Теоретическими источниками изучения явились исследования ученых, рассматривающих проблему развития мотивации познавательной деятельности, включения учащихся в познавательную деятельность (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.Н. Богоявленский, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, Г.И. Щукина, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, А.Н.Леонтьев, А.К. Маркова, Е. Н. Кабанова-Меллер, М.И. Лукьянова, И.Ф. Харламов, И.Н. Логвинов, С.В.Сарычев, А. С. Силаков и др.).
Данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования мотивации к познавательной активности подростков 6
1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по вопросам мотивации познавательной деятельности и условиям ее формирования у подростков 6
1.2 Виды активности учащихся на уроке физической культуры 11
1.3 Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время 13
1.4 Внеурочная деятельность – основа развития познавательных способностей учащихся 19
Глава 2. Диагностика развития уровней познавательных интересов учащихся (подростков) 27
2.1 Организация экспериментального исследования 31
2.2 Развитие познавательной активности учащихся во внеурочное время 32
2.3 Результаты эксперимента 38
Заключение 41
Список использованной литературы 44
1.1 Анализ психолого – педагогической литературы по вопросам мотивации познавательной деятельности и условиям ее формирования у подростков
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество условий, оказывающих влияние на познавательную деятельность.
Выделяются группы внешних и внутренних условий; условий социальных, педагогических и психологических; условий объективных и субъективных; условий, создаваемых педагогом и обучающимися; условий, обусловленных формами образования (очное, заочное, очно-заочное обучение) и т. д.[1]
В качестве ведущего в познавательной деятельности выступает мотивационный компонент. Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, характеризующих ее более высокий уровень.
А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. В Репкин, Д. Б. Эльконин и др. выделили общую картину возрастной динамики мотивов учения.
...
1.2 Виды активности учащихся на уроке физической культуры
Виды активности учащихся на уроке физической культуры:
Природа активности учащихся. Активность, проявляемую учащимися во время занятий, делят на познавательную и двигательную. Познавательная активность связана с проявлением учащимися внимания, восприятием ими учебного материала, с осмысливанием информации, с ее запоминанием воспроизведением. Двигательная активность связана с непосредственным выполнением физических упражнений. И при познавательной и при двигательной активности, прежде всего психическая активность, а последняя находит отражение и в моторной активности, о чем говорил еще И.М. Сеченов [1].
Заботясь о повышении активности учащихся на уроке, важно управлять этой активностью, подчинять ее педагогическим задачам, т.е. стимулировать организованную активность учащихся, строить урок таким образом, чтобы у учащихся не было и времени проявлять неорганизованную активность.
...
1.3 Мотивация как средство активизации познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время
Не секрет, что сегодня учителя столкнулись с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях учителя встречаются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.[25]
Известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому у учащихся надо формировать и развивать познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
...
1.4 Внеурочная деятельность – основа развития познавательных способностей учащихся
Внеурочная деятельность подростков является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту, нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
...
2.1 Организация экспериментального исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе КГБ ОУ Дудинская школа интернат.
В эксперименте принимал участие 11 класс.
Цель эксперимента - выявить уровни развития познавательной активности у учеников 11х классов на физкультуре во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Исследовать уровень развития познавательной активности у подростков на физкультуре во внеурочной деятельности.
2. Разработать рекомендации для педагогов, направленные на развитие познавательной активности на физкультуре во внеурочной деятельности у учащихся 11 класса.
3. Проанализировать результативность экспериментального исследования.
Методы исследования:
1. Педагогическое наблюдение.
2. Авторская методика Герасимова Александра Юрьевича
3. Методы количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
...
2.2 Развитие познавательной активности учащихся во внеурочное время
Цель - выявить уровень развития познавательной активности у подростков по физкультуре во внеурочной деятельности.
Методика 1. Наблюдение за работой учащихся.
Цель - выявить уровень познавательной активности учащихся 11 класса.
Критериями оценки являлось: активная работа, проявление интереса к выполнению заданий, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.
В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали, проявляли интерес к выполнению заданий, давали быстрые и правильные ответы - высокий уровень.
В графу «средне активен» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, давали неверные ответы - средний уровень.
В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, неверно отвечали на вопросы - низкий уровень.
Результаты отображены в таблице 1.
Таблица 1.
...
2.3 Результаты эксперимента
Проведенное нами исследование показало, что изменения произошли и в мотивационной сфере. Подростки с желанием выступают соруководителями процесса физического воспитания, с большей ответственностью относятся к учебным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, переживают за все, что на них происходит, и за всех, кто в них участвует. И такие проявления продиктованы не столько эгоистическими, сколько нравственными мотивами.
Нами было проведено наблюдение и анкетирование учеников в начале эксперимента и по его окончании. Им предлагалось расставить по местам мотивы, побуждающие их заниматься физической культурой. Исходя из полученных результатов, можно судить о характере изменений в системе актуальных потребностей личности (таблица 4).
Таблица 4.
...
Заключение
"Демотивированность" основной массы учащихся, потеря интереса к познанию в целом, снижение показателей обученности - вот основные проблемы современного образования. Если у школьника не воспитаны познавательные интересы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной деятельности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию.
Настоящая работа посвящена изучению особенностей мотивации познавательной деятельности подростков. А решение выдвинутых задач позволило достигнуть исходной цели исследования.
1. Проведенный анализ основных теоретических подходов в научной литературе по проблеме мотивации познавательной деятельности показал, что данная проблема, несмотря на значительное число проведенных исследований, до их пор не утратила своей актуальности.
...
13. Еремин, В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. - М.: Владос, 2014. - 176 c.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.