Актуальность работы. Ввиду постоянного интереса к шахматам в последние годы активно обсуждается проблема совершенствования всей системы шахматного образования. Создание новых прогрессивных методик обучения юных шахматистов ориентировано на развитие самостоятельного мышления, что обеспечивает возможность ориентации в любой игровой ситуации и нахождение верного плана игры. Методики, в основе которых лежит установка только на результат не позволяет реализоваться каждому юному шахматисту. Хорошо известна печальная статистика, что из 30 человек начинающих разрядниками становятся 2-3 человека. Основная причина этого нами видится в том, что недостаточно учтены индивидуальные особенности каждого занимающегося ребенка [23,28].
Изучая шахматную литературу по начальному обучению, мы пришли к выводу, что этот вопрос еще изучен недостаточно. Существует еще много путей совершенствования методов начальной подготовки. Вопросы методики проведения занятий с начинающими шахматистами решаются отдельными педагогами по-разному. На начальном этапе обучения предполагается не только давать определенный круг знаний, но и прививать им умение учиться, активно усваивать предлагаемые знания, умение применять их в самых разнообразных жизненных задачах. На этом этапе обучения формируется учебная деятельность ребенка, закладывается основы самостоятельного мышления при овладении научными понятиями [33].
При составлении учебников по начальному обучению делается основной акцент на подборку теоретического материала, необходимого для обучения начинающего шахматиста, однако проблемы методической организации начального обучения, по нашему мнению, рассматриваются недостаточно.
Целью исследования является изучение различных методик обучения игры в шахматы детей начальных классов.
Гипотеза исследования. Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения шахматной игре зависит от технологии обучения
Задачи исследования:
1. Изучить влияние различных методик при организации занятий с юными шахматистами на эффективность начального обучения шахматам.
2. Изучить эффективность обучения шахматам на основе различных методик обучения.
3. Разработать методику собственных исследований по обучению игры в шахматы детей начальных классов.
Объектом исследования является система обучения юных шахматистов в возрасте 8-10 лет в спортивной секции в общеобразовательной школе, ранее не знакомых с теорией и практикой шахматной игры.
Предметом исследования является методика обучения игры в шахматы детей начальных классов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на страницах машинописного текста и состоит из введения, глав обзора литературы и организации собственного исследования, заключения и списка литературы, насчитывающего 65 источника.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ (обзор литературы) 5
1.1 Современные концепции начального обучения шахматам. 5
1.2. Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе индивидуального обучения шахматам. 11
1.3. Педагогические подходы к решению проблемы начального обучения детей шахматам. 20
Глава II. «Методы, применяемые на занятиях группы шахматистов 8-10 лет» 25
2.1. Методы 25
2.2 Организация обучения. 26
Заключение 31
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При opганизации занятий с начинающими шахматистами необходимо выявлять уpoвень pазвития мышления, памяти и внимания с помощью психoлогических тестов.
2.При пpoведении индивидуализиpoванных занятий необходимо выделить группы сильных, сpедних и слабых учеников и для каждой из них спланиpoвать свою пpограмму обучения.
3. Для пoвышения эффективности учебного пpоцесса необходимо пpименять систему индивидуализиpoванных самостоятельных заданий pазного уровня сложнoсти.
4.Применение индивидуализиpoванных самостoятельных заданий позвoлит не только повысить эффективность oбучения, но и целенапpавленно влиять на пoвышение уpoвня развития таких психических пpoцессов как мышление, память и внимание.
5. В пpoграмме начального обучения необходимо увеличить дoлю твopческих заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина И.С. Возрастная динамика соотношения генотипа и среды в индивидуальных особенностях памяти школьников. - М., 1983.
2. Акимова М.И. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход // Знания. - Серия "Педагогика и психология". М., 1992. №3
3. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов: Учебное пособие.- М.: ГЦОЛИФК, 1984.- 84 с.
4. Алехин А. А. На пути к высшим достижениям. - М.: ФиС, 1991.- 447 с.
5. Анишева В.Е. Индивидуальное обучение в шахматах // Теория и практика физической культуры, 1995, №3, С.56.
6. Анишева В.Е. Методические особенности начальной подготовки юных шахматистов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка, 1998, №4, С. 33-36.
7. Анишева В.Е., Линовицкий Е.П. Шахматы : Учебное пособие для начинающих. -М.: РГАФК, 2002. - 116с.
8. Антонова И.П. Особенности развития мышления и памяти у детей шести лет в процессе обучения. - М., 1986.
9. Анцибор М.М. Индивидуальное обучение - задача сегодняшнего дня. -Тула, 1971.
10. Барташников А. А. Психологические особенности и формирование оперативной памяти у школьников и шахматистов. -М., 1988. П.Блюменфельд В.М. К характеристике наглядно-действенного мышления / Вопросы психологии восприятия и мышления //Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 13, С. 175-203.
11. Богоявленская Д.Б., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968, 464 с.
13. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика, 1965, №7, С. 70-83 .
14. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание, 1970, №4, С.36-41 .
15. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Под ред. Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. - М.: изд. АПН РСФСР , 1962.
16. Выготский Л.С. , Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М.: Педагогика -Пресс, 1993. - 224 с.
17. Голант Е.Я. Актуальные вопросы обучения и истории советской школы. - Л.: 1970.
18. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. - М.: Просвещение, 1968.
19. Гик Е.Я. Беседы о шахматах. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с. 20.Голенищев В.Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. - М.: издание всероссийского шахматного клуба, 2000.-62с.
21. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Прометей, 1993. -С. 18-30.
22. Гончаров В.И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. - М: ГЦОЛИФК, 1984. - 38 с.
23. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: учебное пособие для шахматистов второго-третьего разрядов. - М.: АОЗТ " Фердинандт", 1993. -240 с.
24. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
25. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника// Знание. Серия " Педагогика и психология". - М., 1988, №6.
26. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников. -М.: Педагогика, 1990.
27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. - 544 с.
28. Дубровина И.В. Об индивидуальных способностях школьников// Знание -Серия " Педагогика и психология", - М., 1975, №6.
29. Дьяков И.Н., Петровский Н.В., Рудик П.А. Психология шахматной игры. -М.:ГЦИФК, 1976.-80с.
30. 3ак А.З. Различия в мышлении детей. - М.: Изд. Росс. Открытого университета, 1992. - 128 с.
31. 3анков Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. -М.: Просвещение, 1965.
32. Злотник Б. А. Комплекс диагностичеких методик по шахматам // Методические разработки. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 16 с.
33. Змановский Ю.Ф. Психофизиологические и психологические особенности 6-тилетних детей // Дошкольное воспитание, 1983, №2, С. 41-44.
34. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Рад. Шк., 1988.
- 224 с.
35. Индре К. Формирование интеллектуальных учебных умений в начальных классах // Тезисы докладов научной конференции по школьной педагогике. -Тарту: ТГУ, 1986, С. 46-50.
36. Калмыкова З.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.,1981.
37. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности // Советская педагогика, 1985, №9, С.48-51 .
38. Колесова A.M. Индивидуальный подход к учащимся начальной школы. -М.:Учпедиз., 1985.
39. Костров ВВ., Давлетов ДА. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. - Спб.: 2001. -128 с.
40. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. - М: ФиС, 1981. -183с.
41. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников.
- М.: Просвещение, 1968.
42. Лаузис А. Как рождается е2-е4 // Наука и техника, 1968, №12, С. 28 .
43. Леонтьев А.Н. , Гальперин П.Я. Теория усвоения знаний и программированное обучение // Советская педагогика , 1964, № 10, С. 56-65. 44.Линдер И.Н. Эстетика шахмат. - М.: Сов. Россия, 1981. - 240 с. 46.Малкин В.Б. Мышление шахматиста. - М: ГЦОЛИФК, 1983.
45. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьников. - М.: Педагогика, 1989.
46. Мишарева Е.И. Индивидуализация самостоятельной деятельности учащихся при обучении решению задач // Начальная школа, 1982, № 12, С.48-
47. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста // Под ред. Эльконина Д.Б. , Венгера Л.А.- М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
48. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Бабанского Ю.К. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
49. Подготовка юных шахматистов четвертого и третьего разрядов. Программа/ Под ред. Голенищева В.Е. - М.: Сов. Россия, 1979. - 110 с.
50. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. Гуревича К.М. - М.: Педагогика, 1981. - 232 с.
51. Рабунский B.C. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении. - Горький: ГПИ, 1988.
52. Рохлин Я.Г., Крогиус Н.В. Память и внимание шахматиста. - М.:Московская правда, 1968. - 63 с.
53.Рохлин Я.Г. Юный шахматист. - М.: ФиС 1977.
54. Симкин Ю.С., Суханов А.Ю., Барташников А.В. Объективная диагностика оперативной памяти шахматистов-спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1984, №2, С. 55-56 .
55. Симкин ЮС, Резников Ю.А. Перспективные научные исследования в области шахматного спорта //Теория и практика физической культуры, 1980, №6, С. 42-43 .
56. Совершенствование обучения младших школьников / Под ред. Пышкало
A.M. - M.: Педагогика, 1984.
57. Сухин И.И. Приключения в шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
58. Теория и практика шахматной игры: Научно-методическое и практическое пособие. / Под ред. Я.Б.Эстрина. - М., 1984. - 272 с.
59. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М: Педагогика, 1990.
60. Уткина Н.Г. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения / Урок в начальной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1975,С. 4-10 .
61. Фишер Б. Бобби Фишер учит играть в шахматы. - Киев: Здоровье, 1991. -536 с.
62. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Практическое пособие / Под ред. Злотника Б. А. - М.: Высшая школа, 1990. - 335 с.63. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 лет. - М.: Педагогика, 19