Сердечнососудистая система, являясь важнейшим звеном, лимитирующим развитие приспособительных реакций организма, одновременно может служить индикатором адаптационно-приспособительных реакций в ответ на физическую нагрузку. Информацию о функциональном состоянии организма можно получить, изучая механизмы регуляции ритма сердечных сокращений. Изменения параметров ритма сердца отражают адаптивные возможности регуляторных систем организма и динамику их развития [5; 25; 34].
Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения особенностей воспитания выносливости, на основе учета объективных показателей текущего контроля, в нашем случае – показателей вариабельности ритма сердца.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: особенности воспитания выносливости у лыжников-гонщиков 15-17 лет с учетом показателей вариабельности ритма сердца.
Цель: выявить особенности воспитания выносливости у лыжников-гонщиков 15-17 лет с учетом показателей вариабельности ритма сердца.
Объект: тренировочный процесс лыжников-гонщиков 15-17 лет, направленный на воспитание выносливости.
Предмет: методы, средства и формы тренировочных воздействий, применяемых на основе учета показателей вариабельности ритма сердца.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы и решались следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы, освещающих понятие выносливость, особенности ее воспитания в лыжных гонках, а также возможности измерения и учета показателей вариабельности ритма у спортсменов.
2. Подобрать диагностические средства и оценить уровень развития выносливости и показатели вариабельности ритма сердца у лыжников-гонщиков 15-17 лет.
3. Подобрать педагогические условия, способствующие более эффективному воспитанию выносливости у лыжников-гонщиков 15-17 лет с учетом показателей вариабельности ритма сердца.
4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемых педагогических условий и сформулировать выводы и методические рекомендации.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс развития выносливости будет более эффективным, если он будет строиться с учетом показателей вариабельности ритма сердца.
ВВЕДЕНИЕ………………………….….………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение вопроса воспитания выносливости и использования показателей вариабельности ритма сердца у спортсменов...……………………………………………………...……………6
1.1. Выносливость, виды, средства и методы ее воспитания………….…….6
1.2. Особенности воспитания выносливости в лыжных гонках…………….22
1.3. Вариабельность сердечного ритма у спортсменов…………………..…31
ГЛАВА 2. Организация и методика исследования......…………...…………39
2.1. Методики экспериментального исследования…………………………..39
2.2. Организация экспериментальной работы………………………………..40
ГЛАВА 3. Результаты исследования и анализ полученных данных…………………………………………………………………………..42
Заключение……………………………………………………………………...47Список использованной литературы.………………………………...…….....48
В ходе нашей работы были проанализированы имеющиеся литературные данные по исследуемому вопросу, рассмотрены особенности воспитания выносливости лыжников-гонщиков, охарактеризованы средства и методы воспитания выносливости; рассмотрены вопросы учета показателей вариабельности ритма сердца у спортсменов.
Актуальность исследования обусловлена во-первых, необходимостью выполнения больших тренировочных нагрузок, часто граничащих с вероятностью возникновения перетренированности; и во-вторых, с отсутствием в настоящее время данных по использованию показателей вариабельности ритма сердца с целью оперативного контроля и коррекции состояния спортсмена.
В ходе экспериментальной работы нами были предложены средства для диагностики уровня развития выносливости - тест PWC 170 и определение уровня ПАНО; а также средства для оценки показателей вариабельности ритма сердца – мощность спектра и его составляющие.
В ходе педагогического эксперимента было реализовано условие воспитания выносливости на основе учета показателей вариабельности ритма сердца. На заключительном этапе работы вновь проведена оценка уровня развития выносливости.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования показателей вариабельности ритма сердца при планировании и проведении тренировочной работы, направленной на повышение выносливости, а статистически значимая достоверность полученных положительных изменений доказывает эффективность предлагаемых мероприятий.
1. Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е, Семенов Ю.Н., Кислицын А.Н. Соревновательный стресс у представителей различных видов спорта по показателям вариабельности сердечного ритма. // Теория и практика физической культуры. – 2006 г. №1.
2. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие. – Харьков, 1993. – 244с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – С.28-38.
4. Багин Н.А. Эффективность тренировочных нагрузок и их коррекция в тренировочном процессе лыжников-гонщиков.// Теория и практика физической культуры.-2000.-№5-с 33-34.
5. Баевский Р. М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая и функциональная диагностика. – 2001. – № 3. – С. 108-126.
6. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине //Физиология человека. 2002. Т. 28. № 2. С. 70-82.
7. Баевский Р.М. Вариабельность сердечного ритма. Медико-физиологические аспекты – Internet 2007, режим доступа: www.ramena.ru.
8. Баршай В.М. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи / В.М. Баршай, Е.И. Рябцева, Ю.А . Янсон. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1987.- С. 69-72.
9. Баталов, А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие / А.Г. Баталов, Т.Н. Раменская, П.В. Головкин и др. - М.: Наука, 2004. – 320 с.
10. Белова Е.Л., Румянцева Н.В. Динамика функционального состояния высококвалифицированных лыжниц-гонщиц в годичном тренировочном цикле. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. – С. 31-35.
11. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов / З. Б. Белоцерковский. - М.: Советский спорт, 2005. - 312 с.
12. Бусарин А.Г. Герасимов Н.П. Гетерохронность развития физических качеств как важнейший принцип планирования многолетней подготовки лыжников-гонщиков (теоретико- методический аспект)// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. – С. 41-45.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов.- М.:ФиС, 2003.
14. Вовк С.И. Проблема соотношения нагрузки и отдыха в мезоциклах тренировки квалифицированных спортсменов. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 5. - С. 12-15.
15. Волков М. В. Применение кардиомониторов «Polar» для дозирования интенсивности тренировочных нагрузок в лыжных гонках // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. – С.48-51.
16. Головачев А.И., Кузнецов В.К., Чулков С.А., Широкова С.В. Исследование особенностей функционирования систем энергообеспечения юных лыжников-гонщиков в условиях выполнения предельных мышечных нагрузок различной длительности. // Вестник спортивной науки. 2006 г. №4, С. 24-28.
17. Головачев А.И., Кузнецов В.К. Возрастные особенности физической подготовленности лыжниц-гонщиц // Теория и практика физической культуры.- 2000.№2, С. 20-23.
18. Горбунов С.А. Динамика функционального состояния квалифицированных лыжников в соревновательном периоде // Теория и практика физ. культуры. 2005. №11. С. 37-38.
19. Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста: метод. пособие / В.Я. Дронов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 88 с.
20. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы в соревновательной деятельности. М.: Советский спорт. 2006.- 184 с.
21. Калинин Е.М., Селуянов В.Н. Метод кардиоинтервалометрии при оценке аэробных возможностей спортсменов (на примере спортивных игр) // Биомедицина, № 4, 2012 - C. 32-37.
22. Капилевич Л. В. Методы функционально-диагностических исследований. Томск. 2005, 157 с.
23. Кващук П.В., Бакланов Л.Н., Левочкина О.Е. Лыжные гонки. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР.-М.: Советский спорт, 2005.
24. Колупаев В. А. Влияние тренировочных нагрузок анаэробной и аэробной направленности на уровень физической работоспособности и адаптационные возможности спортсменов в различные сезоны года // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5, С. 2-6.
25. Кудря О.Н. Оценка функционального состояния и физической подготовленности спортсменов по показателям вариабельности сердечного ритма // Вестник НГПУ, №1, 2014. С. 185-196.
26. Курамшин Ю.Ф., Попов В.И. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие. – СПб., 1999. – 384 с.
27. Кылосов А.А. Суточная динамика показателей вариабельности ритма сердца и компонентного состава тела у лыжников-гонщиков квалификации I спортивного разряда – КМС. // Сборник материалов международной научно-практической конференции. «Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и спортивной медицины: инновации и перспективы развития» Ставрополь, 2012 Изд-во СтГМА, 2012. С. 67-69.
28. Лукьяненко В.П., Бажев А.З. Развитие силовых возможностей человека как базовая основа для реализации координационных способностей. // Теория и практика физической культуры. 2007 г. № 6, С. 52-56.
29. Манжов В.Л. Современная методика тренировки в лыжных гонках. – М.: Физкультура и спорт, 1981 - 98 с.
30. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. - 312 с.
31. Михайлов В.М. Оценка функционального состояния и адаптационных резервов у подростков-хоккеистов по данным вариабельности ритма сердца. - Internet (2008): http://www.neurosoft.ru
32. Немиров А.Д. Информативность параметров ВСР у спортсменов: автореф. канд. дис. Ярославль. 2004 г.
33. Никитушкин В.Г. Кващук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов. // Теория и практика физической культуры – 1998, №10, С.18-22.
34. Полатайко Ю.А., Радыш И.В. Вариабельность ритма сердца у спортсменов в годичном цикле подготовки //Вестник ОГУ. 2005. №2. С. 138-140.
35. Потапова О.С. Особенности распределения тренировочной нагрузки в подготовительном периоде лыжников-гонщиков старших разрядов. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. – С.117-122.
36. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. М.:СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с.
37. Раменская, Т.И., Баталов, А.Г. Лыжный спорт: учебное пособие / Т.И. Раменкая, А.Г. Баталов. - М.: Наука, 2004. – 320 с.
38. Сенченко В.М. Определение энергетической «стоимости» средств подготовки лыжников – гонщиков. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. – С.172-175.
39. Сенченко В.М. Экспериментальный режим тренировочной нагрузки лыжников-гонщиков // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2013. – С.175-179.
40. Сиделев П.А., Баталов А.Г. Особенности соревновательной деятельности и факторы, определяющие достижение высокого результата в лыжном спринте. // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам «Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков», Смоленск- СГАФКСТ, 2011. – С. 144-148.
41. Сокунова С.Ф. Контроль за уровнем развития выносливости спортсменов. // Теория и практика физической культуры – 2002, №8, С.56-59.
42. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: Учеб. – М.: Терра-спорт, 2001. – 519 с.
43. Солопов И.Н. Функциональная подготовка спортсменов: Монография / И. Н. Солопов, А. И. Шамардин; Волгоград. гос. акад. физ. культуры.- Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003 - 262 с.
44. Суздальницкий Р.С. Специфические изменения в метаболизме спортсменов, тренирующихся в разных биоэнергетических режимах, в ответ на стандартную физическую нагрузку // Теория и практика физической культуры, 2000 г.- № 3, С. 16-20.
45. Шатило В.Б., Коркушко О.В., Шатило Т.В. Вариабельность сердечного ритма при стрессе: возрастные аспекты. Институт геронтологии АМН Украины, г. Киев. 2001 г.
46. Шевченко А. Ю. Сравнительная характеристика основных параметров вариабельности ритма сердца спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса: автореф. канд. дис. Ярославль. 2006 г.
47. Федотенкова В.В. Исследование физической работоспособности у лыжников-гонщиков в годичном цикле тренировки. // 51 научно-практическая конференция студентов СГИФК (тезисы докладов) / Смоленский гос. ин-т физ. культуры; под ред. В.В. Ермакова. - Смоленск, 2002. - С. 14-17.
48. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 480 с.
49. Янсен П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость. Пер с англ. – Мурманск: Тулома. 2006, 97 с.