Содержание
Введение 5
Глава1. Теоретический анализ различных подходов к оценке успеваемости обучающихся по физкультуре 8
1.1 Характеристика традиционной советской системы оценивания в средних
школах по физкультуре 8
1.2 Инновационные подходы к оценке успеваемости обучающихся в
общеобразовательных школах современной России 12
1.3 Характеристика рейтинговых систем оценивания успеваемости обучающихся 17
1.4 Требования к оценке успеваемости по ФК в условиях ФГОС среднего образования 19
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 23
2.1. Цель и задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 28
Глава 3. Особенности организации контроля и учета по ФК в
общеобразовательной школе в условиях требований ФГОС ООО 30
3.1 Анализ отношение учителей общеобразовательных школ к различным
системам оценивания успеваемости по физкультуре 30
3.2 Разработка и апробация рейтингового контроля успеваемости
по ФК в школе 35
Выводы по третьей главе 58
Выводы 61
Библиографический список 63
Приложение А 67
Приложение Б 68
Приложение В 71
Приложение Г 72
Приложение Д 74
1. Изучить и проанализировать традиционную, советскую систему оценивания в средних школах по физкультуре в условиях требований ФГОС.
2. Изучить и проанализировать рейтинговую систему оценивания успеваемости обучающихся.
3. Провести анализ отношения учителей к различным системам оценивания успеваемости
4. Обосновать и экспериментально апробировать методику оценивания успеваемости учащихся средней общеобразовательной школы по физической культуре в условиях требований ФГОС.
Гипотеза. Мы предполагаем, что использование интегральной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся 5 классов с учетом требований ФГОС существенно повысит уровень их двигательной активности и физической подготовленности, а также будет способствовать снижению тревожности и негативных эмоциональных переживаний школьников, оптимизации отношений с учителем.
...
1.2 Инновационные подходы к оценке успеваемости обучающихся в общеобразовательных школах современной России
По общественному мнению, в настоящее время, оценки по физической культуре и ряду других учебных предметов, следует заменить зачетом. Такая позиция объясняется тем фактом, что на занятиях физкультурой оценивается не успеваемость школьников, а их физические способности[14].
Кроме тестирования, в качестве альтернативы действующей системе оценок по этому предмету, предлагается и следующий вариант выставления оценки, на которые будут влиять такие позиции, как:
• степень посещения практических занятий;
• уровень физического здоровья конкретного ученика;
• уровень усвоения практического материала;
• общие знания, полученные в течение учебного года.
Но все-таки, предлагается, в первую очередь, учитывать посещаемость уроков физкультуры и степень изучения практических занятий[10].
...
1.4 Требования к оценке успеваемости по ФК в условиях ФГОС среднего образования
Оценивание успеваемости и спортивных достижений, является важной частью учебного педагогического процесса по физической культуре. Оценка производится учетом состояния здоровья учащихся, физиологических особенностей учащихся, функций, требований и целей, результатов предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по предмету «Физическая культура». Если у учащихся имеются противопоказания по состоянию и уровню здоровья, относящиеся к освоению физической культуры, оценивание успеваемости производится с учетом ограничений и рекомендаций медицинских работников.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» включает в себя знания, двигательные, методические умения, навыки, способы деятельности, направленные на физическое и всестороннее развитие.
...
Выводы по первой главе
Изучив и проанализировав научную и методическую литературу, по теме: «Теоретический анализ различных подходов к оценке успеваемости обучающихся по физкультуре», мы выяснили, что традиционная пятибалльная система оценивания, которая была предложена Яном Амосом Коменским более трехсот лет назад, давно нуждается в коррекции и современной интерпретации, информатизации и компьютерного обеспечения. Так же создается необходимость в создании новой системы оценивания успеваемости обучающихся, которая оценивала бы объективно и сводила к субъективизму педагога при выставлении отметки, и выполняла функцию мотивации. Считается, что урок по физической культуре в учебном процессе, является самым важным в любом столетии нашей жизни, так как на занятиях повышается уровень развития человека, и улучшается здоровый образ жизни.
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1.
...
Методы исследования:
1. Анализ научно - методической литературы.
2. Контрольное испытание - педагогическое тестирование.
3. Метод педагогического эксперимента.
4. Математико-статистические методы обработки результатов.
База исследования: исследование проводилось в период непрерывного учебного процесса в общеобразовательной школе. В исследование приняли участие 40 человек в возрасте 10-12 лет, а также учителя физкультуры средней общеобразовательной школы.
Структура дипломной работы: работа выполнена печатным способом на 75 страницах машинописного текста; состоит из титульного листа, оглавления, введения, 3-х глав, выводов, библиографического списка и двух приложений; в работе материал представлен в 10 таблицах;
Библиографический список
1. Акатова Н.И. Введение новой системы оценки в общеобразовательных школах России / [Текст] Н.И. Акатова //Материалы педагогической конференции. - Харабали. - 2002 - С. 112-158.
2. Баландин, Г.А., Урок физической культуры в современной школе [Текст] / Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. - Методические рекомендации. Вып. 1.- М.: Советский спорт, 2002. – 160с.
3. Власов A.B. Методика преподавания учебных знаний на уроках ФК с образовательной направленностью учащихся 6-7- кл. средней школы: ав-тореф. дисс... канд. пед. наук / [Текст] A.B. Власов. — М.: РГАФК, 2001. — 22с.
4. Галимов Г.Я. Безоценочный урок в Красноярской средней школе Бу¬рятии / [Текст] Г.Я. Галимов //Теория и практика физической культуры в школе. -2002. -№10.-С.52-54.
5. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ.[Текст] Учебное пособие.- М.: ФИЛИНЪ, 1998 г.-264 с.
6. Деминский, А.Ц. Методические основы оздоровительной физической культуры: учеб пособие для инст. и фак. физической культуры и спорта [Текст]/ А. Ц. Деминский, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – Донецк, 2001.- 68 с.
7. Десятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательных школ: Инструктивно-методические материалы [Текст] / Под. Ред. В.И. Стражева, О.Е. Лисейчикова, Г.Д. Дыляна. – Мн: НИО, 1999.
8. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. [Текст] Учебник. - 256 с.
9. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. [Текст] Учебник.-М.: ИНФРА-М, 1996 г.-416 с.
10. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. - М. : Академия , 2008 . - 269 с. : ил.
11. Калугина М.Г. Современные подходы к оценке образовательных результатов обучающихся в предметной области «физическая культура» // [Текст] Физкультурное образование Сибири. 2014. Т. 32. № 2. С. 20-23.
12. Касымбекова С.И. Нучно-методические основы современной системы физического воспитания в школах [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. - №3
13. Кокова Е.И. Формирование мотивации к занятиям физкультурно - оздоровительной деятельности у девочек 11-12лет на уроках ФК: автореф. дисс... канд. пед. наук/[Текст] Е.И. Кокова-М.: РАО, ИВФ, 1997. - 23с.
14. Костина Л.В. Методика построения статистических графиков. [Текст] Методическое пособие.- Казань, ТИСБИ, 2000 г.-49 с.
15. Костылев. Ф.В. Учись по - новому. Нужны ли оценки - баллы. Книга для учителя / [Текст] Ф.В. Костылев.- М.: Владос, 2000. - 157с.
16. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. [Текст] - К.: Олимпийская литература, 2003. – 392 с.
17. Кряж В.Н., Кряж З.С. Оценка успеваемости по предмету «Физическая культура» [Текст]// «Физичная культура и здароуе». – 2001.- №3
18. Куимова Н.С. Проблемы отметки и оценки качества образования млад¬ших школьников в условиях модернизации образования. / [Текст] Н.С. Куимина // Управление школой. - 2002. - № 2.
19. Курс социально-экономической статистики: [Текст]Учебник/под ред. проф. М.Г. Назарова.-М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДИАНА, 2000 г.-771 с.
20. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. [Текст] – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. – 272 с.
21. М.: Финансы и статистика, [Текст]1995 г.-368 с.
22. Матвеев А.П. Новые подходы к формированию структуры и содер¬жания учебного предмета ФК / А.П. Матвеев //[Текст] Спорт в школе. - 2001. - №17.-С. 3-5.
23. Матвеев Л.П. Министерство образования Российской Федерации. «Обя¬зательный минимум содержания учебного материала» / [Текст] Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев. - Спорт в школе. - 2001. - № 15. - С.6-7.
24. Матвеев Л.П., Лях В.И. Новые подходы к формированию структуры и содержание учебного предмета физическая культура / Л.П. Матвеев, В.И. Лях //[Текст] Спорт в школе.- 2014. - № 17. - С.3-5.
25. Матвеев Л.П., Лях В.И. Новые подходы к формированию структуры и содержание учебного предмета физическая культура / [Текст] Л.П. Матвеев, В.И. Лях //Спорт в школе.- 2001. - № 17. - С.3-5.
26. Монахов Д.Н., К вопросу об истории возникновения оценки: Материла научно - практического семинара / [Текст] Д.Н. Монахов. - М.:МГОУ, 2005. — 87с.
27. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / [Текст] авт.-сост. Г.И. Пагадаев. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.
28. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник [Текст]/под ред. А.А. Спирина, О.Э.Башеной-М.: Финансы и статистика, 1994 г.-296 с.
29. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование [Текст]: учеб. пособие для пед.вузов / под ред. Ю.Д. Железняка. – М.: Академия. 2002. – 384 с.
30. Петровский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся / [Текст] Е.И Петровский - М.: АПН РФ, 2005. - 125с.
31. Пономарев В.В. Технология интегральной оценки и контроля физкуль¬турного образования школьников Крайнего Севера / В.В. Пономарев //[Текст] ФК: воспитание, образование, тренировка. — 2000. - №1. - С. — 5-7.
32. Программа по физической культуре для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы (переработанная и дополненная) [Текст]// Разработ. А.А.Гужаловским, В.Н.Кряжем и др. – Мн: Технопринт, 1999
33. Рудинский Н.Д. Принцип автоматизации педагогического контроля зна¬ний /[Текст] И.Д. Рудинский // Пед.диагностика, 2003. - 245с.
34. Селищева Е.А. К вопросу о влиянии критериальной системы оценивания на мотивацию и эмоциональное отношение школьников к учению (на примере уроков физической культуры) // [Текст] Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1 (23). С. 113-119.
35. Статистика: курс лекций [Текст]/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.- Новосибирск,: НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1997 г.-310 с.
36. Статистический словарь [Текст]/ гл.ред. М.А. Королёв.-М.: Финансы и статистика, 1989 г.-623 с.
37. Теория статистики: Учебник [Текст]/под ред. проф. Шмойловой Р.А.- М.: Финансы и статистика, 1996 г.-464 с.
38. Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей [Текст]/ В.А.Барков, А.И. Навойчик, Ю.К. Рахматов и др.; Под ред. В.А. Баркова.Мн: Тэхналогия ,2001.
39. Физическая культура: учеб.пособие [Текст]/ под общ. ред. Е. В. Конеевой. – Ростов н /Д: Феникс, 2006. – 558 с.
40. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст]/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов – 2 – е изд., испр. и доп. – Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
41. Ярулин Р.Х. От содержания программы по предмету «Физическая культура» к организации процесса образования школьников по физической культуре [Текст]// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. №3